Русская линия
Русская линияИеромонах Никон (Белавенец)20.01.2009 

Митрополит Кирилл — самый оптимальный кандидат на должность Предстоятеля Русской Православной Церкви
Ответы на анкету «Русской линии»

От редакции: Заканчивается опрос экспертов Русской линии «Навстречу Поместному Собору». Сегодня по просьбе автора мы публикуем один из последних развернутых ответов, полученных нами на вопросы, сформулированные в анкете.

1. Долго размышляя над развернувшейся дискуссией о способе выбора Предстоятеля Русской Православной Церкви, я пришел к выводу, что оптимальным был бы смешанный вариант.

Так если уже в первом туре тайного голосования на Поместном Соборе кто-либо набирает больше 50% голосов — он становится Патриархом. Если никто не набирает больше половины, то проводится второй тур тайного голосования между двумя кандидатами, набравшими набольшее количество голосов. Если по итогам этого тура разрыв составляет больше 3%, то победитель становится Патриархом. Если же разрыв менее 3%, что на данном Соборе соответствует приблизительно 25 голосам, и будет означать, что мнения делегатов разделились практически поровну, надо применять жребий.

Предложенный вариант, с одной стороны, снимает возражения противников жребия о том, что делегаты Поместного Собора не примут участие в выборах Патриарха. С другой стороны, снимается опасение, что иерарх, избранный Предстоятелем Церкви с минимальным перевесом, не сумеет консолидировать епископат, духовенство и мирян.

2. Несомненно, Поместный Собор не может ограничиваться лишь выборами Патриарха, а должен обсудить все главные стороны Церковной жизни. Позволю себе упомянуть некоторые вопросы, которые мне видятся наиболее важными.

— Во-первых, считаю необходимым вернуться к регулярности созывов Поместного Собора. Учитывая, что Архиерейский Собор созывается раз в четыре года, считаю, что Поместный Собор должен собираться раз в восемь лет.

— Во-вторых, Собор должен заняться упорядочиванием богослужения. К сожалению, я не знаю ни одного храма в Москве, где богослужение совершалось без сокращений. Кое-где подобные сокращения просто чудовищны: практически опускается первый час, не читаются кафизмы на утрене и т. д. Получается довольно странная ситуация, когда все в один голос говорят о важности Устава, а при этом каждый приход его сокращает, как хочет. Думаю, что Собор должен принять жесткие рекомендации по применению Устава в приходских храмах, где должно быть четко указано, что можно сокращать, а что категорически воспрещается. При этом Богослужебная комиссия должна будет контролировать выполнение этих решений.

— В-третьих, так как внутри Церкви сложились разные мнения о формах миссии в современных условиях, Собор должен внимательно рассмотреть Концепцию миссионерской деятельности и утвердить ее окончательный вариант.

3. Государственная власть на самом высоком уровне должна приветствовать Собор, оказать техническое и организационное содействие Церкви в его подготовке и проведении. Безусловно, власть не должна вмешиваться во внутренние дела Церкви, в том числе в избрание Патриарха, но представители власти должны принимать участие в Соборе в качестве наблюдателей, чтобы из первых уст слышать обращенные к ней вопросы Церковной Полноты.

4. Вопрос о будущем Предстоятеле Русской Православной Церкви часто вызывает самые ожесточенные споры.

Попробуем рассмотреть названных «Русской линией» иерархов с точки зрения, тех вызовов, с которыми неизбежно столкнется в своей деятельности XVI Всероссийский Патриарх.

— Вениамин (Пушкарь), архиепископ Владивостокский и Приморский. Мой бывший классный наставник в первом классе Московской Духовной семинарии. Человек редкой доброты, горячей веры, подлинного смирения. У меня до сих пор в памяти его замечательные лекции по Священному Писанию. Однако сразу из академии владыка Вениамин был направлен на Владивостокскую кафедру. Хватит ли Его Высокопреосвященству опыта управления одной епархией для успешного возглавления всей Церкви? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Не будем забывать и про возраст — 70 лет.

— Владимир (Сабодан), Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины. С владыкой Владимиром мне посчастливилось близко общаться, когда он нес послушание Управляющего делами Московской Патриархии. В то время (1989−1992 гг.) это был чрезвычайно энергичный и в то же время очень простой, доступный иерарх. Однако в последние годы мы с болью наблюдаем, как тяжелая болезнь подтачивает силы этого выдающегося архипастыря. Сознавая это, на днях владыка Владимир просил не выдвигать его кандидатуру на пост Предстоятеля Русской Православной Церкви.

— Иларион (Капрал), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей. В свое время о владыке Иларионе мне довелось много хорошего слышать от представителей русской монархической эмиграции. Наше личное знакомство состоялось 16 мая 2007 года — в канун исторического события воссоединения Русской Православной Церкви. Об этом человеке я могу говорить только в превосходной степени. Среди обстоятельств, могущих помешать успешному выполнению миссии Первосвятителя — недостаточное знание отечественного епископата и реалий современной России. Нельзя также забывать, что избрав владыку Иллариона Патриархом, Церковь столкнется с проблемой найти ему достойную замену в РПЦЗ, переживающую нелегкое время правых расколов. Я пока таковой равноценной замены просто не вижу.

— Климент (Капалин), митрополит Калужский и Боровский, управляющий делами Московской Патриархии. С владыкой Климентом мы познакомились в 1982 году в Волоколамске, куда только что рукоположенным епископом он приезжал в гости к своему старшему брату — моему доброму другу протоиерею Николаю Попову. У владыки колоссальный опыт несения различных церковных послушаний. Нет смысла их все перечислять. Подходит и возраст — 59 лет. Однако меня не может не смущать тот факт, что во время выборов Местоблюстителя за Владыку был подан всего один голос из двенадцати членов Священного Синода.

— Онуфрий (Березовский), митрополит Черновицкий и Буковинский, председатель церковного суда УПЦ МП. Об этом иерархе у меня меньше всего личных воспоминаний, но я слышал о нем много хорошего от самых разных людей. Помню и его мужественное противостояние попыткам отделить Украинскую Церковь от Московского Патриархата в 1991—1992 гг. Однако в условиях тяжелой болезни митрополита Владимира переезд владыки Онуфрия в Россию неизбежно ослабит Украинскую Православную Церковь.

— Сергий (Фомин), митрополит Воронежский и Борисоглебский, председатель Синодального отдела по социальному служению и благотворительности. О владыке Сергии также могу сказать много хорошего и по личным впечатлениям, и по отзывам третьих лиц. Есть и подходящий возраст — 59 лет, и опыт несения различных церковных послушаний, как на Родине, так и за рубежом. Однако мое большое недоумение вызывает следующий рапорт Воронежского митрополита: «Ваше Святейшество: сыновне обращаюсь к Вам с просьбой об освобождении меня от должности Управляющего делами Московской Патриархии ввиду отдаленности Воронежа от Москвы» (Журнал заседания Священного Синода N91 от 26 декабря 2003 г.). Город Таллинн гораздо дальше от Москвы, чем Воронеж, но это не мешало покойному Святейшему более двадцати лет нести служение Управляющего делами. Не буду здесь делиться своими предположениями о причинах появления данного документа, но факт остается фактом — официально митрополит Сергий сам попросил его освободить от ответственного церковного послушания. Стоит ли возлагать на владыку митрополита еще более тяжелый крест?

— Филарет (Вахромеев), митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, руководитель Синодальной богословской комиссии. С этим выдающимся иерархом меня, прежде всего, связывает членство в Российском Дворянском Собрании, куда владыка вступил несколько лет назад как представитель дворянского рода Вахромеевых. Я думаю, что многие со мной согласятся, что митрополит Филарет являет собой одну из самых колоритных фигур в епископате нашей Церкви. Однако возраст — почти 74 года и состояние здоровья (владыка практически не смог принять участие в отпевании Святейшего Патриарха) оставляют много вопросов.

— Ювеналий (Поярков), митрополит Крутицкий и Коломенский, председатель Синодальной Комиссии по канонизации святых. Возьму на себя смелость утверждать, что владыка Ювеналий — самый опытный архипастырь в епископате Русской Православной Церкви. Более 36 лет Его Высокопреосвященство является постоянным членом Священного Синода, более 31 года управляет огромнейшей Московской епархией! Общение с этим выдающимся иерархом навсегда останется одним из самых ярких впечатлений в моей жизни. Никогда не забуду той поддержки, которую оказал Владыка мне и моей маме в кровавом октябре 1993 года. Не смотря на довольно почтенный возраст — 73 года, владыка митрополит достаточно бодр и энергичен. Однако не будем забывать, что именно митрополит Ювеналий предложил избрать Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Не является ли это своего рода и рекомендацией грядущему Поместному Собору?

— Кирилл (Гундяев), митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей, Местоблюститель Патриаршего Престола. Про митрополита Кирилла я уже писал отдельную статью, поэтому не буду повторяться. Среди аргументов, которые делают его в моих глазах самым оптимальным кандидатом на должность Предстоятеля Русской Православной Церкви, отмечу следующие:

1) Огромный опыт несения ответственейших церковных послушаний. Десять лет был ректором Ленинградской Духовной Академии и Семинарии. Двадцать четыре года руководит Смоленской епархией и почти двадцать лет несет послушание Председателя Отдела внешних церковных связей и постоянного члена Священного Синода.

2) Подходящий возраст — 62 года.

3) Избрание Местоблюстителем Патриаршего Престола двумя третями голосов членов Священного Синода, что свидетельствует о высоком авторитете, среди епископата.

4) Блестящее знание, как поместных православных церквей, так и других христианских конфессий.

5) Умелое сочетание дипломатической риторики с последовательностью отстаивания интересов Русской Православной Церкви.

6) Умение с достоинством вести диалог со светской властью, жестко отстаивая церковную позицию. (Недаром из заслуживающего доверия источника я слышал, что далеко не все в Администрации Президента РФ хотели бы видеть митрополита Кирилла Патриархом).

И в заключение, не могу не отметить еще одного факта. Как известно на портале «Правая.ru» было опубликовано обращение православной общественности к Патриаршему Местоблюстителю с просьбой дать ответ на волнующие весьма многих вопросы отношения с инославием. И хотя сам митрополит не смог лично дать подобного ответа, появление развернутого комментария епископа Венского и Австрийского Иллариона (одного из ближайших сподвижников Местоблюстителя) дает все основания быть уверенными, что конструктивный диалог Священноначалия с широкими кругами активных мирян будет продолжен и после Поместного Собора.

http://rusk.ru/st.php?idar=105617

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Олегк    24.01.2009 12:43
Кажется Амвросию Оптинскому принадлежат слова- кто нас хвалит тот нас окрадывает а кто нас ругает тот нас обогащает. Да и вообще странно выглядит Церковь разделившаяся (или кем-то опять таки виртуально разделенная) на восхвалителей и очернителей. Не находите ? Что до приходской жизни действительно прекрасное наблюдение – приходская жизнь идет! Как Господь неизменен так и Церковь наша всегда ныне и присно и во веки веков. Виртуальная жизнь становится неизбежной с того момента как напечатана хотя бы одна книга или произнесена хотя бы одна лекция. Молчу уже о интернете, политике и прочая. Просто виртуальная жизнь вторична. Почему и заходит разговор о Патриархе-молитвеннике – администраторе а не о Патриархе-администраторе-не важно.

Насчет Кураева – довольно сомнителен этот его эксгибиционизм. Прямо нам таки нужно знать кто и куда его вызывал. Ну не то что-то – не находите ? Не рассказывай куда вызывали а реализуй то что там сказали.
  М.Яблоков    23.01.2009 23:07
Прав…
  Eugenie    23.01.2009 22:54
Принимается!:))
А все-таки прав был Владимир насчет Вашей доброты…
  М.Яблоков    23.01.2009 22:12
Давайте из него исходить…
  М.Яблоков    23.01.2009 22:11
Я этому очень рад…
  Eugenie    23.01.2009 21:57
Вот видите..и у нас есть что-то общее:)))))
  Одиноков    23.01.2009 21:48
Легко!..
  Одиноков    23.01.2009 21:47
Простите, брат Агапит, и не сочтите за некую форму монофизитства с уклонением к слишком человеческому… Человецы бо есмы… Не всегда в состоянии выдержать ангельские высоты. Но – будем стараться. А Вы, ежели что, поправите. ;-)
  М.Яблоков    23.01.2009 21:39
Не обижайтесь… это же просто условно-уважительное обращение…
Да,… и мой сын… тоже…
  Eugenie    23.01.2009 21:35
Мой сын с девочками встречается, так что Ваша "девочка" уж совсем не по адресу будет:))))))))))))
/… дайте Собору Патриарха выбрать…/
Это уже вообще нечто запредельное…
Ладно…Больше не отвечайте…

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru