Русская линия | Андрей Бардиж | 02.05.2009 |
Душа видит истину Божию по силе жития
прп. Исаак Сирин
Люди делятся на тех, кому всё равно, кто ищет истину и кто её придумывает. Придумывают от усталости, невежества и лени, когда не хочется искать и делать то, что нужно, или от гордости, когда кажется, что всё уже понятно.
Когда навалятся серьёзные проблемы, беды и болезни, даже те, кому было всё понятно или всё равно, начинают думать. Последовательные и честные поймут: кризис экономики, политики, культуры, морали, нравственности — только следствие. Чего? Кто и зачем даёт и забирает богатство, здоровье, страдания? Жизнь? Понимание будет определяться не количеством знаний, ума и житейского опыта, оно будет определяться опытом духовным, глубиной веры.
Человек неверующий не может видеть и не видит истинных причин событий, сами события понимает искажённо, последствия их вообще не представляет. Простой пример из Церковного Предания на тему «что такое хорошо и что такое плохо»: умер грешный богач, грехи которого были всем очевидны, его пышно хоронили. На торжественных похоронах присутствовали епископы и священники. Вскоре после этого хищники напали на одного пустынника и растерзали его. Некий монах, видя похороны и грешника, и праведника, воскликнул: «Господи, почему так? Почему богач в довольстве жил и с почестями похоронен, а праведник так горько жил и так страшно умер?». Явился ему Ангел Божий и сказал: «Тот грешник при жизни совершил одно доброе дело, а этот пустынник совершил только один тяжкий грех. Торжественными и почётными похоронами Господь вознаградил злого грешника за его доброе дело, и больше нечего ему ждать в ином мире, а лютой смертью праведника изгладился один единственный его грех, чтобы на Небесах получил он полноту радости».
Веру даёт Бог, даёт Он и свободу выбора. Выбор мы всегда делаем сами, но серьёзность его осознаём не всегда. Между тем, в каждом своём поступке мы или с Богом, или против Него, середины нет. Большинство использует дарованную свободу в пагубу, веруя во что попало, окунаясь в дебри суеверий и заблуждений, гордо именуя их убеждениями. Хорошо образованные, но духовно мелкие, неверующие умники, как показывает история, нередко честолюбивы, любят учить, стремятся к власти и бывают опасны: кто не создаёт со Христом, тот всегда, рано или поздно, разрушает (см. Мф 12, 30). Им не стоит верить.
Кому можно? Настоящее понимание доступно всем, но приходит немногим, приходит оно по мере выполнения заповедей Божиих: чем мы ближе ко Христу, тем всё видится иначе, точнее. «Дело заповедей — очищать понятия о вещах» (преп. Максим Исповедник).
Возрастание нашего духа идёт непрерывно, до самой смерти. Земной наш путь закончится, когда исчерпана задача Божия или Его терпение, когда мы лучше быть уже не можем. На жизненном пути меняются представления о добре и зле, рассуждения о смысле жизни, вся система ценностей. Их истинность и ложность будут проверяться единственно верными критериями: Священным Писанием, Церковным Преданием, словами святых Отцов, немногих нынешних подвижников — тех, кто прошел свой путь раньше нас, кто сумел стяжать духовную мудрость.
Рассудительность обретается делами веры — духовной, церковной жизнью, без них христианская вера обречена на искажения и вырождение. Попытки без должного духовного опыта объяснить православие только от ума, от знаний, вычитать его в книгах, или вообще ничего не дают, или рождают его поверхностное, внешнее понимание.
Вне веры никакой вопрос серьёзно рассматриваться не может — ни малый, ни большой, именно она определяет правильность действий, глубину и масштаб личности. Можно быть дворником, верно рассуждая обо всём, можно быть главным начальником типа «Клим Ворошилов» — с саблями на танки. А можно — писателем (журналистом, политиком, режиссёром), дерзающим своим плотским, ограниченным умом, постичь судьбы Божии. Тут диапазон широк: от псевдодуховной «лапши» до заказных спекуляций.
«Проект Россия» содержит и то, и другое, множество полезной информации и талантливой риторики, однако по своей сути является оружием против православия и России.
Краткое содержание. В первой части говорится, что многие наши проблемы — от негодной власти, убедительно показывается лживость демократии и любых партийных идеологий, анонимные авторы призывают нас соблюдать заповеди — в общем, презентация себя, зарабатывание первых очков. Книга почти хорошая, как начальное пособие для невоцерковлённых людей. Надо только помнить: яд в хвосте, как у скорпиона. Там, в конце, в качестве меры, обеспечивающей установление преемственности и стабильности власти, а вместе с тем и как бы автоматическое решение многих проблем, предлагается проведения собора по выборам какого-нибудь царя — конечно, фальшивого. Выбор, продиктованный не верой, а расчётом.
Расчётливость больше видна в части второй, невнятной. В поисках своего устойчивого мировоззрения и правдоподобной национальной идеи, конъюнктурщики, противореча сами себе, выдумывают опять-таки план элитной, «хорошей» партии, нечаянно — к выборам 2008 г.
Вместе обе книги представляют собой либеральную кашу, которую апостол именует плотским мудрованием (Рим 8, 6) и лжеименным разумом (1 Тим 6, 20). Общие фразы о заповедях, цитаты из Писания, реденькие упоминания о Церкви сбивают с толку лишь не утверждённых в вере читателей — им «Проект» кажется настоящим откровением. Однако если убрать мистический туман, «песочница» авторов (по их же выражению) ограничена решением текущих управленческих задач, вопросами реформирования власти, различными внешними технологиями и манипуляциями. Здесь нет убеждений, но есть интересы. Несмотря на поминания Бога, Дух Святой для них не является реальной и главной движущей силой, Бога они не боятся, Его не знают и не Ему служат. Тогда кому?
Ответ в третьей книге. Тут ещё больше цитат из Библии, разговоров о церкви, правдивой информации о кризисе, проблемах православия, инославных и иноверцах. Плодовитые авторы обещают «формировать обществу христианское мировоззрение» (блеф, нельзя дать то, чем сам не владеешь), грезят об объединении, о создании своей школы и некоей элитной «группировки». Чему учат на самом деле? «Истина рассредоточена по всем христианским церквям (если точнее, по честным людям, составляющим эти церкви). Они соединены с телом Христа (Церковью) как бы лучами"… «Хранителем Истины является невидимая конструкция, образуемая из честных людей, живущих по заповедям Бога, незримым образом соединённых в целое» (кн. третья, стр. 375 — 376). Оказывается, «люди… должны объединиться в видимую силу» чтобы получить милость (!) и новейшее откровение от Бога (там же, стр. 377, глава «Выводы»).
Вывод такой: ради реализации чьих-то интересов, они искажают христианство, будут способствовать католизации России и, следовательно, глумиться над Христом и православием.
Ради чьих интересов? Некто («не евреи», как догадываются сами авторы на стр. 395, и даже не человек) дал много денег на публикацию их новых PR-фантазий (в латинской транскрипции во всех смыслах будет правильнее). Размах тиража впечатляет — миллион, как у классиков марксизма, как у настоящего учебника. Кто заказчик?
Заказчик тот же — отец всякой лжи. Ради строчки качественного вранья, он будет содействовать в издании любой книги, даже Библии. Этот манипулятор знает: чтобы ложь сработала, она должна быть тщательно упакована в правду. И чем серьёзнее задача, тем правдоподобнее должна быть упаковка.
Бес поймал неглупых авторов на гордости. «Проект Россия» — его тщательно спланированная и очень серьёзная духовная диверсия, оружие массового поражения. Одновременно им инициированы другие процессы той же направленности. Многие попадут в засаду.
Почему вообще такое стало возможным и что нужно делать?
Не так давно почивший старец Паисий (+1994), канонизация которого готовится на Афоне, говорит так: «Просите и дастся вам. Не прося у Бога помощи, мы терпим полную неудачу». «Для того, чтобы помог и Бог, и святые, этого должен хотеть и просить сам человек. В противном случае помогать они не будут. «Хочешь ли цел быти?» — спросил расслабленного Христос (см. Ин 5, 6). Если человек не хочет, то Бог это чтит».
Чтит, но для нашего вразумления и спасения попускает по грехам и неверию нашему правителей, инородцев, беды, катаклизмы, кризисы. Задача у Бога такая: Он не страны и режимы спасает, а души. Если спасающихся будет много, получится страна. Если нет — страны не будет. Россия гибнет, но не от козней американцев, кривых проектов или нашествия азиатов, кавказцев. Всё это — лишь орудия Промысла, бич Божий, видимая часть нашей жизни, следствие событий, происходящих в духовном плане.
Россия погибает от несоблюдения поста среды и пятницы, — слова, которые по преданию произнес преподобный Серафим Саровский. Зайдите Великим постом в любой гастроном: кто продаёт и покупает колбасу? Таджики? Нет, наши как бы русские соотечественники. Мелочь? За нарушение первейшей заповеди поста Адам был изгнан из Рая. И, наоборот, есть множество свидетельств тех, кто, соблюдая пост, сам уцелел в войну и сохранил жизнь своим детям.
Экспансия с востока и запада, всё более частые этнические и военные конфликты — следствия духовности нашей жизни, а не слабости и некомпетентности власти. Дело не только в ней. Ещё при самодержавии святой Иоанн Власатый говорил, что за пьянство и разврат Бог попустит нашествие инородцев в Россию. Тут условными квотами не обойтись, да и воевать с Богом бессмысленно. Очевидно, что лучшей государственной политикой было бы возвращение общества к нравственным нормам, а началом возрождения Руси — жизнь всего народа, сверху донизу, по заповедям и церковному уставу. Формирование в обществе таких установок, их законодательное обеспечение, безусловный приоритет и защита, есть важнейшая задача настоящей, Богом поставленной власти.
Это верующему очевидно, а чтобы маловеру понять, ему нужен духовный труд: пост, постоянное изучение Писания св. Отцов, опыт терпения вольных и данных от Бога скорбей (см. Лк. 21, 19), вкупе с церковной жизнью — службы, исповедь, причастие. Так стяжается дух, обретается истинная духовность; так происходит нормальное постижение себя, Православия и окружающей реальности. Так постепенно человек сможет различать добро и зло, важное и второстепенное. Тогда, когда это полезно будет подвизающемуся, Бог откроет ему Свои истины — по мере заставления (выражение И. Ильина), принуждения человеком самого себя жизни по духу, по заповедям, по совести. Духовное делание без такого напряжения и терпения немного стоит.
Но ведь авторы «Проекта» тоже говорят о необходимости соблюдения заповедей? Да, говорят, — общими словами, как и б? льшая часть наших расслабленных соотечественников, которые в церковь ходят редко, а выполнение заповедей понимают туманно (в пределах Уголовного Кодекса — «не убий» и «не укради»). Зачем «позорно» подставлять другую щёку, когда тебя ударили? Почему нужен пост? Вообще, какие они — ветхозаветные заповеди и наставления Христа, как их исполнять в современной реальности? — Не знают.
Однако понять, объяснить и попытаться сделать — только часть задачи.
«Тщательное исполнение заповедей Христовых, — наставляет преп. Симеон Новый Богослов, — научает человека его немощи». Вот, где задача! Заповедями Господь не только научает нас доброделанию, но, если выполнять их как следует, — смиряет и учит молитве, учит постоянному обращению за помощью к Себе. «Ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15, 5), — говорит Он. Ничего! Ни заповеди соблюдать, ни Родине помочь, ни даже книжку написать — не можем.
Без содействия Духа Святого все наши планы и проекты — просто шум, борьба с тишиной.
Будет только то, что хочет Бог. А Он хочет научить всех вере, привести ко Христу, через Него — навсегда в Своё вечное Царство. «Приидите ко Мне ВСЕ…», — сказал Господь (Мф. 11, 28), не разделяя нас на национальности, элиту и прочих. Православные знают: смысл жизни и спасения любого человека и всякого народа — достижение Царства Божия. Исключительно для этого Господь создал Свою Церковь, Свою, настоящую «партию». Использовать её для иных задач, равно как и создавать другие, с претензией на идеологию, партии, — деятельность, в конечном счёте, богоборческая. (Партии без претензий — просто профсоюзы, кружки по бытоулучшению).
Преподобный Серафим Саровский давно сказал, что нужно делать: Стяжи дух мирен, и с тобой спасутся тысячи. Стяжание духа, мира Божия, Его благодати — есть цель христианской жизни; выполнение заповедей и церковных уставов (как одной из них) — средство.
Не обязательное, но предпочтительное и возможное царство земное, как нормальная внешняя ограда Церкви, и некий допустимый переходный режим, находятся на том же трудном и узком пути, что и Царство Небесное — на пути духовного делания. Спасаясь, спасай свою душу (Быт. 19, 17). Весь вопрос — как?
По учению православной Церкви, всё настоящее и доброе (в т.ч. служение, подвиги) делается благодатию и ради благодати. Только стяжав, собрав, накопив благодать (приблизительный синоним — духовную энергию), ею можно распорядиться: вымолить победу, мир, Царство Небесное, здоровье, помощь Божию в чём-то и т. д.
Но этого мало. Батюшка Серафим говорил, что даже доброе дело, сделанное не во славу Божию, не спасительно. Многие нынешние скрупулёзно выверенные с политической, военной, экономической и прочих сторон проекты спасателей России не имеют надлежащей духовной основы и направленности, а значит — несостоятельны. Бог не поможет, а дьявол, рано или поздно, навредит.
Партийным строителям, к слову, будет полезен пример Союза Русского Народа. Созданный сто лет назад по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского, он действовал, пока в его рядах был сам Иоанн Кронштадтский, святые Иоанн Восторгов и Феодосий Кавказский. С их уходом Союз раскололся и перестал существовать. Нет благодати — нет единства, соборности, нет базы.
