Русская линия
НГ-Религии Евгений Григорьев17.03.2005 

Епископ Маркс борется с бедностью
Христиане Германии обеспокоены не только духовным состоянием общества, но и «необузданным капитализмом»

Видные представители Католической и Евангелической Церквей Германии серьезно обеспокоены нынешним духовным состоянием общества, его религиозным кризисом. Значительное изменение немецкой конфессиональной среды началось с объединения Германии, хотя соотношение католиков и протестантов в стране остается примерно равным (соответственно 26,6 и 26,3 млн.).

Согласно последним исследованиям, религиозными людьми считают себя только 39% немцев, примерно столько же относят себя либо к атеистам, либо «скорее к неверующим». Даже в таком оплоте католицизма, как Бавария, «скорее религиозными» называют себя только 50% опрошенных.

В значительной мере это связано с общими кризисными явлениями современного общества в ФРГ. Проводимые в стране социально-экономические реформы носят радикальный характер, меняют привычные устои жизни и социальной стабильности. Их последствия сказываются на настроениях миллионов немцев. При этом наиболее сильно удручает безостановочный рост массовой безработицы, от которой сейчас страдают более 5,2 млн. человек.

Согласно опубликованному в начале марта правительственному докладу, ниже уровня бедности в богатейшей стране Европы живут более 11 млн. человек, или 13,5% населения. Еще одним фактором, раздражающим общество, является обогащение экономической элиты. Именно в период социально-экономических неурядиц многие ее представители отличаются безудержной жаждой наживы и утратой сознания социальной ответственности перед обществом.

Церковь, по мнению председателя Конференции католических епископов Германии кардинала Карла Лемана, должна «вернуть себе высокую степень доверия», поскольку она не может стоять в стороне от острых проблем общества. Не удивительно, что представители обеих основных конфессий страны в последнее время явно усилили внимание к социальным, экономическим и политическим аспектам жизни. Буквально на днях в Дуйсбурге глава Евангелической Церкви земли Северный Рейн-Вестфалия Николаус Шнайдер заявил: «От имени Всевышнего я заявляю: эксплуатация, жадность и алчность отвратительны, ибо они несут семена смерти и разрушения».

Впервые я получил представление о причастности Католической Церкви к социальным проблемам трудящихся много лет назад, будучи корреспондентом газеты «Труд» в Западной Германии. Однажды на съезде Объединения немецких профсоюзов в Штутгарте ко мне обратился немецкий коллега-журналист и сказал, что со мной хотел бы познакомиться патер Базилиус…

Вскоре мы уже сидели за кофе, присматриваясь друг к другу. Священник был одет в обычный черный костюм и черную рубашку с пасторским воротничком. Он оказался на удивление живым и остроумным собеседником. «Как это вы так сразу согласились встретиться со мной? — начал он. — Все-таки я католический священник-доминиканец, вдруг завербую, обращу вас в свою веру. Или вы уже успели связаться с Москвой, получить разрешение от КГБ?». Мне ничего не оставалось, как успокоить его и сказать, что «разрешение есть».

Священник расспрашивал, чем занимаются у нас профсоюзы, могут ли в них состоять верующие, «если такие вообще остались при коммунизме». Я же, наслышанный о Евангелической Церкви, как «более близкой к жизни», узнал, что Католическая Церковь тоже не чурается актуальных социальных проблем и стремится воздействовать на пути их решения с помощью своего авторитета. Потом мы не раз встречались и беседовали на разных профсоюзных мероприятиях, на которых он почти всегда присутствовал.

Однажды он пригласил меня в «свою монастырскую келью», пообещав угостить кофе. Но, когда я собирался в доминиканский монастырь Сант-Августин под Бонном, мне позвонили и предупредили, что визит отменяется, а по всем интересующим меня вопросам следует обращаться в Объединение писателей-католиков. На форуме христианско-демократического крыла немецких профсоюзов патер Базилиус рассказал мне, что начальство перепугалось и запретило принимать советского журналиста в монастыре. Позже я узнал, что этот священник был известным богословом и принимал участие в разработке социального учения Католической Церкви.

Сегодня среди католических богословов Германии, активно обсуждающих социально-политические проблемы, звучат уже другие имена. Например, в настоящее время весьма авторитетным является епископ Рейнгард Маркс. Это не родственник основоположника революционного социально-экономического учения Карла Маркса, а всего лишь его однофамилец, которого несколько лет назад Папа Иоанн Павел II назначил главой Трирской епархии.

Рейнгард Маркс — один из самых молодых прелатов Католической Церкви в Германии. Его карьера началась в индустриальном центре Рура — Дортмунде. Там он в 28 лет стал духовным наставником городской организации Христианско-Демократического союза, ее целью было привлечение верующих к активной политической и профсоюзной деятельности. Сейчас ему чуть более пятидесяти, епископский сан получил в 42 года и поначалу был епископом в городе Падерборн. Одновременно с этим он стал профессором в Падерборнском университете на кафедре, занимающейся проблемами христианского социального учения.

Маркс зарекомендовал себя как весьма образованный, современный и гибкий деятель Церкви. Он не уклоняется от дискуссий даже по таким острым для Католической Церкви темам, как аборты и однополые браки. Но наибольшую известность он приобрел как выразитель довольно смелых для католика представлений в отношении проблем социальной и экономической политики.

Воззрения Католической Церкви, политически тесно связанной с Христианско-Демократическим и Христианско-Социальным союзами, зачастую считаются более консервативными и несовременными по сравнению с представлениями протестантов. Тем более что Евангелическая Церковь сыграла большую роль в событиях 15-летней давности, приведших к падению режима в ГДР и объединению Германии. Однако именно в социальной сфере идеи католических кругов тоже претерпевают изменения. И в этой связи очень интересны взгляды Рейнгарда Маркса на процесс и последствия социально-экономических реформ, которые Трирский епископ изложил в феврале в обширном интервью на страницах газеты «Вельт».

Впрочем, епископ Маркс и до этого выступал за то, чтобы Церковь «критически взглянула» на процесс глобализации. По его мнению, в современном капитализме существует опасная «тенденция подчинять все диктату экономических интересов». Епископ утверждает, что сведение всех жизненных ценностей к экономике не может довести до добра.

Рейнгард Маркс считает, что католическое социальное учение с его представлениями о жизни общества является в высшей степени современным. Что же касается понятия «справедливость», несмотря на то что в учении Церкви это слово встречается не столь часто, оно остается принципиальной идеей, важным ориентиром в таких вопросах, как индивидуальность и солидарность.

«Поэтому мы также говорим о необходимости политической справедливости. Рамочные условия должны обеспечивать людям равные шансы в зависимости от их возможностей». Это звучит почти по-марксистски, но для Рейнгарда Маркса речь идет об общем благе, а не о «справедливости распределения».

Касаясь чрезвычайно болезненной проблемы массовой безработицы, епископ Маркс считает реформу рынка труда в принципе правильной, но ее последствия требуют быстрой и гибкой корректировки. По убеждению епископа Маркса, «главная стратегия должна состоять в том, чтобы люди имели работу. Именно безработица является существенной причиной бедности. Поэтому я и настаиваю на том, что мы нуждаемся в общественном содействии труду. Современная эффективная налоговая система относится к центральным темам социальной справедливости. Те, кто больше имеет или больше зарабатывает, должны и больше отчислять на нужды государства».

В реальности «общественная поддержка труда», к которой призывает епископ Маркс, не может обойтись без финансового участия государственных и коммунальных структур в интенсификации экономики, создании новых рабочих мест. Это не просто, резюмирует он, «но инвестировать в труд всегда лучше, чем в безработицу».

16.03.2005

http://religion.ng.ru/people/2005−03−16/4_marks.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru