Русская линия | Борис Сергуненков | 24.02.2009 |
В послании Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II к организаторам, участникам и гостям III Международной конференции сообщества «ДелоРус» «Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности», посвященной 100-летию со дня преставления Святого праведного Иоанна Кронштадтского, сказано: «Главное богатство любой страны — это человек, нравственный и творческий потенциал народа. Для его сохранения и преумножения, необходимо не только создание экономически развитого социально ориентированного государства, но и возрождение традиций благотворительности, ответственного отношения каждого члена общества к своим ближним. Нужно позаботиться о том, чтобы среди нас было как можно меньше бедных и отчаявшихся людей, чтобы наши сограждане стимулировались к созиданию духовных и материальных благ, исполняя тем самым свое призвание деятельного служения Богу и Отечеству.
Вместе с тем, представители бизнес-сообщества призваны помогать нуждающимся, и стремиться приносить пользу не только конкретному человеку, но и стране, и обществу, в котором этот человек живет…».
Глава правительства Российской Федерации В.В.Путин еще в бытность Президентом РФ 17 мая 2007 года отметил: «Восстановление церковной целостности, которое сегодня происходит на наших глазах, имеет не только внутрицерковное значение. Оно является важным духовным стимулом к консолидации всего православного, всего «русского мира"…».
Действительно, перед нами стоит общая задача собирания Православного Русского Мира. Благотворительность, благотворительные проекты — одна из совершенных форм объединения соотечественников, призванных к духовно-нравственному возрождению России. Другой более удачной формы и повода объединиться, вероятно, не стоит и искать.
В чем же особенность благотворительного дела, к реализации которого мы стремимся? В участии и гармонии государственной благотворительности и добровольной благотворительности («общественного призрения»). Необходимо выработать единый справедливый взгляд и утвердить духовно-нравственные, православные принципы благотворительности, которые лягут в ее основу. Таким образом, восторжествует историческая справедливость и Российские власти, элита и народ будут едины.
Пока такой гармонии мы не достигли, поэтому даже отдельные добровольные проекты в духовной, социальной, образовательной, культурной, научной и других сферах, на наш взгляд, имеют большое значение. Этим и руководствуются участники сообщества «ДелоРус», объединяющие предпринимателей, православное духовенство, представителей государственных и муниципальных органов власти, деятелей науки, культуры, образования, военнослужащих и всех тех, кто не на словах, а на деле служит России.
Для всех очевидно, что государственная власть без народной, общественной поддержки в этой области не способна решить наболевшие задачи даже в одной из перечисленных выше сфер. Видимо, значение добровольной благотворительности недооценивается, не созданы еще пока и условия для ее быстрого развития, в том числе и в области налогообложения, а Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 07 июня 1995 года принят, главным образом, для благотворительных организаций (фондов, обществ, и т. п.). Не учитываются в законе и отечественные национальные особенности и традиции ведения благотворительной деятельности в России.
Как будто кроме фондов нет больше благотворителей. На наш взгляд, в первую очередь, главную «нагрузку» несут именно отечественные предприниматели малого и среднего бизнеса, т.к. на их средства осуществляется львиная доля добровольных благотворительных проектов, именно на эти руки государственная власть перекладывает решение многих сложных социальных вопросов. А фонды и общества получают помощь от тех же коммерческих структур, государства и пожертвований граждан-благотворителей. Таким образом, в первую очередь, необходимо создать благоприятные условия для работы отечественных предпринимателей, поднять их престиж, стимулировать отечественных предпринимателей к благотворительной деятельности.
Выглядят несправедливыми и противоестественными сегодняшние «налоги на благотворительную деятельность». Фактически добровольная помощь облагается налогом на прибыль, т.к. перед тем, как ее финансировать, предприниматель обязан уплатить этот налог. Более того, в некоторых случаях, если у благополучателя (например, общественной некоммерческой организации) в Уставе предусмотрена возможность коммерческой деятельности, то может появиться еще и налог на добавленную стоимость (18%). Таким образом, государственная власть облагает юридические лица (а по сути, предпринимателей-благотворителей) налогом в 24% или 42%, что далеко не стимулирует благотворительное дело в России. Необходимо освободить добросовестного отечественного предпринимателя от излишнего бремени.
Существующие закон и порядок налогообложения сильно препятствуют развитию российской благотворительности. В итоге страдают обе стороны: и благотворители, готовые оказывать помощь, и непосредственные благополучатели.
В настоящее время закон о благотворительной деятельности фактически перестал действовать. Ранее материальные средства, которые коммерческая организация перечисляла в пользу социальных программ, исключались из общей налогооблагаемой базы, за счет чего уменьшалась сумма налога на прибыль, который выплачивала компания. В 2002 году были приняты поправки к Налоговому кодексу, которые отменили всякие льготы для юридических лиц. Отказавшись от общефедерального налогового поощрения благотворительности, осуществляемой юридическими лицами, право введения соответствующих льгот было передано субъектам РФ. Однако регионы предоставлять такие льготы до сих пор не торопятся. Все это привело к тому, что многим компаниям, желающим оказывать бескорыстную помощь, приходится преодолевать многочисленные законодательные препятствия. Сложное и запутанное налогообложение отпугивает предпринимателей, мало того, что эти деньги облагаются налогом у самого благотворителя, так еще очень часто и у того, кто их принимает. То есть получается двойное, а иногда и тройное налогообложение.
Если физические лица, перечисляющие средства на благотворительные цели, имеют право на налоговый вычет в размере, не превышающем 25 процентов от полученных за год средств (ст. 219 НК), то коммерческие организации его лишены (п. 16 и 34 ст. 270 НК). Единственная доступная «льгота» — это освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в случае жертвования товаров или услуг благотворительным организациям или частным лицам. В соответствии с пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса безвозмездная передача предметов (за исключением подакцизных товаров) в благотворительных целях не облагается НДС. Соответственно, нельзя принять к вычету и налог, входящий в стоимость этих товаров. Для того, чтобы акция по передаче денежных средств или имущества была признана благотворительной, необходимо ее соответствие целям, определенным статьей 2 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Это должно быть одно из нескольких четко регламентированных законом направлений: здравоохранение, наука, образование, искусство, поддержка религиозных организаций и помощь малоимущему или пострадавшему в результате стихийных бедствий населению. Таким образом, только в случае полного соответствия целям, описанным в законе, налогоплательщик может освободиться от выплат НДС.
Скажите, если предприниматель N через свою коммерческую структуру, хочет помочь детскому саду (например, купить дополнительные пособия или улучшить питание, которое вряд ли можно назвать достаточным и оптимальным в наших детсадах), почему он за свою бескорыстную помощь должен платить еще и налог? Или ему для того, чтобы перечислить помощь в 10, 20, 30 тысяч рублей нужно организовать для этого благотворительный фонд?
И это бредовое, на наш взгляд, положение находит своих сторонников. Для них, в первую очередь, важно не развитие добровольной отечественной благотворительности, а выгодное положение и льготы для иностранных благотворительных фондов (вот чем озабочены некоторые фигуранты парламентских слушаний). А раз мы сами не развиваем и не стимулируем свою благотворительность, значит за нас этим «дядя Сорос» займется, и так, как это нужно ему.
Есть и другое, более серьезное и взвешенное мнение о том, что необходимо ограничивать, а в некоторых случаях и запрещать, деятельность зарубежных фондов с их сомнительными благотворительными проектами. Здесь обсуждение налоговых и других послаблений не только не уместно, но и преступно.
Аморальным выглядит и вообще наше отношение к отечественному предпринимателю и предпринимательству. Ростовщик (банкир) в России облагает почти каждое хозяйственное, предпринимательское дело (а следовательно, и благотворительное) дополнительной «средневековой» данью (еще недавно кредит можно было получить под 14−15%, а сейчас его трудно получить и под 20−25% годовых). Есть оценки, что при таком подходе, практически все предприниматели, которые пользуются кредитами — в перспективе потенциальные банкроты. Общество и власть об этом знают, но ничего не делают для того, чтобы исправить эту ситуацию. Государственная власть обязана решить вопрос и способствовать организации национальных кредитных учреждений, где не место ростовщикам и спекулянтам.
Наше общество, как это не печально, по своей сути, ростовщически-спекулятивное, а хотелось бы, чтобы оно было духовно-нравственным и милосердным к ближним. Чтобы нас волновали не либерально-глобалистские проамериканские проблемы, а свои — собственные национальные — отечественные.
