Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация» Сергей Пахмутов17.03.2005 

Базы преткновения

На этой неделе в очередной раз резко обострились российско-грузинские отношения. 10 марта парламент Грузии выступил с ультимативным заявлением, в котором потребовал немедленного вывода оставшихся российских военных баз с территории республики.

В настоящее время на территории Грузии существуют две военных базы — 12-я в Батуми и 62-я в Ахалкалаки, что на границе с соседней Арменией. Всего на территории соседнего государства находится около 3 тысяч российских военнослужащих (в 12-й военной базе — примерно 2590 человек, 74 танка, 80 БМП, 120 артиллерийских установок; в 62-й военной базе — более 2000 человек, 40 танков, 130 боевых бронированных машин, до 50 артиллерийских установок).

Вопрос о выводе российских военных объектов всплывал уже неоднократно. Некоторые наблюдатели отмечают, что он поднимается в моменты наибольшего обострения социально-экономического положения в Грузии для того, чтобы «переключить» внимание на более абстрактные проблемы, не касающиеся напрямую повседневной жизни народа Грузии. Видимо, сейчас как раз и наступил момент очередного внутриполитического кризиса, а, может даже, сезонного обострения у некоторых грузинских политических деятелей.

Россия в принципе согласна вывести свои войска из этой страны. Переговоры об этом между Россией и Грузией идут давно, тяжело и по большей части безрезультатно. Согласно Стамбульским соглашениям ОБСЕ, подписанным 19 ноября 1999 года, Россия и Грузия должны были до 2001 года подписать договор и согласовать сроки вывода военных баз, однако по вине грузинской стороны выработка и подписание этого важного документа. К тому же, на Россию оказывается чудовищное давление со стороны США и Евросоюза в этом вопросе. Так, например, летом 2004 года тогдашний министр обороны США Рамсфелд прямо заявил, что Россия обязана вывести свои силы из Грузии и Молдавии. При этом Грузия не собирается выполнять прямо прописанные в Стамбульских соглашениях требования «способствовать созданию необходимых условий для сокращения и вывода российских сил» то есть, фактически Грузия должна полностью или частично финансировать вывод российской группировки, выделять средства на строительство городков и инфраструктуры для частей. Между тем она «создает условия» для вывода наших войск, постоянно третируя наших военнослужащих, отключая подачу электроэнергии и тепла на российсике военных объекты. Выводить же войска в чистое поле, как это было с Северной. Западной и Южной группами советских войск, дислоцировавшимися в Европе, Россия не намерена. Как заявил начальник Главного оперативного управления — заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал-полковник Александр Рукшин, трех-четырехлетний срок вывода российских военных баз из Грузии «не будет сокращен ни при каких обстоятельствах». Это предел того, на что мы можем пойти, чтобы цивилизованным образом вывести из Грузии наших военнослужащих, вооружения и военную технику", — подчеркнул генерал.

Грузия является ключевой точкой в Закавказском регионе, где пересекаются интересы как России, так и США. К тому же, Грузия является как бы открытым южным «подбрюшьем» России, ее наиболее уязвимым флангом. На ее территории, в Панкисском ущелье, до сих пор находятся схроны и базы чеченских боевиков. Для борьбы с террористической угрозой, исходящей с территории Грузии, были достигнуты принципиальные политические договоренности о создании антитеррористических центров, создание которых российская сторона увязывает с вопросом о выводе своих войск. Однако Тбилиси фактически отошел от достигнутых ранее принципиальных договоренностей и не желает более вести конструктивный диалог с Россией. Потому наша страна в качестве обеспечения своих интересов намерена оставить там свои военные объекты на максимально долгий срок. К тому же, после вывода наших баз их место, скорее всего, займут войска США, которые прямо и открыто заявляют о своих жизненных интересах в этом регионе. Россия же справедливо не заинтересована в присутствии иностранных войск в Грузии, поэтому она требует от официального Тбилиси гарантий того, что после вывода наших баз ничьи войска на территорию Грузии введены не будут. Тбилиси же таких гарантий дать не хочет или не может.

В решении проблемы вывода наших войск с территории Грузии необходимо, чтобы все заинтересованные стороны, и, в первую очередь, Грузия, строго придерживались рамок достигнутых международных соглашений. Также руководство этой страны, если оно действительно заинтересовано в продолжении и завершении переговоров в конструктивном духе, просто обязано сменить свой тон в диалоге с Россией, дать официальные гарантии того, что на ее территории не будут находится военные объекты и воинские части никакого иного государства, согласиться на создание совместных с Россией антитеррористических центров и на более активное содействие борьбе России с террористической угрозой, исходящей из Панкисского ущелья. В противном случае российская сторона должна заморозить любые переговоры о судьбе наших военных баз и оставить их на территории Грузии на неопределенно долгих период, ведь обеспечение стратегической безопасности государства всегда должно стоять выше даже самых важных международных соглашений.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=7223


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика