Русская линия
Гудок Ростислав Новиков18.03.2005 

Обретенные шедевры

Выставку «Из новых поступлений. 1993 — 2003», проходящую в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева, можно назвать отчетной.

На ней представлены произведения, собранные музеем за последние 10 лет. Среди них — иконы, литье, эмали, памятники рукописной и старопечатной книги XI — начала XX века.

Источники поступления в коллекцию весьма разнообразны — что-то было приобретено у частных лиц и организаций, что-то получено в дар, в том числе и от известных коллекционеров. А некоторые шедевры передали в музей правоохранительные органы.

Начиная с 1993 года в музейное собрание поступило более 1000 новых экспонатов. Из них для выставки отобрано 170 наиболее значимых и интересных.

«Можно сказать, — поясняет Татьяна Нечаева, заведующая научно-фондовым отделом музея, что каждый из них — шедевр. Особый интерес представляют вновь открытые произведения новгородских иконописцев, которые существенно обогатили наше представление об искусстве этого культурного центра. К ним относится уникальная икона середины — второй половины XV века «Апостол Тимофей и Иоанн Предтеча».

Помимо Новгорода на выставке широко представлено искусство и других художественных центров — Центральной России, Поволжья, Русского Севера.

Сотрудники музея гордятся, что в их собрании есть резные выносные кресты с живописными изображениями. Один такой крест XVI века появился в коллекции благодаря дару Виктора Бондаренко.

Заметным событием стало поступление в музейную коллекцию подписных произведений двух выдающихся иконописцев Оружейной палаты. Икону «Спас Нерукотворный» 1676 года с автографом Ивана Максимова, мастера миниатюрной живописи и ученика знаменитого Симона Ушакова, подарил музею коллекционер и известный музыкант Александр Липницкий. Другая икона — «Богоматерь с Младенцем на престоле» написана в 1690-е годы Карпом Золоторевым, который одним из первых в России стал использовать технику масляной живописи.

Коллекция монументальной живописи музея состоит из уникальных памятников, представляющих искусство Новгорода, Москвы и Поволжья XII — XIX веков. На выставке можно увидеть фрагмент стенописи с ликом неизвестной святой. По словам Татьяны Нечаевой, он является единственным в собрании образцом храмовой росписи московского круга времени правления Ивана Грозного. После поступления в музей эта фреска, расколотая на многочисленные кусочки, была собрана и отреставрирована.

Самый древний экспонат — в разделе прикладного искусства. Это двусторонняя икона, выполненная в технике высокой чеканки на серебряных пластинах.

Ее лицевая сторона была создана византийским мастером в XI веке. На ней изображена Богоматерь с Младенцем. Оборотная сторона с изображением святых мучениц Марины и Варвары была выполнена в XIII веке грузинским чеканщиком. В конце XVII столетия повелением Руисского епископа Филиппа Тактакидзе, которому принадлежали оба этих образа, их соединили в единое целое.

Среди книжных памятников выделяется фрагмент «Лествицы» Иоанна Синайского 1510 года, переданной в дар Владимиром Логвиненко. Эта книга была переписана Ферапонтом Обуховым в ИосифоВолоколамском монастыре при жизни преподобного Иосифа Волоцкого.

Часть рукописи хранилась в музее с 50-х годов прошлого века, а другая ее часть считалась утерянной.

Именно она и стала даром московского коллекционера. Благодаря этим листам восстанавливается целостность замечательного средневекового памятника, изысканные заставки которого являются великолепным образцом оформления древнерусской книги.

http://www.gudok.ru/index.php/23 759


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru