Русская линия
Русская линия Александр Знаменев12.12.2008 

Жребием владеет Бог
О порядке избрания Патриарха на Соборах XX века

От редакции: Эту статью мы получили по электронной почте с просьбой опубликовать ее на «Русской линии». Автор нам неизвестен, но тема чрезвычайно актуальная. Надеемся, что эта статья окажется полезной всем, кто интересуется вопросом выборов Патриарха.


После кончины Святейшего Патриарха Алексия II перед Русской Православной Церковью стоит вопрос о выборе нового Патриарха. Кто будет следующим Патриархом? На этот вопрос ответит Поместный Собор Русской Православной Церкви, который пройдет в городе Москве в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя с 27 по 29 января 2009 года (часть 1 пункта 2 главы II Устава Русской Православной Церкви). Но для начала Поместному Собору предстоит выработать процедуру избрания Святейшего Патриарха.

В XX веке в Русской Церкви состоялось пять Соборов для выборов Патриарха:
1) Поместный Собор 1917−1918 годов,
2) Архиерейский Собор 1943 года,
3) Поместный Собор 1945 года,
4) Поместный Собор 1971 года,
5) Поместный Собор 1990 года.

Архиерейский Собор 1943 года


Собор 1943 года не соответствовал определениям Собора 1917−1918 годов о Поместных Соборах и об избрании Патриарха: состоял он только из 19 архиереев, избравших Патриарха открытым провозглашением (а не жребием, как предписывал Собор 1917−1918 годов). Наречение Патриархом произошло без осуществления какой-либо процедуры избрания. На Архиерейском Соборе 8 сентября 1943 года, состоявшемся по разрешению советских властей через три дня после известной встречи митрополитов со Сталиным, на устное предложение митрополита Алексия (Симанского), чтобы Патриархом стал митрополит Сергий было провозглашено «Аксиос».

Поместный Собор 1945 года


15 мая 1944 года умер Патриарх Сергий. После смерти Патриарха Сергия, в соответствии с его завещательным распоряжением, Местоблюстителем Патриаршего Престола стал митрополит Алексий (Симанский). Выборы нового Патриарха назначены были на первые числа февраля 1945 года. Впрочем, назвать выборами готовившуюся процедуру было бы изрядным преувеличением. Единственным кандидатом на место Святейшего являлся митрополит Ленинградский Алексий. «В церковной иерархии, признанной Кремлем, стоял он на втором месте и, следовательно, ему и полагалось занять освободившееся место». [1] Собору оставалось лишь утвердить заранее назначенного кандидата. «Предсоборное совещание для обсуждения кандидатуры будущего Патриарха превратилось в сплошное славословие в честь [митрополита] Алексия. И вдруг в хорошо смазанном генералом Карповым механизме произошел сбой. Архиепископ Тамбовский [Лука] напомнил присутствующим о той процедуре, что выработана на первом (после Петра I) Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1917 году». [2] Священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) напомнил о выборах путем тайного голосования и жребия. Есть все основания предполагать, что затем он был отравлен сотрудниками органов, которые, таким образом, воспрепятствовали его присутствию на Соборе.

Поместный Собор 1971 года


Открытым голосованием происходило избрание Патриарха Пимена в 1971 году. Против открытого голосования при выборах Патриарха выступал на Архиерейском Совещании, предшествовавшем Собору, архиепископ Василий (Кривошеин): «Должен сказать, что когда мы получили информацию Патриархии о единой кандидатуре и об открытом голосовании, это известие вызвало у нас всеобщее возмущение. Оно было воспринято многими, как какой-то вызов, провокация. Точно нам оплеуху дали…». [3]
Безусловно, на Соборах 1945 и 1971 годов кандидатуры будущих Патриархов предварительно обсуждались, согласовывались с властью, иные варианты вряд ли были возможны в условиях советской государственности. Какого-то свободного обсуждения и разности мнений не предполагалось, что, впрочем, не говорит о том, что кандидаты были нехороши или недостойны.

Поместный Собор 1990 года


Выборы Святейшего Патриарха Алексия II в 1990 году прошли уже по другой схеме. Жребия, как в Соборе 1917−18 годов, не было, но эти выборы были осуществлены посредством тайного голосования.

После кончины Святейшего Патриарха Пимена, 3 мая 1990 г., состоялось заседание Священного Синода, на котором Местоблюстителем был избран митрополит Киевский Филарет. 7 мая Священный Синод вынес постановление о созыве с 6 по 10 июня Поместного Собора для избрания Патриарха Московского и всея Руси. Синод также постановил провести до 26 мая епархиальные собрания для избрания делегатов на Собор по следующей квоте: по одному клирику и мирянину от епархий, а также по одному представителю от монастырей, духовных академий и семинарий. Все епископы, находящиеся на кафедрах, по уставу об управлении Русской Православной Церковью являются членами Поместного Собора.

6 июня в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор, которому предстояло обсудить программу Поместного Собора. Архиерейский Собор избрал трех кандидатов на Патриарший престол. Каждый архиерей мог голосовать за 1, 2 или 3 архиереев, вычеркивая остальных из списка. Тайным голосованием были избраны митрополит Ленинградский Алексий, митрополит Ростовский Владимир и митрополит Киевский Филарет.

7 июня открылся Поместный Собор. В заседаниях Собора участвовало 317 делегатов. Важнейшим деянием первого дня заседаний явилось избрание Патриарха. Поместный Собор утвердил процедуру избрания, предложенную архиерейским Собором:

1) Поместный Собор тайным или открытым голосованием утверждает список трех кандидатов, предлагаемых Архиерейским Собором для избрания из их числа Патриарха Московского и всея Руси.

2) Поместный Собор вправе в этот список внести дополнительные имена, руководствуясь гл. 4, § 17, п. а-е Устава об управлении Русской Православной Церковью.

3) Для включения дополнительных лиц в список кандидатов проводится тайное голосование: в бюллетень вносятся лица, получившие поддержку не менее 12 членов Поместного Собора. Избранными являются кандидаты, набравшие более 50% голосов.

4) Поместный Собор тайным голосованием избирает из числа утвержденных им кандидатов одного.

5) Избранным Патриархом считается архиерей, набравший более 50% голосов.

6) Если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов, то в таком случае проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов.

Архиепископ Могилевский Максим (Кроха) предложил не голосовать за кандидатов, а по примеру Поместного Собора 1917 г. избрать Патриарха жребием. Это предложение Собором не было принято. Проведено было тайное голосование. Вечером председатель счетной комиссии митрополит Сурожский Антоний объявил результаты тайного голосования: 139 голосов было подано за митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, 107 — за митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира и 66 — за митрополита Киевского и Галицкого Филарета. Во втором туре за митрополита Алексия проголосовало 166, а за митрополита Владимира — 143 члена Собора. В конце вечернего заседания старший по хиротонии архипастырь Русской Церкви, архиепископ Оренбургский Леонтий (Бондарь), обратился к новоизбранному Патриарху Алексию с поздравлением. В ответном слове Патриарх Алексий II поблагодарил всех членов Поместного Собора за избрание и поздравление и сказал: «Я сознаю трудность и подвиг предстоящего служения. Жизнь моя, которая от юности посвящена служению Церкви Христовой, подходит к вечеру, но освященный Собор возлагает на меня подвиг Первосвятительского служения. Я приемлю это избрание, но в первые минуты прошу Высокопреосвященных и Преосвященных архипастырей, честной клир и всю боголюбивую паству всероссийскую своими молитвами, своей помощью помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении… Я сознаю свою немощь и уповаю на ваши святые молитвы и помощь в предстоящем моем служении». [4]

Поместный Собор 1917−1918 годов


«Жребием Божиим избранный…»
Из тропаря святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому

Наиболее подробно вопрос о процедуре избрания Патриарха рассматривался на Поместном Соборе 1917−1918 годов сначала применительно к конкретному выбору Патриарха на данном Соборе (см. ниже), а позднее подробно рассматривалась процедура избрания Патриарха и на будущее время. Выработанная Собором процедура избрания Патриарха вошла в свод определений Собора (см. ниже).

На пленарное заседание Собора 28 октября 1917 года было вынесено предложение — прекратить дальнейшие прения по вопросу о восстановлении Патриаршества и приступить немедленно к голосованию внесенного Отделом о высшем церковном управлении предложения.

Перед голосованием было предоставлено слово епископу Астраханскому Митрофану, докладчику по вопросу о Патриаршестве. В своем слове он называет два основных деяния, ради которых стоило созвать даже особый Собор: «Если мы их примем (положения, внесенные на рассмотрение Собора), то совершим два основных деяния: 1) узаконим навсегда соборную форму церковного управления, сделав следуемые прибавки к формуле Отдела, что Собору принадлежит власть законодательная, административная, судебная, Соборы же созываются периодически; 2) учредим Патриаршество… Совершением этих деяний и можно было бы в данном случае ограничиться, а патриарха выбрать потом, хотя, если позволят обстоятельства это можно сделать и теперь. Если бы, впрочем, Собор наш сохранился, то с этим делом торопиться не следовало бы, как не следовало бы спешить и с делом детальной разработки прав и обязанностей патриарха. Ведь, Собор выше патриарха и является источником его власти: патриарх подотчетен Собору; он, даже по насильственном прекращении деятельности Собора, должен снова созвать Собор и от него ожидать указания своих прав и обязанностей». [5]

На этом заседании были приняты следующие положения:
1. Поместному Собору, периодически в определенные сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян, принадлежит высшая власть в Русской Церкви — судебная, законодательная, административная и контролирующая.

2. Восстанавливается Патриаршество, которым возглавляется управление церковными делами Российской Православной Церкви.

3. Патриарх является первым между равными ему епископами.

4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору.

30 октября 1917 года состоялось заседание Собора на повестке дня которого был только один вопрос: о порядке избрания патриарха.

Первым обсуждавшимся вопросом было: нужно ли немедленно, в этом же заседании приступать к выборам патриарха?

141 голосом против 112 Собор постановил: приступить немедленно к избранию кандидатов на Патриаршество.

Приводим извлечения из Деяний Собора.

* * *
Священный Собор Православной Российской Церкви
Деяние тридцать второе

30 октября 1917 года


I. Заседание открыто в Соборной Палате в 10 час. 25 мин. утра под председательством Митрополита Московского Тихона в присутствии 317 Членов Собора.

На повестке заседания: о порядке избрания патриарха.

II. П р е д с е д, а т е л ь: Как вы изволите помнить, на прошлом заседании, в конце его, поступило заявление за подписью 79 членов Собора, в котором предложено немедленно, в ближайшем заседании, приступить к избранию патриарха. Это предложение было рассмотрено вчера Соборным Советом и ныне ставится на обсуждение настоящего собрания. Угодно ли будет теперь же приступить к избранию кандидатов в патриархи? (Г о л о с а: Просим).

Теперь намечается такой путь избрания. Записками намечаются три кандидата. Затем будет совершено молебствие, после которого патриарх избирается из намеченных трех кандидатов посредством вынутия жребия. Таким образом в записках следует написать имена трех кандидатов. Имена трех кандидатов из тех, которые получат абсолютное большинство голосов, будут положены на престол и после совершения молебна или литургии будет избран патриарх. Угодно ли согласиться с таким порядком?

(Г о л о с а: Согласны. Д р у г и е г о л о с а: Надо обсудить).

Что же? Обсудить предложение и допустить прения? Предложить одному из подписавших заявление высказаться за предложение и одному Члену Собора — против?

(Г о л о с а: Есть ли кворум?)

Законный состав собрания есть налицо. Прошу тех, которые не согласны с предложением 79 Членов встать.

III. А. И. П о к р о в с к и й (с места): Нельзя голосовать. По Уставу надо выслушать одного оратора за и одного против.

IV. П р е д с е д, а т е л ь: Прошу выслушать одну речь за и одну против предложения.

V. П р о ф. Ф. И. М и щ е н к о: Я не считаю себя кем-либо уполномоченным. Я просил бы выслушать несколько слов о постановке вопроса. Я нахожу, что сегодня нецелесообразно приступать к избранию патриарха. Это — крупнейшее не только церковное, но и политическое событие. Мы столько работали в Отделе об отношении Церкви к Государству, но там не было защитников отделения Церкви от Государства. А выбор патриарха вернейший шаг к отделению Церкви от Государства. Надо обсудить и самый способ избрания патриарха. Здесь мы сталкиваемся с интересами епархий и интересами всей Церкви. Патриарх не может быть без епархии. Таким образом, вопрос должен быть отложен во имя спокойствия и блага Церкви. Мы не должны лететь очертя голову. Иначе создастся церковный раскол. Я призываю Владык не делать этого неосторожного шага.

VI. А. А. П, а п к о в. Всей душой присоединяюсь к этому предложению. Нас здесь мало, многие наши отцы и братия сидят в разных местах Москвы и при всем желании не могут сюда придти. А мы без них будем обсуждать вопрос об избрании патриарха. Нам и в этом деле нужно согласие, которого мы достигали раньше. 217 лет у нас не было патриарха, остается подождать несколько недель, и он будет. Зачем же спешить сегодня? Мы под гром орудий в угнетенном состоянии духа будем избирать патриарха: разве это допустимо? Имейте уважение к отцам и братиям, которые не могут придти сюда. Мы можем сделать громадную ошибку, компрометирующую дело избрания.

VII. П. И. А с т р о в. Позвольте мне сказать, как подписавшему вторым заявление о немедленном избрании патриарха. Формальные условия для правильности выборов налицо, ибо то число присутствующих Членов Собора, какое требует Устав, соблюдено. Если в настоящее время есть препятствия, то не формальные; не могли прибыть сюда по серьезным причинам многие Члены Собора, но кто может поручиться, что завтра будет больше и соберется даже кворум? И на неопределенное время отделится тот момент, которого слишком 200 лет ждал русский народ, и которого недаром нетерпеливо ждали все мы. Я москвич, но обращаюсь к не-москвичам, которые оторваны от своих мест и живут здесь для великого церковного дела, которые выстрадали и обдумали его и готовы приступить к его решению. Неужели напрасно прошла наша работа? Если ради неформальных оснований мы откажемся от того шага, который мы пришли сделать, то, быть может, не будем потом иметь возможности его совершить. И раз формальные условия существуют, мы обязаны сделать этот шаг и не в праве отказываться от этого. Я, как второй из подписавших заявление, сообщаю, что еще в субботу сознательно хотел предложить немедленно решить этот вопрос, но уступил некоторым, желавшим отложить избрание до понедельника, чтобы обдумать этот вопрос. И сегодня необходимо приступить к избранию, тем более, что не известно, когда соберемся опять.

Перехожу к порядку избрания. Несомненно, первый акт — избрание кандидатов, но этот акт многозначительный. И нужно воспользоваться настоящим днем, чтобы этот акт совершить, потому что события будут развиваться быстро, и мы не остановим их. Спрашивают: как отозваться на эти события? Всего лучше избранием патриарха. Не целесообразно пойти в толпу. Это может сделать местное духовенство, все вообще православные люди, а мы собрались для более высокой цели и исполнением этого долга должны ответить на текущие события. Умоляю исполнить то, что мы обязаны исполнить и по Уставу и по долгу пред родиной. Уклоняться от этого нельзя.

VIII. Л. К. А р т, а м о н о в. Мы вчера слышали лекцию профессора И. И. Соколова о том, как производятся выборы патриарха на Востоке. Мы видели, что был единственный случай многочисленного собрания при избрании патриарха в 150 человек, а всегда было гораздо менее 150. А у нас во всяком случае более 150.

IX. П р е д с е д, а т е л ь: 220.

X. Л. К. А р т, а м о н о в. Прошу теперь меня великодушно выслушать. Патриарх нужен для православных верующих, а не для сомневающихся и не желающих, чтобы мы исполнили свою задачу, нужен для тех, которые в настоящее время в горе и печали не знают, что делать, к кому приблизиться, и желают избрать отца и печальника, может быть, на тяжкие муки. Мы находимся в большой опасности. На почте, на крышах зданий вблизи семинарии пулеметы. Один Бог знает, соберемся ли мы еще раз. Может быть, и Церковный Собор разгонят. Но если мы выберем патриарха, то исполним великую задачу, потому что патриарху и Синоду при нем или Совету мы можем предоставить временно те полномочия, которые принадлежат Собору или какие признаем нужным дать. Во имя интересов Церкви, во имя интересов страждущих, прошу не откладывать великого дела, а приступить немедленно с молитвою к избранию кандидатов в патриархи, как предложил Соборный Совет.

XI. П р е д с е д, а т е л ь: Позвольте поставить на голосование один вопрос: приступить ли сегодня к выборам патриарха? Тех, кто не желает этого делать, прошу встать.

(Г о л о с а: Был ли этот вопрос на повестке?)

Этот вопрос на повестке был. Итак, прошу тех, кто не желает, чтобы сегодня произведены были выборы кандидатов в патриархи, встать и стоять, пока не произведут подсчета.

(П р о и з в о д и т с я п о д с ч е т).

Теперь прошу встать и стоять для подсчета тех, которые желают немедленно избирать кандидатов в патриархи.

(П р о и з в о д и т с я п о д с ч е т).

Теперь прошу встать воздержавшихся от голосования.

(П р о и з в о д и т с я п о д с ч е т).

XII. С е к р е т, а р ь. Результат голосования следующий. За немедленное избрание кандидатов в патриархи подан 141 голос, против этого 112 голосов, воздержалось 12.

XIII. ПОСТАНОВЛЕНО: п р и с т у п и т ь н е м е д л е н н о к и з б р, а н и ю к, а н д и д, а т о в н, а п, а т р и, а р ш е с т в о.

XIV. В 11 час. 15 мин. объявляется перерыв.

XV. Заседание возобновляется в 11 час. 25 мин.

Собор воспевает стихиру: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра…»

XVI. П р е д с е д, а т е л ь. Таким образом первая часть предложения 79 Членов Собора большинством голосов Священного Собора принята. В сегодняшнем заседании будут намечены кандидаты в патриархи. Как это будет происходить, отчасти изложено в предложении 79 Членов, а подробности указаны в постановлении Соборного Совета. Прошу Секретаря огласить постановление.

XVII. С е к р е т, а р ь. Соборный Совет пришел на вчерашнем заседании к заключению, что, в виду чрезвычайных обстоятельств, возникший вопрос о порядке избрания патриарха требует немедленного своего разрешения. Между тем действующий Соборный Устав и внесенный доклад Отдела о высшем церковном управлении не разрешают этого вопроса. И Соборный Совет остановился на следующем порядке внешнего хода избрания кандидатов в патриархи.

1) Записками намечаются кандидаты, причем каждый Член Собора пишет на записке три имени.

2) Кандидатами признаются, в порядке старшинства голосов, три лица, получившие более половины голосов.

3) Если число лиц, получивших более половины голосов, окажется меньше трех, то производится дополнительная подача голосов до тех пор, пока не получится трех лиц, собравших более половины голосов.

4) После совершения Литургии, во время которой записки с именами трех кандидатов полагаются на святой престол, один из священнослужителей вынимает жребий, который и провозглашается.

Обязуюсь доложить, что в виду чрезвычайных обстоятельств Соборный Совет собрался в весьма ограниченном числе лиц. Сделанное постановление Соборного Совета в сущности не есть мнение всего Соборного Совета, так как в заседании было пять лиц.

(Г о л о с а: Законно ли? Сколько членов в Совете?)

В Совете состоит 13 лиц; по Уставу для законности состава Совета требуется присутствие в заседании не менее пяти его членов, в том числе Председателя Собора или одного из Товарищей Председателя в сане епископа, а также Секретаря Собора или Помощника Секретаря. Все эти требования Устава были соблюдены.

XVIII. П р е д с е д, а т е л ь. Некоторые Члены Собора заявили мне о желательности приступить к обсуждению способа избрания патриарха и высказали соображения, не отвечающие тому, что заявлено в предложении 79 Членов Собора и что указано в предположении Соборного Совета. Может быть, угодно высказаться относительно способа избрания патриарха? Два оратора могут говорить за предложение 79 Членов и постановление Соборного Совета и два оратора против.

XIX. А. В. В, а с и л ь е в. Из вчерашнего доклада профессоров мы знаем, что и на Востоке нет совершенно однообразного порядка избрания. Тот порядок, который предложен Высокопреосвященным Председателем на основании постановления Соборного Совета, всего ближе походит к тому порядку, который существует в ныне действующем Уставе Восточной Александрийской Церкви, где и состав избирающего патриарха собрания подходит к нашему Собору, т. е. в нем сильно преобладает число клириков и мирян над епископатом. Затем этот порядок отводит самое широкое и деятельное участие в избрании всему Священному Собору без разделения на отдельные курии — епископов и остальных. Поэтому, а также в виду того, что этот порядок короче всех остальных, я считаю, что Священному Синоду следует его принять и приступить к голосованию. Ведь, по этому порядку три кандидата выбираются всем Собором, и затем не епископат выбирает из них, а Промысл Божий жребием. Мне думается, что, не мудрствуя лукаво, следует остановиться на этом порядке.

XX. В. В. Б о г д, а н о в и ч. Я буду говорить против того способа избрания, который предложен Советом. Впрочем, я не согласен не со всеми его пунктами. Прежде всего мне кажется, что непременно в один из актов нашего избрания должен входить жребий. Во-первых, это — апостольский способ и, во-вторых, он особенно свойственен натуре русского народа, который никакого серьезного дела не предпринимает без Бога; поэтому и мы должны в это важное дело включить и такой способ, в котором обнаруживались бы так или иначе воля Божия. Но мне кажется, что предварительная баллотировка (однократная) не выдерживает критики. Одной баллотировки мало. Обыкновенно при всяких выборах бывают две баллотировки: сначала намечаются кандидаты, а затем происходят выборы из этих кандидатов. Хотя мы и предоставляем воле Божией окончательное решение, но все же две баллотировки необходимы для окончательного нашего человеческого избрания трех кандидатов. Одной предварительной баллотировки для этого мало; кандидатов может оказаться много и сразу остановиться на трех из них нельзя. Мне кажется, непременно должно быть не менее двух баллотировок. Сначала следует наметить вообще кандидатов. Затем должен быть некоторый промежуток, чтобы лучше сговориться и образовать более тесный круг кандидатов, из которых и избрать трех. Потом, если будет возможность (а я надеюсь, что такая возможность будет), об этих трех кандидатах должна быть извещена вся Россия. Должен быть назначен определенный день, в который должны быть совершены торжественные богослужения во всей России, и в этот день должен совершиться последний акт: воля Божия укажет, кто из трех кандидатов должен быть патриархом. Я бы просил сделать поправку в порядке избрания в этом смысле.

XXI. М. П. А р, а ш к е в и ч. Прошу прощения за те несколько слов, которые я хочу высказать по вопросу о способе избрания патриарха. Я внимательно выслушал речи, которые были произнесены на предвыборных совещаниях в Соборной Палате и в зале духовной семинарии. И вот впечатления по данному вопросу, вынесенные мной из этих совещаний, особенно из вчерашних сообщений гг. профессоров, говоривших на собрании в семинарии. Исторические данные, приведенные профессорами, не говорят об одном определенном способе избрания патриарха; у каждой Поместной Церкви были и есть свои особые способы этого избрания. В этом положении, установленном историей Церквей, заключается великая сущность избирательных форм при выборах патриархов. Эта форма в каждой отдельной Церкви соответствует, во-первых, каждому историческому моменту и, во-вторых, духу того или иного народа, составляющего Поместную Церковь. С этой точки зрения я придаю процессу избрания патриарха весьма важное значение: способ избрания здесь более, чем форма. К нашему делу такая точка зрения вполне применима. Важность церковно-исторического, нами переживаемого, момента и дух нашего русского народа также предъявляют свои требования к данному случаю избрания патриарха, которые состоят в том, чтобы в этом избрании были соединены воля Божия и воля человеческая. Нельзя нам останавливаться в одном лишь человеческом изволении: это было бы нарушением правды. И постановление Соборного Совета и заявление, поданное на Собор раньше его, по тому же выборному вопросу по существу верны: они вверяют наше дело, после предварительной нашей работы, Промыслу Божию. Некоторые говорят, что такая постановка дела означала бы, будто мы хотим испытывать Промысл Божий. Нет, мы такого желания не имеем: избави нас, Боже, от этого. Но мы говорим, что на такое или иное решение нашего дела должна быть воля Божия. Преданность этой воле вполне соответствует и важности нашего грозного времени, и духу нашего народа, как говорил на наших совещаниях один оратор. Недаром русский народ говорит: «без Бога ни до порога». Без Бога не должны мы делать наш важный шаг и в данном случае.

Затем, что касается самого способа избрания патриарха, то здесь нам предлагают сначала наметить кандидатов в патриархи, а затем из них выбрать трех, чтобы потом жребий решил, кто из трех должен быть патриархом. С этим делом нам надо спешить. Конечно, было бы хорошо, если бы мы могли помедлить с окончанием вопроса, чтобы вся Русь узнала, что мы делаем, и могла бы принять молитвенное участие в избрании патриарха. Но ведь, всем известно, какие затруднения испытывает страна по части путей сообщения и сношений между отдельными ее частями. Не работает даже телеграф. Дай Боже, в виду этого, чтобы по крайней мере такое участие приняла Москва. Если бы представилась возможность, то мы всю Россию оповестили бы, но раз это сейчас не осуществимо, мы должны, повторяю, поспешить и наметить кандидатов и именно трех. Если остановимся на трех, то зачем нам намечать еще кандидатов? Можно приступить ко второй или третьей баллотировке трех кандидатов, и она им абсолютное большинство голосов даст. Это — одно и то же. А если прежде, нежели выбирать трех, мы начнем намечать вообще кандидатов, чтобы из них затем выбрать трех, то этим мы дело запутаем: первая баллотировка сразу трех и покажет нам, на ком, как предварительно намеченных избранниках, нам нужно остановиться. Прошу поэтому Священный Собор не затягивать дело избрания патриарха, а принять предложение Соборного Совета.

XXII. Е п и с к о п Ч е р н и г о в с к и й П, а х о м и й. Возлюбленные мои о Господе отцы-святители Божии и дорогие братья во Христе — представители пастырей и пасомых Церкви Всероссийской! Дерзаю радостно приветствовать вас со столь сравнительно единодушным решением казавшегося сначала крайне трудно разрешимым вопроса о восстановлении на Руси патриаршества. Что было главною причиною такого единодушия Членов Священного Собора в решении сего вопроса?

Едва ли мы ошибемся, если скажем, что главною причиною этого единодушия было присущее Членам Собора пламенное стремление «хранить не нововводно все, писанием и без писания установленные для нас церковные предания», из коих одно касается бытия в каждой Поместной Церкви первоиерарха с усвоением ему в обширных Поместных Православных Церквах наименования патриарха.

Основной вопрос о бытии на Руси патриарху уже решен. Теперь Собору остается установить лишь порядок его избрания. Чем нам следует руководиться при установлении сего порядка?

Мне думается, что в сем случае нам надлежало бы последовать примеру восточных святых Божиих Церквей. Как сообщил нам вчера на частном совещании Членов Собора в зале духовной семинарии в обстоятельном докладе своем проф. И. И. Соколов, в избрании патриарха в Церквах Константинопольской, Антиохийской и Иерусалимской вместе с епископами принимают участие и миряне, в Церкви же Александрийской сверх того и клирики.

Итак, участие на нашем Соборе в избрании патриарха всех его Членов — епископов, клириков и мирян, очевидно, согласуется с практикой Церквей восточных. Только следовало бы, как мне думается, по примеру названных выше восточных Церквей, сначала наметить всех вообще возможных кандидатов на патриарший престол, указав в записках по одному имени, а потом уже из этих кандидатов избрать трех лиц всем Священным Собором. Окончательное избрание из сих лиц патриарха, по примеру церквей Константинопольской, Антиохийской и Иерусалимской, следовало бы предоставить одним епископам, которые и произвели бы это избрание тайной подачей голосов.

Что касается предполагаемого избрания патриарха из трех намеченных Собором лиц посредством жребия, то, по сообщению проф. Соколова, этот способ в Церквах восточных при избрании патриарха не применяется, только в Церкви Александрийской прибегают к сему способу, в случае равенства голосов, полученных кандидатами в патриархи при вторичном голосовании всего Собора (голосования одних епископов там не бывает).

В виду такой практики Церквей восточных, я склоняюсь к той мысли, что к этому способу избрания нам лучше было бы не прибегать. Но мои сомнения такого рода скоро рассеются, когда последует решение сего вопроса Священным Собором, в каковом решении я и буду видеть такое или иное изволение о сем Промысла Божия.

XXIII. П р е д с е д, а т е л ь. Таким образом, высказались два оратора против предложения и два за. Высказывавшиеся против указывают на неуместность жребия в этом деле. Позвольте поставить на голосование вопрос: уметен ли здесь жребий? Но предварительно нужно решить, угодно ли принять то предложение, что записками указываются три кандидата.

XXIV. В. В. Б о г д, а н о в и ч. По вопросу о голосовании я не успел собрать нужное число подписей под свое мнение о способе избрания патриарха.

XXV. П р е д с е д, а т е л ь. Не надо собирать подписей. Подайте вашу поправку.

Поступило заявление за подписями 36 Членов Собора (первым подписался…)

«Мы, нижеподписавшиеся Члены Собора, заявляем, что наша совесть не позволяет нам принять участие в выборе кандидатов на патриаршество именно сегодня, в спешном порядке, по следующим основаниям: а) многие Члены Собора такими выборами лишаются права голоса в таком важном вопросе, ибо, по независящим от них обстоятельствам, не могли прибыть на сегодняшнее заседание и не были уведомлены о том, что именно сегодня состоятся выборы; б) предварительно не был выработан способ избрания, и в) вся верующая Русь лишена возможности молитвенно участвовать в акте избрания».

Что касается изложенных в заявлении доводов, то они уже обсуждались. Предложение, внесенное В. В. Богдановичем, заключается в следующем:

1) «В первом общем избирательном собрании, о котором Члены Собора оповещаются повестками, намечаются кандидаты записками, в которых пишется по одному имени.

2) Во втором избирательном собрании из числа намеченных кандидатов избираются три лица подачею записок, в которых пишется по три имени.

П р и м е ч, а н и е. Между первым и вторым заседанием должен быть промежуток, по возможности, в несколько дней.

3) После избрания трех кандидатов, по возможности, оповещается вся Российская Церковь о торжественном дне окончательного избрания по жребию одного лица, причем по всей России в этот день должны были быть совершены торжественные богослужения с особою, нарочито составленною молитвою. Имена избранных кандидатов кладутся на престол Московского Большого Успенского Собора пред Литургиею, и по окончании оной и вынимается жребий».

XXVI. П. И. А с т р о в. На основании 159 ст. Устава слово принадлежит одному из первых трех подписавших заявление. Мне, как второму из подписавших заявление, принадлежит слово. И я решаюсь выступить, чтобы просить Священный Собор принять постановление Соборного Совета и предложение 79 Членов Собора, на котором основано это постановление. Все дополнительные предложения, которые сделаны после в развитие постановления Соборного Совета, не противоречат этому постановлению, а только удлиняют процесс выборов. С этою длительностию можно бы не считаться, когда времени много, но теперь время чрезвычайно дорого, надо быть очень скупым, и приходится рассматривать внесенное предложение с точки зрения крайней необходимости. Соборный Совет предполагает, что Собор имеет достаточно внутренних данных, чтобы высказаться и сейчас же наметить кандидатов. Это уже нами и принято. Но могут быть дополнения к принятому решению. Предложение Члена Собора В. В. Богдановича и вносит такое дополнение. Оно приемлемо, но с тем, чтобы выбор кандидатов не откладывать до следующего заседания, а произвести сейчас же. Для этого нужно объявить перерыв на полчаса. Время позволяет. Это является целесообразным и необходимым, — необходимым потому, что, исходя из сознания святости дела, мы не можем допустить агитации. Но нужно отнестись к делу обдуманно. Пусть Собор выявит отдельных лиц, тогда мы увидим, на ком мы можем согласиться. Три лица получат сознательное количество голосов, и мы будем уверены, что выборы не носят случайного характера. Итак, поддерживая постановление Соборного Совета и предложение 79 Членов Собора, я высказываюсь за дополнение этого предложения, именно: сначала подачею записок с одним именем должен быть составлен общий список кандидатов в патриархи. Но этот список должен быть составлен сегодня же.

XXVII. П р е д с е д, а т е л ь. Предложение В. В. Богдановича заключает ту мысль, что сначала каждый Член Собора подает записку с именем одного кандидата; Соборный же Совет предполагает писать на записке сразу трех кандидатов. П. И. Астров, который подписал заявление 79, соглашается с поправкою. Итак, я ставлю на голосование: угодно ли Собору, чтобы каждый Член Собора указал запискою одно имя?

XXVIII. ПОСТАНОВЛЕНО: к, а н д и д, а т ы н, а п, а т р и, а р ш е с т в о н, а м е ч, а ю т с я з, а п и с к, а м и, в к о т о р ы х п и ш е т с я п о о д н о м у и м е н и.

XXIX. П р е д с е д, а т е л ь. Таким образом, на основании поданных записок, мы составим общий список кандидатов, затем из этого списка произведем выборы трех кандидатов.

XXX. С в я щ е н н и к А. Г. А л ь б и ц к и й. Я слушаю и не понимаю, что мы делаем: издаем ли закон об избрании патриарха, или без закона приступаем к избранию патриарха? «Ты хвалишься исполнением закона и творишь беззаконие"…

Нужно сначала издать закон, хотя бы несовершенный. Нам предлагают способ избрания патриарха, но этот способ должен быть утвержден общим собранием Собора.

XXXI. П р е д с е д, а т е л ь. Я должен разъяснить недоразумение. Мы не составляем общего закона, а только вырабатываем способ избрания в данном случае. Порядок выборов патриарха на будущее время должен быть разработан в подлежащем Отделе.

Оглашаю предложение Преосвященного Пахомия:
«Из трех кандидатов, получивших наибольшее количество голосов при вторичном голосовании, одни епископы тайной подачею голосов избирают патриарха». Ставлю это предложение на голосование.

XXXII. ПОСТАНОВЛЕНО: п р е д л о ж е н и е П р е о с в я щ е н н о г о П, а х о м и я о т к л о н и т ь.

XXXIII. П р е д с е д, а т е л ь. Теперь ставлю на голосование предложение 79 Членов Собора о том, чтобы из трех кандидатов выбор патриарха производился посредством вынутия жребия.

XXXIV. ПОСТАНОВЛЕНО: в ы б о р п, а т р и, а р х, а и з ч и с л, а т р е х к, а н д и д, а т о в п р о и з в е с т и п о с р е д с т в о м в ы н у т и я ж р е б и я.

XXXV. П р е д с е д, а т е л ь. Итак, устанавливается такой порядок выборов. Члены Собора подают записки, на которых каждый указывает одно имя. На основании поданных записок составляется список кандидатов. По оглашении списка, Священный Собор избирает трех кандидатов подачею записок с указанием трех имен, из числа указанных в списке. Имена первых трех, получивших абсолютное большинство голосов, полагаются на святом престоле. Избрание решается жребием.

XXXVI. А р х и е п и с к о п, А л е у т с к и й Е в д о к и м. Относительно абсолютного большинства нужно произвести голосование.

XXXVII. П р е д с е д, а т е л ь. Ставлю на голосование вопрос: требуется для избрания в кандидаты абсолютное большинство?

XXXVIII. ПОСТАНОВЛЕНО: п р и н я т ь т р е б о в, а н и е, а б с о л ю т н о г о б о л ь ш и н с т в, а г о л о с о в д л я и з б р, а н и я в к, а н д и д, а т ы н, а п, а т р и, а р ш е с т в о.

XXXIX. Г о л о с а: Кем вынимается жребий?

XL. П р е д с е д, а т е л ь. Лицом духовным, ибо мирянин не может касаться святого престола.

XLI. Г о л о с а: Можно ли выбирать кандидата в патриархи из мирян?

XLII. П р е д с е д, а т е л ь. Разъяснение сделает Высокопреосвященный Антоний.

XLIII. А р х и е п и с к о п Х, а р ь к о в с к и й, А н т о н и й оглашает 17-е правило Двукратного Собора: «Заботясь о соблюдении во всем церковного благочиния, мы сочли необходимым сделать и такое постановление: впредь никому из мирян или монахов не быть быстро возводимым на высоту епископства, но каждому рукоположение во епископа принимать не иначе, как по предварительном испытании в прохождении низших церковных степеней, потому что хотя до настоящего времени некоторые из монашествующих или мирских лиц и были, по требованию нужды, быстро удостоиваемы епископской чести и прославились добродетелью и возвышением своих церквей; но мы, не принимая исключительных случаев за церковный закон, определяем, чтобы отныне этого уже не было (т. е. чтобы не было рукоположения во епископа), если рукополагаемый не пройдет всех степеней священства и не выполнит узаконенного для каждой из них срока».

XLIV. П р о ф. А. И. П о к р о в с к и й. Свобода выборов никакими канонами не стесняется. Правило Двукратного Собора, прочитанное Высокопреосвященным Антонием, как позднейшее, не санкционировано Трулльским Собором, и потому не имеет столь авторитетного значения, как постановления древних Соборов, санкционированные Трулльским Собором. Практика последующих времен показывает, что оно и не исполнялось. Я против ограничения выборов лицами духовного сана: ни практика церковная, ни каноны нас не стесняют в этом деле.

(Г о л о с а: Правильно!)

XLV. М. П. А р, а ш к е в и ч. При избрании патриарха будем, отцы и братие, помнить дух и веру народа, а также его церковные обычаи. Как известно, Церковь Вселенская дает примеры избрания патриархов из среды не только иерархов и клириков, но и мирян. Но вот здесь-то и возникает вопрос: можно ли избрать патриарха из мирян нам в настоящее время? И есть ли среди мирян такое лицо, вполне достойное этого звания?

(Ш у м. Г о л о с а: Довольно!)

Прошу, господа, не перебивать меня и дать мне высказаться до конца. Наши выборы экстренны; я назвал бы их чрезвычайными: мы должны выбрать первого патриарха. И вот на такой пост некоторые уже называют одного кандидата-мирянина. Но знает ли это лицо наша православная церковная масса? Скажу прямо, что это лицо православному народу неизвестно. Если бы оно было ведомо народу, то о нем говорили бы в народе. Были случаи выборов в патриархи известных мирян: так были избраны Фотий и др. Но, ведь, их знала вся Церковь, а не группа верующих. Поэтому я предупреждаю против того, чтобы нам становиться на такую позицию — делать выборы нашего патриарха из среды мирян. Ведь, надо подумать и над вопросом о том, как примет Церковь наше избрание, если оно остановится на мирянине. Не забывайте и того, что мы переживаем чрезвычайное время, время опасное для веры и Церкви. И если мы изберем светское лицо, то нам непременно скажут: значит, в Русской Церкви нет достойного священного лица, что пришлось искать патриарха среди мирян. А вы знаете, как враги Церкви стараются натравлять народ и на Церковь, и на священство. Нельзя избирать патриарха из мирян: это подорвет авторитет нашего священства, а враги это используют, подняв крик, что мы оскудели достойными священными лицами, и нам нечего тогда будет на это ответить.

XLVI. П р е д с е д, а т е л ь. Не забывайте, что порядок избрания устанавливается только на сей раз. Я ставлю на голосование вопрос: можно ли выбирать на сей раз патриарха из мирян?

XLVII. ПОСТАНОВЛЕНО: н, а с е й р, а з в ы б и р, а т ь п, а т р и, а р х, а и з л и ц с в я щ е н н о г о с, а н а.

(Г о л о с а: Это насилие над совестью!)

XLVIII. П р о т о и е р е й П. И. Л е п о р с к и й. Я поднял вопрос о том, можно ли намечать кандидатов в патриархи из лиц белого духовенства и мирян, не потому, чтобы желал этого, а для того, чтобы подчеркнуть отсутствие какой-либо определенности в организации выборов. Вообще же вся эта необычайная поспешность выборов напоминает мне поспешность скорее шитья савана для покойника, чем одежды для живого человека.

XLIX. А. А. П, а п к о в. Позвольте мне присоединиться к этому мнению.

(Ш у м н, а м е с т, а х).

Таких вопросов нельзя ставить на голосование. Если каноны не запрещают выбирать мирянина, то нельзя связывать мою совесть воспрещением голосовать за мирян. Я не считаю правильным ставить на голосование такие положения, которые подтверждаются канонами и основываются на канонах.

L. П р е д с е д, а т е л ь. Ставлю на голосование вопрос: можно ли указывать кандидатов в патриархи из лиц белого духовенства, не имеющих жен?

LI. П р о ф. П. А. П р о к о ш е в. Я выступаю по поводу голосования. По моему мнению, невозможно голосовать по таким вопросам, на которые ответ дан в канонах. С этого места говорили о святости канонов; поэтому я не могу голосовать вопросов, которые решены вселенскою практикою и канонами Вселенской Церкви.

LII. П р е д с е д, а т е л ь. Угодно ли священному Собору согласиться с предложением П. А. Прокошева?

LIII. ПОСТАНОВЛЕНО: п р е д л о ж е н и е п р о ф. П. А. П р о к о ш е в, а п р и н я т ь.

LIV. П р е д с е д, а т е л ь: Таким образом, вам предстоит приступить к выборам, — наметить в записках одно лицо, затем, на основании поданных записок, будет составлен общий список кандидатов. Из этого списка записками вы избираете трех лиц, получивших абсолютное большинство голосов. Имена их будут положены на св. престол.

LV. В 12 час. 25 мин. объявляется перерыв.

LVI. Заседание возобновляется в 12 час. 45 мин. дня.

LVII. Собор воспевает тропарь: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей"…

LVIII. П р е д с е д, а т е л ь: Прошу раздать записки, прошу и мне дать записку. Сейчас будут вызываться Члены Собора, чтобы подавать записки в урну.

LIX. Производится подача записок Членами Собора, имена которых в алфавитном порядке оглашает диакон П. П. Логиневский.

LX. П р е д с е д, а т е л ь: Для подсчета записок приглашаю: епископа Елисаветградского Прокопия, протоиерея Ф. С. Воловея, архимандрита Владимира, М. П. Арашкевича, протоиерея А. М. Станиславского и Т. Н. Нечаева.

LXI. Производится подсчет записок.

LXII. П р е д с е д, а т е л ь: Прошу Члена Собора М. П. Арашкевича огласить результаты подсчета записок.

LXIII. М. П. А р, а ш к е в и ч оглашает следующее:

Архиепископ Харьковский Антоний получил 101 голос, Архиепископ Тамбовский Киррилл 27 голосов, Митрополит Московский Тихон — 23, Митрополит Тифлисский Платон — 22, Митрополит Киевский Владимир — 13, Архиепископ Новгородский Арсений — 14, Архиепископ Кишиневский Анастасий — 13, Протопресвитер Г. И. Шавельский — 13, Архиепископ Владимирский Сергий — 5, Архиепископ Казанский Иаков — 3, Архимандрит Иларион — 3, А. Д. Самарин — 3, Архиепископ Ярославский Агафангел — 2, Архиепископ Алеутский Евдоким — 2, Епископ Уфимский Андрей — 2, Епископ Полтавский Феофан — 2, Митрополит Питирим — 1, Епископ Сильвестр — 1, Епископ Астраханский Митрофан — 1, Архиепископ Воронежский Тихон — 1, Архиепископ Волынский Евлогий — 1, Епископ Калужский Феофан — 1, Епископ Смоленский Феодосий — 1, Епископ Екатеринославский Агапит — 1, Протопресвитер Н. А. Любимов — 1.

LXIV. П р е д с е д, а т е л ь: Из означенного списка предстоит выбрать трех кандидатов. В виду позднего времени, выборы отлагаются до завтрашнего дня. Завтра заседание назначается в 10 час. утра.

LXV. П р о т о п р е с в и т е р Г. И. Ш, а в е л ь с к и й. Я усердно прошу снять мою кандидатуру; считаю себя неподготовленным к такому высокому служению. И этот сан, которым я облечен, в трудные минуты я ношу с воздыханием. Нижайше прошу снять мою кандидатуру.

LXVI. А р х и м, а н д р и т М, а т ф е й. Акт избрания кандидатов в патриархи производится в условиях слишком обычных, между тем акт этот необычайной важности и значения. В виду этого я решаюсь обратиться к Священному Собору с покорнейшею просьбою: нельзя ли этому великому акту придать и церковный характер? Завтра начать заседание с торжественного Богослужения — отслужить литургию и после нея молебен. Попросим нашего Председателя облечься в мантию и после этого приступить к голосованию записками.

LXVII. П р е д с е д, а т е л ь. Молебен будет.

LXVIII. Заседание закрыто в 3 часа дня. [6]

Священный Собор Православной Российской Церкви
Деяние тридцать третье

31 октября 1917 года


I. Пред началом заседания Председатель Собора совершает Господу Богу молебствие при общем пении Членов Собора.

II. Заседание открыто в Соборной Палате в 11 час. 25 м. дня под председательством Митрополита Московского Тихона в присутствии 304 Членов Собора.

На повестке заседания: и з б р, а н и е т р е х к, а н д и д, а т о в н, а п, а т р и, а р ш е с т в о.

III. П р е д с е д, а т е л ь. В настоящий раз Священному Собору предстоит в высшей степени важное, ответственное и, можно сказать, священное дело: на повестку сегодняшнего заседания поставлено избрание трех кандидатов в Патриархи. На сей раз мы приступаем к избранию не простого должностного лица, не чиновника, не председателя. Нет: как говорили здесь многие ораторы и как признал Собор, мы приступаем к избранию духовного отца отцов. Посему, прежде чем приступить к этому делу, осеним себя крестным знамением.

(П р е д с е д, а т е л ь и Ч л е н ы С о б о р, а п о л, а г, а ю т н, а с е б я к р е с т н о е з н, а м е н и е).

Отложим всякие страсти, всякие личные взгляды и стремления. При этом высоком деле не будем руководствоваться какими-либо личными склонностями, симпатиями и антипатиями. Но будем руководиться мыслью о том, что мы должны выбирать лицо, которое принесло бы пользу Святой Православной Церкви и послужило бы прославлению имени Божия. Помолимся Господу, чтобы Он ниспослал нам Духа Божия, чтобы Дух Божий пришел к нам и вселился в нас, привел нас к единомыслию, чтобы мы не свои глаголы глаголали, а глаголы Божии, чтобы нашею рукою, нашею тростию, нашими мыслями при написании кандидатов в Патриархи руководил Сам Дух Божий. Буди светлость Господа Бога нашего на нас и дела рук наших исправи.

Прошу г. Секретаря огласить протокол вчерашнего заседания, коим мы должны руководиться в деле избрания кандидатов в Патриархи.

IV. С е к р е т, а р ь. Вчерашним, 30 октября, постановлением Собора приняты следующие правила о порядке избрания Патриарха.

1) Собором принято предложение члена Собора В. В. Богдановича о том, что в первом общем избирательном Собрании намечаются кандидаты записками, в которых пишется по одному имени.

2) Постановлено, что кандидатами на патриаршество признаются в порядке старшинства голосов те три лица, которые получили абсолютное большинство голосов.

3) Собором принято предложение за подписью 79 членов Собора о том, чтобы из трех кандидатов, получивших абсолютное большинство голосов, выбор Патриарха производился посредством вынутия жребия.

4) Постановлено, что на сей раз Патриарх избирается из лиц священного сана.

Кандидатами в Патриархи голосованием Собора намечены: Архиепископ Харьковский Антоний (101 голос), Архиепископ Тамбовский Кирилл (27 голосов), Митрополит Московский Тихон (23 голоса), Митрополит Тифлисский Платон (22 голоса), Митрополит Киевский Владимир (13 голосов), Архиепископ Новгородский Арсений (14 голосов), Архиепископ Кишиневский Анастасий (13 голосов), протопресвитер Г. И. Шавельский (13 голосов), Архиепископ Владимирский Сергий (5 голосов), Архиепископ Казанский Иаков (3 голоса), Архимандрит Иларион (3 голоса), А. Д. Самарин (3 голоса), Архиепископ Ярославский Агафангел (2 голоса), Архиепископ Алеутский Евдоким (2 голоса), Епископ Уфимский Андрей (2 голоса), Епископ Полтавский Феофан (2 голоса), Митрополит Питирим (1 голос), Епископ Сильвестр (1 голос), Епископ Астраханский Митрофан (1 голос), Архиепископ Воронежский Тихон (1 голос), Архиепископ Волынский Евлогий (1 голос), Епископ Калужский Феофан (1 голос), Епископ Смоленский Феодосий (1 голос), Епископ Екатеринославский Агапит (1 голос), Протопресвитер Н. А. Любимов (1 голос).

Протопресвитер Н. А. Любимов имеет жену и не может быть кандидатом. А. Д. Самарин, согласно вчерашнему постановлению, также не может считаться в числе кандидатов.

V. А. А. П, а п к о в (с места). Сколько голосовало вчера?

VI. С е к р е т, а р ь. Всех записок вчера было подано 273, из них 257 с именами кандидатов и 16 незаполненных. В сегодняшнем заседании присутствует 304 Члена Собора, т. е. более половины.

VII. П р е д с е д, а т е л ь. Преосвященный Георгий Минский просит слова по нарушению Устава.

VIII. Е п и с к о п М и н с к и й Г е о р г и й. Я хотел сказать несколько слов о том, что заседание Собора в понедельник и сегодняшнее заседание идут в нарушение Устава. В ст. 64 и 66 Устава сказано, что каждое, принятое общим собранием Членов Собора, правилодательное или основоположное постановление обсуждается Совещанием Епископов, присутствующих на Соборе, с точки зрения соответствия постановления Слову Божию, догматам, канонам и преданию Церкви. Вчера принято, несомненно, основоположительное постановление. Следовательно, прежде приведения в исполнение, оно должно было поступить на обсуждение в Совещание Епископов. Но этого не было сделано, и таким образом Устав был нарушен. Мое конкретное предложение: считать вчерашнее голосование кандидатов в Патриархи не состоявшимся, и передать постановление о способе избрания Патриарха в Совещание Епископов.

IX. П р е д с е д, а т е л ь. Во вчерашнем заседании Преосвященный Георгий отсутствовал, а на этом заседании мною было разъяснено, что никакого правилодательного или основоположительного постановления мы не вносим, а только устанавливаем порядок избрания Патриарха на сей раз. А как дальше будут выбирать патриарха, это будет обсуждено в Уставном Отделе. И когда Отдел выработает правилодательное постановление, оно, по принятии его общим собранием Собора, будет передано в Совещание Епископов.

Преосвященный Евфимий просит слова вне очереди.

X. Е п и с к о п Я к у т с к и й Е в ф и м и й. Я от дальнейшего участия в избрании кандидатов в Патриархи уклоняюсь.

(Г о л о с а: Почему?)

XI. П р е д с е д, а т е л ь. Можно говорить к постановке вопроса (ст. 165 Устава), а не по мотивам голосования.

XII. Е п и с к о п Я к у т с к и й Е в ф и м и й. Принятый порядок избрания Патриарха совершенно устраняет особое значение и участие в этом деле епископов. Поэтому я уклоняюсь от голосования, так как не желаю брать на себя ответственности за те неблагоприятные последствия, какие от этого могут произойти.

XIII. П р е д с е д, а т е л ь. В прошлом заседании, на котором Преосвященный Евфимий не присутствовал, предложено было, чтобы из трех кандидатов, получивших абсолютное большинство голосов, выбор одного производился одними епископами тайною подачею голосов. Но это предложение было отклонено.

Прошу раздать записки.

(П р о ф. Ф. И. М и щ е н к о п о д х о д и т к к, а ф е д р е).

Прежде, чем выступить с словом, нужно испросить разрешения Председателя.

(П р о ф. Ф. И. М и щ е н к о о т х о д и т).

Прошу г. Секретаря раздать записки. На записках прошу указать имена трех кандидатов из числа тех, которые намечены на вчерашнем заседании. Все ли получили записки? (Г о л о с а: все).

Позвольте сообщить, что записки будут опускаться в два ящика: Члены Собора с именами, начинающимися от, А до Л, опускают записки в ящик, поставленный от меня влево, а с именами от М до конца — вправо.

XIV. П р о и з в о д и т с я п о д, а ч, а з, а п и с о к.

XV. П р е д с е д, а т е л ь. К подсчету голосов приглашаю Преосвященного Серафима Орловского, прот. Е. И. Бекаревича, прот. П. А. Миртова, И. И. Беликова, А. Ф. Пионткевича и М. П. Арашкевича.

XVI. П р о и з в о д и т с я п о д с ч е т з, а п и с о к.

XVII. П р е д с е д, а т е л ь. Позвольте огласить результаты голосования. Всех записок подано 309, из них 3 пустых и одна с одним именем. Чтобы считаться избранным, нужно получить не менее 155 голосов. По подсчете записок оказалось, что Архиепископ Харьковский Антоний получил 159 голос., Архиепископ Новгородский Арсений 148 голос., Митрополит Московский Тихон 125 голос., Митрополит Тифлисский Платон 111 голос., Архиепископ Тамбовский Кирилл 102 голос., Архиепископ Кишиневский Анастасий 77 голос., Протопресвитер Г. И. Шавельский 75 голос., Митрополит Киевский Владимир 59 голос., Архиепископ Владимирский Сергий 14 голос., Архиепископ Казанский Иаков 9 голос., Епископ Уфимский Андрей 7 голос., Архиепископ Волынский Евлогий 6 голос., Архиепископ Екатеринославский Агапит 5 голос., Архиепископ Ярославский Агафангел 4 голоса, Архимандрит Иларион 4 голоса, Епископ Калужский Феофан 3 голоса, Епископ Астраханский Митрофан 3 голоса, Протопресвитер Н. А. Любимов 2 голоса, Архиепископ Алеутский Евдоким 1 голос, Епископ Полтавский Феофан 1 голос, Епископ Смоленский Феодосий 1 голос.

Таким образом, абсолютное большинство голосов получил только Архиепископ Харьковский Антоний.

(Г о л о с а: аксиос!)

Вам предстоит выбрать еще двух кандидатов. Будут розданы записки, на которых нужно указать два имени. Архиепископа Антония писать не надо, так как он уже избран. Прошу раздать записки. Все получили записки? (Г о л о с а: все). Порядок подачи записок будет тот же, как и в предыдущий раз.

XVIII. П р о и з в о д и т с я п о д, а ч, а з, а п и с о к.

XIX. П р е д с е д, а т е л ь. К подсчету записок приглашаю Епископа Вологодского Александра, свящ. Л. Е. Иваницкого, М. И. Арефьева. И. Н. Сперанского, проф. А. В. Флоровского, Н. И. Знамировского, свящ. С. В. Нежинцева.

XX. П р о и з в о д и т с я п о д с ч е т з, а п и с о к.

XXI. П р е д с е д, а т е л ь. Всех записок подано 305, из них одна пустая. Для получения абсолютного большинства голосов нужно иметь не менее 153 голосов. Получили голоса:

Архиепископ Новгородский Арсений 199, Митрополит Московский Тихон 137, Митрополит Тифлисский Платон 97, Архиепископ Тамбовский Кирилл 77, Архиепископ Кишиневский Анастасий 33, Митрополит Киевский Владимир 26, Протопресвитер Г. И. Шавельский 24, Епископ Уфимский Андрей 4, Архиепископ Ярославский Агафангел 4, Архиепископ Владимирский Сергий 4, Епископ Омский Сильвестр 1, Архиепископ Волынский Евлогий 1, Архиепископ Екатеринославский Агапит 1.

Таким образом, абсолютное большинство голосов получил Архиепископ Новгородский Арсений. Теперь вам надлежит выбрать третьего кандидата. Будут розданы записки, и на записках надо писать одного кандидата из числа намеченных, кроме избранного Архиепископа Арсения и протопресвитера Г. И. Шавельского, который отказывается от избрания. Прошу раздать записки. Все ли получили записки? (Г о л о с а: все). Прошу подавать записки в прежнем порядке.

XXII. П р о и з в о д и т с я п о д, а ч, а з, а п и с о к.

XXIII. П р е д с е д, а т е л ь. К подсчету записок приглашаю: Епископа Вятского Никандра, прот. И. И. Галахова, прот. А. В. Суворова, М. Ф. Глаголева, И. П. Николина, проф. И. М. Соколова и князя А. Ю. Чагадаева.

XXIV. П р о и з в о д и т с я п о д с ч е т з, а п и с о к.

XXV. А р х и е п и с к о п Х, а р ь к о в с к и й, А н т о н и й. По поручению Высокопреосвященного Председателя долг имею доложить, что всего подано 291 записка и еще две пустых. Таким образом, абсолютное число голосов, которое требуется для признания кандидата избранным, должно быть не менее 147. По подсчете записок оказалось, что Митрополит Московский Тихон получил 162 гол., Митрополит Тифлисский Платон 74 гол., Архиепископ Тамбовский Кирилл 35 гол., Митрополит Киевский Владимир 7 гол., Архиепископ Кишиневский Анастасий 11 голосов.

XXVI. ПОСТАНОВЛЕНО: п р и з н, а т ь и з б р, а н н ы м и в к, а н д и д, а т ы н, а п, а т р и, а р ш е с т в о, А р х и е п и с к о п, а Х, а р ь к о в с к о г о, А н т о н и я, А р х и е п и с к о п, а Н о в г о р о д с к о г о, А р с е н и я и М и т р о п о л и т, а М о с к о в с к о г о Т и х о н а.

XXVII. П р е д с е д, а т е л ь. Мы выбрали трех кандидатов в Патриархи. Теперь остается совершить последний акт избрания. Как и когда это будет происходить, позвольте обсудить этот вопрос в Совещании Епископов и в Соборном Совете. Завтра общего собрания не будет, а вместо общего собрания будут работать те Отделы, которые должны бы заниматься сегодня.

(Г о л о с а: Когда будет общее собрание?)

О времени общего собрания будет объявлено. Во всяком случае, оно состоится не ранее субботы.

XXVIII. Заседание закрыто в 3 часа 10 мин. дня. [7]

* * *

Впоследствии Собор утвердил порядок избрания Патриарха и на будущее время.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Священного Собора Православной Российской Церкви
О ПОРЯДКЕ ИЗБРАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА

31 июля (13 августа) 1918 года


1. Патриарх избирается Собором, состоящим из Архиереев, клириков и мирян.

2. По освобождении патриаршего престола, Местоблюститель немедленно (по телеграфу) дает знать о том, а равно и о своем избрании всем епархиальным Архиереям.

3. Священный Синод совместно с Высшим Церковным Советом в нарочитом заседании, под председательством Местоблюстителя патриаршего престола, постановляет о созыве в трехмесячный срок Собора для избрания Патриарха, о чем и обнародывается во всеобщее сведение чрез послание от имени Местоблюстителя.

Примечание 1. Если срок созыва Собора падает на дни Великого поста или на пасхальную седмицу, то созыв Собора отлагается до дня Преполовения.

Примечание 2. Если время избрания Патриарха совпадает со временем действования очередного Собора, то избрание Патриарха совершается на этом Соборе с привлечением в его состав установленного представительства от Московской епархии (ст. 4. п. е).

4. В состав Собора для избрания Патриарха входят: а) члены Священного Синода, б) все епархиальные Архиереи Российской Церкви, в) правящий патриаршею епархией Архиепископ Коломенский, г) члены Высшего Церковного Совета, д) по одному пресвитеру и по два мирянина от каждой, за исключением Московской, епархии, е) от града Москвы три клирика, из коих не менее двух пресвитеров и шесть мирян, от Московского уезда — один пресвитер и два мирянина, от прочих двенадцати уездов Московской епархии по одному пресвитеру и по два мирянина от двух уездов вместе, ж) по одному пресвитеру и по два мирянина от Петрограда и Киева, з) Протопресвитер Большого Успенского Собора, и) настоятели ставропигиальных монастырей, наместники лавр, настоятели монастыря Валаамского, Саровской и Оптиной обителей, i) Протопресвитер военного и морского духовенства, к) представитель от Православного Миссионерского Общества, л) по два представителя от каждой Духовной Академии, м) по одному представителю от каждого Университета, Академии Художеств и Академии Наук, причем в выборах участвуют лишь православные члены означенных учреждений.

Примечание 1. В случае невозможности принять личное участие в избирательном Соборе, епархиальный Архиерей передает свой голос викарному Епископу или клирику в священном сане, о чем и поставляет в известность Священный Синод.

Примечание 2. Удовлетворение членов Собора прогонными деньгами и суточным содержанием производится за счет епархий и учреждений.

5. Собор, после предварительной проверки полномочий своих членов, имеет три заседания.

6. Заседания Собора действительны при участии не менее половины его членов.

7. В первом заседании Собора оглашается соборное определение о порядке избрания Патриарха, и указываются кандидаты для замещения патриаршего престола.

8. Кандидатами на патриарший престол могут быть каждый состоящий в иноческом чине Архиерей и лица священного сана, удовлетворяющие каноническим требованиям, причем избранное в Патриархии лицо в священном сане, не состоящее в иночестве, обязывается прежде поставления в Патриархи принять иноческое пострижение.

9. Каждый член Собора, при указании кандидатов на патриарший престол, пишет на особом листе одно имя и в закрытом конверте представляет Председателю Собора.

Примечание. Члены Собора, прибывшие на заседание после подачи листов, не имеют права возражать на состоявшиеся без их участия действия Собора.

10. Председатель Собора, с помощью присутствующих членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета, вслух оглашает называемые в поданных листах имена и составляет список указанных голосованием кандидатов с подсчетом поданных за каждого голосов.

11. Во втором заседании Председатель предлагает Собору об исключении из списка имен тех кандидатов, которые письменно или устно заявили о своем отказе от избрания.

12. По составлении засим и объявлении списка никто не имеет права отказаться быть подвергнутым дальнейшему голосованию.

13. Из объявленного списка Собор закрытым голосованием избирает трех кандидатов в Патриархи, путем подачи листов с обозначением на каждом трех имен.

14. Избранными признаются три, получившие каждый не менее половины всех голосов и наибольшее количество оных, сравнительно с другими, подвергшимися голосованию.

15. Если при первом голосовании никто не будет избран или избранных окажется менее трех, то происходит новое голосование — в порядке ст. 13, причем избирательные листы подаются с обозначением трех, двух или одного имени, соответственно числу подлежащих избранию кандидатов.

16. Старшинство кандидатов, получивших равное количество голосов, определяется жребием. Если же при посредстве жребия оказывается необходимым разрешать вопрос о включении или невключении избираемого в число трех кандидатов на патриаршество, то получившие одинаковое количество голосов подвергаются не жребию, а повторному голосованию.

17. Имена избранных трех кандидатов заносятся, в порядке числа полученных голосов, в особое соборное деяние, которое подписывается всеми участвующими в Соборе Архиереями, членами Высшего Церковного Совета и, по их желанию, представителями Московской епархии.

18. В случае единогласного избрания кандидата на патриаршество избрание двух других кандидатов не производится.

19. На третьем заседании Собора, происходящем в патриаршем соборном храме, Патриарх избирается по жребию из трех указанных в соборном деянии кандидатов, а в случае единогласного избрания Патриарха (ст. 18), оглашается имя избранного.

20. Об избрании своем и вступлении на патриарший престол Патриарх извещает посредством послания от своего имени Российскую Православную паству и предстоятелей автокефальных Православных Церквей.

21. Избирающему Патриарха Собору предоставляется право рассмотрения и дел, о неотложности которых будет заявлено Священным Синодом и Высшим Церковным Советом. [8]

* * *


Чья душа не замирала в благоговейном трепете, читая страницы воспоминаний об избрании святителя Тихона на престол Всероссийских Патриархов, когда преподобный Алексий, старец Зосимовой пустыни, вынул жребий, явивший волю Божию о том, кому быть Патриархом в новое смутное время, начавшееся в 1917 году.

Деяния Апостольские рассказывают нам об избрании апостола Матфия посредством жребия: «И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннацати Апостолам (Деян. 1, 23−26)». Избрание святого апостола Матфия по жребию в число двенадцати апостолов, одобренное и апостолами и верующими, и оправдание этого избрания всей дальнейшей жизнью святого Матфия напоминает нам о той истине, что «жребием владеет Бог». И это подтверждается многими библейскими примерами.

Послал однажды Господь пророка Иону на проповедь в Ниневию. Иона уклонился от такого трудного дела и бежал от лица Господня в Фарсис. И вот когда он плыл туда на корабле, Господь воздвиг сильную бурю; корабельщики побросали в море весь груз и стали молиться каждый своему богу, но буря не утихала. И тогда бывшие на корабле сказали друг другу: «пойдем, бросим жребий, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда» (Ион. 1, 7). И жребий пал на Иону. Все понял святой пророк и посоветовал корабельщикам бросить его в море, что те и сделали. Как мы знаем, Иона Промыслом Божиим был сохранен невредимым в чреве кита и выброшен через три дня на берег морской, после чего отправился проповедовать в Ниневию.

А вот еще один пример участия Промысла Божия в жребии. Когда пророк Самуил, по повелению Божию, помазал Саула на царство, народ еврейский еще об этом не знал. Пророк Самуил созвал старейшин народа и предложил им избрать достойнейшего человека в цари, кого укажет Сам Бог через жребий. Собрались евреи по коленам своим и стали тянуть жребий. «И велел Самуил подходить всем коленам Израилевым, и указано колено Вениаминово. И велел подходить колену Вениаминову по племенам его, и указано племя Матриево; и приводят племя Матриево по мужам, и назван Саул, сын Кисов…» (1 Цар. 10, 20−21). Таким образом, три раза вынимали жребий — и каждый раз невидимая сила Божия, владеющая жребием и располагающая судьбой человека, направляла жребий к достижению заранее предопределенной цели, к избранию того человека, которого избрал Бог. «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27). Каждому человеку Богом предопределен его жребий, и поэтому разумно всецело положиться на премудрую и всеблагую волю Его.

Практика избрания Предстоятеля Поместной Церкви путем жребия действует, например, в Сербской Православной Церкви и, при определенных условиях, в Церкви Чешских Земель и Словакии.

Совсем недавно, 2 мая 2006 года, путем жребия был избран митрополит Христофор (Пулец), новый Предстоятель Церкви Чешских Земель и Словакии. На Соборе духовенства и мирян Православной Церкви Чешских земель и Словакии при проведении двух туров голосования ни один из двух кандидатов не получил необходимых для избрания двух третей голосов членов Собора. Поэтому, в соответствии с уставом Церкви, избрание Предстоятеля было осуществлено посредством жребия.

При помощи жребия был избран и Патриарх Сербский Павел. Совсем недавно Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви не принял отставку Патриарха Павла. По информации белградского информационного агентства Бета Cинод продолжит исполнять возложенные на Патриарха функции, а более широкие полномочия будут предоставлены главе Синода митрополиту Черногорско-Приморскому Амфилохию. Возвращение к теме отставки Патриарха может состояться весной, тогда же может быть принято решение об изменении формата голосования по выборам главы Церкви. Сербские аналитики склонны считать, что такой вариант развития событий на руку светским властям страны. В случае принятия отставки патриарха в течение трех месяцев должна состояться процедура выборов нового Предстоятеля Церкви, которая включает голосование, а затем жребий из трех наиболее популярных кандидатов. Ранее в интервью сербскому телеканалу «Б92» местный эксперт по делам религии Мирко Джорджевич сообщил, что в Сербской Православной Церкви, по его информации, ведется яростная борьба за власть. Специалист полагает, что до весны светские власти могут найти способ обойти процедуру жребия и затем повлиять на выбор Патриарха. О том, что государство намерено вмешаться в выбор нового главы СПЦ в последние дни сообщали белградские печатные СМИ. В частности, в версии газеты «Глас явности» сербские власти оказывают давление на служителей Церкви, с тем чтобы они изменили устоявшуюся процедуру определения Патриарха путем жребия и выбирали главу СПЦ простым большинством голосов. В таком случае новым Патриархом может стать один из молодых епископов, который бы разделял с руководством страны проевропейские взгляды.

В Элладской Православной Церкви тоже может использоваться жребий при выборе Предстоятеля.

Статья 15 Устава Элладской Православной Церкви гласит:

1) По окончании подсчета всех голосов, во время которого секретарь вписывает в протокол избрания имя каждого кандидата и напротив него — номера бюллетеней в его поддержку, председатель и два сопредседателя производят подсчет голосов, поданных за каждого кандидата отдельно. При этом проверяется, чтобы их количество совпадало с количеством бюллетеней. Председатель оглашает имя каждого кандидата и количество полученных им голосов.

2) Избранным считается тот, кто получил абсолютное большинство голосов. Если при первом голосовании никто из кандидатов не наберет абсолютного большинства, тогда вышеописанный процесс голосования повторяется сразу без перерыва. При этом используется тот же самый протокол избрания. Бюллетени первого голосования помещаются в специальный конверт, который запечатывается сургучом с приложением печати Священного Синода и подписывается председателем, двумя митрополитами и секретарем.

3) Если и во второй раз никто из кандидатов не наберет абсолютного большинства, тогда процедура голосования повторяется так, как это было указано выше. Избранным считается тот, кто наберет относительное большинство. В случае равенства голосов при третьем голосовании Архиепископ избирается жребием между кандидатами, набравшими равное количество голосов.

* * *


Необходимо отметить, что в нынешних условиях представляется целесообразным:

1) осуществление свободного выбора делегатов на Собор от клириков и мирян, избрание Патриарха тайным голосованием.

2) Принятие специальных мер для недопущения подтасовки результатов голосования, а главное —

3) избрание Патриарха жребием из трех кандидатов получивших наибольшее большинство голосов членов Поместного Собора в соответствии с процедурой, разработанной и утвержденной Поместным Собором 1917−1918 годов.

Сохранилось воспоминание о словах, произнесенных митрополитом Антонием (Храповицким) на закате его жизни. «Как я рад, что Промыслу Божию угодно было возвести на Всероссийский Патриарший Престол не меня, а смиреннейшего Тихона. Я бы со своим характером погубил Церковь», — сказал митрополит, опустил голову на грудь и заплакал.

А ведь если бы на Поместном Соборе 1917−1918 годов ориентировались только на большинство голосов, без применения жребия, то Патриархом могли бы избрать митрополита Антония. Как мы видим на Поместном Соборе 1917−1918 годов Промыслу Божию угодно было проявиться в жребии. И не нужно бояться, что посредством жребия Патриархом может стать не самый достойный кандидат, ведь жребием владеет Бог.

СНОСКИ:
1. Поповский М. А. Жизнь и житие святителя Луки (Войно-Ясенецкого). СПб., 2007. С. 400.
2. Там же.
3. Василий (Кривошеин), архиеп. Поместный Собор Русской Православной Церкви и избрание Патриарха Пимена. СПб., 2004. С. 70.
4. См. Прот. Владислав Цыпин. История Русский Церкви 1917−1997. Глава X: Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II. С. 480−482.
5. Деяния, Т. 3 (28 октября 1917, 31), с. 7.
6. Священный Соборъ Православной Россiйской Церкви. Деянiя. Книга III: Деяния XXXI-XL. Изданiе Соборнаго Совета. Петроградъ, 1918. С. 38−51. (Репринт: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917−1918 годов. Том 3. Деяния XXXI-XL. М., 1994).
7. Священный Соборъ Православной Россiйской Церкви. Деянiя. Книга III: Деяния XXXI-XL. Изданiе Соборнаго Совета. Петроградъ, 1918. С. 52−56. (Репринт: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917−1918 годов. Том 3. Деяния XXXI-XL. М., 1994).
8. Священный Соборъ Православной Россiйской Церкви. Собрание определений и постановлений. Выпуск четвертый. Приложение к «Деяниям» второе. Изданiе Соборнаго Совета. М., 1918. С. 3−6. (Репринт: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917−1918 годов. Выпуски 1−4. М., 1994).

http://rusk.ru/st.php?idar=105565

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  читательница    27.01.2009 00:19
Но Вы знаете, я думаю Яблоков не так уж и уверен в своем "учении" как делает вид. Он просто застраховыватеся, что-бы не выглядеть дураком, на тот случай если Фролов и вправду окажется израильским агентом. Кстати он даже и в этом не так уж уверен.. но так, на всякий случай. Это тип людей который всегда хочет иметь возможность сказать, если что, "ага! А я не поверил ему с самого начала. Не попался". Вот и все что тут происходит – идет в основном битва "обиженного меньшитства" (так они думают) которое очень боится оказаться в дураках. Митрополит Кирилл тут с боку припеку, разве что и ему верить у них как-то не лежит душа по каким-то субъективным но смутно ими самими понимаемым причинам. Впрочем я это понимаю о нем. Но мало ли что бывает. А потом сбывает.
  А.В.Шахматов    27.01.2009 00:07
С ДНЕМ СВЯТОЙ НИНЫ!!!
  Василий Хрустальный    27.01.2009 00:06
Похоже, что перед решающими выборами местоблюститель дал указание СПГ слить Фролова в унитаз.
  А.В.Шахматов    26.01.2009 23:59
Не поклонник этого стиля.
  М.Яблоков    26.01.2009 23:45
Вряд ли он пушку отличит от колокола… Такие люди обычно от армии косят… Они только деньги хорошо видят…
  Lucia    26.01.2009 23:23
Небось он своими рученьками пушки зачехлял.
  Lucia    26.01.2009 23:21
Не знаю. Что ни предположи – гадко.
  Юрий Букварев    26.01.2009 23:18
Кирилл Фролов будет выгнан из "Союза православных граждан"

Совет организации извинился перед архиепископом Львовским и Галицким Августином…

"Совет Союза православных граждан возмущен поведением Кирилла Фролова, позволившего себе в оскорбительном и недопустимом тоне комментировать слова архиепископа Львовского и Галицкого Августина", – говорится в заявлении СПГ, полученном редакцией "Русской линии".

"Избрание епископа из двух, или трех кандидатов путем молитвенного жребия древняя традиция, восходящая к апостольским временам. Молитвенный жребий применялся и в Русской Православной Церкви. Процедура избрания на Поместном Соборе Патриарха находится в ведении Архиерейского собора, членом которого является архиепископ Августин. И не подобает мирянину учить архиерея, а тем более в таком тоне. В то время, когда весь церковный народ, архипастыри, клирики и миряне единодушно молятся, чтобы Господь даровал на Поместном Соборе дух благочестия и разума, подобные поступки привносят настроение политиканства, дух разделения и вражды", – говорится в заявлении.

"Известно, что митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Патриарший Местоблюститель, митрополит Калужский и Боровский Климент и некоторые другие архипастыри в последнее время в своих заявлениях недвусмысленно осудили попытки принести в церковную жизнь подобные методы. Совет СПГ не уполномочил Фролова, который уже давно не является пресс-секретарем Союза выступать от своего лица и, тем более от лица миллионов православных граждан. Оскорбление Фроловым архиерея Русской Православной Церкви несовместимо с поведением православного христианина, методы, которыми он действует, ставят под сомнение возможность его пребывание в СПГ. На ближайшем заседании Совета СПГ будет поднят вопрос и о составе, а также о существовании в Союзе т.н. Московского отделения СПГ главой которого Кирилл Фролов себя объявляет. Совет СПГ глубоко сожалеет о недостойном поступке Кирилла Фролова и просит прощения у архиепископа Львовского и Галицкого Августина", – заключают в Совете СПГ.
Русская линия
  р.Б.Димитрий    26.01.2009 21:06
А я-ни от кого…
Это Вы и иже с Вами за награды работаете и трудитесь не покладая рук целыми днями…
  М.Яблоков    26.01.2009 20:22
Посмотрите, что бесноватые говорят о жребии:
http://kirillfrolov.livejournal.com/486395.html?mode=reply

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru