НГ-Религии | Дмитрий Урушев | 16.03.2005 |
Cъела кyпчиха капyсты соленой таpелочкy, pедьки теpтой таpелочкy, гpибочков мелких, pыжичков таpелочкy, огypчиков соленых десяточек, запила все квасом белым…
Вpемя не стоит, оно к полyдню пpишло. Обедать поpа. Обед постной-постной! Hа пеpво жиденька овсянка с лyком, гpибовница с кpyпой, лyкова похлебка. Hа втоpо гpyзди жаpены, бpюква печена, солоники — сочни-сгибни с солью, каша с моpковью и шесть дpyгих каш pазных с ваpеньем и тpи киселя: кисель квасной, кисель гоpоховый, кисель малиновый. Заела все ваpеной чеpникой с изюмом…
После обеда постница кипяточкy с клюквой и с яблочной пастилой попила. А вpемя идет и идет. За послеобеденным кипяточком с клюквой, с пастилой тyт и паyжна. Вздохнyла кyпчиха, да ничего не поделать — постничать надо! Поела гоpохy моченого с хpеном, бpyсники с толокном, бpюквы паpеной, тюpи мyчной, мочеными яблоками с мелкими гpyшами в квасy заела. Ежели неблагочестивомy человекy, то такого поста не выдеpжать — лопнет. А кyпчиха до самой yжны пьет себе кипяточек с сyхими ягодками. Тpyдится — постничат!»
Так сказкой «Как кyпчиха постничала» писатель Степан Писахов вспоминал в советском Архангельске старорусский Великий пост. Нашему современнику кулинарные изыски дореволюционной России неизвестны и недоступны. Из всего, что ела купчиха, он может позволить себе разве что мучную тюрю да капусту с огурчиками.
То, что еще сто лет назад мог купить на базаре любой человек среднего достатка, теперь стало украшением витрин дорогих супермаркетов или деликатесами в шикарных ресторанах и на столах нуворишей. Изменилось не только меню россиянина, но и само отношение к Великому посту. То, что еще сто лет назад воспринималось как обязательная составляющая духовной жизни и следование многовековой традиции, ныне превратилось в модную, элитарную диету.
Великий пост установлен Церковью перед Пасхой в память о сорокадневном посте Христа в пустыне (Мф. 4:1−2). Этот пост соблюдали уже первые христиане. Пророкам Ветхого Завета также был известен длительный пост. Например, Моисей сорок дней и сорок ночей «хлеба не ел и воды не пил» на горе Синай (Втор. 9:9).
По учению Христа, пост должен быть тайным, для Бога, а не для человека. Поэтому Церковь не сводит пост к одному отказу от скоромных блюд и воздержанию в пище. Ведь, как писал апостол Павел, «пища не приближает нас к Богу. Ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8). Пост — это прежде всего время усиленной борьбы с грехами, страстями и искушениями. Сам Христос боролся в пустыне с искушениями сатаны, который предлагал Ему, изнемогшему от голода, не только превратить камни в хлебы, но и воцариться над всем миром.
Сто лет назад в России в дни Великого поста закрывались цирки и театры, рестораны и кабаре, запрещалась торговля мясом и молочными продуктами. Пустело «чрево Москвы» — лавки Охотного ряда. Ражые мясники, проводив «Масленицу-обжору» и обтерев о фартуки окровавленные руки, предавались подвигу воздержания. На человека, не соблюдавшего пост, в старину глядели с недоумением и непониманием. Исповедь в Великом посту была обязательна для гимназистов, студентов и чиновников.
Сейчас, когда в России возрождаются утерянные традиции, в том числе и духовные, даже чиновники вновь стали соблюдать Великий пост. Не остались в стороне и нынешние обитатели Охотного Ряда, депутаты Государственной Думы. С 2002 года в думской столовой появилось постное меню, чтобы депутатам было легче совмещать служение народу с духовными подвигами.
Олег Ковалев, глава думского комитета по регламенту и организации работы нижней палаты, рассказал в интервью РИА «Новости», что в столовой помимо привычных блюд депутаты смогут выбрать постные супы, каши и различные овощные блюда. Широкий выбор постных блюд удовлетворит всех: и тех, кто строго следует церковным правилам, и тех, кто придерживается поста «в мягкой» форме.
Сам Ковалев признался, что не намерен строго соблюдать пост: «Я исключаю из рациона на время поста мясо и яйца». Тем не менее во время Страстной седмицы (последней недели Великого поста) Ковалев намерен полностью перейти на постные супы и овощные блюда.
Вице-спикер Думы Владимир Жириновский также будет поститься, но не строго. Из своего меню он исключает только мясо. Постоянный политический оппонент Жириновского, руководитель думской фракции «Родина» Дмитрий Рогозин, напротив, собирается строго соблюдать пост. Как сообщил его пресс-секретарь, Рогозин «очень строго постится последние десять лет».
Из всех депутатов, опрошенных РИА «Новости», только Валерий Комиссаров, председатель думского комитета по информационной политике, озвучил евангельскую мысль о том, что во время Великого поста «главное не в том, чтобы не есть мяса, а в том, чтобы не есть друг друга». Тем не менее он собирается соблюдать пост: «Я сам человек верующий и считаю, что это нужно всем». Депутат с сожалением отметил, что строго поститься ему не удается: «Моя работа такова, что приходится пост нарушать, иначе организм отказывается работать».
Не будет поститься депутат Валерий Драганов, председатель думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму. В интервью РИА «Новости» он заявил: «Я не буду поститься. Я нахожусь в прекрасной физической форме. Надо есть столько, сколько требуется организму». При этом Драганов отметил, что с уважением относится к православной традиции, но не относит себя к религиозным людям.
Не будет соблюдать пост и вице-спикер Думы Георгий Боос. Его пресс-секретарь сообщил, что Боос — «человек православный и с уважением относится к соблюдению православных традиций, но пост соблюдать не будет».
Что ж, пожелаем депутатам в начале Великого поста уважать не только традиции, но и друг друга, руководствуясь словами апостола Павла: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест. И кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14:3).