Русская линия
Трибуна Александр Лебедев18.03.2005 

Зажглась «Звезда»
О новом канале рассказывает один из его создателей — Александр Лебедев

Из досье «Трибуны»

Лебедев Александр Алексеевич

Начальник Центральной телевизионной и радиовещательной студии Министерства обороны РФ, капитан I ранга. Родом из Севастополя. Службу офицера-подводника проходил на Северном флоте. С 1993 года активно сотрудничает с ведущими телерадиокомпаниями. Лауреат многих фестивалей как за режиссерские, так и за операторские работы. В 2000 году организовал первый телецентр в Вооруженных силах.

— Александр Алексеевич, сложно было выиграть конкурс на создание телевизионного канала?

— Разумеется. Во-первых, ажиотаж вокруг права освоения 57-й частоты возник потому, что это последняя эфирная частота, на которой возможно вещание в Москве. Во-вторых, на федеральной конкурсной комиссии у нас были серьезные конкуренты: «Школьник-ТВ» и телекомпания «Мир». Впервые за всю историю конкурсных комиссий с докладом по концепции выступал генерал-полковник Николай Иванович Резник — начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил РФ. Лицензию мы выиграли во многом благодаря тому, что 57-я частота была проблемной. Требовался большой комплекс организационно-технических мероприятий, связанных с ее освоением для начала вещания, в просторечии — расчисткой частоты.

Когда закончилась процедура голосования в комиссии и выяснилось, что мы победили, Владимир Познер подошел к нам и сказал: «Вы знаете, все-таки патриотизм не должен быть таким». Возникла пауза. «А каким должен быть патриотизм, Владимир Владимирович?» — спросил я. «Ну не знаю, но не таким». «Может быть, как в США?» — предположил я. «А почему нет?» — ответил Познер, который всегда болезненно реагирует на американскую тему. Я говорю: «Ну да, флаг подняли, гимн спели, а вечером разбомбили Югославию… А давайте мы придем в вашу программу и поговорим о патриотизме». «А при чем здесь моя программа?» — обиделся Познер. Я говорю: «Вот для того мы и выиграли лицензию, чтобы при слове «патриотизм» наши авторы не говорили: «При чем здесь моя программа?» 20 февраля, в день, когда «Звезда» начала свое вещание в эфире, Познер выпустил свою программу «Времена», посвященную теме патриотизма. Но нас не пригласил.

— В последние дни что только не писали о «Звезде», каких только собак на вас не вешали…

— Это нормально. Ведь мы впервые выступили с государственно-патриотической концепцией телеканала. А это, разумеется, не могло понравиться нашим либералам. Просто в споре с нами им не хватило аргументов. И они перешли на обыкновенную ругань.

— Если мы ее вычленим, то увидим, что ваши оппоненты выдвигают по отношению к вам четыре обвинения, первое из которых — то, что вы собираетесь насадить в России милитаризм…

— К сожалению, сегодня мы наблюдаем тенденцию милитаризма во всем мире. Нельзя же так, чтобы у всех был милитаризм, а у нас был сплошной пацифизм или пофигизм. Вы посмотрите: растут военные бюджеты абсолютно всех государств. Я уже не говорю, что бюджет Пентагона в разы превышает бюджет всей Российской Федерации. И при этом американские военные считают, что гражданские СМИ неправильно освещают тему вооруженных сил США, что много искажений. Они хотят донести свою правду. Это право не оспаривается никем. И не случайно именно в Соединенных Штатах Америки, которые считаются для многих либералов «образцом демократии», появился военный канал «Пентагон ченал» с огромной целевой аудиторией (сегодня США осуществляют постоянное военное присутствие в 177 странах мира). В отличие от нас, они давно поняли приоритеты сегодняшнего дня. Информационно-идеологическая война уже идет, если хотите — Третья мировая.

Я посмотрел, как американские военные подают информацию для жителей этих 177 стран, где вещает «Пентагон ченал»: «Там, где были военные базы США, — от цунами никто не пострадал. Потому что у нас есть система раннего оповещения цунами. А вот где ее не было — там пострадали». И тут же идет репортаж, как военные помогают, вертолеты летают, всех спасают. И жители островных государств, сметенных стихией, говорят: «Как только мы разберем завалы — мы пригласим сюда американских военных». Понимаете? Это тончайшая идеология. Они убеждают, что американский солдат — гарант безопасности во всем мире.

Кстати, в отличие от «Пентагон ченал», «Звезда» позиционирует себя не как военный, и даже не как военно-патриотический, а как государственно-патриотический телеканал. У нас будут и общественно-политические, и спортивные, и детские программы, и кинопоказ. А собственно военно-патриотическое вещание будет составлять всего 10 процентов.

— А что сейчас показываете и каковы задумки на будущее?

— Сейчас транслируем в основном хорошее кино советских времен, а также документальные фильмы. Задумок на будущее много, и в скором времени мы их реализуем. Пока не буду раскрывать карты, скажу лишь о некоторых из них. Известный тележурналист Александр Политковский подготовил целый цикл передач о животных. Готовится постоянная программа по отечественному автопрому: как ухаживать за автомобилями. Ведутся переговоры о трансляции на нашем канале православной телепередачи. В дальнейшем планируем снимать собственные художественные фильмы. А вообще, мне легче сказать, чего у нас не будет. У нас не будет «Рембо», порнографии и фильмов, где все русские либо бандиты, либо идиоты.