Чтобы дело спасения делалось, необходим духовный и профессиональный труд каждого и — непременно — содействие Бога. По всякому вопросу и на всяком месте надо искать Его воли, Его поддержки, для чего в первую очередь и всегда — молиться (см. 1 Фес. 5, 1). Мы хотим изменить реальность? «Всё неисправленное и неисправимое исправляется смирением и молитвой», — утверждает старец Паисий Святогорец. Далее он говорит: «Человек может желать духовного преуспеяния (возрождения, спасения России — А.Б.), может просить Бога дать ему любовь, молитву, послушание и все добродетели. Но мы должны твёрдо знать, это должно хорошо отложиться у нас в голове, что, как бы мы ни трудились, Бог никогда нам ничего этого не даст, если мы прежде не смиримся».
Надо поставить себя в подобающее, зависимое от Бога положение и — просить, как неразумные дети просят справедливого, доброго и сильного отца. Служить, управлять, работать, воевать, учиться, учить, делать всё то, что можем и должны, и — просить. Когда и если будет полезно, Господь даст, ведь Он обещал: «Просите — и получите» (Ин. 16, 24).
Но есть серьёзное препятствие: «грешников Бог не слушает» (Ин. 9, 31). Евангелие учит: сначала вытащи «бревно» из своего глаза, очисти себя (см. Мф. 23, 26). Помимо талантов, которые даёт Бог, у нас у всех есть «жало в плоть», страсть, и не одна. Чтобы Господь услышал и помог, нужно избавиться от страстей, ошибок и грехов. Надо перестать искать сторонних виновников наших бед, надо смириться и признать, что это МЫ виноваты, из-за нас Бог наказывает, бьёт Россию.
И тому есть серьёзные причины. При крещении мы даём обеты, клятвы верности Христу. Крещённых в нашей стране много, и очень худо, когда они продолжают жить, как безбожники. Считающие себя по одному факту крещения православными, должны знать слова преп. Симеона Нового Богослова: «Те, которые исповедуют, что Христос истинен есть, и не исполняют заповедей Его, будут сочтены не только отвергшимися Христа, но и презревшими Его, и праведно будут осуждены более тех, которые совсем не ведали Христа» (слово 57). Кара для нас, как предателей, грядет страшнее, чем для атеистов или язычников, и расплачиваемся мы уже сейчас.
Это дикари вынуждены строить взаимоотношения на клановых, кровных принципах, у них других нет. Юридические, законодательные костыли, политические противовесы необходимы там, на диком Западе, где истощается благодать, почти нет истинного христианства, а значит, нет и спасения.
Мы — другие. Точнее, должны бы ими быть, но нас ведёт в погибель небрежение к своей правой вере, поверхностное, невежественное к ней отношение — как к чему-то третьестепенному, ритуально-необязательному.
Патриарх Тихон говорил: «Грех, тяготеющий над нами… - вот источник наших бед и болезней». Митрополит Иоанн (Снычев) в работе «Путь ко спасению» пишет (будто специально для авторов «Проекта»): «Мы сами, со своими пороками и страстями, властолюбием и тщеславием, завистью и лицемерием, высокоумием, превозношением и маловерием, — причина всех бед». Здесь — истинные причины наших бед, и личных, и общественных. Пока мы это не поймём — не устраним причины. Если не устраним причины, бесполезно бороться со следствиями.
Необходимо осознать: точка опоры, которая может изменить мир, есть, и она — в православии. Все способы, рычаги, которыми можно развернуть, изменить ситуацию, все средства, которые могут нам помочь, расположены не в области экономики, политики или государственного строительства, они находятся исключительно в области духовной.
А духовные законы одинаковы для всех — от разбойника до президента, включая верующую или хотя бы думающую часть интеллигенции, на которую рассчитан «Проект». И ей в первую очередь адресованы слова известного в этой среде протопресвитера Александра Шмемана (книга «Водою и Духом»): «Правда о современном человеке заключается в том, что независимо от того, является ли он законопослушным конформистом или мятежным противником конформизма, он прежде всего есть существо, полное гордыни, сформированное гордыней, поклоняющееся гордыне и ставящее её на первое место в своей шкале ценностей».
Нас губит невежество, самоуверенность, убеждённость в ошибочном. Писание же говорит: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4, 6). Гордость особенно чужда Богу, а вместе с ней — высокомерие, жадность, блуд, тщеславие и все прочие грехи. Наша вера в Бога предполагает знание и об этих — иных, противоположных духовных реальностях, о бесах, которые, по сути, правят миром. Любая ложь, самый малый грех, дают им право «вить верёвки» из грешников и через них проводить свои губительные планы — ловко, незаметно, втёмную. Уменьшить, исключить демонское влияние может покаяние, духовная жизнь, причастие (только в православии), а начинается всё с исповеди и поста. Без поста человек духовно, верно рассуждать не может, у него как бы отсутствует жизненно важный орган, он только думает, что думает.
Без духовной жизни человек пребывает в иллюзиях, не видит своих прегрешений, толком не понимает происходящее, а если нет осознания греха — нет ни исповеди, ни покаяния. Ведь покаяние — это не только раскаяние, это, по определению, процесс изменения, обретения себя (метанойя — греч.) Это — дело, данное Богом во спасение падшему человечеству, тот единственный путь, который каждого грешника вновь соединяет со Христом.
Он — Победитель ада. Имея в себе Христа, покаяние, говоря словами старца Паисия, содействует исчезновению зла. Зло побеждается не людьми, а всегда Христом, действующим через тех, кто слушает Его и уподобляется Ему.
Борьба с национализмом, воровством, коррупцией, враньём или любой другой язвой общества, станет эффективной лишь тогда, когда будет проводиться не только в нравственном или правовом, а, как должно, в духовном поле — как борьба с личным грехом, с нарушением конкретных заповедей. Осознание этого, исповедь и покаяние, привлекут на нашу сторону Христа Бога и с Ним, и только с Ним, только в православной Церкви и её Таинствами, эти язвы можно исцелить.
«Богом моим прейду стену», — говорит пророк Давид в Псалтири, в семнадцатом псалме (Пс. 17, 30). Чрезвычайно важно понять, что только Бог — Спаситель, спасает именно Господь и никто другой. За человеком — выбор, последовательность, решимость, а силы и результат — от Бога. «Забудь думать, что ты можешь делать своими силами что-нибудь доброе», — пишет св. праведный Иоанн Кронштадтский. Исполняя дела Божии, мы даём возможность действовать Христу, а греша — помогаем бесам. Особенно, когда мним, что можем делать что-либо хорошее сами. «Христиане, не знающие христианства», — говорит о нас — таких — свт. Игнатий (Брянчанинов).
В чём суть христианства? «Вся цель заповедей Спасителя та, чтобы освободить ум от невоздержанности и ненависти, и возвести его к любви к Нему и ближнему» (преп. Максим Исповедник). Православная вера строится на подражании Христу, вся состоит из любви к Богу и ближнему. Когда мы подставляем своему обидчику другую щёку (выполняя, между прочим, конкретную заповедь — Мф. 5, 39), мы смиряем свою гордость пред волей Отца и держим наказание за некий свой, быть может, забытый грех, или, претерпев незаслуженно, получаем право что-то вымолить, или — зарабатываем себе Царство Божие.
Самое же главное — учимся любить. Это наше малое страстотерпчество в крошечное подобие Христовых страданий проявляет на деле нашу веру, «ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13, 8). Любовь есть Христос, и уже Сам Спаситель приводит к Себе нашего врага. (Мы говорим сейчас о личных обидах, за других всегда нужно заступаться. И высшее проявление любви и веры — собственная жизнь, отданная «за други своя», за свой народ (см. Ин. 15, 13).
Как сделал Господь. За нас за всех Иисус Христос отдал Свою жизнь, научая послушанию Отцу Небесному, давая пример жертвенности и критерий верности: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Эти добродетели имеют колоссальную цену пред Богом, и не в реальности только, а даже в перспективе. Старец Паисий говорит, что когда мы имеем ЕДИНСТВЕННОЙ ЦЕЛЬЮ смирение, Бог ВСЁ даст нам даром.
И даёт. Даёт не только «цветные стёклышки», которых мы обычно жаждем. Бог хочет дать нам Вечность, ввести в Свой дом навсегда и надеется, что мы будем вести себя прилично. Но там грех невозможен. И чтобы не случилось повторения тех катастроф, которые были с гордым Денницей и непослушным Адамом, вся война с грехом ведётся здесь — на полигоне под названием «Земля». Для этого Господь дал Писание, Церковь и единственный способ, которым люди готовятся к Царствию Божию: «Терпением вашим стяжите души ваши» (Лк 21, 19).
Мы созданы Богом для иного мира. Этот нужен только для подготовки, как большой тренажёр, и никакого другого смысла в нём нет. Здесь всё идёт, как на обычной тренировке: если душа болит, значит — она развивается, растёт, становится лучше; если не болит, значит жизнь течёт впустую.
Господь использует ресурсы всего мира, чтобы воспитать требуемые качества одной единственной — ВАШЕЙ — души. И всех других одновременно. Для каждой у Него в той жизни уготовано своё место и некая задача, о которой только Он знает. И только Он ведает, как нас к той задаче готовить.
С целью воспитания для Неба каждого из нас, возрастания в иного, лучшего, нового человека, Бог дал десять ветхозаветных заповедей и около полусотни новозаветных. В постижении и терпеливом усвоении их через труды, проблемы и болезни — смысл этой нашей жизни. «Желающий быть подражателем Христу… прежде всего должен переносить благодушно и терпеливо все случающиеся с ним скорби, как-то: телесные болезни, обиды и поругания от человеков и наветы от невидимых врагов, потому что по Промыслу Божию… такие испытания различными напастями попускаются душам, чтобы обнаружилось явственно, которые из них любят Бога искренно… зная, что без Бога ничего не случается с ними», — говорил преп. Макарий.
У Христа Своя школа, Свои правила, Своя логика и планка очень высока: «Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 33). Любая привычка, зависимость, страсть — будущая скорбь, ампутации здесь неизбежны. По этим правилам предстоит расстаться с властью, красотой, богатством, славой тем из нас, кому дано было ранее, кому они мешают спастись — им предстоит пережить боль. «Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12, 6).
Бог создаёт и сжимает обстоятельства так, чтобы по капле выдавить из нас грех, взрастить дух. По этой логике наши печали и скорби — для каждого в отдельности и для всего народа в целом — суть лекарства для грешных душ. «Плачем изгоняются все страсти», — утверждает св. Исайя Отшельник. Как стяжается новозаветный дух? В первую очередь — терпением текущих обстоятельств, крестоношением. «Крест — это терпение находящих скорбей» (преп. Исаак Сирин).
Иное — правда Божия, иное — человеческая. Господь заповедал весьма трудное: «Не противься злому» (Мф. 5, 39). По-человечески понять и выполнить это почти невозможно. Государыня Александра Феодоровна Романова смогла. «Великие награды и воздаяния получаются не только за то, что делаешь какое-нибудь добро, — пишет она в своём дневнике, — но и за то, что терпишь какое-нибудь зло… Ибо в терпении заключается самая горькая сторона борьбы, требующая гораздо большего мужества, большей твёрдости и напряжения души, большей возвышенности ума, особенно больше любви к Богу».
К Богу и Его миру. Тот и этот мир несовместимы, те законы не могут существовать в этом мире, отторгаются им. Отторгаются и люди, которые пытаются по ним жить. «Если Меня гнали, будут гнать и вас» — сказал Господь (Ин. 15, 20). Всякий, кто действительно захочет жить по справедливости, по совести, по Христу, будет уничижаем и гоним (см. 2 Тим. 3, 12) — чтоб искупить былые грехи безверия, чтоб крепла и жила душа, чтобы зачалась истинная, нелицемерная любовь к Богу и ближним.
Любить непросто. Сначала нужно перестать роптать и осуждать, научиться благодарить Бога за всё происходящее, прощать обидчиков, особенно в тяжких, неправедных по отношению к нам проступках. Тогда и мы будем прощены Богом в наших собственных, тоже немалых прегрешениях. И пока в нас есть обида, злость, осуждение кого-либо — Бог не станет нас слушать. «Невозможно спастись иначе, как через ближнего. Отпущайте, — заповедал Господь, — и отпустится вам… Исполнение закона заключается в прощении обид» (преп. Макарий Египетский).
Так Господь укрепляет нашу веру и добрую волю, открывая смысл самого трудного в христианстве: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).
Это — не благие пожелания, это — обязательные заповеди, ЗАКОНЫ Божии. Их исполнение вводит нас в Вечность, и от того — у верующих — радость. «Во всяком времени, месте и деле будем твёрдо держаться одной цели, чтоб нам, подвергаясь различным обидам от человеков, радоваться, а не скорбеть, — радоваться не просто, не бессмысленно, а радоваться на том основании, что приобретаем благоприятный случай к получению прощения в наших согрешениях, прощая ближнему. В этом заключается разум истины» (преп. Марк Подвижник).
Принимать всё, как из руки Божией, искать во всяком испытании не избавления, а терпения, учат наши святые. «Смирение возводит на крест, открывает тайну и любовь креста своего, которое есть святое терпение», — писал преп. Серафим Саровский. Скажут: всё это для монахов. Так ли? «Ты очень заблуждаешься и обманываешься, если думаешь, что иное требуется от мирянина, а другое от монаха; разница между ними в том, что один вступает в брак, а другой нет, во всём же прочем они подлежат одинаковой ответственности» (свт. Иоанн Златоуст).
Всё решает Бог. На Афоне ли, в Америке, или России, Он везде даст испытания по силам. Наши попытки изменить жизнь вопреки Его Промыслу ничего не дадут, спустя время урок повторится, только в других обстоятельствах — пока есть надежда на нашу вменяемость.
Безропотным терпением мы выполняем и самую первую заповедь («Аз есмь Господь Бог твой» (Исх. 20, 2)), осознанно подтверждая право Бога создавать максимально подходящую среду для нашего воспитания. Внешняя сторона событий — лишь способ, узда для формирования нашего внутреннего, настоящего человека, а человек всегда рождается в боли.
«Без болезни просвещение души невозможно, это будет — мечтательность», — пишет игуменья Арсения П.Брянчанинову. На пределе сил, на грани нашего отчаяния, Сам Христос может изменить созданные Им обстоятельства, когда мы очистим, изменим себя — молитвой, постом, исполнением заповедей, церковной, духовной жизнью. Страданиями. Подвигом.
Пересветами и ослябями становятся до сражения. Заставь себя, когда надо, ходить в храм, молиться, жертвовать, прощать, недругов любить — быть может, долгими годами, — вот и будет маленький подвиг в очах Божиих. Гибель в бою, но не за какого-нибудь «сталина», а за Христа — большая редкость, дар. Но всё возможно, если мы не потеряем нашу цель — Небо, перестроим всю свою систему ценностей и, действительно уверовав в реальность Царства Божия, устремимся туда. Нужно только помнить: пропуском всегда будет смирение, а проверяет Господь жёстко — до слёз, до крови, до смерти. «Вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха», — пишет апостол Павел (Евр. 12, 4), а «без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9, 22).
«Сейчас Бог попускает крепкую встряску… - говорит старец Паисий, — нас ждут великие испытания. Давайте отнесёмся к этому серьёзно и станем жить духовно. Обстоятельства вынуждают и будут вынуждать нас работать духовно. Однако эта духовная работа будет иметь цену, если мы совершим её с радостью, от своего произволения, а не оттого, что нас принудят к этому скорби… Так или иначе, нам предстоит увидеть страшные события. Произойдут духовные битвы. Святые еще больше освятятся, а нечестивые станут еще более скверными… Бог даст силу человеку смиренному, имеющему чистое сердце и доброе расположение… Можно иметь гордость, но в решающий момент сказать: «Боже мой, я горд; однако дай мне сейчас немного силы, чтобы я в мучении засвидетельствовал любовь к Тебе и искупил мои грехи». И тогда, если человек расположен смиренно и идёт на мучение с покаянием, Бог даст ему многую благодать. Нельзя идти на мученичество с расположением гордым».
Такая вот реальность. «Истина очевидна, но понимает её один из тысячи», — писал преподобный Феодор Студит в своё время. Понимающих в наше — гораздо меньше.
Истину авторы «Проекта» не знают, знать не хотят и других уводят в дебри небезобидных фантазий. Их работы, где из «трёх бочек мёда» в первой — ведро цианистого калия, в другой дёготь, а в третьей — разбавленный мёд с мыльными пузырями и традиционной фикцией в конце, нужно крепко фильтровать.
Чтобы понять время, правильно оценить проблемы и то, как их пытаются решать «проектировщики», надо самому прочесть «Слова» святой жизни Паисия Святогорца, особенно второй том. Старец говорит правду о нашем настоящем, будущем, о путях спасения. Хорошо бы также изучить труды упомянутых здесь святых и праведников, книги о. Серафима (Роуза), Рафаила (Карелина), письма игумена Никона (Воробьёва), обязательно прочесть небольшие, но очень важные для понимания работы архимандрита Лазаря (Абашидзе) «Пасха без Креста» и «Ангелу Лаодикийской Церкви» (все есть в Интернете).
Однако читать и мечтать в православии — недостаточно, надо делать, жить, в делах больших и в малых (см. Лк. 16, 10) доказывать свою верность Христу. Комфортно, сыто и благополучно в Царство Божие не попасть, Господь показал, что единственный, трудный, узкий путь туда — через Голгофу. Она у каждого — своя. Претерпевый до конца, тот спасен будет (см. Мф. 24, 13).
«Тем и отличаются сыны Божии от прочих, что живут они в скорбях, а мир веселится в наслаждении и покое», — писал преп. Исаак Сирин. Терпение страданий, болезней и обид, прощение обидчиков — ради Христа; пост, милостыня, сострадание — ради Христа, дают в области духа много больше, чем сухое, рассудочное знание, полученное из учебника — они в ответ рождают благодать от Бога. Благодать воздействует не на ум, а гораздо основательнее и глубже — на сердце. Так наша жизнь и всё доброе в ней обретают Христа Бога — как Смысл, и Дух, и Силу! «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2, 9).
Благодать очищает и освящает нас и весь мир. Ею мы постигаем себя и Самого Бога. Каждый день сдаём трудные и болючие экзамены — на знание Закона Божьего, на веру и верность. Как проверяет нас Господь? Делом. Только в православии — верный календарь. Пост есть наше первое послушание Богу, это вопрос дисциплины и ответственности, наша память о предательстве и смерти Спасителя. Праздновать и гулять с католиками на Страстной Седмице — сораспинать с ними Христа — грех большой. Половина дней в году — постные. Насколько держим — настолько верим и любим.
Взрослеем. Кто раньше, кто на склоне лет, а кто — никогда.
Ибо всё происходит по вере нашей. И воле Божией. Его уроки и экзамены будут всё серьёзнее, а политические, климатические, экономические и военные обстоятельства — такие, какие нам нужны для спасения, и те, которые мы заслужили. Семейное счастье, доброта, порядочность, воинская доблесть, дружба и взаимовыручка между людьми, будут присутствовать в нашей жизни, понимаем мы это или нет, также в меру её благодатности, причастности ко Христу и Его Завету. «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 33). Где искать, тоже известно: «Царствие Божие внутри вас есть», — указал (заповедал!) нам путь Христос (Лк. 17, 21). Если найдём, достигнем его — поможем и себе, и другим. Если нет, то нет. Не будет ни экономики, ни государственности, ни мира, если в людях нет веры. Но чтобы понять, принять истину, надо быть к ней готовым.
Восприятие и действие благодати, по святым Отцам, обеспечивается выполнением заповедей и церковных уставов. Насколько выполняем — настолько понимаем, настолько сами и живём. Почему убедительны слова святых, а наши рассуждения часто пусты и ошибочны? Потому что действуют не слова и даже не поступки, а благодать Божия в них. Объяснить это неправославным не представляется возможным, да авторы и не стремятся к тому, они сами — не пойми что.
«Истина как бы раскололась на кусочки», — вещают сочинители, «ритуал» (надо понимать, догмат) вторичен (кн. третья, стр. 375). Однако Истина — Христос — одна и неделима и отпадения еретиков от православия происходили как раз из-за их догматических ошибок, горделивых заблуждений, нераскаянных ими до сих пор.
Да, есть проблемы в православии. Но пока нет ересей, и служится каноническая литургия, служат ангелы. Благодать сходит и через недостойных пастырей, воспринимается верными по достоинству каждого, и — разрушает козни бесовские. Будет так до восьмого, предательского, экуменистического собора, предтечами которого являются авторы ПР.
Что касается иных вер и конфессий, наша правая Церковь устами свт. Феофана Затворника учит: «Истинная веротерпимость искренно любит и благоговейно чтит единую веру свою (т.е. православную), ревнует о чистоте и о славе её, радуется возвышению её, но при этом даёт место близ неё и другим верам не потому, что считает их равночестными и спасительными, а по снисхождению к немощам заблуждающихся. Она не теснит, не гонит, не преследует; но вместе не упускает случая с любовью указывать заблуждение и предлагать свободному убеждению и совести выбор лучшего».
Лучше православия ничего нет, только в нём открывается Вечность.
С чего начинается спасение? «Благодать не груша, её враз не скушаешь», — говорил преп. Серафим Саровский. Начать можно с ограничений в скоромной пище, отказа от развлечений в пост, с небольшого, но постоянного утреннего и вечернего правила, правдивости всегда и во всем, всегдашнего желания помочь ближнему. Наша душа должна болеть о чужой беде. Но что значит — возлюбить ближнего, как самого себя, если мы видим в себе только лукавство, корысть и самолюбование? Надо учиться относится к нуждам других людей, как более важным, чем собственные. «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10, 24).
Бог будет относиться к нам и нашим просьбам ровно так, как мы относимся к другим людям. Исцеляя больных в субботы, Христос сознательно нарушал ветхозаветный закон, показывая, что сострадание и милосердие — выше закона. «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе за дело до его немощей и недостатков? Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви» (свт. Игнатий Брянчанинов).
Проблемы будут всегда. Но можно решать свои, а можно — чужие, как свои, и тогда Бог нас помилует, и поможет. Пророк Давид говорил, как можно спастись, например, в кризис: «Блажен, кто заботится о нищих и убогих, в день лют избавит его Господь… да сохранит его… да ублажит его на земли… да не предаст его в руки врагов… да поможет ему на одре болезни» (Пс. 40, 2−40). Носите бремена друг друга, решайте чужие проблемы, помогайте людям в их скорбях — и у вас не будет ваших. Таков закон Божий, так было, есть и будет. «Отдавайте, не ища ничего взамен, не рассчитывая выгоду в будущем; отдавайте детям, старикам, умирающим, тем, кто не сможет отблагодарить, и тем, кого вы больше никогда не увидите, иначе это будет не благодеяние, а торгашество; старайтесь помочь даже вашим врагам» (мц. Царица Александра Феодоровна).
«Милости хочу», — просит Господь (Мф. 9,13). «Омойтесь, очиститесь; перестаньте делать зло; научитесь делать добро. Ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1, 16−18). «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6, 10).
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Сотворите, говорит Иоанн (Предтеча Христов), плоды, достойные покаяния. Как же нам сотворить их? — Поступая напротив. Например, ты похищал чужое? — Впредь давай и своё. Долгое время любодействовал? — Теперь воздерживайся от общения со своей женою в известные дни и привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил кого? — Вперёд благословляй обижающих тебя и благодействуй бьющим… Ты прежде предавался сластолюбию и пьянству? — Теперь постись и пей одну воду». Это по силам каждому, на всяком месте, при любом патриархе и государстве. Тут не нужны ни элитные школы, ни партии, ни тайные группировки. Прочтите небольшой очерк Тита Коллиандера «Узкий путь» и — делайте.
Преп. Макарий Египетский говорит: «Надлежит понуждать себя, даже против воли сердца, к любви, — если кто не имеет любви; к кротости, — если кто не имеет кротости; принуждать себя к тому, чтобы быть милосердным, чтобы терпеть пренебрежение, когда пренебрегают, не приходить в негодование, когда уничижают; надлежит принуждать себя к молитве, если не имеет кто духовной молитвы. В таком случае Бог, видя, что человек столько подвизается и, против воли сердца, с усилием обуздывает себя, даст ему истинную любовь, истинную кротость, истинную доброту и истинную духовную молитву». Эти дела веры, терпение и труд, пусть будут началом настоящего, спасительного, деятельного покаяния, началом изменения себя.
«Покаяние и исповедь — вот, что нужно сегодня», — говорит старец Паисий («Слова», т.2, стр. 377). К этому призывал Россию св. праведный Иоанн Кронштадтский. Спасительность покаяния красной нитью вплетена в проповеди архимандрита Кирилла (Павлова), почивших о. Иоанна (Крестьянкина), схиигумена Саввы (Остапенко). Хочешь, чтобы человек спасся — говори с ним о покаянии, утверждают Отцы. Хочешь, чтобы он погиб — говори с ним о чём угодно, только не о покаянии — и он погибнет, рассеется, утонет в ненужных, полуправдивых и даже правдивых, но малозначимых делах.
В почти духовном «Проекте» ничего не сказано о силе покаяния, смирения и благодати — надо думать, в меру «жития» авторов. Несмотря на частые поминания Бога, предлагаемые ими рецепты спасения, по сути, рационалистические — мифические. Но одно дело, когда сочиняли на кухне — для узкого круга подходящей «элиты». (Словечко частое и неслучайное в «Проекте». Так, поощряя элитарность и мессианство, откармливается гордыня и губятся многие души. «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, для Эллинов безумие» (1 Кор. 1, 23), — говорит умникам апостол Павел. «Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (1 Кор. 1, 19)).
И совсем другое дело, когда щедро финансируемый, многосерийный «Проект» висит в Интернете, загрузил полки книжных магазинов и даже бесплатно распространяется, в т. ч. священниками. Он — как масштабная иллюстрация к словам старца Паисия Святогорца: Каждый делает то, что взбредёт ему в голову. Богу люди действовать не дают, не прибегают к молитве, чтобы Он ответил через неё.
О молитве, как основе и стержне любого дела, «Проект» молчит. Получается искажённая, неточная, а значит — неверная трактовка событий, из неё выпадает самое существенное. Как на самом деле победили поляков ополченцы Минина и Пожарского? Нижегородцы прежде всего заручились, как должно, благословением и молитвами преп. Иринарха, известного своей высокой жизнью. Узнав волю Божию и получив (через него — от Бога!) благословение, двинулись на Москву. Перед решающей битвой был объявлен трёхдневный сухой пост без еды и питья, как в Ниневии (о чём ни эти, ни другие современные авторы не говорят), с усердными молитвами пред чудотворным образом Казанской иконы Божией Матери.
И победили! Накануне, до сражения, ночью преподобный Сергий Радонежский явился в Кремле архиепископу Арсению (см. акафист Казанской иконе) и молвил: «Арсений, ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость; завтра Москва будет в руках осаждающих (кн. Пожарского — А.Б.) и Россия будет спасена».
Вот так — МОЛИТВОЙ и ПОСТОМ, предстательством святых и Божией Матери, милостивый Господь дал возможность и силу разбить католиков и спасти Россию.
Конечно, на войне рубят и стреляют. Но не стяжав дух, не заручившись помощью Божией, злобного врага не победить, ведь там — бесы. Воевать с ними «по-ворошиловски» одними ракетами и танками — мало. Сей род побеждается только молитвой и постом (см. Мф. 17, 21). И если нет победы, значит молитва — не молитва, а просто шум, набор слов. Или не время. Или Бог даровал победу, как мученическую смерть, как СВОЮ ПОБЕДУ, сразу забирая мучеников в Своё Царство (что, собственно, является целью нашей жизни) и, одновременно, приводя ко Христу множество свидетелей. Смерть апостола Андрея на кресте благодатию привела к вере многих жителей города Патры, а таких примеров в Православии — великое множество.
Можно победить врага ценой двадцати миллионов жизней, а можно следовать примеру Отцов Церкви. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Выведите на войну сотни тысяч и одного святого: посмотрим, кто сделает больше? Иисус Навин вышел на брань и один сделал всё; и, таким образом, остальные не принесли никакой пользы. Толпа людей… когда они не творят воли Божией, ничем не разнится от тех, кого нет совсем».
Христос в начале и центре всего, Он — путь, истина и жизнь (см. Ин. 14, 6). Противление злу — для христиан — это, прежде всего, противление силой духа, силой поста и молитвы, силой Божией. У святого адмирала Ушакова на кораблях было особое молитвенное правило, читалась Псалтирь. Ни одного поражения, ни один корабль не погиб! «И препоясал меня… силою на брань… Бог даруя отмщение мне и покоривый люди под мя» (Пс. 17, 40−48).
«Молись Богу, от Него победа», — говорил непобедимый Суворов, которого трудно упрекнуть в слабохарактерности и уповании только на Бога. Его правило простое: день молиться, день поститься, на третий день — решительный штурм. И тогда, если Бог за нас, кто против нас?
Святой жизни полководцы знали, как побеждать, но «Проект» не о том. Не о том и многие другие проекты, в том числе, увы, государственные и церковные. Почему так происходит, говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): «Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе». «Искать ни в ком нечего». «С одной стороны, раскол, с другой — решительное отступничество». «Надо увидеть это, чтобы не быть обманутым актёрами и актёрством благочестия; увидев, надо отвратить взоры от грустного зрелища, чтобы не подвергнуться пороку осуждения ближних». «Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы и очень приметным образом для внимающих себе удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его». «При служении миру невозможно служение Богу, и нет его, хотя бы оно и… представлялось существующим. Его нет! а то, что представляется, есть ни что иное, как лицемерство, притворство, обман себя и других». «Отступничество принимает огромные размеры. Наступают времена трудные в духовном отношении: затруднительность постоянно увеличивается. Это попущение Божие».
«Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся,… всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины» (2 Тим. 3, 1−7).
«Они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13, 13).
«Рисуется в голове очень неутешительная картина нравственно-религиозного состояния людей за последнее время. Евангелие будет всем известно. Но одна часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать, не Богопреданному учению следуя, а построевая себе свою веру, своим измышлением, хотя… будут себе присваивать имя христиан. Будет часть и содержащая истинную веру, как она передана святыми апостолами и хранится в Православной Церкви; но и из этих немалая часть будет только по имени правоверными, а в сердце же не будут иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век. Вот какая широкая ожидается область отступления. Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это только видимость, внутри же отступление истинное» (свт. Феофан Затворник).
Эти резкие обличения святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, сказанные в девятнадцатом веке, дают возможность трезво оценить нынешнее состояние Церкви и общества. «Пороки зреют от времени», — говорил когда ещё свт. Игнатий!
Чтобы вылечить это отступление, происходящее от неисполнения заповедей, Господь попускает скорби, беды, кризисы, и чем сильнее болезнь, тем горше лекарство, крайнее из которых — война. Станет она последним испытанием — для немногих, а для других — наказанием. Помилует ли Господь Россию, зависит от нашей духовной жизни и Его воли. Волю Божию можно преклонить смирением и молитвой, той же духовной жизнью. Но нет её! И мало кто этим озабочен, включая священнослужителей. Делателей мало.
Отец Александр Захаров, известный многими достойными публикациями, издал свою книжицу — исключительно хвалебный дайджест первой книги «Проекта» под названием «Кому будем служить?». Ответ прост. У писателей (тем паче священников) — особо большая ответственность. Если они не будут служить Христу, будут — антихристу. Искажая правду и манипулируя ею, многие уже служат. И в Церкви, и во власти, и в армии. Почему? По безверию. «Кто… не принял внутрь себя Царствия Божия, — пишет свт. Игнатий (Брянчанинов), — тот не узнает антихриста, тот непременно, непонятным для себя образом, сделается его последователем». Без вариантов.
Если кому повезло и он успел пообщаться с настоящими старцами, тому видна большая разница между ними и многими нынешними священнослужителями. Прошедший войну о. Кирилл (Павлов) прямо говорит: «Сначала должно быть покаяние», оно — первично. Без покаяния вообще ничего хорошего не будет. И на соборах тоже. Четыреста лет назад у князя Пожарского были духовно закалённые, проверенные, верные воины. Они же и пережившие страшную смуту, близкие им по духу русские люди, и сподвижники св. Патриарха Гермогена, были на Соборе в 1613 году, просили у Бога Царя. Тогда — выстрадали, вымолили, заслужили. Теперь участвуют, по преимуществу, другие люди, не имеющие должной духовной базы, и результат парадных мероприятий получается по И.А.Крылову: «А вы, друзья, как ни садитесь…».
Названия одинаковые, суть — разная. Одним словом — имитация.
Назревает катастрофа. Старец Паисий говорит: «Меня беспокоит царящая безмятежность. Что-то готовится. Мы ещё не поняли как следует ни того, в какие годы живём, ни того, что умрём… положение очень сложное. Судьба мира зависит от нескольких человек, но Бог ещё удерживает тормоз. Нам нужно много и с болью молиться, чтобы Бог вмешался в происходящее. Возьмёмся за это с жаром и станем жить духовно. Время очень сложное. Скопилось много пепла, мусора, равнодушия, — и для того, чтобы всё это улетело, нужно, чтобы сильно подуло… Я говорю вам это не для того, чтобы вы испугались, а для того, чтобы вы знали, где мы находимся. Для нас это очень благоприятная возможность, торжество — трудности, мученичество. Будьте со Христом, живите согласно с Его заповедями и молитесь… Оставьте страсти, чтобы пришла Божественная благодать… Давайте жить более духовно, быть более дружными, помогать тем, у кого есть боль, помогать бедным с любовью, с болью, с добротой. Давайте молиться, чтобы появились добрые люди» («Слова», т.2, с.21−23).
«Наступают тяжёлые времена… Христиане перенесут великое гонение. Между тем очевидно, что люди даже не понимают того, что мы уже переживаем знамения последних времён…». «Поэтому сейчас, как никогда, нам нужно сильнее опереться на молитву и сразиться со злом молитвой. Это единственный выход. Будем просить Бога пожалеть Своё создание, хотя мы не стоим того, чтобы Он нас жалел. Люди не смогут прийти к взаимопониманию… Дело не шуточное. Чудо уже то, что до сих пор мир не взлетел на воздух. Да прострет Бог свою руку — весь мир зависит от трёх-четырех людей».
Кто молится, думает, пишет об этом?
Православие — религия личного духовного опыта, тот, кто его не имеет, православие никогда не поймёт. Не поймёт истории нашей страны и смысла происходящего — не поймёт.
Вся история мира — это история рождения и становления православия, история борьбы с ним. История борьбы с Россией, в которой при любом государственном строе выполнялась главная задача — сохранение православной веры. Из-за своей духовной сути Русь всегда была не понимаема и не принимаема ни на Западе, ни на Востоке, нас во все времена пытались покорить и уничтожить. Если воспользоваться терминологией авторов «Проекта», представитель настоящей нашей элиты — русских святых — преп. Серафим Вырицкий говорил, что для спасения России нужно одно: всем встать на колени и просить у Бога прощения за свои грехи. Он что — устарел или недостаточно герой? Почти наш современник, но его героизм — в другом, гораздо более высоком измерении. Он, как раньше другой святой, прп. Серафим Саровский, несмотря на возраст и болезни, неустанно молился на камне — и вымолил победу под Ленинградом. Здесь русский дух! Здесь «Господи, помилуй» какой-нибудь сельской бабушки, с верою молящейся, может оказаться весомей гомона всего столичного бомонда, а усердная молитва в Саровском лесу — решить исход Отечественной войны.
Наши предки знали меньше нашего, да понимали много больше. Каждый, кто хвалит чужую веру, хулит свою, — говорили они. Учились читать по Псалтири, жить — по Новому Завету, житиям святых. Реальные, драматичные, захватывающие истории их жизни и составляют настоящую Историю Руси. Святые помогали воспитывать следующее поколение святых — из обыкновенных девчонок и мальчишек, мечтающих о том с детства. А святость и истина — одно и то же.
Преподобный Марк Подвижник говорил: «Всякая истина обретается соразмерно деланию заповедей». Иное — небрежно и приблизительно заповеди перечислить, поучая других; иное — самому по ним жить.
Так стяжается благодать, обретается святость. Так, ради нескольких праведников, Господь спасёт город (Быт. 18), ради многих — Россию. Мы живём сейчас только молитвой праведников. Беда в том, что их всё меньше — и в России, и на Афоне. Один из старцев как-то с грустью сказал, что у него нет единомышленников, учеников нет. Праведники уходят, а вместо них — пустота. Когда их не станет, мир рухнет, в нём уже не будет никакой необходимости.
Народ, ставший толпой, Богу не нужен.
Сколько не говори «халва», во рту сладко не станет. Не станет лучше от пустых фантазий, монархических мифов и партийных бредней. Подробные в этой ерунде проекты не говорят о главном: в чём и как мы можем уподобиться святым, как снова стать народом-богоносцем, с чего реально начать и куда двигаться.
А начать нужно каждому — с себя. Православными называют себя миллионы людей, многие считают себя причастными великому русскому народу. Но что значит — народ? Святитель Иоанн Златоуст определил вполне конкретно: «Народ составляют святые» — так будьте ими! В Церкви, в армии, в правительстве, в каждом доме и семье. Давайте будем читать, изучать, впитывать Евангелие, святых Отцов, по силам подражать ещё живым духовным наставникам, мало-помалу собирать благодать. Ею мы живём и побеждаем!
И хотя «Проект» упоминает многих святых, что толку говорить — их святостью нашу срамоту не прикроешь. Различным церковным реформаторам, публичным нашим «патриотам», зациклившимся на врагах и действиях внешних, хорошо бы прислушаться к словам почившего белгородского схиархимандрита Григория: «Патер в переводе означает отец, а патриот — хранитель отеческих заветов. Мы же их все разрушили».
Нам и восстанавливать. Каждому — на своём месте. При этом будем помнить и выполнять правило, из которого нет исключений: «Близ Господь сокрушенных сердцем и смиренных духом спасёт» (Пс. 33, 19).
«Вся война идёт за смирение», — утверждает наш соотечественник, преп. Силуан Афонский. Он учит: «Наша война и люта, и мудра, и вместе проста. Если душа возлюбит смирение, то все сети наших врагов порваны и все крепости их взяты… Пост, и воздержание, и бдение, и безмолвие, и другие подвиги помогают, но главная сила — в смирении. Раньше я думал, что Господь творит чудеса только по молитвам святых, но теперь узнал, что и грешному сотворит Господь чудо, как только смирится душа его, ибо, когда человек научится смирению, тогда Господь слушает его молитвы».
Слушает, и — помогает. Помогает и спасает, если мы сами того захотим. Если будут честные, православные, ответственные, духовно зрелые люди во власти, в Церкви, в армии («Безверное войско учить, что перегорелое железо точить» — А.В.Суворов). Если возродится, переменится каждый из нас. Замечательно сказал Ф.М.Достоевский: «Не вне тебя правда, а в тебе самом… Победишь себя, усмиришь себя — и станешь свободен как никогда и не воображал себе, и начнёшь великое дело, и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймёшь, наконец, народ свой и святую правду его».
Не может быть неправославным русский! Станем жить по Евангелию, делом восстановим свою богоизбранность, величие русского имени — и Господь, проведя через горнило бед и страданий, вновь дарует нам победы. Как даровал не просто верующим, а святым Победоносцам рода русского — Александру Суворову и Фёдору Ушакову; как даровал святым Александру Невскому, бившему латинян, Дмитрию Донскому, воину Евгению Родионову. Если мы по-настоящему хотим «достойных плодов покаяния» и блага России, то вся наша жизнь должна подчиниться её единственно правильному — духовному — смыслу, принципам, обозначенным святителем Николаем Сербским: «Принцип первый: отвержение всех и освобождение ото всех неправославных идеологий и чужеродных влияний на какую бы то ни было отрасль народной жизни. Принцип второй: принятие служения Христу Богу, подобно всем прошлым поколениям и всем славным предкам нашим, как пути и смысла и Церкви, и державы, и школы, и всех народных институтов, равно как и семейной и личной жизни. Принцип третий: ясное представление себе Небесного Царствия Божия как верховной цели земного странствия и бытия всех рабов Божиих, как народов, так и каждого человека в отдельности».
Трудно? «Господь знает, что творит. Он приемлет произволение, как бы самоё исполнение», — утверждает свт. Игнатий (Брянчанинов). Каждому нужно захотеть, проявить своё расположение, попросить искренне — и Господь укрепит, и поможет. От самого человека зависит, даст ли ему силу Бог. «Начни и делай, Господь будет с тобою» (1 Пар. 22, 16). Время коротко. Сегодня, сейчас нужна решимость отказаться от грехов, от утех мира даже до смерти — иначе ничего не добьёшься. «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).
Вход туда — здесь, на земле, в нашем земном Отечестве, в каждом православном сердце.
Россия выстоит и будет побеждать по вере нашей, в меру святости нашего народа. В меру Божией благодати, которая придёт в наш грешный и воинственный мир усилиями тех, кто понимает: других рецептов спасения — просто нет.
Гермогены и матронушки, минины и пожарские, суворовы и ушаковы были востребованы всегда, но сегодня — особенно остро. Уже сейчас будущих героев и святых надо крестить, исповедывать, причащать, наставлять в молитве, учить стяжанию духа. Учить не пустыми баснями, а правдивой Церковной Историей, своим личным примером и настоящей духовной жизнью.
Кроме нас — некому.
http://rusk.ru/st.php?idar=105727
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Следующая >> |