Русская линия | Павел Дмитриев | 19.11.2008 |
Юридические проблемы интеграции Российской Федерации, Украины и Белоруссии носят, прежде всего, конституционный характер.
Конституции всех трех государств характеризуют их как суверенных субъектов международного права.
Гипотетические способы взаимодействия этих государств могут быть в виде договоров, союзов, федераций.
Представления об интеграционных процессах в большинстве базируются на недавней истории взаимоотношений в рамках СССР, где все три республики были практически едины территориально, финансово, экономически и политически, формально представляя собой союз равноправных субъектов, таковыми, по сути, не являясь.
СССР, несмотря на присутствие в основных государство образующих документах механизма федерации, существовал по имперскому принципу подчинения воле единого центра, что обеспечивалось идеологическим влиянием КПСС, как единственной политической силы в стране. Это же обстоятельство, то есть влияние КПСС, исключало какие-либо существенные противоречия между союзными республиками.
После ослабления этого политического влияния, федеративные тенденции приобрели характер распада, так как альтернативной идеологической и политической скрепы союз республик не имел. Интеграционные процессы, которые у родственных славянских народов присутствуют всегда на уровне мощных горизонтальных тенденций, не получили своего выражения в соответствующем государственном строительстве, которое приняло характер размежевания и определения субъектной сущности каждой республики в отдельности.
Суверенное право России, Украины и Белоруссии выражено в соответствующих Конституционных актах.
Не останавливаясь на многочисленных правовых особенностях каждого из этих юридически сложных документов, хотелось бы акцентировать внимание на имеющихся в них правовых интеграционных механизмах.
Итак, какие интеграционные возможности имеют Конституции славянских республик?
Так конституция РФ в статье 65 определяет, что принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Между тем равноправными субъектами Российской Федерации, в статье 5 Конституции, указаны республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа.
Не углубляясь в процедуру образования нового субъекта Российской Федерации нетрудно понять, что вновь принятый субъект, например, масштаба Украины, при таком регулировании, будет в правах приравнен, например, к Чукотскому национальному округу. Что изначально обессмысливает все усилия в этом направлении.
При таком числе субъектов РФ теоретически исключается их укрупнение в обозримом будущем. Интеграционные процессы внутри самой Российской Федерации, не могут привести к созданию субъектов федерации по размерам и другим признакам, аналогичных славянским республикам. То есть, федерация, как государство образующий способ интеграции славянских народов не имеет очевидных перспектив.
В то же время принятие в состав РФ славянских и православных народов и территорий какими-либо частями несовместимо с действующими конституциями республик Украины и Белоруссии.
Так ст. 2 Конституции Украины определяет, что «Украина является унитарным государством». То же предусмотрено и Белорусской конституцией. Ее статья 1 устанавливает, что Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство.
Поскольку конституция Украины действует, постольку юридически неприемлемо рассматривать правовые возможности присоединение к Российской Федерации Крымской автономии или Севастополя, хотя отдельные юридические действия в этом направлении предпринимаются. Но это больше похоже на пиар-компанию, чем перспективное начинание.
Существуют также перспективы Союза славянских республик. Их следует рассматривать с точки зрения реального опыта, полученного в ходе интеграционного процесса России и Белоруссии, длящегося уже десятилетие.
Юридической базой этого процесса на сегодня является Договор о создании союзного государства от 8 декабря 1999 года.
В соответствии со ст. 2 Договора целями Союзного государства являются:
обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств — участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;
создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств — участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;
неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
формирование единой правовой системы демократического государства;
проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;
укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.
Из указанных целей, актуальными усматриваются создание единого экономического пространства, согласованная внешняя политика и политика в области обороны, согласованная социальная политика, обеспечение безопасности и борьба с преступностью.
В части экономических целей существенна конкретизация в статье 13 Договора… следующих положений:
Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту). Денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром. Введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве, помимо единой денежной единицы, не допускается.
До введения единой денежной единицы и формирования единого эмиссионного центра на территории государств — участников продолжают хождение их национальные денежные единицы…
Статья 17 Договора… определяет предметы ведения Союза и его участников.
К исключительному ведению Союзного государства относятся:
создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств — участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;
единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
объединенные транспортная и энергетическая системы;
разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил государств — участников;
единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
единое законодательство об иностранных инвестициях;
разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;
управление собственностью Союзного государства;
международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;
функционирование региональной группировки войск;
пограничная политика Союзного государства;
стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография;
статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;
установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства.
К совместному ведению Союзного государства и государств — участников относятся:
принятие в состав Союзного государства других государств;
координация и взаимодействие в сфере внешней политики, связанные с осуществлением настоящего Договора;
проведение согласованного курса на укрепление Содружества Независимых Государств;
совместная оборонная политика, координация деятельности в области военного строительства, развитие вооруженных сил государств — участников, совместное использование военной инфраструктуры и принятие других мер для поддержания обороноспособности Союзного государства;
взаимодействие в международном сотрудничестве по военным и пограничным вопросам, включая реализацию заключенных государствами — участниками международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений;
взаимодействие в области осуществления демократических преобразований, реализация и защита основных прав и свобод граждан Союзного государства;
гармонизация и унификация законодательства государств — участников;
осуществление инвестиционной политики в интересах рационального разделения труда;
охрана окружающей среды;
совместные действия в области экологической безопасности, предупреждения природных и техногенных катастроф и ликвидации их последствий, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
развитие науки, образования, культуры, создание равных условий сохранения и развития этнической, культурной и языковой самобытности народов;
формирование общего научного, технологического и информационного пространства;
согласованная социальная политика, включая вопросы занятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования;
обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий;
борьба с терроризмом, коррупцией, распространением наркотиков и другими видами преступлений.
Реализация всех этих задач, пока малозаметна и существенно не проявляется в жизни народов. Вместе с тем их реализация может привести к преобладанию интересов и возможностей союза, над интересами и возможностями участников. Сдерживанию развития Союза, в его современной редакции способствует не имперская, а именно договорная роль России, которая, в отличие от исторической традиции Российской империи и СССР, избегает роли донора других участников Договора.
В стадии разработки и принятия находится Конституция союза, которая самим фактом ее принятия создаст новый уровень правосознания государств участников и их граждан.
Таким образом, интеграционные процессы России, Украины и Белоруссии более выражены в традиционной уже с 1922 года, форме союза. Однако, реальные процессы совмещения интересов существенно отличаются от тех, что имели место в прошлом Соответственно, такой союз нельзя воспринимать аналогом бывшего СССР, в свое время объединенного мощной скрепой коммунистической идеологии.
Напротив, в настоящее время в славянских республиках идут мощные дезинтеграционные политические процессы, зачастую принимающие национальную окраску. Существенно и западное влияние, совпадающее с интересами части населения. Это, в основном касается, Украины.
Союз России и Белоруссии, с возможно интегрированной в него в будущем Украиной, нельзя рассматривать и как аналог Евросоюза. Хотя, юридические конструкции этих союзов во многом схожи. Но Евросоюз никогда не имел истории объединенной Европы. В то время как Россия, Украина и Белоруссия, имеют общую, многовековую великую историю. Узы кровного родства значительной части их граждан и сегодня являются важнейшим фактором политики, и осмысления интеграции народов на конституционном уровне.
http://rusk.ru/st.php?idar=105535
Страницы: | 1 | |