Утро.Ru | Тимур Тепленин | 14.03.2005 |
Как сказал глава Тибета, всем тибетцам необходимо жить в мире с Китаем. По словам Далай-ламы, «тибетская культура и буддизм — часть китайской культуры». Кроме того, подчеркнул он, в интересах самих жителей Тибета быть частью КНР и быть под управлением правительства республики, это, считает Далай-лама, гарантировало бы «сохранение тибетской культуры, духовности и природной среды».
Наблюдатели не то чтобы в шоке, но все отмечают, что данное интервью вызвало крайне неоднозначную реакцию. Новое заявление 69-летнего лидера Лхасы резко отличается от прежних, в которых он требовал для Тибета самоуправления и полной политической независимости в рамках провозглашенной в Китае концепции «Одна страна — две системы». Теперь Далай-лама XIV признает, что ему нужна лишь религиозная и культурная автономия для Тибета в обмен на отказ от самостоятельности в политической, экономической и дипломатической сферах.
В заявлении также говорится, что Тибет и Китай могут действовать на пользу друг другу: Тибет поможет Китаю развивать «внутренние ценности», в то время как КНР окажет влияние на развитие экономики Тибета.
Некоторые эксперты прямо указывают на то, что Далай-ламу XIV привлекли бурные темпы развития экономики республики. Правительство Тибета в изгнании пока в замешательстве… В то же время признанный Пекином наследник Ламы — XI Панчен-лама в своем интервью все для той же гонконгской газеты South China Morning Post призвал тибетцев, в том числе проживающих за рубежом, способствовать экономическому развитию и повышать стандарты жизни горного автономного района…
Справка. Далай-лама (монг. «океанская ширь (мудрости)», «океан-учитель», «учитель, чьи знания бесконечны, как океан»), титул духовного и политического владыки Тибета. В XVI в., когда основанная проповедником Цзонхавой (1357−1419) буддийская школа гэлук-па получила распространение в Монголии, ее приверженец, монгольский князь Алтан-хан, пригласил к себе настоятеля одного из самых влиятельных тибетских монастырей Соднам Джамцо (1543−1588) и даровал ему титул Далай-ламы. Впоследствии этот титул был распространен и на двух предшественников Соднам Джамцо, наместников школы гэлук-па в Тибете (Гедун Дуб, 1391−1474, и Гедун Джамцо, 1475−1542). Со временем Далай-лама, чья резиденция находилась в столице Тибета Лхасе во дворце Потала, сосредоточил высшую духовную и политическую власть и стал общепризнанным авторитетом для приверженцев ламаизма, сфера влияния которого кроме Тибета охватывала Монголию, Бурятию, Калмыкию, Туву и Бутан. В истории Тибета известны 14 носителей титула Далай-ламы. Все они, согласно принятому в ламаистском мире учению о реинкарнации, являются воплощением одного и того же Далай-ламы.
Последний Далай-лама Данцзин Джамцо родился 6 июля 1935 года. В 1949 г. на территорию Тибета вошли войска Китайской Народной Республики. Лхаса согласилась на признание верховной власти КНР над Тибетом. В свою очередь, китайские власти объявили Далай-ламу заместителем председателя Всекитайского собрания народных представителей. Тем не менее сфера влияния Далай-ламы была ограничена центральными районами Тибета. В 1959 Далай-лама XIV покинул Лхасу, избрав местом своего пребывания Дхармсалу в Индии (шт. Химачал-Прадеш). В 1962 г. Далай-лама XIV написал книгу о Тибете под названием «Моя земля и мой народ». За выдвинутый им мирный план по восстановлению мира и прав человека в Тибете Далай-лама XIV был удостоен Нобелевской премии мира (1989).