Следует отметить, что основной чертой благотворительности и меценатства является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи. Объединить благотворителей для решения задач довольно сложно и не так важно, как называется это объединение, гораздо существеннее, чтобы благотворители доверяли друг другу и направляли свою помощь на осуществление общего благотворительного дела.
На наш взгляд, существует два основных типа предпринимателей — благотворителей по месту направляемой помощи. К первому типу относятся предприниматели, которые, образно говоря, «строят храм» для себя и своих детей, в непосредственной близости от места своего проживания. Крайняя форма благотворителей первого типа — это предприниматели, которые финансируют и строят изолированные поселения со всей инфраструктурой (церковь, школа, жилые, спортивные сооружения, огороды, фермы и т. п.). Кстати, такие образования были известны и в царское время, например, «Неплюевское братство». Известны такие современные образования и у нас в Ленинградской области. К другому типу относятся благотворители, которые направляют свою помощь «по требованию», без привязки такой помощи к месту.
Особенностью для православного предпринимателя является и то, что первым серьезным благотворительным проектом является его участие в строительстве или воссоздании православного храма. Очень важно, что духовные проекты осуществляются соборно, собирается группа единомышленников-единоверцев, которая окормляется у православного священника. По нашему наблюдению в эту группу, как правило, входят люди, имеющие очень разный доход. Объединяет же их жертвенное отношение к данному благому делу.
А новый храм становится центром жизненных и духовных интересов. Полный цикл строительства идет, как правило, не годы, а десятилетия. Вокруг храма собираются люди разных профессий, между ними зарождаются не только духовные, но и нормальные хозяйственные отношения. Как правило, вокруг храмов выстраивается целая инфраструктура.
Если говорить о предпринимателях, то участники храмового строительства, больше узнают друг о друге, об услугах и материалах, производимых отечественными предпринимателями. Отрабатываются новые технологии не только в области строительства, захватываются все сферы, необходимые для полноценной жизни (аграрная — продовольственная, экологическая, например, очистка воды и др.) Безусловно, за духовной сферой следует и решение вопросов воспитания и образования подрастающего поколения, помощи бедным и неимущим.
Таким образом, через соработничество и благотворительность единоверцы-соотечественники постепенно выстраивают гармоничное жизненное пространство, в котором есть место и молитве, и работе, и семье, и творчеству.
В заключение по просьбе организаторов конференции кратко расскажем о некоторых благотворительных проектах, которые поддерживаются и ведутся участниками нашего сообщества.
В настоящий момент в различных регионах России представители сообщества участвуют в строительстве православных храмов. Например, в Приозерском районе Ленинградской области в стадии завершения строительства и благоустройства находятся следующие храмы — подворья Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (духовное окормление игумена Фотия (Бегаля), он же и главный строитель), построенные в честь:
1. Рождества Христова (г. Приозерск)
2. Покрова Божией Матери (п. Плодовое)
3. Св. вмч. Георгия Победоносца (п. Кузнечное)
4. Свт. Николая Чудотворца (п. Петровское)
5. В Приозерском благочинии в п. Мичуринское построен Храм Успения Пресвятой Богородицы (строитель — Симонов Ю.А., окормление — протоиерей Сергий Бельков).
Восстанавливается Спасо-Преображенский храм в с. Орлино Гатчинского района (Фонд «Православная Русь», президент — Грачев Д.А.).
Идет реставрация и благоукрашается храм Воскресения Словущего в Ракетно-артиллерийском кадетском корпусе Санкт-Петербурга (начальник корпуса полковник Ермолов Е.М.).
Благоукрашается храм во имя Чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери в Уральском институте бизнеса им. И.А.Ильина в Екатеринбурге (ректор иерей Александр Миняйло).
Стоит отдельно отметить социо-культурный, предпринимательский проект «Наследие», который объединяет предпринимателей, преподавателей и учащихся строительных, реставрационных и других колледжей России. Руководит этим проектом Парамонов А.И., к.пед.н, доцент, член-корр. Международной академии открытого образования, зам. директора Колледжа предпринимательства N 11 города Москвы. В центре указанного проекта строительство храма во имя сщмч. Алексия, пресвитера Козловского в Тверской области. Проект включает в себя ежегодные плотницкие фестивали и фестивали традиционных ремесел.
Необходимо упомянуть и о деятельности группы благотворителей из Волгограда и Москвы, под руководством иерея Александра Половинкина, которые ведут планомерную работу по воссозданию Спасо-Преображенского Усть-Медведицкого женского монастыря и недавно запустили новый проект: «Богомольные паломничества руководителей для спасения своего дела и людей».
В Республике Беларусь православный Центр «Возрождение» во главе с протоиереем Николаем Колядой осуществляет проект «Строительство дома милосердия» в Витебске.
Особого внимания заслуживает деятельность Душепопечительского Центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в Москве, возглавляемого иеромонахом Анатолием (Берестовым). Центр проводит консультации и оказывает социальную и психологическую помощь подросткам и молодежи, попавшим в кризисную ситуацию. Через Центр прошли реабилитацию более 3 тыс. наркозависимых людей. В последнее время Центр оказывает помощь лицам, страдающим, так называемой, лудоманией — зависимостью от игровых автоматов и компьютеров. Опыт Центра показывает, что люди, начинающие жить по законам духовной жизни — теряют наркотическую зависимость и пристрастие к алкоголю, освобождаются от других страстей.
Конечно, перечислены далеко не все проекты участников сообщества «ДелоРус», мы отметили лишь тенденцию. Стоит также сказать и об изданных книгах, фильмах, учебных дисках. Перечислим некоторые из них:
1. Гусакова В. Земное и небесное воинство. Духовно-нравственные традиции Российской Армии. Учебное пособие в схемах и таблицах. СПб.: Храм Воскресения Христова, НПФ «ВАПА», Сообщество «ДелоРус», 2007, 280 с.
2. Сикорский И.И. Небо и Небеса. СПб.: Издание Храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, 2005, 280 с.
3. Марущак В., протодиакон. Святитель-Хирург: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). М.: Даниловский благовестник, 2006, 416 с.
4. Корольков А.А. Духовный смысл русской культуры. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2006, 739 с. (серия «Герценовская антология).
5. Фурсей Г. Н. Поиск пути. СПб.: Издательства «АураИнфор», «ВИС», 2008, 60 с.
6. Невярович В.К. Певец Святой Руси. Сергей Бехтеев: Жизнь и творчество. Санкт-Петербург: Издательство «Царское Дело», 2008, 784 с.
7. Стожко К.П. История русской экономической мысли. Монография. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного университета, 2008, 811 с.
8. Русский экономический вестник: Научно-публицистический журнал. Специальный выпуск N 5. Материалы IV Международных Ильинских научно-богословских чтений: «Иван Ильин и современная Россия», проводимых в «Царские дни» 14−15 июля 2006 года в Екатеринбурге Уральским институтом бизнеса им. И.А. Ильина по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, 3 книги общим объемом 1160 с.
9. Русский экономический вестник: Научно-публицистический журнал. Тематический выпуск N 6. Материалы V Всероссийских Ильинских научно-богословских чтений: «Духовно-нравственный путь развития России», проводимых 09−13 мая 2007 г. на теплоходе «Г. Чичерин» Уральским институтом бизнеса им. И.А.Ильина по благословению Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия в рамках Международной конференции «ДелоРус».
10. Проект концептуальных и базисных положений. Духовная основа развития российской школы XXI века. Екатеринбург — Москва, 2007, 124 с.
11. Материалы круглого стола. Легальная наркоагрессия в России (Хроники необъявленной войны). Душепопечительский православный центр Святого праведного Иоанна Кронштадтского. М.: 2008, 400 с.
Проведены также десятки международных и региональных выставок, концертов, конкурсов, конференций.
В предоставленное короткое время выступления вряд ли можно рассказать обо всех добрых делах, одно лишь понятно, что благотворительные проекты, опирающиеся на духовную и национальную почву, поддерживаемые государством, способны объединить здоровые силы российского общества.
Сергуненков Борис Борисович, председатель Совета предпринимателей Делового сообщества «ДелоРус», президент ООО Научно-производственная фирма «ВАПА»
http://rusk.ru/st.php?idar=105651
|