Русская линия | Родион Юрьев | 22.11.2008 |
Первый и главный посыл, из которого мы должны исходить — борьба за души людей должна вестись на основе любви. Только тогда, когда между братьями по вере и по крови есть нелицемерная любовь, можно говорить, что они составляют единую семью. Любовь же, по слову Апостола, «не ищет своего, не надмевается…», значит, все эти качества должны быть отринуты с самого начала.
Выступающие правильно охарактеризовали отношение со стороны России к украинской проблеме, но среди групповых характеристик не хватает основной группы мнений: это представления, которые можно сформулировать как «хохлы никуда не денутся, сами приползут». Вот именно эта точка зрения и является доминирующей среди простых русских людей в России, когда с ними беседуешь на темы русского единства на Украине. С таким подходом никакой Украины нам не видать.
Во-первых, «перекупить» Украину и её элиту в ближайшее время скорее всего, не удастся. Коррупционные схемы важны и ими нужно негласно пользоваться для достижения государственных целей, как это было в своё время в отношении Польши в 18 веке, а в наше время и в отношении некоторых среднеазиатских государств (во всяком случае, по сведениям прессы), но рассчитывать всерьёз на них нельзя, так как в конце концов все взятки даются в долларах США, которые печатаются отнюдь не в России, а значит, и размер их определяется не нами. В любой момент ЕС или США могут предложить больше.
Во-вторых, Украина, несмотря на множество «но», самодостаточное государство. У неё есть собственный газ, есть промышленность, есть достаточно сильное сельское хозяйство. В случае тотальной блокады со стороны России украинское государство выживет в первую очередь за счёт села, так как именно оно снабжается собственными энергоресурсами.
Важнейший вопрос — для чего нам нужна Украина? Полагаю, что Украина важна для русских как часть их духовной цивилизации, а не только из-за территории или ресурсов. Значит, бороться нужно за человеческие умы и души, и побеждать — любовью, а не хитростями и подкупами.
Выступавшие правильно говорили о необходимости воцерковления украинцев как о пути раззомбирования их сознания, очистки его от химер «украинства». Но при этом надо понимать, что в целом жители Украины более воцерковлены, чем жители России. Сложно встретить сёла на Украине, в которых не действует церковь, а разрушенных церквей мне не приходилось видеть ни одной. В России, к сожалению, и в крупных городах вроде Тюмени, не говоря уже о сёлах и посёлках можно видеть руины храмов. Надо отметить, что такая ситуация обусловлена преобладающим сельским укладом в жизни украинцев, в городах ситуация похуже, но и здесь православные гораздо сплочённее и самоотверженнее, чем в России. Не нам судить о спасении других людей, но может статься, что нам придётся поучиться у прихожан УПЦ стойкости и верности. Ведь ни миряне, ни священники в России не подвергаются таким искушениям, которые окружают православных на Украине: соблазн раскола, поддерживаемого властью и гарантирующего определённые блага, соблазн самостийности, да и просто соблазн апатии: «моя хата с краю». УПЦ выстояла против таких вызовов и будет стоять и дальше на «передовой» в войне за души людей в отсутствие тех «тепличных» условий, которые есть для Церкви в России.
В сущности, сейчас происходит столкновение между прорусскими и прозападными силами на Украине. И в этом столкновении у прорусских сил есть важное преимущество: на их стороне бескорыстные и самоотверженные люди, которые едут хотя бы на то же празднование 1020-летия Крещения Руси не за деньги, как едут на Майдан, а, напротив, за свой собственный счёт. На нашей стороне — правда, и люди видят это.
Есть и значительная часть жителей Украины, которые нейтрально относятся как к Православию, так и к политике. Последнее время к таковым, похоже, можно стало относить электорат Юлии Тимошенко. Наша политика должна быть достаточно гибкой, чтобы иметь возможность предложить и этим людям возможность найти себя в рамках русского пространства, объяснить и экономические, и юридические выгоды от политического единства с Россией.
Язык и наименования. Некоторыми выступающими предлагалось уйти от наименований «Украина» и «украинцы». Это также касается вопроса о существовании или несуществовании украинского языка. Представляется, что украинский язык всё-таки существует, тем более, что независимые исследователи индоевропейских языков утверждают, что разделение древнерусского языка на русский и малоросский (украинский) произошло в 14−15 веках. Конечно, это относительно молодой язык, находящийся в стадии становления, что, впрочем, характерно для любого живого языка. Нам не стоит забывать пример Израиля, в котором за полсотни лет был создан с «нуля» язык, на котором никто давно не говорил: иврит. Так что и здесь — если украинская власть будет настойчива и последовательна в своих действиях по отторжению своего народа и от русской языковой среды, то она может добиться успехов, создав новый язык, отличный и от нынешнего украинского, и от суржика, который, как пояснил выступавший из Молдавии, является предтечей современного языка, и, тем более, — от русского. Если власти удастся подвести под это соответствующую идеологическую базу и убедить население в её важности, через сотню лет жители Украины будут говорить друг с другом хоть на идише, лишь бы не на русском.
Россия — не СССР?
Стоит ли нам принимать такое наследство? Нет спора, СССР добился определённых успехов в экономике, во внешней политике за годы своего существования, создал, в конце концов, атомную бомбу (любимый аргумент советофилов). Правда, все эти «успехи» окажутся смехотворными, если мы сравним их с развитием России в царствование последних двух царей, которые, например, успели построить 70% всех железных дорог, функционировавших в СССР, впрочем, сейчас не об этом речь. Представляется, что нет никаких препятствий к тому, чтобы принимать все технические достижения СССР как наследие наших предков, доставшееся нам по праву, но при этом категорически отказываться от навешиваемой нам вслед за достижениями идеологии. В противном случае, если мы намерены держаться тех же идей, нам надо строить социализм. Надо возрождать коммунистическую партию, комсомол, водить детей к трупу вождя и принимать перед ним присягу. То, что мы видим теперь, вызывает удивление из-за непоследовательности. Мы сами скорбим о жертвах Бутовского полигона, дружно осуждаем убийство Царской семьи, а когда какая-то прибалтийская республика запрещает советские символы, Совет Федерации объявляет это недружественным актом в отношении России, как будто эти советские серпасто-молоткастые символы имеют к нам отношение.
Самой России надо выбрать: либо продолжать дело Ленина, либо отказаться от чуждой нам идеологии и её символов. Половинчатость тут невозможна, она только порождает ненужные проблемы.
Что нам делать здесь, на территории России?
Во-вторых, необходимо срочно менять отношение власти и людей к выходцам с Украины и Молдавии. Братские по вере и по крови нам, они подвергаются беспрерывным унижениям, как только попадают в наши крупные города, где их безжалостно «трясут» милиционеры. Постыдно, что русский человек родом из какого-нибудь Житомира, приехавший на заработки в Москву, вынужден избегать ездить на метро из-за опасности оказаться в руках милиционера-вымогателя. Нечего и говорить о том, как воспринимаются «шуточки» нашего телевидения по поводу «молдаван и хохлов», которые не от хорошей жизни приезжают на стройки нашей страны. Для решения проблем с милицией достаточно было бы соответствующих указаний со стороны МВД, но для верности и большего пропагандистского эффекта было бы неплохо вообще уравнять граждан Украины и Молдавии с гражданами России в правах, отменить для них необходимость регистрации и закрепить свободный въезд. С «шуточками» телевидения бороться сложнее: остаётся только подавать заявления о возбуждении уголовных дел в отношении штатных «шутников».
В-третьих, нужны прорывные работы в сфере филологии. Если уж невозможно на данном этапе добиться преподавания русского языка на Украине, надо бороться за создание lingua franca вроде суржика, который должен иметь права на существование и в рамках русского, и в рамках украинского языков. Вряд ли русский язык пострадает от того, что мы допустим существование в нём украинизмов (которые и так безболезненно присутствуют в виде заимствований «самостийный», «незалежный»), зато мы предоставим жителям Украины возможность выбора своего пути без каких-то серьёзных отступлений от привычного им языка. В 17 веке украинцы разговаривали и писали на украинском языке, печатали книги, и эти книги читали и перепечатывали в России безо всякого перевода. Вот, например, печатная Псалтырь, изданная при царе Алексее Михайловиче в 1641 году. На её страницах можно найти цитаты из ответов митр. Петра Могилы на богословские вопросы, приведённые безо всякого перевода на украинском языке. В XVIII веке большинство русского духовенства было по происхождению малороссийским, ввиду особого благоволения к ним со стороны императора Петра I.
В наше время никаких языковых проблем в общении русских с украинцами не существует. Они прекрасно понимают нас, а мы — их. Правда, иногда нас подводит плохое знание собственного языка и скудный словарный запас. Ну не знаем мы, что вечеря — это ужин, а вечерять — ужинать.
В-четвёртых, граждане Молдавии и Украины должны иметь право поступать в российские учебные заведения на льготных основаниях: не просто на равных условиях с гражданами России, а на особо льготных, так как надо понимать, что они в реальности лишены возможности получать качественное образование в своих странах.
Любые позитивные шаги в отношении жителей Украины и Молдавии должны максимально пропагандироваться по российскому телевидению, которое имеет, благодаря спутниковым каналам, значительную аудиторию и на Украине, и в Молдавии.
Наконец, необходима и постановка проблемы, и её регулярная пропаганда: русский народ должен снова стать единым не только духовно, но и политически. Без утверждения этой цели в качестве приоритетной цели политики России бессмысленны отдельные разрозненные действия, которые просто превратятся в разменную монету в очередном внешнеполитическом торге и будут «сданы» политиками во время какого-нибудь кризиса.
http://rusk.ru/st.php?idar=105542
Страницы: | 1 | |