Русская линия
Русская линияПротоиерей Георгий Городенцев07.11.2008 

Память смерти

Помни о смерти, — говорили древние. И таким памятником временности пребывания человека на земле служили места захоронения праха их мертвецов. Поэтому эти места в древности, даже в языческом мире считались священными.

Христиане дополнили вышеназванное правило, и говорили так: «Помни последняя твоя и во век не согрешишь». С тех пор память смертная для православных людей стала одним из основных аскетических средств (наряду с постом, молитвой, бдением и т. п.), оберегающим их от греха и понуждающим к совершению добродетелей.

И действительно, не станет собирать себе сокровища в этом мире тот, кто знает, что тут он всего лишь пришелец, прохожий, который лишь на миг задержался здесь, чтобы затем уйти в вечность. А вот тот, кто этого не знает, будет стремиться до бесконечности за счет других увеличивать свое земное состояние, ибо он, по-видимому, думает жить здесь также бесконечно; вот и пытается обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь!

Тот, кто помнит, что придет время, когда его душа перейдет в иной мир, разлучившись от тела, а последнее отойдет в землю, чтобы там истлеть, не станет чрезмерно утучнять его объедением и пьянством, зная, что тело тленно и временно, а душа — бессмертна. Нет, он позаботится о своей бессмертной душе!

А не имеющий страха смертного будет всю жизнь искать земных наслаждений и удовольствий, подобно блудному сыну, который хотел напитаться рожками — едой свиней, но подобно оному никто не будет давать их ему (ср. Лк. 15, 16), ибо прегражден для плотского человека путь в рай (ср. Быт. 3, 24), путь к беспрестанным наслаждениям на земле. Помнящий же о смерти и здесь будет вознагражден залогом будущей вечной радости, и там, в загробном мире получит полное и благое воздаяние, достойное его добродетели.

Итак, кто же мудрец, и кто глупец? Тот, кто заботится только о земном, по-видимому, думая, что никогда не умрет, или тот, кто помнит о смерти и всю жизнь готовится к ней? Ответ очевиден, если вспомнить, что еще не было на земле человека, который жил бы вечно. А чтобы мы не забывали эту истину, мертвые оставили нам на память (смертную) свои кладбища.

Христианское кладбище даже издалека отличается от всего остального по лесу крестов на могилах. Уже простая прогулка по нему является для нас учителем нравственности. Вот могила 17-летнего юноши, который думал, что завтра он в полном расцвете сил будет жить, любить, преуспевать… Но завтра не наступило, нелепый несчастный случай оборвал его жизнь. А мы, люди зачастую старше его, уверены, что для нас следующий день наступит обязательно. А где гарантии?! Тем более что тут же, рядом могилки детей, которые вообще не успели пожить! И все они, мертвые ожидают наших молитв и добрых дел за них, потому что это единственное, что может помочь им и нам в том, загробном мире. Поэтому, — призывают они нас, спешите делать добро сегодня, чтобы вам не бояться наступления или, точнее, ненаступления завтра.

В Петербуржском парке Победы нет леса крестов как на обычном кладбище, крест там только один — Поминальный, ибо там захоронен прах жителей города и воинов, защищавших во время войны Ленинград. Там на месте кирпичного завода в годы Блокады работал невиданный в мире крематорий, где были кремированы сотни тысяч людей. Вдумаемся в эту цифру! После того, как вагонетки с трупами продвигались через туннельную печь длинной 120 метров, пепел на выходе складировался в ящики, а потом его рассыпали вдоль прудов или сбрасывали прямо в пруды. Прах людей не вывозился, а это значит, что останки сотен тысяч людей в парке Победы находятся без должного упокоения. Блокадники и ветераны Великой Отечественной называют его «второй Пискаревкой».

Сразу же после войны на пустырях вокруг Первого кирпичного завода ленинградцы начали стихийно сажать деревья, к которым прикрепляли бирки с именами погибших близких. Когда в 1950-е на этом направлении началось массовое строительство, тогдашний Смольный решил не нарушать покой павших, самовольно возникший парк был узаконен и обустроен. Сегодня он находится на Московском проспекте, и давно уже окружен городскими кварталами. Несколько лет назад на месте страшных печей блокадного крематория, по инициативе ветеранов и специально созданного фонда защиты Московского парка Победы и был установлен Поминальный крест. Во все памятные даты здесь проходят панихиды при огромном стечении горожан. Кроме того, фонд выступил с инициативой о возведении на этом месте храма.

Память о усопших жива в сердцах людей. И эта память назидает нас, напоминает нам о тленности нашей жизни, в это тяжелое постатеистическое время заставляя и нас думать о своей загробной участи. Однако еще важнее другое: люди, чьи останки здесь захоронены, нуждаются в нашей молитве. Ведь сами умершие уже не могут совершать нравственные поступки (по смерти человек не может творить добро), поэтому для своего оправдания пред Богом они нуждаются в нашей помощи — нашей молитве и добрых делах за них. Для этого и нужен храм — место общественной молитвы (в том числе и за погребенных на этом месте), строительство которого в память об усопших само по себе является добродетелью!

Однако 21 октября, на заседании правительства Санкт-Петербурга была утверждена Программа приватизации государственного имущества города на 2009 год. В перечень приватизируемых объектов включен и парк Победы. Теперь планы по строительству храма оказались под угрозой. Более того, рядовые петербуржцы могут вообще лишиться возможности свободно посещать парк. Об этом на заседании городской администрации заявил вице-губернатор Петербурга Виктор Лобко. По его словам, «горожане уже просто так не смогут прогуляться по паркам, потому что там сделают платный вход».

Правда, г-н вице-губернатор не уточнил: будет ли при этом приватизирован прах захороненных там людей? А их души, они тоже подвергнуться «приватизации»? Кощунственная эта затея и неумная! И нет, к сожалению, второго Гоголя, который бы художественно описал всю эту недостойную освобождающейся от прошлых пут атеизма России коммерцию «мертвыми душами».

А как же современные чичиковы, продавцы и потенциальные владельцы парка Победы, они что теперь будут брать плату с людей, которые пришли помолиться за своих погибших родственников или совершить за них панихиду, чтобы мертвые, как и у того известного литературного персонажа, приносили прибыль?! Думаю, однако, много на этом не заработаешь. Скорее всего здесь, как и везде у нас в таких случаях, будут строить какие-то, сулящие больший доход увеселительные заведения. И молитва за покойных, плач по ним будет перемежеваться с веселием и смехом, что и само по себе является кощунством.

Но как сказал Господь: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь… Напротив… горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6, 21; 24. 25). Господам чичиковым следует хорошо подумать над этими словами Спасителя, ибо они произнесены не впустую. Как бы не оказалось, что издержки от приватизации парка-кладбища и попыток его коммерческой эксплуатации будут куда выше сомнительных доходов от этого.

Так, например, православные христиане знают, что всякие утилитарные дела в местах, где есть захоронения, обречены на неудачу. Почему редко кому приходило в голову строить на кладбищах заводы, фабрики или ставить там аттракционы, открывать рестораны и прочие увеселительные заведения? А когда кое-кто все же пытался что-то такое делать, это обычно заканчивалось плохо. Поэтому подумайте, прежде чем продавать и покупать; как бы ваши мнимые доходы не превратились в одни расходы!

Удивляет и другое. Люди, чей прах находится в парке Победы, не умерли своей смертью. Они — защитники Ленинграда, отдавшие свои жизни за великую победу нашего народа в той страшной войне. Нам, русским людям, не по своей воле оказавшимся за рубежом, но сохраняющим историческую память, приятно видеть, что в современной России чтут память воинов Великой Отечественной войны. И каким диссонансом на этом фоне звучит кощунственное решение властей Петербурга о приватизации места захоронения этих павших защитников Родины! Стоило ли российским официальным органам и СМИ подымать такой шум по поводу отвратительной возни властей Таллина вокруг Бронзового солдата, когда совсем рядом, уже на территории России происходит нечто подобное?!

Поэтому в заключение хочется дать добрый совет всем господам, так упорно претендующим на сомнительные «лавры» современных чичиковых: подумайте! Как бы моральные и материальные издержки затеваемого вами дела (по-американски: бизнеса) не оказались неизмеримо выше доходов от него. И над всем этим вспомните, что вы тоже люди, и люди смертные. Придет день и час, и он обязательно придет, когда и вы, по смерти, предстанете на суд Божий, чтобы там дать ответ за все свои дела, в том числе и за это. Имейте страх смерти, и творите добро. А если мы не имеем этого страха, то пройдем по аллеям парка Победы, вспомним те тысячи и тысячи людей, которые когда-то жили, любили, творили, а сейчас тела их стали прахом. Мы не лучше их! Поэтому будем помнить последняя своя, чтобы нам не грешить.

http://rusk.ru/st.php?idar=105518

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Lucia    07.11.2008 18:03
Дык и я о том.
  один_читатель    07.11.2008 16:58
Да не нарочно! Сами мы такие – вот в чем беда-то! А то чуть что, дядя виноват. Давать-то давали, так не давали бы, если бы не брали. Просто всем ВСЕ РАВНО.
  Lucia    07.11.2008 15:34
Я думаю, это все нарочно. Заставить людей своим весельем осквернить прах и сказать – вот какие свиньи. Правда ли, что когда давали дачные участки. в местах боев, то там было много костей и дачники их выбрасывали, кто куда мог? И ничего, не боялись. сажали морковочку и считали себя не хуже других.
  реальный    07.11.2008 10:17
Бизнес и страх Божий чаще понятия несовместные. Скорее страх перед топорно-жесткими и бескомпромисными действиями власти может на бизнес подействовать. Как в случае с Ходорковским. Но если у власти члены семьи в бизнесе, то и власть хотя бы ментально, меняется в сторону сочувствия приритету прибыли во что бы то ни стало. Собственно – это проблема любого чиновника который перед неизбежным уходом понимает, что станет никому не нужным и создает подушку безопасности. Уходить безропотно – как первый губернатор Петербурга или как последний император России – удел немногих.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru