Русская линия | Владимир Семенко | 16.09.2009 |
Ярким контрастом выглядит положение, сложившееся в последние годы на Соловках. В свое время нам уже приходилось затрагивать эту проблему. (См. нашу статью «Власть Соловецкая»). После той знаковой публикации немало написано на данную тему и другими авторами. Не раз уже говорилось о деструктивной деятельности директора соловецкого музея-заповедника М.В.Лопаткина и его команды, о проникновении на архипелаг всякого рода зарубежных структур, группирующихся вокруг Фонда Сороса и его модификаций, крайне далеких от возвышенных и бескорыстных целей сохранения российского духовного и культурного наследия, о нашествии на острова всевозможных язычников и коммерсантов. За пять лет, прошедшие после той памятной публикации, по существу, немногое изменилось к лучшему, хотя внешнее, формальное отношение к монастырю и вообще к Церкви со стороны руководства музея стало гораздо более терпимым и, так сказать, обтекаемым. Можно сказать, что от лобовой атаки «лопаткинцы» перешли к «просачиванию» и тихому проникновению на территорию островов. О чем конкретно идет речь?
Главное заключается в том, что угроза непоправимой коммерциализации Соловков, превращения их в ходовой и прибыльный товар на рынке «туристических услуг» продолжает оставаться более чем реальной. Причем сейчас, без сомнения, настал крайне важный, можно сказать, решающий момент борьбы за Соловки, ибо г-н Лопаткин является ныне одним из претендентов на пост главы местной администрации. Если ему удастся занять его, то позиции сторонников решительной коммерциализации архипелага резко усилятся.
За минувшее время под руководством Лопаткина продолжался процесс, который можно с уверенностью назвать предпродажной подготовкой Соловков. Наибольшей опасностью, по мнению экспертов, стали ползучий отвод заповедных земель для рекреационного строительства и крупные инфраструктурные проекты, обеспечивающие многократный рост туристического потока. Через архангельские властные структуры продолжалась и продолжается ползучая негласная приватизация земли под строительство туристических объектов, резиденций начальства, частных «дач».
Заинтересованный в прибылях союз власти и бизнеса за прошедшие годы сорганизовался и окреп, прежде всего, в Архангельской области. (Хотя, как мы знаем, есть люди и на федеральном уровне, кровно заинтересованные в успехе этого предприятия). В своего рода «пул» реализаторов проекта и тех, кто прикрывает его «сверху», если говорить откровенно, входят: специализирующиеся на туризме предприниматели; тесно сращенные с ними чиновники областного и федерального уровня; всевозможные зарубежные фонды, в том числе и прежде всего упомянутые нами соросовские структуры, а также ряд СМИ. В планах этих предприимчивых людей: массовое строительство престижных коттеджей и гостиниц; проведение спортивных регат на Святом озере, а также фестивалей бардовской песни и рок-концертов с мощным звукоусилением; акции провокативного «современного искусства» с использованием монастырских построек и внутренних помещений монастыря; строительство 160-метровой башни ветровой электростанции; «реконструкция» причала (с целью сделать возможным причаливание к берегу крупнотоннажных туристических теплоходов), что приведет к непоправимому уничтожению исторического монастырского причала; удлинение взлетно-посадочной полосы местного аэродрома и т. д. и т. п. Святой остров и окружающие его мелкие острова рассматриваются командой Лопаткина не как святыня и даже не как какое-то «наследие», а просто как хорошая возможность заработать. Для православной и светской культурной общественности России борьба за Соловки тесно связана с проблемой исторической памяти и национальной идентичности; для их оппонентов речь идет главным образом о борьбе за собственность.
Готовясь к решающему этапу этой борьбы, команда Лопаткина максимально расширила занимаемый плацдарм, усиленно перетягивая на свою сторону местных жителей, распространяя слухи о том, что «Церковь хочет все здесь захватить» и всех выселить на материк. Используя возможности, даваемые федеральным финансированием и частными пожертвованиями, музей за прошедшие годы стал фактически главным работодателем на Большом соловецком острове. Таким образом, сформирована зависимость населения от музея как основного работодателя. При этом руководство музея тщательно «замыливает» вопрос передачи монастырю исторически церковной собственности, предпочитая возвращать в основном второстепенные и наиболее разрушенные объекты. И это при том, что подавляющее большинство того, что показывают туристам, создано многовековыми трудами монахов! До сих пор не решен вопрос и с охранным статусом Соловков; это решение всеми средствами, старательно затягивается.
Необходимо заметить, что формально-юридические вопросы, связанные с урегулированием ситуации на Соловках, не раз уже получали положительное решение на уровне высшей федеральной власти, и в том, что они до сих пор не реализованы — прямая вина вполне конкретных чиновников. Начнем с того, что действующее российское законодательство относит храмы-памятники (о которых главным образом идет речь) к имуществу религиозного назначения (ст. 3, 47, 50 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490). Обеспечить использование православных храмов по их целевому (религиозному) назначению может только Русская Православная Церковь. Поэтому еще 4 декабря 2006 г. было дано соответствующее поручение Президента Российской Федерации N Пр-2101, которое и стало основанием для последующих решений Правительства РФ. О принципиальной урегулированности «правовой и организационной сторон вопроса передачи Соловецкому Спасо-Преображенскому ставропигиальному мужскому монастырю находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» говорилось и в письме заместителя Председателя Правительства России А. Жукова от 28 марта 2007 г. На основании этих документов Минкультуры России совместно с Роскультурой, администрацией Архангельской области и Комитетом по культуре Архангельской области, Государственным институтом искусствознания был подготовлен уточненный перечень объектов Соловецкого историко-культурного комплекса, включающий 243 объекта монастырской культуры. Данный перечень был направлен в Московскую Патриархию письмом за подписью Министра культуры А. Соколова от 21.03.2007 N 767−01−26-А. В этом письме, в частности, отмечено, что «с учетом правовой и организационной урегулированности вопроса передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения Минкультуры России полагало бы возможным рассмотрение обращения соответствующей религиозной организации относительно передачи расположенного на Соловках имущества религиозного назначения в собственность или в пользование».
Однако, как это часто бывает в современной российской реальности, все эти замечательные решения высшей исполнительной власти РФ умело саботируются и торпедируются вышеописанной «группой лиц», объединенных общей целью. При этом Лопаткин и К° занимают крайне уязвимую, с юридической точки зрения, позицию, постоянно (уже в течение ряда лет) ссылаясь на пресловутое «соглашение», заключенное в 2005 г. между музеем и монастырем, содержащее якобы «согласованный» список памятников, которые подлежат закреплению соответственно за музеем и (или) монастырем. Легитимность этих соглашений более чем сомнительна. И дело даже не в том, что это «соглашение» было заключено в условиях жесточайшего информационного террора и закулисного давления на наместника монастыря, к которому приложил руку, в частности, тогдашний всесильный хозяин российской культуры г-н М.Швыдкой. Самое главное заключается в том, что оно решительно противоречит действующему российскому законодательству. П. 2 упомянутого выше постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. за N 490 предусматривает, что недвижимое имущество религиозного назначения, закрепленное в установленном порядке за музеем, может использоваться им совместно с религиозной организацией на условиях, определяемых по согласованию с централизованной религиозной организацией (то есть в данном случае с Московской Патриархией) и утверждаемых Федеральным агентством по культуре и кинематографии. (Чего в разбираемой нами ситуации сделано не было). Поэтому «соглашение» между музеем и монастырем, на которое ссылается команда Лопаткина, не имеет никакой юридической силы.
В обращении группы российской общественности к премьер-министру России В.В. Путину, подписанном многими ведущими деятелями культуры, причем, что характерно, главным образом вполне светскими, подчеркивается достаточно очевидная преемственность группы Лопаткина и ушедшего в прошлое богоборческого режима. (Правда, надо сказать, что даже во времена СЛОНа — Соловецкого лагеря особого назначения — научное исследование островов велось куда с большей эффективностью силами самих заключенных, не встречавших в этом особых препятствий со стороны своих тюремщиков). «Богоборческий режим ушел в прошлое, — говорится в обращении, — но монастырь и поныне бесправен — лишен всяких прав на собственное наследие». Излагая вкратце описанную выше реальность, авторы обращения просят премьера, во-первых, «придать Соловкам охранный статус, полностью соответствующий их значению общенациональной святыни». Кроме того, в этом обращении содержится просьба «решительно остановить хищнический раздел соловецких земель и хаотическое строительство, непоправимо искажающее облик Соловков», а также «безотлагательно завершить начатые, но так и не принесшие пока результата действия по полному возвращению монастырю всех его храмов, келейных корпусов, хозяйственных построек, скитов, иных сооружений».
Надо сказать, что в настоящее время является уже устаревшим и несостоятельным привычный аргумент противников, так сказать, традиционного использования соловецких святынь, связанный с тем, что у Церкви, якобы, нет разработанной программы реконструкции и возрождения архипелага со всеми его природными и рукотворными сокровищами. Фактически на общественных началах энтузиастами из «Общественного Совета по сохранению историко-культурного и природного наследия при наместнике Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря» разработана Концепция сохранения и восстановления исторического наследия обители, носящая системный характер и включающая много интересных и конструктивных предложений.
Во время своего недавнего визита на Соловки и в Архангельскую область святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о том, что «Соловки признаны вновь стать уникальным центром духовной жизни». Предстоятель Церкви предложил не только продолжить труды по возрождению на Соловках монашеского делания, но и создать здесь церковно-научный центр по изучению подвига новомучеников и исповедников XX века. Это крайне важное предложение Патриарха выбивает из рук коммерсантов от культуры последний аргумент, связанный с показной тревогой за судьбу местного населения (около 1000 чел.), значительная часть которого, как мы уже отмечали выше, трудится в музее. Фактически Предстоятель выразил новую, крайне конструктивную позицию Церкви, связанную не с противопоставлением целей и задач музея и монастыря, а с идеей, согласно которой именно РПЦ может придать совершенно новый и неожиданный смысл самой музейной работе.
В самое последнее время из сообщений СМИ мы узнали, что прокуратурой возбуждено уголовное дело в связи с нецелевым расходованием средств и другими финансовыми нарушениями, допущенными в ходе работ по ремонту здания Большого театра. «Серый кардинал» лопаткинской команды М.В.Швыдкой, как известно, был непосредственно причастен к данному проекту. Не пора ли компетентным органам поинтересоваться и ситуацией, сложившейся вокруг Соловков? Быть может, и к тамошним фигурантам возникнут какие-то вопросы…
В статье использованы материалы, предоставленные «Общественным Советом по сохранению историко-культурного и природного наследия при наместнике Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря» и юрисконсультом РПЦ К.Чернегой.
http://rusk.ru/st.php?idar=105854
Страницы: | 1 | |