— А новости будут?

— Да, но не в этом сезоне. Для этого необходима большая предварительная организационная работа. Ведь новости — это не только лицо канала, но и 50 процентов его бюджета. Необходима огромная организационная подготовка. Сегодня, пока у нас еще относительно небольшая аудитория, запускать новости нецелесообразно с точки зрения бизнеса. Но новости обязательно будут. И это будут, поверьте мне, совсем другие новости.

— Второй упрек ваших оппонентов относится лично к вам: дескать, Лебедев научит нас Родину любить…

— Лебедев никого учить не будет. Потому что если кого-то не научили любить Родину в раннем возрасте, то это бесполезное занятие. Лебедев (и не только я) просто хочет показать то, что не показывают на других каналах. Исходя из тех же ценностей демократии, мы хотим дать телезрителям право выбора, которого у них сейчас нет. Вы замечали, что все каналы стали друг на друга настолько похожи, что, сколько ни переключай, их не отличишь один от другого? Вещатели самоослеплены, им кажется, что кровь, секс, деньги — это все, что нужно зрителю! Порой людей путают со скотами, а право определять, что нужно, а без чего можно сегодня обойтись, присвоили себе телепродюсеры.

Мы не будем учить, мы будем напоминать, что у нас есть своя Родина, и что она — не США. Родина — это не там, где вкусно кормят. На днях газета «Нью-Йорк таймс» опубликовала о «Звезде» большую статью, которая заканчивалась такими словами: патриотизм становится заразным в России. Это меня согрело.

— Третье обвинение: лучше бы военные занимались своим делом и не лезли туда, где ничего не смыслят…

— В соответствии с действующим законодательством мы имеем право заниматься любыми видами деятельности в области СМИ. В системе Министерства обороны давно выпускаются газеты и журналы. Из Вооруженных сил вышло немало специалистов-телевизионщиков, которые работают на разных каналах. Кроме того, мы привлекаем на свой канал гражданских специалистов, которые хотят работать в области государственной идеологии. И таких людей немало на телевизионном рынке. Их труд стоит денег, и мы будем платить эти деньги — адекватные предоставленному труду.

— Откуда средства привлекаете?

— В основном это средства, которые будут предоставлены инвесторами. Как любая компания, мы начинаем с заемных средств. Часть бюджетных средств направлена на развитие канала «Звезда». И это абсолютно законно, потому что держателем лицензии является федеральное госучреждение Минобороны РФ. Эти средства совсем небольшие и для телевидения, и для страны. В 26 миллионов рублей нам обошлось строительство передатчика, а также на установку фильтров и исследования, которые мы проводили силами наших военных институтов, еще 30 миллионов. Поэтому никаких нарушений здесь нет. Частично мы будем направлять на деятельность федерального государственного учреждения часть бюджетных средств, но это абсолютно незначительные деньги. А дальше канал будет заниматься рекламой и привлекать спонсоров для производства программ. У нас будет своя собственная, отличающаяся от других, рекламная политика. В основном мы станем рекламировать отечественного производителя, российские бренды. Конечно, это не те деньги, которые за рекламу дают зарубежные финансовые структуры, но принципы дороже денег.

— Ваш зритель — в первую очередь человек военный?

— Наша аудитория — вся страна. Мы хотим, чтобы у нас были программы, которые будут смотреть с удовольствием и дети, и взрослые — люди с разными интересами. Но, разумеется, есть и целевая аудитория. Это Вооруженные силы — один миллион двести тысяч человек, а также их семьи. Это работники военно-промышленного комплекса, силовых ведомств, члены их семей. По самым скромным подсчетам, это одна треть населения страны. Плюс те граждане, у которых дети отслужили в армии или готовятся к службе, да и сами бывшие или нынешние защитники Отечества…

— И, наконец, четвертый выпад ваших недоброжелателей: танки не летают, самолеты не ездят, а вы тут последний кусок хлеба у голодной армии отнимаете…

— Деньги, которые мы направили на канал, — это песчинка из бюджета Минобороны, которая никак не повлияет на боеспособность армии. И даже наоборот: может быть, те люди, которые говорят, что армия у нас плохая по определению, посмотрят наш канал и увидят другую армию. Я недавно был на одном из полигонов — там танк танцевал под музыку вальс! Такая была филигранная работа танкиста. У нас есть специалисты высочайшего класса! Приоткрою один из наших секретов: на телеканале готовится большой проект. Очень дорогой проект. Мы надеемся, что в стране найдутся люди, которые будут его финансировать. Это будет рассказ о жизни в армии от рассвета до заката. Планируется показ на длительном промежутке времени различных воинских частей. Два месяца — корабль ВМФ, два месяца — часть ВДВ и так далее. Мы покажем истинных героев.

Андрей Полынский

http://www.tribuna.ru/material/180 305/5−1.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика