Русская линия | Александр Тимофеев | 04.04.2009 |
Конференция открылась молебном, который отслужил известный священник, руководитель епархиального амбулаторно-консультационного центра «Воскресение», член Союза писателей России, заместитель председателя Собора православной интеллигенции иерей Алексий Мороз. После молитвы отец Алексий поприветствовал участников конференции от имени Русской Православной Церкви, Собора православной интеллигенции и Союза писателей России. Затем он зачитал приветственное послание сопредседателя Собора православной интеллигенции архиепископа Курганского и Шадринского Константина.
«Сердечно приветствую всех вас собравшихся в день памяти покровителя предпринимателей преподобного Серафима Вырицкого на международной конференции, чтобы совместно в духе братского взаимопонимания обсудить острую тему нынешнего кризиса и путей его преодоления. Мы вступили в непростой 2009 год, разразившийся финансово-экономический кризис принес новые испытания каждому человеку не только в нашей стране, но и во всем мире. Рухнула глобальная финансово-экономическая башня, как когда-то на заре городской цивилизации — Вавилонская башня. Строители этой башни высотой до небес тоже рассматривали ее как горделивый вызов Богу: сделаем себе имя. Любой кризис — это повод остановиться и посмотреть, что происходит, где ты находишься, куда ты устремлен. Бог ставит людей в этот тупик, чтобы, отрезвившись от гордости и самомнения, они начали искать выход из сложившейся ситуации», — отмечается в архипастырском послании.
«Когда-то, в так называемые лихие 1990-е, мы уже пережили политический, экономический, социальный и нравственный кризис, вызванный распадом страны. Эти годы стали испытанием не только на физическую выживаемость, но и на нравственную прочность людей. Для многих они определили мировоззрение: либо жить во лжи и насилии, любо во Христе в свете Истины. Сегодняшний кризис не столь страшен для нашей страны как предыдущий, ибо он навязан нашей стране извне, но он снова станет испытанием на прочность духа. Однако я уверен, что мы сумеем преодолеть этот кризис с достоинством. Очень отрадно, что ваша конференция созвана на столь высоком и представительном уровне, призвана совместно с представителями предпринимательства, науки, Церкви обсудить острые проблемы, стоящие перед сегодняшним мировым сообществом. Призываю Божие благословение на организаторов, участников и гостей конференции», — говорится в послании архиепископа Константина.
Далее отец Алексий рассказал о смысле православного предпринимательства. «Православное предпринимательство — это служение Богу и людям в этом мире. Великий представитель православного предпринимательства преподобный Серафим Вырицкий, память которого мы сегодня совершаем, был миллионером, одним из самых богатых людей России, и одновременно он занимался благотворительностью, строил богадельни и храмы. Благодаря его трудовой деятельности, а он был занят трудами буквально день и ночь, благоденствовало много людей. Поэтому всякий человек, занимающийся предпринимательством, должен думать, прежде всего, о том, чтобы его труд и его дело принесло обществу и людям пользу. Таков должен быть критерий деятельности предпринимателя. По сути, это золотое правило Христианства: не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе, а наоборот, делай другому то, что хочешь, чтобы делали тебе. Предприниматель, который ориентируется на это правило, будет работать на благо общества», — отметил священник.
«Есть еще один важный момент, который мне хотелось бы отметить. На сегодняшний день в головах многих предпринимателей сложилось хищническое отношение, характерное для дикого капитализма, к предпринимательству и прибыли. Прибыль любой ценой — вот их девиз. Такие предприниматели уповают на удачу. Они действуют, как пропагандируют американские вестерны: был голый, нашел доллар, вложил его в бизнес и стал миллионером. Ориентировка на удачу и желание извлекать прибыль любым путем создают крайне тяжелую атмосферу в области бизнеса, приводят, к крушению многих предприятий, к разорению многих людей, и к их моральному и даже физическому уничтожению. Такие установки зародились в 90-х годах из-за того, что русский человек потерял свою культурно-историческую преемственность, были потеряны духовно-этические основы бизнеса, а православное предпринимательство вообще оказалось под запретом как нечто противное и нехорошее. Когда пала советская власть и у людей появилась возможность заниматься православным предпринимательством, то они просто не знали, как вести дело по-православному. Поэтому люди стали копировать опыт американского общества, причем взяли от него все самое худшее, что только могло быть. К сожалению, до сегодняшнего дня идея легкой и быстрой наживы любым путем, а также безумная идея сверхпотребления свойственны многим предпринимателям. Многие разоряются потому, что живут не по средствам, ездят на Канары, покупают яхты, дорогущие машины, роскошные квартиры, берут огромные кредиты, и даже не думают, как будут их отдавать. Во всех своих делах они надеются на удачу. Надежда на удачу приводит к разорению, из-за чего многие даже кончают жизнь самоубийством. Но если бы у таких предпринимателей была правильная духовная установка на бизнес как на делание с пользой для людей и общества, этого бы не случилось. Важно также правильно понимать, что такое добавленная стоимость. Добавленная стоимость — это то, что вкладывает человек в продукт, который он продает другому человеку. Он должен вложить свои интеллектуальные усилия по улучшению этого продукта. То есть добавленная стоимость — это результат интеллектуальных, организационных усилий, вложенных в продукт. За это человек может получить деньги. Когда же добавленная стоимость не создается, а человек просто перепродает дороже то, что купил дешевле, это называется спекуляцией, которая гибельная по самой своей сути и своему назначению. Это также ведет к разорению. Недержание слова, обман клиентов, обман своих конкурентов — это тоже безумие. Согласно православной этике, обман вообще недопустим. Русские купцы, давая слово, готовы были скорее умереть, чем его нарушить. Такая установка должна возвратиться в наш бизнес. Разруху в головах предпринимателей, которая возникла в результате потери культурно-исторического наследия, в результате привития нам дикого капитализма, надо преодолевать, и тогда было исправляться и общество, и люди. Тогда пройдет и кризис, который был порожден, в том числе, и таким отношением к предпринимательству. Я вижу множество людей, которые разорились потому, что жили не по средствам, из-за безумного потребления, из-за желания схватить и нажиться, из-за упования на удачу. Для большинства людей такое поведение, продиктованное американскими вестернами, послужило одной из безусловных причин кризиса. Те же, которые трудились честно, выживают и развиваются дальше. Безусловно, во многом кризис спровоцирован разрухой в головах людей, который, естественно, неизбежно приводит и к внешнему кризису, в том числе, и к экономическому и финансовому. Я думаю, что пришло уже время для усвоения принципов православного предпринимательства потому, что та безысходность и темнота, в которую завело такое ведение бизнеса, заставляют многих людей задуматься и обернуться к Православию. Крайне важно, что человек не просто называл себя православным, а чтобы он вел и свой бизнес по-православному, руководствуясь духовными и этическими принципами Православия», — считает священник.
В свою очередь, ведущий конференции, заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного института машиностроения, доктор экономических наук, профессор, член Исполнительного Совета Собора православной интеллигенции Валерий Андреев считает, что «характерной чертой православного предпринимателя является четкое признание того, что не он является собственником своего предприятия, а лишь распорядителем чужого имущества. Его задача распоряжаться этим имуществом так, как ждет от него Господь. Такое понимание собственности характерно только для Православия, даже в католичестве его нет. Из такого понимания собственности следует восприятия предпринимательства как служения, наподобие служения монашеского, священнического, врачебного, воинского. Православный предприниматель свое дело воспринимает как служение. Ту часть прибыли, которую он не пускает в дело, он тратит на дела любви, на благотворительность, а не на свое личное потребление. Православный предприниматель ограничивает свое личное потребление, он строит не яхты, а храмы». «Понятие „бизнес“ — это не просто иностранное слово. Это понятие чуждо русскому человеку. Бизнес направлен только на извлечение прибыли, он основан на корысти. На Руси материальный стимул никогда не был силен. Желание быть богатым не может быть стимулом для русского человека. Русского человека стимулирует интересная работа, возможность делать добро, возможность порадеть за Родину. Православный русский человек проникнут идеей служения. Если дело интересное и хорошее, но маловыгодное, человек будет охотно им заниматься, напротив, выгодное, но сомнительное с нравственной точки зрения дело может и не привлечь русского человека. Принципы православного предпринимательства близки нашему человеку своей системой мотивацией. Эти принципы заложены в русском человеке даже вне общения, на подсознательном уровне», — уверяет ученый.
С приветственным словом к участникам конференции выступил депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Евгений Марченко. «Время проведения конференции выбрано очень правильно. Сегодня день памяти покровителя предпринимательства преподобного Серафима Вырицкого, который был одним из крупнейших предпринимателей России. Несомненно, все наши предприниматели должны брать пример с преподобного Серафима Вырицкого. Конференция проходит в период кризиса, притом глобального кризиса, который коснулся не только нашей страны, но и всего мирового сообщества. Скажу откровенно, что православных людей в российском крупном бизнесе я не встречал, а среди олигархов вообще нет православных людей. Но много православных людей в сфере малого и среднего бизнеса. В развитых странах, в том числе и в США, 90% ВВП производит малый и средний бизнес, и только 10% - транснациональные корпорации и крупные компании. В России, к сожалению, все наоборот: 90% ВВП дает нефтегазовый комплекс и 10% или, может быть, еще меньше малый и средний бизнес. Поэтому если мы хотим благополучно и быстро выйти из этого кризиса, все силы должны быть направлены на развитие малого и среднего бизнеса. Правительство сейчас всеми возможными способами пытается стимулировать предпринимательскую инициативу у населения, конечно, этим надо было заниматься еще вчера, а не сегодня и завтра. Наша конференция должна разработать идеологию, которая поспособствовала бы власти в развитии этого направления. Мы прекрасно понимает, что любое дело без идеологии ни к чему хорошему не приводит», — заключил петербургский депутат Евгений Марченко.
Заведующий отделом по связям с внецерковными организациями Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Сергей Шаров объяснил корреспонденту РЛ, почему конференция посвящена преподобному Серафиму Вырицкому. «Апостол Павел пишет: подражайте мне, как я Христу. Человек нуждается в образе для подражания, человек учится на примере подражания кому-то. Даже взрослый человек, а не только молодежь нуждается в примере для подражания. Разумеется, молодежь вообще хорошо воспитывается на примере. Правительство тоже озабочено созданием таких символов. Александр Невский недавно стал символом России и образцом для подражания молодежи. Необходимо в связи с этим думать об образце для подражания предпринимателей. Если рассматривать какие-то образцы, которые можно было бы предложить на конкурс „Имя предпринимателя“, то, несомненно, имя преподобного Серафима Вырицкого вышло бы на первое место в этом конкурсе. Серафим Вырицкий был успешный предпринимателем, который не получил состояния по наследству, а что называется „сделал себя сам“. Но мы то понимаем, что на самом деле с помощью Божией. Он развил свое дело с нуля, в последствие он имел крупную торговую сеть в различных регионах России, и в странах Европы. Он заботился о своей семье, о родителях. Для него важна была эта забота. Он показал пример того, как надо развивать свое дело. Кроме того, он является образцом духовного совершенствования, он прошел монашеский путь, свои таланты посвятил на благо Церкви. Он достиг в своем духовном развитии вершин, став духовником Александро-Невской лавры. Поэтому он является еще и образцом для подражания духовного развития. Он является сильным святым покровителем. Он показал своей жизнью, что человек может быть и успешным предпринимателем и избранником Божиим одновременно. Именно поэтому такой образец для подражания востребован нашими современными предпринимателями», — полагает Сергей Шаров.
После приветствий началась рабочая часть конференции. Ученые, предприниматели, общественные деятели выступили с докладами, которые будут опубликованы на нашем сайте.
http://rusk.ru/st.php?idar=105684
Страницы: | 1 | |