Русская линия | Алексей Осипов | 04.02.2009 |
О чем говорят данные социологов? В чем истинная причина самоубийств и почему именно Церковь в полной мере благотворно влияет на психическое и духовное состояние личности? На эти и другие вопросы корреспондента «Русской линии» ответил профессор Московской Духовной Академии и Семинарии, доктор богословия Алексей Ильич Осипов.
— Алексей Ильич, о чем говорят выводы, сделанные канадскими учеными? Почему речь идет именно о посещении людьми богослужений и не делается различия между конфессиями?
— Говорить о том, что означает религия вообще довольно трудно. До сих пор еще не существует четкого определения того, что мы подразумеваем под собственно религией. Мы — это религиоведы, те кто, занимается вопросами религии и ее значением для жизни общества. Существуют религии, которые признают Бога и Его воздействие на человека; соответственно, возникает и понимание взаимодействия человека и Бога (то, что в христианстве называется «синергия»). Есть религии, как, например, буддизм, которые называют даже «атеистическими религиями». Здесь бытие личного Бога решительно отвергается. Но есть некая общая черта, которая как-то объединяет эти религии. Эта черта заключается в том, что все религии в конечном счете признают, что жизнь человека не исчерпывается мигом его земного бытия. А если это так — в таком случае перед человеком открывается перспектива жизни. Он понимает, что все земные несчастья, невзгоды и даже трагические обстоятельства — являются лишь неким мигом, который окончится; а дальше открывается осознание того, что люди называют по-разному, но что является осознанием вечности. Появляется перспектива смысла жизни, смысла земного существования. Именно этим можно объяснить, что человек, верящий в то, что в жизни есть смысл (ибо смысл жизни может быть только в жизни, а не в смерти), в большей степени огражден, так сказать, от суицидальных возможностей, стремлений, чувств и наклонностей. В христианстве это ощущается особенно сильно. Христианство обещает не просто какую-то непонятную вечность, но обрисовывает ее вполне ясно, конкретно. Обещает каждому искренно верующему человеку, осознающему, что он хочет быть с Богом, хочет быть в области добра, а не зла. Каждому такому человеку открывается перспектива вечной и благой жизни.
— Христианство призывает человека к спасению души и богоподобию, обещает ему вечную жизнь. А какая может быть мотивация к духовной жизни у людей, верящих в вечность, но представляющих ее себе довольно абстрактно и не имеющих здесь четких критериев?
— Одно дело — вера в вечность личности и личное осознание того блага, которое ожидает человека. Другое дело — вера в пребывание в каком-то бесконечном океане какого-то духа, и трудно понять, какова здесь степень осознания человеком самого себя. Конечно, разница здесь есть, и разница существенная. Если бы социологи проводили опросы именно с этой точки зрения, то христианство заняло бы самое последнее место (если говорить не о «номинальных», а об истинно верующих христианах), т. е. дынные показали бы, что суицид — явление чрезвычайно редкое. Но и среди представителей других конфессий процент суицидов будет хотя и выше, чем у христиан, но существенно ниже чем у людей, для которых не существует понятия Бога, души, вечности, а весь смысл жизни заключается в этом скоротечном и преходящем отрезке времени земного бытия.
— Находят смысл жизни и личного совершенствования и нехристианские народы. Этот вопрос волнует многих христиан. Люди только в силу своего происхождения и среды обитания находятся в другой традиции, не знают христианства. Можно ли говорить о степени их близости к Богу, об индивидуальных методах спасения? Какие аргументы предлагает христианство в пользу своей универсальности?
— Это — сложный вопрос, на эту тему можно прочитать целую лекцию. Скажу только о двух вещах. Первое. Христианство как религия предлагает человеку оптимальные средства достижения той вечности, о которой оно говорит. Но христианство вовсе не исключает возможности другого пути и не говорит, что представители всех других религий погибнут и пойдут в муку вечную. Христианская религия дает самые лучшие средства, указывает максимально оптимальный путь достижения этой вечности. Второе. Христианская религия имеет целый ряд объективных аргументов, свидетельствующих о том, что она, эта религия, не есть плод человеческих фантазий или философских достижений. Это есть религия, открытая Богом, религия сверхъестественная. Об этом говорят не только верующие люди и богословы. Об этом сказал даже, сам того не подозревая, Фридрих Энгельс. Именно он сказал, что христианство, появившись, вступило в резкое противоречие с окружавшими его религиями. Спрашивается — откуда же мог Иисус и рыбаки-апостолы взять целые россыпи тех потрясающих истин, которых доселе никто не осознавал и которые противоречили и иудейской религии, и религиям прочих различных народов? Но этот вопрос уже требует рассмотрения каждой христианской истины в отдельности.
http://rusk.ru/st.php?idar=105634
|