Новые Известия | Шаген Оганджанян | 16.03.2005 |
Предполагается, что на базе РИН свои усилия объединят представители российской интеллигенции, бизнеса и политики, считающие себя носителями исламской культуры. Пока конкретных имен известно совсем немного. В частности, названы нефтяник и сенатор от Республики Алтай Ралиф Сафин (папа певицы Алсу) и его коллега по Совету Федерации, сенатор от Чечни и московский бизнесмен Умар Джабраилов. Вчера именно г-н Джабраилов вместе с двумя другими представителями оргкомитета по созданию РИН и рассказал журналистам о новой организации.
«Мы ни в коем случае не религиозная организация, а светская, объединяющая людей, по рождению являющихся мусульманами, — прежде подчеркнул г-н Джабраилов. И продолжил: — Несправедливо, глупо и преступно соглашаться с тем, что некоторые деятели, вроде Хаттаба, в свое время навязали образ врага (мусульманина. — „НИ“)». Г-н Джабраилов рассказал, что когда он занимался бизнесом и сталкивался с проблемами, то он их решал «с помощью Бога» и своей «одержимости». Теперь же, занимаясь политикой, он решил взять на себя эту сложную, ответственную, но «благую по своему содержанию» задачу — учреждение РИН. «Богом для человека созданы все условия, чтобы он жил, радовался, развивался, делал добрые дела, а мы как-то воюем друг с другом постоянно. Может быть, то движение, которое мы сейчас создаем, поможет нам стать такими, какими мы должны быть, — хорошими, добрыми, веселыми, радостными», — резюмировал сенатор Джабраилов. При этом, по его мнению, РИН имеет схожие цели с Российским еврейским конгрессом.
Какие именно деяния РИН сделают людей «веселыми и радостными», стало ясно из выступления Шамиля Бено, бывшего представителя Чечни при президенте РФ, а ныне члена правления Фонда поддержки демократии и социального прогресса. В российских реалиях, констатировал он, одной из самых сложных тем является мусульманская. Г-н Бено назвал три основные задачи, стоящие перед РИН. Во-первых, создать диалог внутри исламской площадки «для того, чтобы радикалы на Северном Кавказе, молодежь, которая идет в джамааты, нашла бы для себя отдушину, где она может выразить свое мнение не через прицел „Калашникова“, а словом». Во-вторых, быть «контрагентом российской власти» в решении проблем, стоящих перед российским обществом в целом и на территории Северного Кавказа в частности. И, наконец, «транслировать» на всех мусульман в мире богатые традиции российского ислама. «Почему такие, как бен Ладен или Хаттаб, должны создавать проблемы? Мы пойдем туда и будем делать в центре Багдада наш суфийский зикр», — пояснил свою мысль г-н Бено. Правда, он не стал отрицать, что для того, чтобы все это воплотить, «необходимо объединить политическую волю, финансовые возможности и интеллектуальный потенциал».
Ответственным за интеллектуальный потенциал на вчерашней встрече выступил известный философ и исламовед Гейдар Джемаль. По его словам, ислам в России никто не представляет, а российские муфтияты, «созданные в эпоху царизма» и перешедшие в советский период, «это печальная шутка, которая давно уже никого не смешит». Ислам, убежден г-н Джемаль, не клерикальная религия, потому что в принципе является не религией, а «цивилизацией и способом жизни». РИН, в представлении Гейдара Джемаля, станет инструментом, служащим хорошим примером остальному мусульманскому миру, находящемуся под властью клерикалов.
Ничего более конкретного журналистам узнать не удалось. Спрашивали, например, как РИН будет участвовать в урегулировании чеченской проблемы. Но г-н Джабраилов только отругал всех северокавказских президентов за отсутствие внятной молодежной политики. А г-н Бено сообщил о работе с «исламской улицей», вскользь упомянул о разговорах «с джамаатами» и о попытках контакта с чеченскими сепаратистами. Впрочем, некоторую сумбурность целей и задач РИН сможет устранить на учредительной конференции Российского исламского наследия, которая состоится на следующей неделе.