Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация» Кирилл Чеботарев18.03.2005 

Масленница-полизуха, протянись хоть до Духа

Отшумела, прогремела широкая Масленница, начался Великий пост: время молитв и размышлений.

И первые мои размышления волей неволей обращены к недавно пережитому, к празднику и к его нелёгкой судьбе и к недавнему его возрождению. Нельзя конечно сказать, что Масленницу запрещали напрямую, в том или ином виде она продолжала праздноваться. В основном этот праздник преподносился под названием «Проводы русской зимы», но при этом, конечно же, утрачивались и искажались суть и смысл, заполняясь неуёмными выдумками массовиков-затейников действующих по приказу и в духе партии.

Единственное наверно, что позволяло угадать в этом действе след от того самого великого и по настоящему русского праздника, так это блины, да иногда сжигаемое чучело зимы, в лучшем случае взятие снежного городка, да и то, всё это можно было увидеть разве что в глубинке. Столица себе такого позволить не могла.

По настоящему интерес к празднику появился после нашумевшего фильма Михалкова «Сибирский цирюльник». Конечно же, интерес был и раньше, а с началом эпохи гластности и перестройки он начал расти ещё больше, но именно этот фильм, мне кажется, послужил той самой первой ласточкой, госаппарат зашевелился, и начал кряхтя менять вывески, да испрошать благословений у кого следует. Проснулся интерес именно к «той» настоящей русской масленнице. Масленнице с тёщиными блинами, с прощёным воскресеньем, со стеношным боем, пением масленичных песен и внутренним приготовлением к последующему великому посту, к покаянию и смирению души и тела. Но не только такие большие и именитые режиссёры как Михалков и всесильные мэры как Лужков способствовали возобновлению.

Удивительным примером народной воли является Масленница проводимая уже на протяжении 20 (!) лет Союзом добровольных помошников рестовраторам «Рождественка». С самого первого снега добровольцы едут на новую поляну, выбранную ещё летом, и начинают строительство снежной крепости высотой не ниже чем в три человеческих роста, вместе с этим устанавливаются столб с призами, всевозможнейшие качели и карусели для детей, огромная снежная лодья, русская печка из снега, в некоторые года делались в сугробах лабиринты для детей, ледяные горки и ещё много много чего и не хватает памяти перечислить. Всё строительство, организация и вообще весь праздник — только на некомерческой основе. Никаких рекламных щитов, никаких ларьков и спонсоров. Добрая воля — единственное и неукоснительно выполняемое условие. И это притом, что на праздник ежегодно съезжается по 3 — 5 тысяч человек.

Впереди пасха, вместе с ней празднуется народный праздник «Красная горка», а там глядишь и недалеко до Троицы. Праздники известные ныне разве что людям церковным, да фольклористам и этнографам. А ведь раньше вся Россия единою душой праздновала эти дни, это были праздники не какой-нибудь одной из областей, а именно всеросийские праздники. Сколько их отняло у нас лихолетье? И сколько взамен мы получили новомодных и чужеродных?

Только подумайте — сейчас жизнь любого современного представителя не может обойтись без дня святого Валентина, хелоуина, для святого Патрика, без японского нового года? А кто помнит о святках и Ивановом дне? Или о том, что в Русской Православной Церкви есть свой собственный день всех влюблённых — день святых Петра и Февроньи? Но, есть вера, глядя на таких вот безкорыстных тружеников как «Рождественка», что они хотя бы не умрут окончательно, став для нас лишь музейным экспонатом из прошлого, о котором помнят лишь древние старухи да учёный этнографы.

И когда-нибудь спрося у любого школьника на улице о том, что такое хелоуин, он ответит, что это такой американский праздник точно такой же, как наш русский Духов день.

17.03.2005

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=7239


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru