Русская линия | 27.10.2008 |
«Вечерне новости»: Нет согласия среди архиереев СПЦ
Просьба Его Святейшества Патриарха сербского Павла о том, чтобы Святой архиерейский собор освободил его от должности, не означает, что на заседании верховного церковного органа, назначенного на 11 ноября, будет избран новый глава СПЦ. Решение об этом принимают архиереи, а между ними, по данным «Новостей», по этому вопросу согласия нет.
Вопреки желанию Его Святейшества оставить престол Святого Саввы, часть владык считает: нового патриарха выбирать не стоит, надо, пускай и формально, чтобы Павел остался во главе СПЦ. С учетом слабого здоровья и преклонных лет Павла, церковью, как и сейчас, управлял бы Святой Синод под председательством Митрополита Амфилохия.
Часть владык придерживается мнения, что благодаря неизмеримым заслугам и влиянию «святого человека», которым пользуется Патриарх Павел в народе и христианском мире, не следует при его жизни выбирать ему наследника.
Приверженцем этой точки зрения является епископ Шабацкий Лаврентий. По долготе своего «стажа» в должности владыки он занимает второе место среди всех архиереев — сразу же за Патриархом Павлом. Владыка Шабацкий в интервью «Новостям» подчеркнул, что он лично не поддержит возможную инициативу о том, чтобы предстоящий Собор получил выборный характер.
«Я всем сердцем желаю, чтобы Патриарх Павел остался во главе Церкви. Я выступаю против того, чтобы Собор, назначенный на 11 ноября, стал выборным. Я думаю, что нет необходимости выбирать нового главу СПЦ, и Патриарх Павел, должен бы, пускай и номинально, оставаться на своем месте. Такое положение Его Святейшества не мешало бы обычному распорядку церковной жизни. Если же воля большинства склонится к тому, чтобы Собор был избирательным, и мы получаем нового Патриарха, нет никакой дилеммы, я приму это решение», отметил владыка Шабацкий Лаврентий.
Свою точку зрения епископ Лаврентий объясняет заслугами нынешнего Патриарха. Он напоминает, что за то время, которое Павел провел во главе СПЦ, ее влияние выросло, Закон Божий преподается в школах, воздвигнуты сотни храмом по всей Сербии.
«И на предыдущем Соборе были предложения, чтобы архиерейское собрание провозгласить выборным, но епископы, выступавшие тогда за это, остались в меньшинстве», — отмечает Шабацкий владыка.
По информации «Новостей», точка зрения владыки Лаврентия пользуется серьезной поддержкой священства и верующих. Кроме того, аналогично мыслят и большинство владык, чьи епархии находятся на левом берегу реки Дрины, и которые до сегодняшнего дня не заявили об этом. Они выступают против нового главы СПЦ, опираясь на мнение общества о том, что Патриарх Павел должен пожизненно возглавлять СПЦ.
Аутентичность обстоятельств, при которых Его Святейшество подписал прошение об отставке, владыка Лаврентий комментировать не пожелал. Он напомнил, что процедура ухода с должности не уточнена в инструкциях, в которых указано, что его функции — пожизненны.
Димитрий Калезич, профессор Богословского факультета, также назвал одним из важнейших вопросов вопрос о подтверждении аутентичности документа, в котором Патриарх попросил об отставке. У него нет ответа на вопрос, почему просьба Патриарха предана огласке только в пятницу. Но он подчеркнул, что все спорные вопросы необходимо решить своевременно. Как сказал собеседник «Новостей», это важно для того, чтобы новый архипастырь не был обременен грузом прошлого: «Нужно раз и навсегда утвердить достоверность прошения Патриарха и аутентичность его подписи. Это единственный способ прекратить слухи и навсегда отвести неверные аргументы, которые бы очень быстро переросли в слухи, а потом и в мифы».
Просьбу об уходе из активной деятельности, по нашим данным, Его Святейшество подписал в своей больничной палате еще 9 октября в присутствии всех членов Святого архиерейского синода. Этот орган вместе с Патриархом составляют митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, епископ Жичский Хризостом, епископ Бихачко-Петровацкий Хризостом и епископ Милешевский Филарет.
Наш собеседник подчеркнул, что процедура подписания прошения об отставке и церковно-правовые вопросы будут в центре внимания сотрудников СПЦ в ближайшие недели. По его словам, вопрос о том будет ли предстоящий Собор выборным весьма деликатен, т.к. выборы нового Патриарха это не то решение, которое можно решать наспех.
«Существуют церковно-правовые правила, регулирующие выборы патриарха. Они должны быть соблюдены максимально точно. Согласно правилам, епископы, собравшиеся на собор, принимают решение о том, будут ли проводиться выборы Патриарха еще до начала заседания Собора. Определены и сроки, когда это должно быть сделано, чтобы все архиереи могли быть проинформированы и подготовлены к голосованию», напомнил профессор Калезич.
Сложная процедура
Выборы наследника трона Святого Саввы представляет собой довольно сложную процедуру выдвижения кандидатов и голосования. Выбор происходит из трех кандидатов, набравших больше всего голосов. Патриарха выбирают по так называемому апостольскому правилу. Имеется в виду, что есть три запечатанных конверта, в которых записки с именами кандидатов. Главу СПЦ «выбирает» Святой Дух «рукой» одного из монахов или священников, которых специально приглашают для выбора конверта.
Согласно этой же процедуре выбран и нынешний Патриарх, тогдашний Епископ Рашко-Призренский Павел, в 1990 году. Он был выбран после восьми кругов неудачных голосований. Конверт с его именем вытянул архимандрит Антоний Джорджевич, настоятель монастыря Троноша.
Здоровье стабильно
Как сообщили «Новостям» в ВМА, состояние здоровья Патриарха сербского Павла — стабильно. Он находится в больнице исключительно «из предосторожности».
В палату на 13 этаже ВМА он помещен 13 ноября прошлого года с тяжелым воспалением легких и в почти полном истощении.
Патриарх имеет уже установленный распорядок дня: временами принимает посетителей, в основном, высоких чинов церкви, молится и читает.
В ВМА «Новостям» сказали: «Все жизненно важные функции Патриарха стабильны. Он остается пока в больнице только потому, что для его организма, истощенного его возрастом, и для его чувствительных легких даже банальная инфекция может быть фатальной».
По информации из ВМА, Патриарх нормально спит и принимает пищу.
Тридцать четыре года в Косове и Метохии
Его Святейшество Патриарх сербский Павел родился 11 сентября 1914 года в славонском селе Кучанци. Светское имя Гойко Стойчевич. Во время получения образования он проделал путь от городов Тузла, где окончил гимназию, и Сараево, до Белграда, где закончил Богословский факультет.
Монашеский постриг он принял в 1948 году, когда и принял монашеское имя Павел. Как монах он прожил до 1955 года в монастыре Рача, а затем отправился продолжать богословское образование в Афины.
Выбор Епископом Рашко-Призренским означал новый этап в его жизни. Как архиерей он провел в Косове 34 года. Этот период отмечен большими испытаниями для сербского народа, мятежами албанцев и многочисленными изгнаниями православных священников из края.
Патриархом сербским Павел избран в 1990 году.
Р.Драгович, В. Митрич
«Вечерне новости», 25 октября 2008 года.
http://www.novosti.rs/code/navigate.php?Id=4&status=jedna&vest=131 027&datum=2008−10−26
«Пресс»: Раскол из-за Патриарха
Выборы нового Патриарха легко могут перерасти в открытый раскол в церкви. Существует деление на «молодых» и «старых», «консерваторов» (Епископ Боснийский Василий (Качавенда)) и «реформаторов» (Митрополит Черногорский Амфилохий)
Сербская православная церковь решит 11 ноября принимать ли просьбу Патриарха Павла уйти в отставку после 18 лет его нахождения во главе СПЦ. Если это произойдет, то в тот же день, будет выбран новый Патриарх. Это подтвердили вчера в Патриархии, сказав, что «сейчас, вероятнее всего, просьба Патриарха будет отложена, как и все с ней связанное, до весны из-за серьезных разногласий внутри церкви».
Источник «Пресс» сообщил, что патриарх подписал просьбу, находясь в полном сознании, после разговора с членами Синода, сообщившими ему о весьма тяжелом положении в церкви. Но после этого еще и врачи сказали Патриарху, что он больше никогда не сможет покинуть здание Военно-медицинской Академии (ВМА), т.к. изменение микроклимата было бы для него фатальным.
Большое недоумение вызывает, кто был возле Патриарха, если владыка Амфилохий 12 октября был в Стамбуле, а владыка Лаврентий в интервью «Пресс» сказал: «Меня никто не вызывал. Двадцать дней назад я сам находился рядом с Патриархом. Мы разговаривали, но об этом я ничего не знаю. Я получил приглашение на Собор. Хотя это ничего не значит, т.к. Патриарх мог подать прошение и всего лишь одному члену Собора».
Схватка черноризцев
Своим прошением об отставке Патриарх сейчас разрешил одно из самых больших сомнений в СПЦ, т.к. все последние месяцы владыки спорили в основном о том, нужно ли его сменить или «отправить на пенсию».
Наши источники говорят, что на данный момент существуют, по крайней мере, три мнения о выборе будущего Патриарха. Первое и наиболее логичное то, что сейчас это должен быть самый сильный и влиятельный человек в церкви, заместитель Патриарха, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий Радович. По этим же критериям (сила и влияние) самыми серьезными конкурентами для него могут быть Епископ Бачский Ириней (Булович), Епископ Жичский и Епископ Нишский Ириней.
По второму мнению, во главе СПЦ должен встать некто из рядов молодых епископов, близких к современности, не отягощенных историческим наследием, которые могли бы легче и эффективнее сотрудничать с властями. Ни для кого не секрет, что более молодого Патриарха охотно приняли бы и Борис Тадич и Милорад Додик. Среди таких кандидатов можно назвать, прежде всего, епископов Захумско-Герцеговинского Григория, Далматинского Фотия, Никшичко-Будимлянского Иоаникия и Пожаревацко-Браничевского Игнатия.
Разумеется, нельзя оставить без внимания и третью точку зрения, которая на самом деле является компромиссом между первыми двумя. То есть во главе СПЦ становится некто, кто не получит больших шансов, какими обладал Патриарх Павел 18 лет назад.
Факты, говорящие о разногласиях внутри СПЦ
— Владыка Рашко-Призренский Артемий направил в 1999 году открытое письмо Патриарху Павлу, в котором критиковал его появление на приеме у Слободана Милошевича по поводу 29 ноября [29 ноября 1943 года открылась сессия коммунистического освободительного движения Югославии, определившая основы нового государства — прим. переводчика]. Епископ Бачский Ириней (Булович) и Филарет сопровождали Патриарха на приеме.
— Решение Владыки Артемия сменить Феодосия, игумена монастыря Высокие Дечани, вызвало в этом году обширную полемику и возмущение. Артемий заявил, что епископ Феодосий пользуется поддержкой некоторых епископов, таких как митрополит Амфилохий и бывший владыка Захумско-Герцеговинский Атанасий.
— Разногласия Артемия и Амфилохия впервые проявились после обсуждения Меморандума 2004 года о разрушенных в Косове церквях. Артемий лоббировал интересы блока радикалов и народняков, Амфилохий — «европейцев».
— Когда Ватикан заявил о возможном визите в Сербию Папы Бенедикта XVI, Артемий выступил резко против. Визиту Папы не противились Амфилохий, Лаврентий, Ириней Нишский и Йован Загребско-Люблянский.
— Серьезный раскол произошел в СПЦ в 1963 году во времена Патриарха Германа, СПЦ в Америке под руководством владыки Дионисия объявило об отделении.
Возможные претенденты на место Патриарха
Амфилохий (Радович) (70), митрополит Черногорско-Приморский, избран на эту должность в 1991 году. До этого был епископом Банатским. С прошлого года замещает Патриарха Павла. Считается одним из самых влиятельных владык в СПЦ, но из-за прямолинейных политических взглядов и многочисленных противоречий, приобрел множество противников.
Иринея (Буловича) (60) долго называли «красным» владыкой. Он был любимцем не только Слободана Милошевича, но и Зорана Джинджича. Считается, что он внес самый большой вклад в дело преподавания Закона Божия в школах. Ныне он член Правительственной комиссии по наблюдению за религиозным преподаванием. Преподает на Богословском факультете с 1981 года.
Григорий (Дурич) (41), епископ Захумско-Герцеговинский, считается лидером «молодых» епископов СПЦ. Монашество принял в Остроге в 1992 году. Через два года завершил Богословский факультет. До 1997 года занимался последипломными исследованиями в Афинах. Возглавил церковь в Герцеговине в 1999 году.
Когда согласны коммунисты и Бог
Интересно напомнить, как был избран нынешний Патриарх. Источник «Пресса» из Патриархии указывает, что не является никаким секретом, что за тогдашнего епископа Рашко-Призренского [Павла] сильнее всех выступали «государственные структуры». В конце концов, с его выбором согласился и Господь, как говорит наш собеседник из Патриархии, «вероятно, это был первый случай, когда нашли согласие коммунисты и Бог».
Религиовед Мирко Джорджевич напоминает, что в последние десятилетия у СПЦ были чрезвычайно тяжелые периоды, начиная с коммунистической диктатуры, конфискации имущества и различных запретов, до раскола в своих собственных рядах.
Война двух течений
«Известно, что внутри СПЦ за место Патриарха идет борьба между двумя течениями», говорит Мирко Джорджевич. «Первое, мощное боснийское течение во главе с Епископом Зворницко-Тузланским Василием (Качавендой), у которого в руках сильные политические карты. Во главе второго направления стоит митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович). Это течение значительно умереннее. Между этими двумя течениями существуют многочисленные различия, касающиеся, прежде всего, внутрицерковных вопросов. Сторонники Амфилохия выступают за нововведения, т.к. считают, что церковь не в состоянии решить косовский вопрос, а потому необходимо в интересах народа сотрудничать с существующими на данный момент органами власти. Другие с ними не согласны, и подчеркивают, что важно, кто руководит государством, т.к. государственные и церковные вопросы переплетены».
Косовский вопрос это, однако, не единственная проблема, по поводу которой в церковных рядах «ломают копья».
Историк Миодраг Янкович считает, что Сербии нужен патриарх, который объединит консервативное и реформистское крылья, и который станет настоящим душевным врачевателем народа: «В СПЦ существует разделение, которое можно описать, как разделение на иустиновцев, опирающихся на традиции Иустина Поповича. Среди них Амфилохий, Атанасий и Ириней Бачский. Другие — это фронт консерваторов. Трудно предположить, кто станет новым патриархом, как из-за самой процедуры выборов, так и из-за того, что на новом Патриархе будет лежать огромная ответственность. Павел был великим сербским Патриархом, и было бы хорошо, если бы на его место пришел кто-то, кто продолжит его традиции».
Наши собеседники как главную линию водораздела между двумя течениями в СПЦ называют отношение к Римо-католической церкви, к экуменизму, к изменениям в служении литургии и косовский вопрос
«Пресс», 26 октября 2008
http://www.pressonline.rs/page/stories/sr.html?view=story&id=49 879§ ionId=37
«Политика»: Выборы главы СПЦ. Кто кандидаты в наследники?
Среди наиболее серьезных кандидатур называют митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, но многие не умаляют шансов епископов Нишского Иринея и Жичского Хризостома. Прогнозировать, кто станет 45-м главой СПЦ, дело неблагодарное из-за процедуры выборов Патриарха. Его выбирают «апостольским жребием» из трех кандидатов, получивших больше всего голосов. Епископ Рашко-Призренский Павел был выбран как третий кандидат в Патриархи только в девятом круге голосования. Его соперниками тогда были Епископ Шумадийский Савва, получивший 16 голосов, и Епископ Жичский Стефан, получивший 13 голосов.
1 декабря 1990 года после молитвы в патриаршей часовне игумен монастыря Троноша взял конверты с именами трех кандидатов, перемешал их, и достал один, в котором было имя Павла. Такая же процедура должна пройти и при выборах нового главы СПЦ.
Из госструктур поступают неофициальные сигналы, что хотели бы видеть на патриаршем троне какого-нибудь молодого, современного епископа, который бы больше прислушивался к ритму времени, в котором сейчас находится Сербия. Т.к. Епископ Новозеландско-Австралийский Ириней не удовлетворяет формальным условиям (не имеет пяти лет архиерейской службы), то в качестве «любимчиков» властей называют Епископа Захумско-Герцеговинского Григория и Епископа Браничевского Игнатия.
Остается только посмотреть, сработает ли во время голосования так называемый «географический принцип» (как его называет обозреватель Живица Туцич). Большинство епископов на Соборе родом из Боснии и Герцеговины. По некоторым сведениям, большая часть так называемого «боснийского лобби» в СПЦ находится под большим влиянием Епископа Зворничко-Тузланского Василия (Качавенды). Кому они отдадут свои голоса, сказать трудно. Некоторые утверждают, что если эти епископы не придут к соглашению с митрополитом Амфилохием голосовать за него, то они могут проголосовать за митрополита Дабробосанского Николая или за Епископа Банялуцкого Ефрема.
В выборах участвуют все епископы. Но все еще остается вопросом, будут ли иметь право голоса четыре представителя Охридской архиепископии. По неофициальным данным, в верхах СПЦ готовят изменения в процедуре выборов, что находится в компетенции Собора под председательством Патриарха. По этим сведениям, епископы Охридской архиепископии могут и не получить права голосовать. Если это произойдет, тогда нового Патриарха будут выбирать не 45, а 41 епископ. То, что такое изменение системы выборов неканонично говорит и пример Русской Православной Церкви, где на выборах Патриарха равноправно участвуют и епископы автономной Украинской церкви.
Как стало неофициально известно «Политике», отдельные кандидаты «раздают предвыборные обещания», чтобы получить потенциальные голоса. В ходе такой кампании те епископы, которые видят себя уже на патриаршем троне, взамен за голоса обещают новые, более привлекательные епархии. Так, упоминается раздел Митрополии Белградско-Карловацкой на три части и раздел Жичской и Нишской епархий.
М.Пешич
«Политика», 25 октября 2008 года
http://www.politika.rs/rubrike/tema-dana/Ko-su-kandidati-za-naslednika.sr.html
Перевод с сербского Михаила Ямбаева
http://rusk.ru/st.php?idar=105505
Страницы: | 1 | |