Русская линия | Протоиерей Андрей Новиков | 11.05.2009 |
Прежде, чем рассматривать статью о. Дионисия Дунаева, с которым я знаком достаточно давно, считаю необходимым вспомнить о том, что такое «кошерная пища» в понимании современного талмудического иудаизма.
Именно так — современного. Ибо в древнем иудаизме, как справедливо замечает автор статьи «Как относиться к кошерной пище?», под кошерным подразумевалось «дозволенное в употребление для евреев», т. е. вся та пища, которая выделялась во времена Ветхого Завета как «чистая». Сюда входили различные виды животных, мясо которых израильтяне могли вкушать в отличие от мяса животных «нечистых». Но, к сожалению, автор упомянутой статьи, практически, совершенно игнорирует новый смысл кошерной продукции, придаваемый ей в наши дни. Лишь в самом последнем абзаце он замечает: «Пометка „кошерный продукт“ стоит… из коммерческих соображений. Любая солидная компания хочет привлечь к своей продукции максимальное число покупателей, и с этой целью, возможно, даже платит синагоге, чтобы та признала упоминаемую продукцию пригодной в употребление иудеям…».
Итак, мы видим, что «кошерная» продукция сегодня — не просто определенные виды пищи, разрешенные в употребление Моисеевым Законом. Различие кошерной пищи от некошерной уже не заключается в различии «чистой» говядины от «нечистой» свинины. Бывает и говядина «нечистая», запрещенная, «некошерная».
Суть кошерной продукции состоит в том, что производящая ее компания платит с каждой проданной единицы своего товара налог в пользу разных иудаистских раввинистических организаций. В частности, 80% от мирового «кошерного» сбора поступает на содержание Союза Ортодоксальных Еврейских Конгрегаций. То есть любой кошерный продукт изначально направлен на поддержку талмудического иудаизма. В этом его суть. А это значит, что, уже хотя бы по этой причине, такой продукт религиозен. Деньги, заплаченные за него, являются заведомым пожертвованием на чужую, враждебную Православию, религию. Поэтому совершенно неуместно сравнение о. Дионисия: дескать, как проверишь бензин, который заливаешь в бак своей машины — а вдруг он из какой-нибудь исламской страны? Здесь на лицо явное нарушение законов логики, подмена предмета разговора. Ведь речь идет совсем не о вероисповедании производителя…
Но есть еще и другой аспект. Вот, что пишет американская газета «Truth at Last» (N 340) о контроле за производством кошерной продукции: «Группа раввинов-специалистов посещает завод-производитель и составляет подробный отчет относительно деталей производства по каждому из специально предусмотренных пунктов. При этом производителю иногда приходится изменить состав компонентов, чтобы обеспечить их соответствие кошерным нормам, иногда должно быть закуплено новое оборудование». Таким образом, даже сама технология производства кошерной пищи должна быть выдержана в строгих рамках талмудических предписаний. Думается, комментарии излишни — мы имеем дело с иудейским религиозным продуктом.
Насколько я понял о. Дионисия, он призывает православных христиан не испытывать никаких сомнений насчет употребления кошерной пищи — в этом нет никакого греха. Удивительно, что это звучит из уст православного священника, который первым должен оберегать своих чад духовных от всякого соблазна и быть блюстителем святых канонов Православной Церкви. Кстати, о канонах. Во всей рассматриваемой статье не найдешь ни одной ссылки ни на каноны, ни на слова или примеры святых отцов…
Есть ли в каноническом праве Святой Церкви какое-либо указание, которое могло бы дать четкий ответ на обсуждаемый вопрос? Да, есть. Вот что читаем в 70 правиле святых апостолов: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как-то опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Понятно, что в апостольские времена не было кошерной пищи в современном понимании этого слова. Но дух правила ясен: под страхом извержения из сана (для священно- и церковно-служителей) и анафемы (для мирян) запрещается не только вкушать, но даже принимать (что делаем мы, если покупаем кошерное) любой религиозный иудейский продукт.
А 11 канон VI Вселенского Собора, под той же угрозой извержения-отлучения, запрещает не то что жертвовать на содержание талмудистов с их синагогами и антихристианскими учреждениями, но даже «вступать в содружество с ними»!
В начале статьи «Как относиться к кошерной пище?» ее автор сокрушается: как это могут по храмам Киева вывешивать объявления, осмеливающиеся не только запрещать верующим употреблять «кошерные продукты», но даже безграмотно именовать «кошерное» жертвенным? Более того, некоторые даже называют такие продукты идоложертвенными!
Безусловно, нельзя говорить о том, что кошерная продукция окропляется кровью жертвенных животных, а тем более, что она является идоложертвенной. Тут можно согласиться с автором рассматриваемой статьи. Но, с другой стороны, кошерную пищу в определенном смысле можно назвать жертвенной, потому что покупка ее — жертва на синагогу. Да и, в духовном смысле, продукцию эту можно сравнить с идоложертвенной. Что идольские жертвы, что нечестивые иудейские «плоды» — согласно святым канонам, одинаково оскверняют человека и ведут его в погибель. Но и с этим не согласен автор обсуждаемой статьи. Добрая половина ее посвящена доказательству того, что «вкушать можно любую пищу», в том числе и идоложертвенную.
Автор исходит из того, что «христианство лишено примитивных магических представлений, единственным субъектом этической жизни личности является совесть». С этим, разумеется, никто не спорит. Понятно, что оскверняет христианина не кусок мяса сам по себе, а его посвященность демонам: когда человек вкушает пищу, зная, что она идоложертвенна, он впадает в тяжкий грех и его совесть уже не может быть чиста ни перед Богом, ни перед теми людьми, губительный пример которым он подает.
Не к чему и приводить в подтверждение допустимости вкушения идоложертвенной пищи 8 и 10 главы 1 послания святого апостола Павла к Коринфянам. Они заключают очень тонкое богословие, и понимать их содержание как принципиальное одобрение вкушения идоложертвенного — значит уподобляться протестантам, именно так, прямолинейно и по собственному разумению, толкующим Священное Писание.
Толкованию указанных мест пришлось бы посвятить не одну страницу, т. е. написать отдельную работу. Сейчас же лишь хотелось бы заметить, что любое толкование любых отрывков из Библии должно находиться в контексте всего учения и традиции Святой Православной Церкви. Вот лишь два небольших примера, не оставляющих и тени сомнения относительно того, как христианин (а тем более священнослужитель) должен относиться к идоложертвенной пище и чем она является для него.
Прежде всего — голос Священного Писания. В 15 главе книги Деяний святых апостолов повествуется об Апостольском Соборе, созванном для решения вопроса о необходимости христианам из язычников соблюдать Закон Моисеев. В решениях этого Собора, в частности, говорится: «Ибо угодно Духу Святому и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда…» (Деян. 15, 28−29). Итак, воздержание от идоложертвенного перечисляется среди самого необходимого для христианина, а невоздержание, соответственно, приравнивается к блуду (ибо первое — блуд духовный)! Это является волей Господа Святого Духа, которую никто не может отменить. Очень ярко выражается великий отец и учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст в своем толковании приведенного текста книги Деяний: «Хотя это касается предметов телесных, но необходимо воздерживаться от них, потому что они производили великое зло».
Второй пример — житие святого великомученика Феодора Тирона. В нем описывается случай, произошедший во времена нечестивого императора Юлиана Отступника (361−363), возомнившего было реанимировать язычество в Римской Империи. Дадим слово житию:
«… Сей нечестивый царь замыслил тайно осквернить христиан. Он знал, что в первую седмицу великого поста христиане соблюдают особенную чистоту… И вот он призвал к себе константинопольского градоначальника и повелел ему, ежедневно в продолжение первой седмицы, осквернять припасы, продаваемые на торжищах, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны воздерживаться. Приказание царя было исполнено… Но Всеведущий Господь… послал к константинопольскому архиепископу… святого страстотерпца Своего Феодора, за много лет пред тем пострадавшего за Христа и пребывавшего во славе в небесном царствии. Святой Феодор явился… наяву и сказал:
„Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены идоложертвенной кровью… Дай им коливо, ты избавишь их от затруднений!“».
Архиепископ так и поступил, и, таким образом, православные христиане были сохранены от осквернения.
Мы видим, что вкушение (даже невольное!) идоложертвенной пищи называется прямо осквернением, что такая пища является оскверненной, и что, принимая ее, христианин становится некоторым образом причастным к самим идольским жертвам, «от которых христиане всегда обязаны воздерживаться».
О всем великом значении описанного эпизода жития святого Феодора Тирона говорит следующее. Во-первых, для того, чтобы уберечь свое верное стадо даже от неведомого ему вкушения идоложертвенного, Господь сверхъестественным, чудесным образом воспрепятствовал осквернению христиан, послав к ним на землю Своего великого угодника (что, согласитесь, происходит не часто). А во-вторых, в память описанного события в Церкви был установлен особый чин освящения колива в каждую первую субботу Великого Поста. Чин этот совершается и поныне, о нем хорошо знают практически все православные христиане. Из года в год повторяя его, священник, если угодно, сакраментально отвергает идоложертвенное.
Подводя итог всему сказанному, с особой настойчивостью хочется повторить: любые построения и рассуждения, касаются ли они вопросов богословских, или церковной практики, необходимо строить на твердом фундаменте неповрежденного свято-отеческого Православия, ни на йоту не отступая от истинного понимания Священного Писания, от Божественных канонов, дорожа всей полнотой данной нам Богом Церковной Традиции.
Протоиерей Андрей Новиков, кандидат богословия, секретарь Одесского епархиального управления
http://rusk.ru/st.php?idar=105745
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | Следующая >> |