Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация» Сергей Матвейчук18.03.2005 

Путин обнаружил «вакханалию» бюрократии

На встрече с членами правительства 14 марта Владимир Путин неожиданно обрушился с резкой критикой на нынешний порядок регистрации средних и малых компаний, назвав его «вакханалией». «Я не говорю о налогообложении, здесь что-то происходит, но зарегистрировать свое предприятие сегодня просто невозможно, — заявил президент. Этот порядок — это издевательство над людьми и здравым смыслом».

Правительственных чиновников неожиданная эскапада президента крайне озадачила. Ведь регистрация новых предприятий значительно упростилась, с 2002 г. налоговики занимаются регистрацией новых и перерегистрацией действующих предприятий вместо региональных регистрационных палат. По закону на регистрацию должно уходить не больше недели. По данным Центра экономических и финансовых исследований и разработок, который исследует административные барьеры для бизнеса, ситуация с регистрацией в последние годы заметно улучшилась, почти половине фирм (47%) удается вписать свое имя в госреестр за неделю, тогда как в 2002 г. в среднем на это уходило две недели. К «одному окну», впрочем, процедуру пока свести не удалось, но, чтобы зарегистрироваться, уже достаточно обойти не пять, а три госучреждения.

Вероятно, президент имел в виду не саму регистрацию, а трудности с получением всевозможных лицензий и разрешений, так предполагают правительственные чиновники.

«В доверительных беседах предприниматели жалуются не на регистрацию, а на мучительное получение лицензий, согласование разрешительной и проектной документации», — говорит чиновник Минэкономразвития. Правительство собирается облегчить это бремя, говорит сотрудник ФНС, освободив фирмы от повторного предоставления пакета регистрационных документов в госорганы, выдающие разрешения и лицензии. Сейчас одни и те же документы фирмам приходится подавать многократно, что не имеет смысла. С выдачей разрешений дела обстоят гораздо хуже, чем с регистрацией. Доля компаний, которым в течение года приходилось обращаться за лицензиями и разрешениями, уменьшилась до 15% (в 2002 г. — 21%), но на это уходит в среднем 67 дней (три года назад — 49). При этом местные власти требуют огромное количество полулегитимных разрешений на деятельность, по федеральному закону не лицензируемую.

Вероятно, этот разгул на местах президент Путин и назвал «вакханалией». По мнению президента «ОПОРы» (Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства) С. Борисова, получение разрешений на установку киоска или автозаправки, на подключение энергии и газа, на торговлю определенным ассортиментом товаров — это настоящее «хождение по мукам». На то, чтобы запустить новый цех уходит масса времени, ведь большинство согласований приходится получать последовательно, а одновременно — нельзя. Регистрация и получение лицензий в строительном бизнесе достаточно прозрачная процедура, но на то, чтобы получить несколько десятков согласований, которые нужны для начала строительства, в частности, от органов санэпиднадзора, природоохраны и архитектурного надзора, — уходит порой до 2,5 лет.

Незадолго до выступления Президента, в начале марта состоялся Форум «Конкурентоспособность и малый бизнес», где выступил Г. Греф, он высказал мнение, что конкурентоспособность страны и человека зависят от конкурентоспособности малого бизнеса. Малые предприниматели могут получить свободу, когда государство этому не препятствует. «Но государство должно не только к этому лояльно относиться. Оно должно создать такую систему, когда каждый начинающий, каждый желающий, каждый вступающий на путь предпринимательства может в полной мере получить не только такую возможность, но и поддержку», подчеркнул Греф. Министр не сказал, почему эти благие намерения либералы не способны претворить в жизнь на протяжении 14 лет, однако он рассказал о намерении МЭРТа уже в течение уже этого года опробовать типовые проекты бизнес-инкубаторов для малых предпринимателей с тем, чтобы в 2006 году поставить на поток не менее ста из них. Объектом внимания правительства с точки зрения создания инфраструктуры для малого бизнеса является и так называемый «перечень N3» — список предприятий, подлежащих приватизации, реорганизации и ликвидации. Помещения данных предприятий вполне могут быть приспособлены под кластеры, заметил Г. Греф.

В диалоге с представителями власти, собравшиеся на Форуме предприниматели были настроены «на конкретику». Руководитель Орловского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Марина Ивашина назвала сумму «предотката» для малых предпринимателей в конкурсах. Недоверчивое восклицание Александра Починка «30%?!» вызвало в зале лишь искренний смех: в регионах малый бизнес этой цифрой не удивить. А президент фонда «Конституция» из Швейцарии Карл Экштайн, уже долгое время работающий в России, сообщил, что «здесь быть „маленькими“ невозможно» и сравнил взаимоотношения малых предпринимателей и чиновников с противостоянием мирного населения и оккупантов.

А резюме, резкое по содержанию, но поддержанное аплодисментами участников Форума, подвел вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Иоффе: «Могу сказать, что сегодня государство никакой налоговой политики для малого бизнеса не проводит. И, судя по всему, в ближайшее время проводить не будет».

Таким образом, о проблемах развития малого бизнеса высказались, практически, все участники процесса, которые совершенно по-разному видят способы решения данных проблем. Нельзя не заметить тенденцию последних лет — чем больше внимания государство оказывает малому бизнесу, тем хуже становится бизнесу от такой заботы. К сожалению, в ходе мартовских дискуссий никто не сумел (или не захотел) вскрыть коренных источников проблем малого предпринимательства в России.

Источники проблем кроются в сложившейся системе властных и бюрократических структур, поражённых коррупционными связями. Данная система обрела устойчивость и иерархичность в разделении труда: федеральный уровень системы «пасёт» крупный бизнес; региональный — средний; муниципальный — малый. На практике, законодательная и регулятивная деятельность властей регионального и муниципального уровня направлена на создание условий для процветания бюрократических структур, занимающихся лицензированием, надзором, регистрацией и т. п. Данные структуры успешно гнобят предпринимателей, за исключением тех, кого крышует власть. Причём «издевательство над людьми и здравым смыслом», о котором говорил Президент, происходит не только в отношении предпринимателей. От власти бюрократии страдает и простой народ. Если при Советской власти, для совершения каких либо действий со своим имуществом (завещание, дарение, наследование и т. п.) достаточно было один раз сходить в сельсовет или к нотариусу (правда, приходилось отсидеть большую очередь, за что нещадно ругали власть) и заплатить 10 рублей, то теперь подобную процедуру сравнивают с «кругами ада». Она занимает месяцы, а то и годы и обходится в сотни долларов, которые вытрясают в различных бюрократических конторах. Правда, для богатых людей нет проблем, так как всегда можно нанять одну из консультационных фирм, которые паразитируют на теле общества при попустительстве властей.

Периодически, кто-либо из высшего руководства страны или региона делают заявления в поддержку малого и среднего бизнеса, инициируя новые законы или поправки к законам, которые создают лишь иллюзию ликвидации проблем, так как на уровне исполнительной власти данные законы обрастают регламентирующими документами, выхолащивающими здравую суть любых законов.

Это хорошо, что В. Путин возмутился отсутствием здравого смысла в работе экономической власти. Правительственные чиновники тут же выразили несогласие с такой критикой, они считают, что Президента просто неправильно информировали о проблемах среднего и малого бизнеса. Попробуем разобраться, кто здесь прав, на простом примере.

Многие в России недовольны тем, что наши цены на моторное топливо и электроэнергию достигли уровня цен в США. При этом, известно, что средняя зарплата российского рабочего в 10 раз ниже американского, а энергетические издержки на выпуск единицы продукции в 3 с лишним раза выше (из-за технической и технологической отсталости). Здравый смысл подсказывает, что если не привести внутренние энергетические цены в соответствие с реальным состоянием платёжеспособности населения и технологическим уровнем производства, то о конкурентоспособности российской экономики можно будет только мечтать, а «ножки буша», по определению, будут всегда дешевле отечественных кур. Но это здравый смысл руководителя, который радеет об интересах отечественной экономики. А если государственный управленец служит ради интересов энергетических корпораций, то его здравый смысл подсказывает совсем иное — снижение внутренних цен недопустимо, так как оно ударит по прибылям олигархов, такой руководитель будет оправдывать и дальнейшее повышение внутренних цен, ссылаясь на то, что европейские цены в два раза выше американских. Если государственный управленец служит ради либеральной идеи, то здравый смысл подсказывает ему образ России, органично встроенной в западную экономику в качестве энерго-сырьевого донора. Поэтому он совершенно искренне лоббирует интересы энерго-сырьевого сектора в ущерб интересам обрабатывающей промышленности.

Таким образом, очевидно, что первоочередным критерием в оценке качества государственного управления экономикой должно быть не здравомыслие, а способность к служению в интересах народа, страны и государства. Это означает, что в кадровой политике государства, нравственные критерии первичны перед умственными и профессиональными способностями, какой прок от высоколобого профессионала во власти, если его деятельность входит в противоречие с интересами народа и страны в целом.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=7233


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика