Русская линия
Православие.Ru17.03.2005 

Жизнь и труды святого Космы Этолийского. Часть 2

Собор Этолийских святых. В центре Косма Этолийский
Собор Этолийских святых. В центре Косма Этолийский
Влияние святого Космы на современников было поистине беспрецедентным, важно, что многие положения учения проповедника не только были восприняты аудиторией, но и получили практическое воплощение в жизни простого народа. На пожертвования богатых дарителей святой Косма приобрел более четырехсот тысяч косынок и платков, более пятисот тысяч четок и крестиков. Все это безвозмездно распространялось среди населения Балкан. По просьбе святого Космы богатые дарители приобрели более четырех тысяч купелей.

Отличающееся особой широтой и многообразием, учение святого было адресовано самым разным слоям общества. Несмотря на то, что некоторые крупные землевладельцы открыто выступили против проповедника, многие влиятельные люди находились под впечатлением его просветительской деятельности. Знаменитый Али Паша Янинский испытывал глубокое уважение к деятельности проповедника, а самого его почитал за великого праведника и одну из самых выдающихся личностей своей эпохи. Они были лично знакомы, и паша всегда покровительствовал святому, оказывая всестороннюю поддержку его просветительской деятельности.

Косма общался с народом не посредством своих текстов, а гораздо более прямым, непосредственным образом, устной проповедью и самим своим образом жизни. Именно поэтому, чтобы понять масштаб его вклада, мы обязаны обратиться к реакции толпы, следовавшей за ним.

«Куда бы ни приходил» Косма Этолийский, «происходило большое стечение христиан, и они с умилением и благоговением слушали его». «Диких усмирял, разбойников делал кроткими, жестоких и немилосердных показал милосердными, неблагочестивых благочестивыми, неграмотных и диких научил священной грамоте и приучил к хождению на божественные службы, (…) грешников привел к большому покаянию, к исправлению; так что говорили все, что при их жизни возсиял новый апостол». [1]

Одного слова Космы было достаточно, чтобы слушатели вносили кардинальные изменения в свой жизненный распорядок: «раньше торговые дни были в Пятницу, Субботу и Воскресение, аскет святой Косма отменил Воскресение, чтобы христиане не имели работ в этот день, и так и случилось, торговля по Воскресным дням прекратилась».[2] Своими проповедями святой смог остановить набиравшую обороты исламизацию: «боговдохновенные слова святого отца нашей церкви (…) остановили стремление к принятию ислама многих жителей». [3]

Данные венецианских архивов также свидетельствуют о небывалом по масштабам влиянии и распространении проповедей Космы Этолийского не только в Греции, но и на всех Балканах. Информатор венецианских властей, известный по источникам как Zonza, пристально следил за деятельностью «греческого миссионера» на острове Кефалонья. По его свидетельству, Косму сопровождало около пятнадцати тысяч человек. Венецианский военный и его свита, переодетые в крестьянскую одежду, смешались с толпой и начали наблюдение за поведением Космы и его последователей. Дзонца кратко, но очень емко рассказывает нам о реакции народа и о влиянии, которое оказывала на него проповедь Космы: «Они бежали за ним, целуя ему руки и ноги, почитая его словно настоящего спасителя, даже те кто находились вне закона (бандиты) примирялись со своими врагами и впредь жили мирно».

Вклад Космы Этолийского в духовное и национальное возрождение Балкан проявился не только в личной проповеди, охватившей практически все слои населения, но и в основании большого числа бесплатных школ. «Основал он школы повсюду посредством своего учения», пишет святой Никодим Святогорец. Очевидно, что при этом он имеет в виду не только школы, открытые проповедником в ходе своих миссионерских путешествий. Дело в том, что Косма, не имея возможности посетить все населенные пункты лично, обычно учил местных жителей в «кефалохори» — центральной деревне района. На проповедь туда стекались люди из небольших или труднодоступных соседних деревень: «видя множество народа, собранного из соседних селений, <…> он выбирал просторное место и начинал свою проповедь».[4] В «кефалохори» он обычно открывал школу сам, и подробно объяснял в своей проповеди ее устройство и задачи, рассказывая, как она должна функционировать. Логично было бы предположить, что жители других населенных пунктов, следуя его советам, сами по возращении домой основывали школы в своих селениях.

Количество школ, о которых достоверно известно, что они были основаны самим Космой в ходе его путешествий, впечатляет. «Повсюду посредством учения святого и по его наставлениям, как в больших, так и в малых селениях, открывались школы, в которых дети безвозмездно обучались священным письменам, посредством чего утверждались в вере и благочестии, начиная новую добродетельную жизнь», пишет биограф святого. О том, что это не преувеличение, и слово «повсюду» в данном случае используется как указание не только на территориальное положение, но и на огромное количество этих школ, свидетельствует небывалое по масштабам увеличение числа учебных заведений в конце восемнадцатого — начале девятнадцатого века. «От Валахии и Молдавии вплоть до Египта от города Смирна и до Керкиры, нет ни одного города, нет ни одного острова, где вы не найдете школы с бесплатным обучением, функционирующей на средства общины»,[5] пишет английский путешественник, посетивший Грецию в 1808 году. Большинство из этих школ если и не было открыто самим Космой, то было основано под влиянием и в соответствии с его проповедями.

Память о школах, открытых трудами святого Космы, сохраняется до наших дней. Где-то они до сих пор функционируют, где-то осталось школьное здание, где-то стены или фундамент. Так, в деревне Зитса жители бережно сохраняют часть стены старой школы, название Дидаскалио (название школы, данное святым Космой) также носит весь район, где она расположена.

Как добрый пастырь, Косма постоянно общался с жителями деревень, в которых его стараниями были основаны школы. Он вдохновлял людей, поддерживал их рвение, давал им практические советы. Святой Косма вел переписку с жителями многих городов, деревень и стран. Его письма были важны для местных жителей не только как практические руководства к действию, одновременно они были благословением святого, которого они настолько почитали, что и по сей день бережно сохраняют эти послания.
Косма заботился не только об открытии школ, но и об обеспечении их преподавательскими кадрами. Он назначал учителей, обеспечивал их финансами и жильем, но, самое важное, смог наладить подготовку новых преподавателей. При патриаршей обители Стилу он организовал Высшую Школу, главной ее задачей стала подготовка учителей и проповедников, которые продолжили бы его дело. Такую же школу он основал и в монастыре Иоанна Богослова.

Фундаментальность и продуманность, с которой святой подходил к решению всех проблем, с которыми ему приходилось сталкиваться, поистине удивительна и по тем временам, пожалуй, беспрецедентна. Именно благодаря этому обстоятельству образовательная система, созданная Космой Этолийским, не рухнула после его смерти, а, напротив, продолжила свое развитие и функционирование.

Первым источником средств на строительство школ была доля с общинных и храмовых земель и их доходов. Следующим источником стали пожертвования и дары, приносимые святому, выручку от которых он немедленно направлял на строительство новых школ. Святому жертвовали как на школы, так и на личные нужды, как православные, так и богатые турки. Впрочем, он ничего не оставлял себе, а все средства направлял только на возведение новых учебных заведений. Если пожертвований было недостаточно, он организовывал сбор средств среди народа. Так, наблюдатель венецианских властей Димитрий Мамонас, рассказывая о трехдневном сборе средств, организованном по инициативе проповедника, свидетельствует, что им была собрана колоссальная сумма.

Обеспечивая школы всем необходимым, Косма Этолийский призывал самих местных жителей к инициативности и активной гражданской позиции. Отныне они сами должны были участвовать в содержании школ и финансировать ее как из общинных средств, так и на основе личных пожертвований: «здесь в селении вашем, видя, что у вас нет школы, дабы дети ваши читали и бесплатно учились грамоте, попросил я христиан и они по возможности и желанию способствовали основанию школы. Но и вам самим следует всем вместе помогать вашей школе, из собственных средств или на деньги общины, (…) чтобы получить награду от Бога и почет у людей».

«И вы, родители (…) позаботьтесь о том, чтобы ваши дети учились грамоте. Сделайте так, чтобы в вашем селении была школа, найдите учителя и платите ему, чтобы он обучал ваших детей, ведь вы совершаете большой грех, оставляя их неграмотными (…) Лучше пусть они будут бедными и грамотными, чем богатыми и неграмотными». Косма Этолийский ставит ребенка в центр образовательного процесса, отводит ему отдельную, значительную роль в социальной структуре общества. «Ребенок — это будущий взрослый, и для Космы и его эпохи, будущий освободитель порабощенной родины. Это ребенок должен был правильно сформироваться, научиться грамоте, взять в свои руки судьбу своего Отечества. Ради него Святой и боролся, открывал школы, отправлял послания, советовал, создавал все условия для его просвещения». [6]

Главным объединяющим фактором общества Косма полагал не нацию, а религию. Проповедь православия занимает центральное место в его учении. Деятельность Космы носит не только миссионерский характер, но и была направлена на объединение народа. Косма хотел сделать церковь центром концентрации и подготовки сил, заинтересованных в духовном возрождении нации, которые в перспективе должны были способствовать национальному освобождению: «святая церковь словно мать…Наша святая церковь — источник, утоляющий жаждущих. И должны священники каждый день служить, чтобы благословил Христос людей и хранил страну».

Национальное возрождение неотделимо от духовного, и поэтому Косма подробно рассказывает утратившим связь с православной традицией слушателям о том, как необходимо жить в соответствии с православным вероучением, рассказывает о значении обрядов и таинств. В своих проповедях он описывает устройство и назначение различных частей храма, рассказывает о том, как должно совершаться таинство брака, крещения.

Особую роль в возрождении национального единства святой отводит священству и монашеству. Священники должны стать не только духовными, но и общественными лидерами — «в этом и заключается задача священника, положить всю свою жизнь и голову на благо христиан». Священник должен послужить примером для народа, способствовать его сплочению и утвердить согласие между соотечественниками: «как пастух следит за своими овцами, так и священник должен посещать дома христиан днем и ночью, не есть и пить, забирая их вещи, но, напротив, в случае, если муж поссорился с женой, отец с сыном, брат с братом, сосед с соседом, стремиться утвердить между ними любовь».

Косма Этолийский сыграл, пожалуй, ключевую роль в достижении единства нации, которое впоследствии обусловило успех национально-освободительного восстания 1821 года. Не случайно одним из ключевых моментов образовательной концепции Космы был всеобщий и бесплатный характер обучения. Таким образом, он практически воплощал свою концепцию достижения национального единства, не делая различий для богатых и бедных, девочек и мальчиков. Всеобщее образование должно было избавить нацию от социальных предрассудков, отменить привилегированность некоторых состоятельных групп населения в сравнении с менее обеспеченными, традиционно остававшимися за рамками существующей образовательной системы. Впоследствии это обусловило всеобщий характер борьбы за освобождение родины. Обучаясь в одной школе, они смогли увидеть: то, что их связывает — несравненно более значимо, чем разделяющее их материальное и общественное положение.
Косма предпринимал и другие попытки организовать своих сторонников. В своих проповедях он призывал народ организовываться и поддерживать друг друга. Школы должны были стать не только местом, где обучалось подрастающее поколение, но и центром общественных и образовательных собраний для всего местного населения: «для сохранения веры и свободы отечества постарайтесь построить на вашей родине школу».

Школы, основанные Космой, воспитывали в подрастающем поколении идеал свободы. Через знание традиции и истории своего народа, его языка и культуры, ученики приобретали желание и даже потребность освобождении родины от иноземного ига. Помимо знаний, школа воспитывала в нации и чувство ответственности за судьбу страны. Просветительская деятельность Космы и школ, которые он основывал, были направлены на то, чтобы народ вспомнил о своих корнях и истоках, а через их осознание пришел к пониманию необходимости национального возрождения: «Чада мои любимые во Христе, сохраняйте мужественно и бесстрашно нашу священную веру и язык наших предков, так как оба этих понятия определяют нашу любимую родину и без них нация наша погибнет. Братья, не отчаивайтесь. Божественное Провидение хочет однажды ниспослать нашим душам небесное спасение, чтобы воодушевить нас на освобождение от того жалкого состояния, в котором мы сейчас пребываем».

Важным элементом концепции Космы Этолийского стала моральная подготовка соотечественников к освобождению от иноземного ига. После неудачи череды антиосманских восстаний, многие опустили руки, посчитав, что освобождение недостижимо. Проповеди и пророчества Космы подарил народу надежду, не случайно их рукописные списки разошлись по всей Греции. В свою очередь, чтение пророчеств святого «стало любимым чтением греков». Эти тексты несли в себе веру в скорое освобождение. Собственные усилия в сочетании с верой в Бога должны были скоро и непременно принести «желаемое» освобождение. Своей уверенностью он давал надежду соотечественникам, вдохновляя их на новые свершения и борьбу.

В учении Космы Этолийского, церковь не только духовный и общественный центр, но и центр образовательный. Школа не противопоставляется церкви, а гармонично дополняет ее: «лучше иметь греческую школу, чем источники и реки. И когда научишь сына своего грамоте, только тогда, брат мой, он становится человеком, (…) школа открывает церкви».
Косма Этолийский не был морализатором, не ставил себя выше аудитории. Успеху его проповеди способствовало и то, что он свято верил в значение своей миссии и в тоже время являлся живым примером того, как можно следовать традиции в современных трудных условиях. Косма «не чувствовал себя передовым Просветителем, но апостолом Христа». [7] Это накладывало на него определенные обязательства, и он самоотверженно стремился выполнить свой долг перед соотечественниками.

Основу общественно-политической концепции Космы Этолийского составили «истинная вера, настоящее образование и целостное социальное учение». [8] Тем не менее, его роль в возрождении Балкан нельзя свести лишь к этим трем, пусть и чрезвычайно важным, элементам. Показательно, что учение Космы сыграло весьма важную роль даже в возрождении сельского хозяйства и воссоздании экономики — проповедник давал местным жителям советы по уходу за плодовыми деревьями, и первым рассказал о необходимости прививать деревья, и это, естественно не замедлило сказаться на росте урожаев. Косьма, обладавший фундаментальными познаниями во многих научных областях, был, безусловно, знаком и с последними новациями в области сельского хозяйства. Он заботился не только о духовном спасении своей паствы, но и старался помочь ей гармонично устроить жизнь на земле. В этом контексте рассказ о последних агрономических новациях представляется вполне оправданным и уместным.

Популярность и рост влияния святого умножило число его врагов: знать и ростовщики, злоупотребления которых обличил Косма, богатые торговцы иудеи, понесшие колоссальные убытки из-за переноса базарных дней на Субботу — все они стали страстно желать смерти проповедника.

Видя популярность святого, успех его проповеди, приносящей практические результаты и приобретающей все большее значение и масштаб, враги православия делали все возможное и невозможное, чтобы добиться его смерти. Сам Косма, чувствуя, сколь велико число его врагов, не раз говорил в своих проповедях, что готов к принятию мученического венца. Святой до конца остался верен своему долгу перед соотечественниками, не пошел на компромиссы с власть имущими и сильными мира сего, стремившимися помешать его богоугодному делу.

Шел 1774 год, Косма Этолийский находился на пике популярности, число его последователей и учеников умножилось, но враги уже осуществляли коварный и изощренный план по его поимке и убийству. Богатые ростовщики и торговцы (понесшие большие убытки из-за переноса торговых дней на Субботу) заплатили Курт-паше 25 тысяч грошей за голову праведного Космы. Величина этой суммы поразительна: На эти деньги в те времена можно было купит 12 500 овец. В пересчете на сегодняшние деньги эта сумма соответствует полутора миллионам долларов. С одной стороны, это свидетельствует о ненависти, которую питали к Косме его враги, с другой — в очередной раз указывает на то, что его деятельность действительно приносила реальные плоды и была опасна для его врагов.

24 Августа 1774 святой был повешен, а тело его было сброшено в реку Апс.
Мученическая кончина святого не стала началом его забвения. Имя великого святого осталось в вечности, в то время как имена его врагов, которые не в силах были противостоять правде, окончательно забыты.

На перенесение мощей святого в город Янина, а затем в монастырь, основанный в честь него Али Пашой Янинским, стеклось множество народу со всех Балкан. «На рынке торговцы выходили из своих лавок и благоговейно крестились. Неисчислимая толпа собралась на пути следования процессии. Часть всадников телохранителей Али следовала за ромейскими монахами. Пение монахов соединилось с молитвой народа, который громко повторял слова „Господи помилуй!“. Кладбище, которое было напротив Сарая (дворца) было черно от собравшегося народа» [9], — писал француз, ставший очевидцем и непосредственным участником этих событий.

Существует множество свидетельств о проповедях Космы на Балканах. На пути своего следования он оставлял деревянные кресты. Николаос Мистакидис в конце восемнадцатого века писал, что кресты, оставленные Космой Этолийским, «сохраняются в деревнях Вотриси, Лиа, Музини». Эти кресты часто обновлялись [10] и многие из них сохранились до нашего времени. Там, где по тем или иным причинам они не сохранились, установлены поклонные места.

Сразу после смерти Космы в его честь строится множество церквей, пишутся иконы.

Не умерла память о нем и на Афоне. Помимо особого почитания святого, сохранились и материальные свидетельства его пребывания на Святой Горе. К сожалению, библиотека монастыря Филофеу сгорела, как и школа, где обучался Косма. Однако во время нашей последней поездки на Афон, братия монастыря Филофеу показала нам епитрахиль, по преданию, принадлежавшую святому Косме, и аналой, сохранившийся со времени его пребывания в монастыре. Эти предметы благоговейно хранятся в монастырском музее.

И в наше время сохраняются свидетельства проповеди Космы. Так, в деревне Арнеа многие жители были под таким впечатлением от встречи с проповедником, которая изменила всю их жизнь, что в качестве фамилии брали себе его имя. Сегодня в Арнее более пятнадцати семей носят эту фамилию. Во многих других районах Греции фамилия «Космас» также получила очень широкое распространение.

Жители деревни Тсираки в знак уважения, признательности и благодарности святому дали своему селению его имя — «Агиос Космас».

Практически в каждом населенном пункте, через который прошел со своей проповедью святой Косма, сохраняется собственное предание или легенда, связанная с его именем. Жители деревни Авра района Каламбака рассказывают такую историю: «Когда отец Косма пришел в деревню, он собрал всех сельчан и начал им проповедовать. В конце кто-то подарил ему грушу. Но святой не принял ее и благодаря своему дару прозорливости открыл, что груша не принадлежала дарителю, так как тот ее украл». [11]

Во многих областях Балканского полуострова широкое распространение получили рукописи проповедей Космы, «многие знают пророчества, чудеса и поучения святого Космы. Бабушка Кристина, дедушка Михалакис и многие другие. Все это они узнали из традиции и от своих родителей. У них они научились благоговейно относиться к святому. Когда они произносили его имя, крестились, а многие даже плакали». [12]

Жители центральной и восточной Греции рассказывают, что их детство было тесно связано с пророчествами святого Космы: их обсуждали всей семьей, передавали из поколения в поколение.

Вера во исполнение пророчеств святого сохраняется в Греции до сих пор. Во время всеобщей мобилизации 1974 года в некоторых деревнях люди собирались в церквях и говорили: «Пришло время, чтобы исполнилось то, о чем говорил святой Косма». Некоторые женщины изобразили на челе знак креста, исполняя слова пророчества: «Пусть на лбу у вас будет крест, тогда все узнают, что вы христиане». Последняя наша поездка в Грецию и опросы там местного населения показала, что люди хорошо знают и продолжают верить в исполнение пророчеств Космы. Причем, такая вера характерна для всех слоев населения, в том числе и для интеллигенции.

Наследие святого Космы безусловно актуально и для современной России — дух подлинного монашества особенно необходим нашей стране сегодня, когда образовательная система пребывает в кризисе, семьи разрушаются, а церковь подвергается опасности обмирщения. Монашество показывает нам другой путь — путь социальной и гражданской ответственности, изменения себя, личного духовного спасения и в тоже время ответственности за свою страну.


[1] Σ. Χριστοδουλίδης. Βιος και ακουλουθία Κοσμά του Αιτωλόυ. 1996. Σ.13. Стр. 19.

[2] Βέης. Ν. Το Χρονικό του Βερατίου. Φιλολογική Πρωτοχρονια. 1955. Σ. 133.

[3] Μπαρτά Τ. Περί εποίκων Ρωμαίων εν Ελλάδι. Εν Βουκορεστιο, 1878. Σ. 8 — 10.

[4] Περραιβός Χριστόφορος. Συντομος βιογραφία του λοιδίμου Ρήγα Φερραίου του Θετταλόυ. Еν Αθήναις, 1860. Σ. 51.

[5] Γ.Φινλευ. Ιστορία της Ελληνικής Επαναστασεως. Τομ.Α. Σ. 27−28.

[6] Μαμασούλα Μ. Πατροκοσμάς. Ιερουργός του λόγου και της πράξης. Αγρίνιο, 2001. Σ. 130.

[7] Σεβ. Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου Ιεροθέου. Ο άγιος Κοσμάς ο Αιτωλός, ως ορθόδοξος φωτιστής.

[8] Μεταλληνός Γ. Παράδοση και αλλοτρίωση. Εκδόσεις Δομος. Αθήνα 2001,Σ. 107.

[9] Jearaumede la Lance. La vie d’ Ali Pasha. Paris 1822, Стр. 183.

[10] Φαλτάιτς Κ. Ο Αγιος Κοσμάς Αιτωλός εις το στόμα του Ηπειρώτικου λαού. Αθήναι, 1929. Σ. 19.

[11] Παράδοση και λατρεία σε ενα ελληνικό χωριό. Στην Αυρα Καλαμπάκας. Θεσσαλονίκη, 2003. Σ. 47.

[12] Там же. Σ.46.

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=576&did=1577


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика