Русская линия
Русская линияДиакон Владимир Василик17.01.2009 

Жребий — весьма благостное дело
Ответы на анкету «Русской линии»

От редакции: Мы получаем ответы на вопросы, сформулированные в анкете экспертного опроса Русской линии «Навстречу Поместному Собору». Нам уже отвели несколько десятков экспертов. Большинство дают краткие ответы, но иногда мы получаем в ответ целые трактаты, которые жаль просто так выбрасывать в корзину. Мы решили с разрешения авторов некоторые из таких ответов публиковать полностью.

Вопрос 1. Каким способом, на Ваш взгляд, следует избирать 16-го Патриарха Московского и всея Руси?

Путем жребия из трех избранных тайным голосованием кандидатов, как избирали святейшего Патриарха Тихона. Здесь органически соединяются воля Божественная и человеческая: участники собора избирают трех безупречных и наиболее достойных кандидатов и затем после молитвы предоставляют самому Богу через жребий явить на них свою волю, как это было со Святейшим Патриархом Тихоном.

Основание этого принципа лежит в самом Священном Писании: И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства… И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам. (Деян. 1, 23−24).

Мнение преосвящ. Иллариона, еп. Венского относительно того, что «может быть, голоса разделились (пять на шесть!), ни в Священном Писании, ни тем более в Священном Предании основания не имеет. Более основательно его суждение о том, что способ жребия был избран Апостолами потому, что они еще не имели благодати Святаго Духа, которая бы указала им и знаменовала бы избранника.

Такой точки зрения держался, в частности, святитель Иоанн Златоуст. Однако, тот же святитель Иоанн Златоуст в своих толкованиях на Деяния говорит: «Но и позднее и для множества (случаев) и при присущей (для Церкви) благодати жребий — весьма благостное (буквально беспечальное) дело. Ведь он не позволяет тем (т.е. неизбранным) страдать, как оскорбленным. Жребий не знает ни родства, ни дружбы, ни приязни, ни неприязни. И поскольку из многих нельзя получить удел всем, то следовательно мы избираем из многих немногих. (Св. Иоанн Златоуст. Избранные толкования (т.н. «цепи») на Деяния Апостолов) Joannes Chrysostomus // Catenae in Acta Apostolorum // (e cod. Oxon. Bodl. Laud. 33), ed. J.A. Cramer, Catenae Graecorum patrum in Novum Testamentum, vol. 3. Oxford: Oxford University Press, 1841.P. 15).

Вопрос 2. Должен ли Поместный Собор обсудить другие вопросы церковной жизни?

Безусловно, должен. Слишком долго его ждали — целых 18 лет. К сожалению, установилась традиция, что Поместный собор созывается по печальному поводу кончины Патриарха (единственное исключение — Поместный собор 1988 г.). Собор должен обсудить и другие вопросы:

1. Миссия Церкви в современном мире.

2. Противодействие вызовам глобализации и потребительского монетаристского общества

3. Противодействие современному неоязычеству, оккультизму и деятельности тоталитарных сект.

4. Вопросы материального обеспечения малоимущего духовенства и малообеспеченных приходов.

5. Реальное функционирования церковного суда и церковно-правовое положение клириков Русской Православной Церкви.

6. Вопрос об отношении Русской Православной Церкви ко Всемирному Совету церквей и к негативным тенденциям в современном западном христианстве.

3. Какое участие, на Ваш взгляд, должна принимать в подготовке и проведении Поместного Собора государственная власть России?

В настоящее время государственная власть в России позиционирует себя как внеконфессиональная и «светская» в заслуживающем сожаления формате как «внерелигиозная». 14-я статья Конституции РФ гласит: «1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». С другой стороны, многие государственные деятели благожелательно относятся к Русской Православной Церкви и лично являются верующими людьми. Именно в силу данной дилеммы предпочтителен второй ответ: «Государственная власть должна помочь Священноначалию РПЦ в подготовке и проведении Собора, но не должна вмешиваться во внутренние дела Церкви, в том числе в избрание Патриарха».

Нынешняя ситуация более всего напоминает правление императора Константина Великого между 313 и 324 г., когда христианство согласно Миланскому эдикту было одной из дозволенных религий. И в нынешней ситуации со стороны государственных деятелей наилучшим было бы поведение в духе императора Константина, когда он порвал жалобы одних епископов на других и сказал: «Идите и сами судитесь между собой, ибо мы недостойны судить божественных». Нынешняя власть еще не готова к тому, чтобы активно вмешиваться во внутрицерковные вопросы, как в силу своей недостаточной компетентности в них, так и невоцерковленности, а временами — и нравственной бескоординатности. Активная поддержка властью какого-либо кандидата, тем более «единственно возможного» может привести в данный момент только к отрицательным последствиям. Что же касается необходимости присутствия лаического, или мирянского элемента, то на Соборе он будет прекрасно представлен в лице делегатов оп епархий.

Вопрос 4. Кто, на Ваш взгляд, является наиболее предпочтительной фигурой на посту Предстоятеля РПЦ, учитывая вызовы, с которыми столкнется Россия и Русская Церковь в будущем?

Не дерзая определять кандидатуру грядущего патриарха, и исходя из идеи жребия (три наиболее достойных и подходящих) я бы назвал трех кандидатов: Вениамин (Пушкарь), архиепископ Владивостокский и Приморский; Онуфрий (Березовский), митрополит Черновицкий и Буковинский, председатель церковного суда УПЦ МП; Ростислав (Девятов), архиепископ Томский и Асиновский.

В число критериев входят следующие:

Безупречная жизнь и доброе свидетельство от внешних.

Хранение чистоты Православия и воля к отстаиванию Православия.

Достаточный опыт по управлению епархией и способность к активному созиданию, в том числе — с минимальными ресурсами.

Понимание нужд клира и паствы своей епархии.

Способность к благотворительной и миссионерской деятельности.

Богословская образованность.

Почти все упомянутые выше критерии соответствуют уставу Русской Православной Церкви 2000 г.

Прекрасными и достойными кандидатами явились бы Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины, предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, а также Филарет (Вахромеев), митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, руководитель Синодальной богословской комиссии, но, к сожалению, в силу очень тяжелых недугов им едва ли было возможно понести тяжелый крест патриаршества, требующий, в том числе и значительных физических усилий и известного запаса здоровья.

Если же требуется все-таки назвать одного кандидата, то это — Вениамин (Пушкарь), архиепископ Владивостокский и Приморский.
С уважением диакон Владимир Василик, доцент СПБПДА, доцент СПбГУ

http://rusk.ru/st.php?idar=105610

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  М.Яблоков    19.01.2009 00:19
Вы вообще ничего не постигните в жизни, если будете еретиков защищать… и если бы только это…
  р.Б.Димитрий    18.01.2009 23:51
Да,Владимир,нам не дано постичь всю глубину их суждений и поучений,ибо они постигли самые глубины Богопознания…В совершенстве постигли аскетику Святых Отцов,смысл умной молитвы,через экран телевизора видят движения души митрополитов и местоблюстителей патрарших престолов,уверенно указуют перстом на еретиков-архиереев и точно знают,когда Божий Промысел есть,а когда Он отлучается куда-то по делам…
Не будем даже пытаться…
С Праздником Вас!
  Одиноков    18.01.2009 23:40
Есть люди, Димитрий, на которых, как они непоколебимо убеждены, почивает особая печать Божьего избранничества. Печать эта несводима ничем, и менее всего – попытками что-то этим людям возражать. Это именно они поставлены куда-то не кем-то, а Кем-то. Это именно им открыт и совершенно доступен Тот, о Котором все прочие человецы могут "лишь смутно догадываться". Они при этом абсолютно всегда и во всём правы, хотя любят снисходительно напомнить человечеству, что и они тоже грешники.
Бремя Учителей тяжело. Но ведь кому-то необходимо его нести?.. И как утешительно, что эти "кто-то" всегда оказываются рядом. Даже когда их совсем не ждёшь…
С праздником!
  Братуха-Простолюдинъ    18.01.2009 21:14
*может вы кем-то сюда и поставлены для выполнения чего-то заказа*

Именно так, поставлен, но не кем-то, а Кем-то. И этот Некто, о Котором Вы лишь смутно догадываться можете, Один лишь может всех по Своим местам расставить. Его ЗАКАЗ, а вернее – НАКАЗ, а ещё точнее – ЗАВЕТ, мы и стараемся выполнять, в меру немощных своих силёнок, однако – с Божией помощью, на которую рассчитываем в силу этой самой собственной немощи, а ещё и по той причине, что стараемся не уклоняться от Его НАКАЗА и НАКАЗА ЦЕРКВИ. Так что ЗАКАЗ заказу – рознь, дорогой Дима.

А далее Вы советуете: "не обобщайте и не судите людей по себе".
А мы по себе и не судим, т.к. мы не еретичествуем, хотя и не отрицаем, что грешники. А тех, кто упорствует в вероучительных заблуждениях, судим не по себе, но ПО ИХ ПЛОДАМ. С Праздником Крещения Вас и ДОБРЫХ плодов на богословской ниве!
  М.Яблоков    18.01.2009 16:29
Да, какой же у меня заказ, если я за всех кандидатов, кроме еретиков?… Кто может такое заказать?… Разве только христианская совесть…
  р.Б.Димитрий    18.01.2009 12:30
Не знаю,дорогой,может вы кем-то сюда и поставлены для выполнения чего-то заказа,а я пришёл на форум по своей доброй воле ещё в 2007 году.
Так что не обобщайте и не судите людей по себе.
  М.Яблоков    18.01.2009 06:38
Это его работа… кризис в стране, что делать… кушать-то хочется…
  Братуха-Простолюдинъ    18.01.2009 01:56
*Пишу не столько вам,сколько остальным непредвзятым и объективным участникам форума,желающим разобраться в сути происходящих событий.*

Непредвзятые и объективные участники форума разберутся и без Ваших медвежьих услуг, а вот смутить умы и сердца неофитов Вам, без сомненья, удастся. На то Вы сюда и поставлены.
  р.Б.Димитрий    18.01.2009 01:23
"Дальнейшая церковная обстановка может быть просто не прогнозируемой"
Глупости!
Вы и вам подобные искуственно нагнетаете страхи и запугиваете людей угрозой мифического бунта,непоминовения и даже раскола.
Это называется взять на испуг-ничего более.
В своё время Столыпин так ответил силам,пытавшимся запугать Правительство:"Не запугаете!"
Надеюсь,наша Церковь даст такой же ответ вам и тем силам,которые вы вольно или невольно,осознанно или неосознанно представляете.
"Проект "Диомид", возможно, был только лишь репетицией антицерковных сил"
Вот как раз их интересы вы и озвучиваете…
Это не мои досужие вымыслы-это мнение многих уважаемых священнослужителей нашей Церкви и уважаемых мирян.
Жду в ответ набор обличительных фраз голословных,лишённых смысла и оснований.На большее не надеюсь.
Пишу не столько вам,сколько остальным непредвзятым и объективным участникам форума,желающим разобраться в сути происходящих событий.Таковые,слава Богу,тоже имеются.
  А.В.Шахматов    18.01.2009 00:22
Голосование- это по светски, а по церковному – это жребий, чтобы не допустить политиканства-лукавства. Если же, во время избрания Патриарха, этого не произойдёт, то это будет началом конца Русской Православной Церкви, после она станет российской и экуменистической – значит, что она будет прибывать не в Христианстве. Господи, спаси нас от этого.

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru