От редакции: Продолжается активное обсуждение самого главного современного церковного вопроса — кому быть новым Русским Патриархом. На днях РЛ опубликовала статью известного общественного деятеля иеромонаха Никона (Белавенца) о митрополите Смоленском и Калининградском Кирилле. Противоположного мнения придерживается другой известный общественный деятель Владимир Николаевич Осипов, интервью с которым мы получили в рассылке Союза Православных Братств и предлагаем сегодня читателю.
Корр.: Владимир Николаевич, какова позиция Союза «Христианское Возрождение» по вопросу об избрании Патриарха? Какова, на Ваш взгляд, наиболее желательная кандидатура?
В.О.: Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, архиепископ Приморский и Владивостокский Вениамин, митрополит Калужский и Боровский Климент — вот по крайней мере три достойных кандидата, но никто из этих троих не проявляет честолюбия, не работает локтями. Зато всех превосходит своей активностью митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Русские почвенники хорошо помнят, как в 1994 году он отстранил от руководства Всемирным Русским собором таких замечательных патриотов-державников, как Н.А.Нарочницкая, И.А.Кольченко, Ю.Г.Луньков и отшвырнул важные документы принятые тогда, в том числе о необходимости восстановления единства русского народа. Почему ему так пришлись по душе Беловежские соглашения декабря 1991 года о расчленении партократами исторической России и русского народа?
Митрополит Кирилл известен как ученик и верный последователь митрополита Никодима, а тот вообще пытался увести нашу Церковь в лоно сотрудничества или даже унии с Ватиканом и, как недавно писал православный публицист Владимир Семенко, чаял увести Россию с имперского пути в разряд «средне-статистического» западно-европейского государства. А учитывая, с какой страстью владыка Кирилл защищает глобализацию, цифровую идентификацию православных, личные коды, создается впечатление, что он мечтает через Всемирный Совет Церквей и другие каналы поставить нашу Церковь под колпак нового мирового порядка. Все это порождает большую тревогу в русской душе. Наконец, как свидетельствуют очевидцы в бытность его ректором Ленинградских Духовных школ, они превратились в рассадник экуменизма и либерализма. Мне как-то пришлось листать учебные пособия этих школ. Вы там не найдете никакой критики латинства — все сглажено и приукрашено. Не случайно сотни выпускников этих школ на Украине перешли в унию. А так ли все благополучно в Смоленской епархии? Поинтересуйтесь, например, какую линию проводит руководство епархии в отношении дисциплины постов? Есть ли баптистерий для погружательного крещения взрослых в кафедральном соборе? А как быть с видеозаписями экуменических шабашей, в которых митрополит Кирилл принимал активное участие?
Правда ли, что учитель митрополита Кирилла митрополит Никодим условием для рукоположения своих учеников в сан епископа ставил согласие их «в час икс» быть согласными на заключение унии с Ватиканом, как об этом писал журнал «Благодатный огонь»? Как видите, вопросов очень много и восхищаться: «Ах, какой эрудит, ах, как он говорит!» — мне представляется несерьезным. Многих, например, я знаю, смущает почти полное отсутствие в его проповедях цитат из святых отцов и примеров из житийной литературы.
Корр.: А как Вы оцениваете первые шаги митрополита Кирилла в качестве Патриаршего Местоблюстителя?
В. О.: Как и следовало ожидать, сразу возникли смущения. Зачем, например, нужно было приглашать возглавлять отпевание Патриарха Алексия новостильного, полууниатского Патриарха Варфоломея, которого многие считают членом масонской ложи. Почему в комиссии по подготовке Поместного Собора в основном креатуры только митрополита Кирилла? Почему такая спешка в проведении Собора? и т. д.
Корр.: Как Вы считаете, что нужно делать в отношении угрозы избрания на пост Первоиерарха Московского Патриархата митрополита-реформатора, следствием чего потрясения в Русской Церкви в середине XVII века могут показаться «цветочками»?
В.О.: Прежде всего, необходимо повсеместно сугубо молиться, чтобы этого не произошло. Нашим архиереям надо выйти из состояния оцепенения и не бояться в духе соборности ставить все подобные вопросы без фигур умолчания. Ведь, по сути, вопрос стоит о жизни или смерти. Я считаю, что нужно сделать все, чтобы во главе нашей Церкви стал действительно благочестивый иерарх-молитвенник, аскет-безсребренник, истинный патриот и антиглобалист. А так, если у кормила Церкви станет представитель никодимовцев-либералов, боюсь, что они заведут нашу Церковь в тупик. А точнее, как я уже сказал, в лоно секулярного Запада. Сегодняшний же деградирующий Запад сам находится на краю бездны.
Беседовал С. Смирнов