Русская линия
Русская линияПротоиерей Валентин Свенцицкий18.12.2008 

Мёртвый Собор

От редакции: Несомненно, что сегодня многих православных русских людей волнует тема предстоящего Поместного Собора Русской Православной Церкви, который изберет нового Патриарха. Об этом можно судить, хотя по тому интересу, с которым встречают наши читатели статьи, посвященные предсоборной тематике. Мы получили письмо редактора Собрания сочинений известного богослова и священнослужителя протоиерея Валентина Свенцицкого Сергея Валентиновича Черткова, в котором он предлагает нам опубликовать статьи В.П.Свенцицкого. «Они написаны век назад, но удивительно актуальны для нашего времени; ранее не переиздавались и входят во 2-й том собрания его сочинений, готовящийся к печати по благословению почившего патриарха Алексия II», — пишет автор. И сообщает, что к его просьбе присоединяются П.В.Флоренский, В.И.Мельник, А.Ю.Закуренко и многие другие православные. Думаем, что хотя эти статьи и написаны в другую эпоху, в иных социально-политических условиях, с размышлениями известного богослова стоит познакомиться и нам, современным православным.

Необходимость Собора ощущается сознательно или бессознательно каждым религиозным человеком России.

Собор необходим потому, что в Церкви начинаются явные признаки внутреннего разложения, из параличной Церковь готова обратиться в труп. Собор необходим потому, что <…> новые мучительно жизненные вопросы остаются без всякого авторитетного церковного ответа, обособленность, разрозненность, враждебность отдельных членов Церкви разрывает на части её немощное тело, поражённое веками развивавшейся болезнью.

Собор нужен для спасенья погибающей российской исторической Церкви. Сознанье небывалой, может быть, важности момента, казалось, должно было пробудить уснувшую религиозную совесть тех, в руках которых находятся ближайшие земные судьбы её. Казалось, они должны были бы понять, что спасение Церкви в пробуждении её религиозной жизни, которую вытравили или глубоко упрятали внутрь народной души безобразные исторические условия. Казалось, у них хватит мужества, сознав грандиозность момента, всю тяжесть исторического греха, созвать Собор, который являлся бы выражением всех наличных, пусть оскудевших, но всё же в глубине своей подлинным светом горящих церковных сил. Но ничего подобного сделано не было.

Наоборот, приложены все усилия, чтобы Собор представил собой зрелище страшного разложенья, чтобы Собор оказался не соединеньем самых живых религиозных сил Церкви, а наоборот, самых больных, безжизненных её элементов. Поистине есть что-то роковое в этом стремлении создать мёртвый Собор. Словно чья-то безобразная рука, толкавшая Церковь к пропасти целые века, почуяв, что многие заметили пропасть и готовы разбудить уснувших рабов, спешит нанести Церкви последний удар, явить перед лицом всех ужасные язвы её и тем оттолкнуть от неё всё живое бесповоротно и навсегда.

Главная болезнь нашей Церкви — отсутствие соборности. И вот, вместо того, чтобы сознать этот грех и с первых же шагов в самую организацию Собора положить соборность, группа людей, захватившая административную власть в Церкви, создаёт какие-то правила, вершит всё и опубликовывает своё решение в виде циркуляра.

О каком «собирании» на Собор лучших религиозных сил может быть речь, когда народ в большинстве случаев даже не знает о предстоящем Соборе. Пойдите по деревням и заговорите о Соборе с крестьянами — ждут ли они его, какое отношение у них к нему, готовятся ли они к этому великому религиозному делу: ничего подобного — они о нём ничего не знают. Синод решил. Синод не потрудился спросить Церковь, хочет ли она Собора и какого именно. Собор может быть только тогда, когда каждый, оставшийся у себя дома, будет чувствовать себя на Соборе, но это может быть только в том случае, если в основу организации Собора будет положено самое широкое, самое свободное выборное начало. Особенно это выборное начало необходимо потому, что епископы, которые явятся непременными членами Собора, у нас не избираются паствой, а потому голоса Церкви собой выражать не могут.

Очевидно, что о предстоящем Соборе Синод задолго должен был оповестить всех членов Церкви. Должны были быть разрешены свободные приходские и частные собрания для обсуждений этого предположения, затем должна была быть образована предсоборная комиссия из выборных членов Церкви, которая выработала бы, конечно, иные правила, чем теперешний «циркуляр» Синода.

Вот какие внешние условия должны были быть соблюдены, чтобы Собор мог выполнить свою великую историческую задачу. Но уму человеческому не дано судить о будущем с безусловной достоверностью, мы не берём на себя задачу пророка. Дух Господень дышит, где хочет. Может быть, Господь явит свою силу и на предстоящем церковном Соборе. Не об этом сейчас речь. Мы говорим лишь, что люди, стоящие у кормила церковной власти, сделали всё от них зависящее, чтобы создать «мёртвый Собор».


ГОТОВЬТЕСЬ К СОБОРУ!


Люди сделали всё, что могли, чтобы предполагаемый Собор оказался мёртвым.

Мы не хотим обманывать себя и, смягчая оценку внешних условий Собора, пробуждать в ком бы то ни было робкие, неосновательные надежды. Правде надо смотреть в глаза прямо; называть вещи теми именами, которые они заслуживают; идти до конца в оценке тех действий высшей духовной власти, которые никогда не оправдывает история. Со всей силой, на которую только способен наш дух, мы, во имя религиозной правды, восстаём против мёртвых начал, положенных в основу предполагаемого Собора.

Но мы были бы глубоко несправедливы, если бы ограничили своё отношение к Собору только одной отрицательной стороной, только протестом против правил, изданных Синодом. Во имя той же религиозной правды, мы призываем всех, воистину любящих Церковь Христову, к самому горячему участию в предстоящем Соборе.

Пусть враги Христа ликуют и напрягают все свои силы на то, чтобы созвать мёртвый Собор. Не могут, не должны подлинно верующие равнодушно отворачиваться от него. Не должны они говорить: не стоит тратить сил, может ли быть что-нибудь доброе от русских архиереев?

Никто не вправе предугадывать исторических последствий Собора. Пусть подлинный религиозный голос останется на нём в меньшинстве, пусть сделано всё, чтобы Собор не явился живым, творческим фактом; какое значение для религиозного сознания и для церковного возрождения будет иметь этот голос меньшинства, знает один только Бог. Верующие должны объединиться и в меру сил своих сделать то, что требует их христианская совесть, сделать, чтобы Собор, несмотря ни на что, был возможно полным выразителем живых религиозных сил.

Узкий позитивный прогноз может оказаться тяжким искушением. Человеческая логика, с непреложностью свидетельствующая, что мёртвые люди, съехавшись, составят мёртвый Собор, логика эта может оказаться лишь новым орудием в руках вечного врага Христа. Только внешние христиане могут полагать всю надежду на внешнюю реформу, а так как при данных условиях даже на внешнюю реформу надеяться нельзя, то им неизбежно придётся впасть в полное равнодушие, но религиозное отношение к жизни, к истории, к Церкви требует другого…

Собор — дело Божье, за надеждой на его действенное значение должно стоять, прежде всего, сознание необходимости личного внутреннего религиозного подвига. Пора, наконец, бросить играть в христианство, пора сознать, к чему обязывает оно, и начать читать Евангелие не как книгу несбыточных идеалов, а как книгу непреложных требований, обращённых к каждому из нас. И тогда, если мы ясно сознаем всю глубину связи церковного возрождения с нашим личным возрождением, мы поймём, что результаты Собора могут оказаться самыми неожиданными.

Отбросив равнодушие, усталость, робость, порвав все цепи, порабощающие дух, ясно почувствовав, что 10−20 лет, которые мы проживём ещё на земле и которые, как вихрь, пронесутся в земных заботах и в земной суете, почувствовав, что они даны на великое прекрасное Божье дело, пред которым ничтожны все мелкие неприятности, весь рабский страх за свою судьбу, — сознав всё это, воспрянув духом, возгоревшись верой, мы наконец приступим к той пламенной работе Господней, которую так долго, так преступно отбрасывали от себя.

И тогда, если правда, что суждено этому Собору быть лишь новой, беспримерной по своей жестокости раной на теле Христовом, мы найдём в себе достаточно мужества для того, чтобы пережить это новое тяжкое испытание и достаточные силы для предстоящей работы Господней.

В меру собственной любви нашей мы хотим обратиться ко всем живым силам Церкви и сказать: не будьте равнодушны, не бросайте Церкви в эти трудные времена, не уходите прочь.

Собор созывается мёртвый, но мы должны сделать всё, что зависит от нас, чтобы Собор стал живым!


ГЛАСНОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ЧЛЕНАМ КОМИССИИ ПО ВОПРОСУ О ЦЕРКОВНОМ СОБОРЕ


Подготовительные работы по созыву в России церковного Собора поручены вам, гг. членам комиссии.

Зная, что в числе вас находятся люди, к которым мы привыкли относиться с доверием и уважением, и потому полагая, что вам будут нужны всякие указания, могущие сделать вашу деятельность действительно плодотворной и нужной, мы позволим себе сказать ясно и определённо, что ждёт от вас русское общество и русский народ, что вы можете и что вы пред Богом должны немедленно сделать.

Церковный Собор, сделавшийся в наши дни религиозно нравственною необходимостью, конечно, не может быть долгом какой-нибудь частной группы церковного общества; будучи церковным — он должен быть делом всей Церкви. Каждый сознательный и живой член Церкви должен внести сюда долю своего призвания и своих дарований. Запросы и большие, и малые, как они понимаются самою Церковью, т. е. всеми верующими, взятыми в совокупности, должны быть представлены на Соборе в чистом и неискажённом виде.

Для этого необходимо, чтобы ещё до начала Собора эти вопросы — эти большие вопросы оформились; чтобы потребность в Соборе была осознана всей массой верующих и чтобы Собор был лишь голосом — лишь выражением чего-то гораздо большего — пробуждающейся и пробудившейся церковной жизни.

Скажем прямо и откровенно, вы, гг. члены комиссии, не имеете никакого права вершить судьбами будущего церковного Собора. Не церковная власть вас призвала, не церковным народом облечены вы полномочиями, не Святой Дух вдохновляет вас каждого лично на это дело. Одна лишь случайность, личные связи и сила неразумной традиции поставили вас во главе дела, на которое вы имеете право не больше, чем всякий из верующих. Остерегайтесь поэтому воспользоваться случайностью вашего положения, не вздумайте, что вы в самом деле имеете власть что-нибудь связать или что-нибудь разрешить. Знайте, что в таком случае вы заранее осудите себя на религиозное бесплодие и свою работу лишите какого бы то ни было церковного минимума.

У вас есть только один путь, и, если вы христиане, если вы считаете действительно братьями всех живущих верою во Христа, вами могут быть сделаны только один шаг и только одно действие, которые, однако, могут иметь колоссальные последствия. Вы можете и вы должны потребовать у тех, кто вас призвал, немедленного уничтожения какой бы то ни было духовной цензуры. Вы должны требовать и настаивать, чтобы за каждым из верующих было признано право без всяких стеснений печатно обсуждать все вопросы, касающиеся церковного Собора, чтобы без всяких препятствий могли организовываться на местах кружки, устраиваться собрания, чтения, публичное обсуждение, съезды по районам и съезды всероссийские — всё для той же единой цели — для пробуждения церковной мысли, церковного сознания — церковной жизни, пробуждения безусловно необходимого для того, чтобы стал возможным самый Собор.

Вы должны потребовать, чтобы выяснить все преграды и все препятствия, и если вас слушать не станут, если вам скажут — это не ваше дело, если реакционная вакханалия захочет надеть намордник и на вас, то вы немедленно же должны выйти из состава комиссии, заявив, что для пробуждения церковных сил нужна прежде всего свобода.

Вспомните, что вы стоите у дела, которого ждали с напряжением целые поколения подвижников веры, которого смутно жаждут все лучшие элементы русского народа, — и найдёте в себе силы и мужество сделать то, чего требует от вас ваша христианская совесть:

Требуйте свободы для Церкви или уйдите, чтобы не быть сообщниками гасителей Духа!

В. П. Свенцицкий, 1907 год

http://rusk.ru/st.php?idar=105571

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  прот. Леонид Калинин    22.12.2008 02:33
Спасибо за ответ. Верю в то, что Церковь всегда избирает единственно верный путь – и на изломах Истории, и на равнинах мирного и благодатного жития.
Тело Христово если и распинается, – как было в ХХ веке, – то для того только, чтобы Воскреснуть в нетлении и силе. Подвиг мучеников и исповедников укрепляет Церковь на пути к новой Голгофе, которая откроется позже, а сегодня Мир все явственнее разделяется на два полюса – Добра и зла. Когда разделение завершится, начнется Распятие… Пока же Господь явственно показывает Церкви Всероссийской Свое благоволение. Соединение с РПЦЗ – в которое и поверить было невозможно всего несколько лет тому назад – яркое свидетельство прямого Божиего присутствия! Верю в Его Промысел и благоволение и впредь.
Дай Бог всем нам во смирении кающегося сердца выстоять в брани и до последнего своего издыхания пребыть верными Господу Иисусу Христу сынами Церкви. Помоги Боже!
  прот. Леонид Калинин    22.12.2008 02:06
Спасибо за ответ.
  М.Яблоков    21.12.2008 17:27
Да, Вы сами-то живы ли?… А то Собор оживлять… Смешно…
  Р.Н. Юрьев    21.12.2008 16:59
Вы определённо всё о своём, о демократии. "Собор прошёл с должным участием священников и мирян". А из чего следует, что это – "должное"? Из мнения революционного духовенства? Как раз с позиции канонической случилось недолжное.
Где-то здесь уже встречалось мнение, что выставлять напоказ огрехи святых людей Святые Отцы называют кощунством (речь была о заблуждении Свт. Григория Нисского).
  Чертков Сергей    21.12.2008 16:28
Срасибо о. Леониду за трезвомысленный, взвешенный отзыв. На таком уровне и надо вести дискуссию. Замечу лишь, что Свенцицкий тогда выступал против "безальтернативных" выборов патриарха и фактического назначения делегатов. Ситуация была куда более бедственная, чем ныне. Тем не менее, в т. ч. и его стараниями, Церковь избежала искушения, и Поместный Собор 1917-18, предварённый свободными выборами, прошёл с должным участием священников и мирян. Свершилось то, за что ратовал Свенцицкий; Церковь избрала указанный им путь. Это лучшее доказательство его правоты.
Особенно актуальны сейчас именно вторая и третья статьи. Уроки истории должны пойти впрок.
Ещё раз призываю всех православных: "Мы должны сделать всё, что зависит от нас, чтобы Собор стал живым!"
  М. Шапошников    21.12.2008 15:18
Отец Леонид! Полностью согласен с Вами, что обсуждаемые статьи Вал. Свенцицкого "были бы актуальны во время их написания, но сегодня – нет и решительно -нет!" Считаю также, что подобное обсуждение даже вредно… В этом и состоял пафос моего первого сообщения.
Прошли сроки и странно мне, что страсти земные не улеглись до сих пор… А.Б. Свенцицкого уже судил Господь, зачем же вспоминать суды человеческие?
Тем более, что не раз заявлял я, не об отсутствии совести, а об отсутствии у меня стремления к личной выгоде… А вырасти без отца не дай Бог никому…
Странно и то, что Вы называете меня "безбожником"… Никогда не сомневался я в Бытии Божием, каюсь только в том, что влекли меня различные конфессии, испытал я сильное влияние католицизма. Но в настоящее время, когда на весах судьба России, нет у меня сомнения, в каком храме молиться…
Считаю также, что произведения Вал. Свенцицкого, написанные до 1917 г. могут многих "ввести в соблазн" именно сегодня. Довольно нам всяческих потрясений, революций, "христианских братств борьбы" и т.д. Русский человек устал от всего этого… Нам надо объединяться под покровом Государства Российского и жить в мире и согласии.
  М.Яблоков    21.12.2008 13:07
Спаси Господи, дорогой батюшка. Очень приятно Вас видеть на форуме РЛ…
  прот. Леонид Калинин    21.12.2008 03:38
Спасибо Сергею Черткову за его отстаивание позиции соборности.
Соборность – природа Церкви. Но исторически она проявлялась по разному. Это и первые собрания Апостолов, и Вселенские, и Поместные Соборы, решения которых принимаются всей Церковью. Однако, я не придерживаюсь взглядов моего приснопамятного прадеда – Валентина Павловича Свенцицкого, которые приведены в его статьях. "Мертвым" собор не будет никогда. Может быть либо Собор – либо Лжесобор. Пока никаких опасений в том, что ныне созываемый Собор станет "лже" – лично у меня нет. Даже если мы не всколыхнем все приходы и устроим большую заваруху, желая выбрать самых достойнейших кандидатов.
Итак приедут достойные люди, я не сомневаюсь в этом ни на минуту! Ибо суть Собора не в количестве участников и даже не в "качественном" их составе, а в том, что так и устроил Господь свою Церковь, что решают не персоналии (среди которых все перед Богом грешники – вспомните молитвы перед Причастием), а Дух Святой.
Так что не бойтесь, Сергей, Господь свою Церковь не оставит. Спасибо нужно сказать блаженнопочившему Первосвятителю за то, что Церковь сейчас свободна и от властей и от ересей, пребывает в благодати, множится и крепнет.
Поэтому статьи В.П. Свенцицкого, который искренне болел за правду, возможно, были бы актуальны во время их написания, но сегодня – нет и решительно -нет!
Его тернистый жизненный Путь привел к покаянию, к прощению, а значит – и к спасению во Христе. Но на этом Пути он не всегда был прав, совершал ошибки и грехи, совершал и подвиги, и нес Крест иерея Божия. Его жизнь поучительна тем, что она есть исповедание Веры, свидетельство того, что и нам, грешным не закрыты ворота в Рай, если мы эту Веру пронесем до конца. Я думаю, что и участники Собора будут в абсолютном большинстве люди верующие. Значит Дух Святой пребудет с ними и с Церковью!

По поводу гнусностей Михаила Шапошникова – не прилагайте сердца. Он безбожник, к тому же человек без совести – о чем сам публично заявлял на суде с Анатолием Борисовичем Свенцицким… Дела человека пойдут вослед него. Пусть Бог его судит Сам. Полагаю, что для М.Б. Шапошникова этого будет довольно.
  шапошников михаил    20.12.2008 18:55
Уважаемый Сергей! Когда Вы приходили ко мне в музей и мы, пусть кратко, но поговорили, Вы на меня произвели впечатление искреннего человека, умного, подлинно интересующегося выбранной Вами темой. Но, к сожалению, опираясь на свой достаточный жизненный опыт, могу сказать, что люди подобные Вам, часто увлекаются, "творят себе кумиров" и частенько бывают обмануты.
Не могу поверить, что Вы выполняете чей-то "заказ", Вы просто не знаете того, что знаю я. "Бросать камни" легче всего, но вот прислушаться и, может быть, иногда понять, что Вы заблуждаетесь, это по-моему и есть единственная достойная христианина позиция.
Ни на какую роль в семье Свенцицких я не претендую, как прожил без этого больше сорока лет, так и проживу остальное. Со стороны матери я принадлежу к одной из старейших купеческих фамилий России и этого мне вполне довольно. На средства моих ближайших родственников построены или возобновлены многие храмы Москвы и не только и даже известный Вам храм Св. Климента папы Римского (благотворители – Е.С. Лямина и др.).
Я всегда считал и считаю, что в России Церковь – это неотъемлемая часть Государства, а Государство – неотъемлемая часть Церкви. С этим в наши дни многие спорят…
Как же отец Вал. Свенцицкого не был революционно настроен, когда именно за революционную деятельность он и был сослан в Казань? А про близкую связь его брата с семьей Ульяновых Вам могут рассказать сотрудники музея в Ульяновске, а вовсе не обязательно я. В происхождении Свенцицких надо еще разобраться и не писал разве о себе Адам Мицкевич – "я – жидовин". А дядя Вал. Свенцицкого – Сигизмунд Карлович женат был на племяннице Мицкевича, это все знают… Но была и прямая линия "неславянского" родства в семье Свенцицких и она-то требует исследования…
Все тайное с течением времени становится явным и правда выходит наружу даже из под земли…
Вы, Сергей, сотворили себе ложного кумира, поверьте… Так давайте же не лукавить, а говорить правду всегда, независимо от того, горька эта правда или нет…
С уважением, Михаил Шапошников.
  Р.Н. Юрьев    20.12.2008 16:02
Можно завершить эту дискуссию двумя письмами самого о. Валентина Свенцицкого.
Первое – к митрополиту Сергию:
"Ваше Высокопреосвященство, Всемилостивейший Архипастырь и Отец. Я умираю. Уже давно меня тревожит совесть, что я тяжко согрешил перед Святой Церковью, и перед лицом смерти мне это стало несомненно.

Я умоляю Вас простить мой грех и воссоединить меня со святой Православной Церковью. Я приношу покаяние, что возымел гордость, вопреки святым канонам, не признавать Вас законным первым епископом, поставив личный разум и личное чувство выше соборного разума Церкви, я дерзнул не подчиниться святым канонам. Моя вина особенно страшна тем, что я вовлек в это заблуждение многие человеческие души. Мне ничего не нужно: ни свободы, ни изменения внешних условий, ибо сейчас я жду свой кончины, но ради Христа приимите мое покаяние и дайте умереть в единении со Святой Православной Церковью.

11/IX – 1931 г. Валентин Свенцицкий".

Одновременно он пишет родным и духовным детям:

"Милые мои деточки, сейчас получил от вас письмо. Так много надо сказать, и так мало сил это сделать. Спрашиваете, в чем я прошу прощения у вас. В страдании, как бы ни была на моей стороне истина, но своей ошибкой я вызываю эти страдания, и не только у вас, у всех. Со всею скорбью, на какое способно мое сердце, прошу это прощенье.

Но дальше вы уже неправы, когда говорите, что вам неясно происшедшее со мной. Оно, может быть, неясно в смысле переживаний, которые привели к этому, но то, к чему они привели, – это ясно совершенно.

Свой разум и свои чувства я поставил выше Соборного разума Церкви. Мудрость человеческая заслонила вечное и премудрое. Соборы провидели всю историю, знали, какие ужасы будут творить сидящие на патриарших престолах, сколько будет борьбы, жестокости, неправды, недопустимых компромиссов, граничащих с преступлением, и знали, какой это будет соблазн для человеческих душ, подобных тому, в который вовлек я вас, и все будет разорвано в клочья, они премудро оградили человеческие души от соблазнов строжайшими канонами, что не признавать можно только тогда, когда извращается догмат веры.

Вы скажете, а раньше ты этого не знал. Знал, но в этом-то и ужас всех этих наваждений и опасности их. Разве вы не знаете, как иногда вдруг все станет иным, и то, что было справа, становится слева, и что было слева, становится справа? Около года по временам меня гложет этот червяк, но я гнал его, как искушение, и он исчезал.

Как случилось, что у меня открылась вполне истина, – рассказать почти невозможно, но знайте, что это имеет прямое отношение к моему концу, и, может быть, Господь меня сохранил перед смертью и дал возможность принести покаяние.

Не думайте, ради Христа, что я не понимаю всех страшных последствий моего покаяния для окружающих. Все понимаю, все пережил, до последней черты, но в этом вопросе нельзя ничем иным руководствоваться, кроме совести. Это страшно – это непосильно человеку – совесть. Такая страшная вещь. Она возлагает такие ужасающие бремена, но без нее нельзя жить.

Поймите все это, не теряйтесь от внешних обстоятельств. и поймите меня до конца, как всегда понимали раньше.

Писать не в силах больше. Господь с вами".
http://www.zavet.ru/dialogi.htm

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика