Седмицa.Ru | 15.03.2005 |
После пения великого прокимна и закрытия царских врат Предстоятель Русской Православной Церкви и духовенство переоблачились в темные одежды и сотворили обряды прощения. Святейший Патриарх Алексий прочитал молитвы на начало Святыя Четыредесятницы и обратился к пастве с традиционным напутствием на Великий пост. По традиции, попросив друг у друга и у народа прощения, Его Святейшество, иерархи и священнослужители благословили верующих на начало Великого поста.
Приступая к чтению молитв на начало Великого поста Святейший Патриарх Алексий сказал:
«Дорогие братья и сестры, в преддверии Великого поста помолимся, чтобы Господь помог нам пройти это спасительное для души поприще в воздержании от грехов, принести Богу искреннее покаяние в вольных и невольных согрешениях, которые мы соделали, чтобы сподобил нас Господь в радости и с чистым сердцем встретить светлый праздник Пасхи Христовой».
Перед совершением чина прощения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес слово назидания:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие мои, вновь мы стоим на пороге Великого поста. Пост есть время покаяния, время, когда человек должен оглянуться на пройденный им жизненный путь, проверить себя в свете заповедей Христовых, принести Господу раскаяние в вольных и невольных согрешениях, причаститься Святых Христовых Таин во очищение души и тела. Великий пост готовит нас к достойной встрече радостного и спасительного праздника Воскресения Христова. Заповедь Господня говорит: „Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят“ (Мф. 5. 8). Время Великого поста дано нам именно для того, чтобы очистить свое сердце покаянием, и с чистым сердцем встретить Господа Воскресшего в светлый и радостный день Пасхи Христовой.
Святая Церковь за несколько недель до начала Великого поста призывала нас к покаянию молитвой, которая пелась во время Всенощного бдения: „Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче“. В подготовительные недели к Великому посту Церковь давала нам примеры покаяния и смирения пред Богом. К смирению Церковь призывала нас примером мытаря, который в евангельской притче, стоя в храме и не смея очей своих поднять к небу, видел свои грехи и обращался к Богу с краткой молитвой: „Боже, милостив будь ко мне грешному“. Покаянию научала нас Церковь, когда за богослужением читалась евангельская притча о блудном сыне. У отца было два сына, и младший сын просил у отца разделить наследство, ушел в страну далече, остался нищим, живя распутно. Но, как говорится в притче, он пришел в себя и осознал, что должен вернуться к своему отцу и сказать: „Отче, я согрешил перед Небом и перед тобою, я недостоин называться сыном твоим“. С этим чувством покаяния он пришел домой, и отец принял его с любовью, как сына, которого он считал погибшим, но обрел вновь.
И вот в последнюю приготовительную неделю, в канун Великого поста, Церковь напоминает нам о Страшном суде, когда каждый человек должен будет ответить за пройденный им жизненный путь. Господь спросит нас за наши добрые дела — дела, совершенные в отношении наших ближних, тех, с кем вместе мы совершаем свой жизненный путь. Многим Господь скажет: „Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня“. Тогда ответят Ему: „Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?“ И на это услышат от Господа: „Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне“ (Мф. 25. 42−45).
Сегодняшний день — Прощеное воскресенье — особый день в году, когда Церковь призывает нас ко взаимному примирению и прощению. В сегодняшнем утреннем Евангельском чтении Господь говорит: „Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный“ (Мф. 6. 14).
Но всегда ли прощаем ли мы друг другу обиды и огорчения? Зло, которое мы держим на других у себя на душе, затемняет нашу душу, лишает нас той милости и радости, которая дается людям, когда они примирятся и от души простят друг другу обиды, огорчения, осуждения. Не только формально надо просить прощения у тех, кого мы, может быть, обидели и огорчили, нужно вспомнить всех, кого мы осуждали, кому не помогли в трудную минуту жизни, примириться с теми, кто имеет что-то против нас, примириться взаимно, чтобы почувствовать облегчение, успокоение своей совести, успокоение души.
В это Прощеное воскресенье Церковь призывает всех нас к взаимному прощению. Каждый из нас ежедневно читает молитву Господню „Отче наш“. В этой молитве мы, с дерзновением обращаясь ко Господу, просим Его простить наши грехи: „Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим“. Но если мы не „оставляем“, не прощаем тем „должником“, кто нас обидел и огорчил, можем ли мы сами просить у Господа прощения наших собственных грехов?
Этот обычай — обычай взаимного прощения — ведет свое начало от первых веков Христианства. В обителях египетских подвижники в этот день — в Прощеное воскресенье — собирались вместе, молились, прощали друг друга, просили друг и друга прощения и уходили в пустыню на время поста. Некоторые из них уже не возвращались в свою обитель: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне… Но в Прощеное воскресенье, чтобы уйти из своей родной обители с надеждой Воскресения Христова, исполняли одновременно песнопения покаянные и песнопения Пасхальные, чтобы дать подвижникам силы и мужество пройти спасительное поприще Великого поста.
Сегодня мы не призываем уходить в пустыню, мы продолжаем совершать свой жизненный путь. Но Великий пост есть время воздержания, воздержания не только в пище, но и в словах, в мыслях, в поступках. Это время, когда необходимо особо проявлять христианскую любовь друг ко другу. Тогда действительно пост будет для нас спасительным, радостным, духовно обновляющим нас в подготовке к великому и спасительному празднику Пасхи Христовой.
Я еще раз призываю всех вас ко взаимному прощению и прошу вас, если я кого-либо вольно или невольно обидел или огорчил или с невниманием отнесся к вашим скорбям, нуждам, болезням, жизненным потерям, тревогам, простите меня, чтобы и мне примиренным и с своей совестью, и со всеми вами вступить на поприще Великого поста. Простите меня, если вольно или невольно причинил вам обиду.
Сейчас все мы подойдем к образам Спасителя и Божией Матери, осеним себя крестным знамением и испросим благословение Божие на наступающий пост. Дай Бог, чтобы для каждого из нас спасительное время Великого поста не прошло бы всуе, напрасно, чтобы к празднику Светлого Христова Воскресения мы почувствовали себя очищенными и с чистым сердцем встретили Господа Воскресшего. Да поможет нам Господь пройти это спасительное поприще, которое святые отцы называли „весной духовной“. Как в природе все обновляется весной, так и душа человеческая пусть обновиться благодатью Господней во время Великого поста. Аминь».
Как в Православной Церкви появился пост Четыредесятницы?
«Дидахэ», древнейший христианский литургический памятник (предположительно, посл. треть I в.), говорит только о двух видах поста у первых христиан — 1) еженедельном посте по средам и пятницам и 2) посте в течение нескольких дней, который соблюдался в случае Крещения новообращенного, причем постились и сам крещаемый, и совершавший Таинство священнослужитель, и «некоторые другие» (восприемники?; гл. 7). Предкрещальный пост отмечается и у многих других раннехристианских авторов: «[Тех, кто обращается в христианство,] учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними» (сщмч. Иустин Философ. 1 Апология. 61); «Приступающим ко Крещению нужно молиться частыми молитвами, с постами, коленопреклонениями и бдениями, с исповеданием всех прежних грехов» (Тертуллиан. О крещении. 20). Во II—III вв. в Церкви во всеобщим сделался обычай устраивать торжественное Крещение раз в году — на Пасху, а время перед Пасхой стало постом по причине Крещения. Кроме того, и сама Пасха в II—III вв. многими понималась не как праздник Воскресения Христова только, а как праздник Креста и Воскресения. В связи с этим празднование Пасхи заключалось в посте (которым отмечалось событие Распятия) и следовавшей за ним Евхаристией (указывавшей на Воскресение). Наконец, в III—IV вв. в Александрийской и некоторых других Церквах существовал обычай поститься 40 дней после праздника Крещения Господня — в подражание Самому Господу Иисусу Христу. Предкрещальный, пасхальный посты и пост после праздника Крещения Господня и превратились после IV в. в посты Св. Четыредесятницы и Страстной седмицы, т. е. — в Великий пост.Однако хотя пост Четыредесятницы и возник в связи с подготовкой к крещению, уже в III в. на него смотрят, как на нечто самоценное. Таким он является отчасти уже в свидетельстве «Завещания Господа нашего Иисуса Христа» (V в.). «Каноны Ипполита» (IV в.) говорят о нем без отношения к крещению, хотя тотчас после чина крещения. «В дни поста, которые установлены в правилах на четвертый день недели и в шестой и в Четыредесятницу… (повреждено) кто же присоединяет к ним другие посты, получит награду. Кто же этому противится и кого в этом не извиняет болезнь, бедствие или необходимость, тот противится Богу, постившемуся за нас» (Гл. 154). Наконец, о Четыредесятнице упоминает Ориген: «Мы имеем дни Четыредесятницы, посвященные посту» (Беседы на книгу Левит. 10).
Но не во всех церквах предпасхальный пост сразу получил 40-дневную продолжительность. В кон. II в. пасхальный пост, согласно свидетельству сщмч. Иринея Лионского, продолжался где день, где два, где еще дольше; где обнимал промежуток времени в 40 часов. Относительно Александрии, где жил и трудился Ориген, имеется свидетельство, что предпасхальный пост ограничивается здесь в середине III в. несколькими днями. Св. Дионисия, еп. Александрийского (246 -265 гг.), еп. Василид спрашивал, когда нужно оканчивать пасхальный пост: вечером ли в субботу, или утром в воскресенье при пении петуха, как это делается в Риме. Высказав свой взгляд на различные сроки для конца поста, Александрийский епископ прибавляет: «И шесть дней поста соблюдаются не всеми равно и одинаково; ибо одни проводят все дни без пищи, а иные ни одного; тем, которые весьма ослабели от продолжительного поста и почти погибают от изнеможения, простительно более раннее вкушение пищи; но если иные четыре предшествующие дня поста не только не постились без перерыва, но и вообще не постились и даже роскошничали и потом, когда наступают последние два дня, их, т. е. пятницу и субботу, непрерывно постятся и думают, что делают нечто великое и славное, если воздерживаются до утра, то я думаю, что они не были в таком подвиге, как те, которые упражнялись больше дней» (Послание к Василиду. Гл.1).
Противоречие между Дионисием и Оригеном можно примирить тем, что Ориген, живший долго в Палестине, говорит о практике тамошней церкви. Удлинение поста до 40 дней могло первоначально произойти в Палестине. А так как Иерусалимская церковь пользовалась большим авторитетом, то отсюда 40-дневный пост легко мог распространиться по всему христианскому миру. В самом начали IV в. он уже распространился по всем поместным церквам. Следовательно, возникнуть он должен был не позже III в. Переходом от недельного поста к 40 дневному мог быть двух- или трехнедельный пост — срок, которым ограничивался предпасхальный пост кое-где еще и в IV в., по свидетельству историка Сократа («Церковная история». VII, 19).
После IV в. общецерковной становится практика соблюдения поста в течение 40 дней (Св. Четыредесятницы), а также еще недели перед Пасхой (Страстной седмицы); перед Великим постом в некоторых местностях практиковался еще и дополнительный недельный пост (отсюда возник соблюдаемый в Православной Церкви запрет вкушения мяса на Масленицу, и совершение в среду и пятницу на Масленицу служб по типу великопостных, без Литургии). Со временем на все дни Св. Четыредесятницы и Страстной седмицы были написаны соответствующие песнопения, возникла особая система великопостных памятей (все воскресенья Великого поста, все дни Страстной седмицы, многие субботы и некоторые будние дни поста посвящены тем или иным событиям или лицам Священной и церковной истории). С XI в. сложившаяся в Православной Церкви система великопостных памятей уже не менялась и службы Великого поста, совершаемые сегодня, мало отличаются от тех, что пели наши предки тысячу лет назад.
По материалам книги М. Скабаллановича «Толковый Типикон»