Русская линия
Русская линия08.10.2008 

О главном непринятом решении Св. Синода
Вопрос о духовном окормлении Абхазии и Южной Осетии на заседании 6 октября не рассматривался

Республика АбхазияСвященный Синод Русской Православной Церкви (РПЦ) на прошедшем 6 октября заседании не стал принимать в лоно Русской Церкви Сухумо-Абхазскую и Аланскую (Южная Осетия) епархии, пишет газета «Коммерсант». При этом известный миссионер диакон Андрей Кураев в интервью «Коммерсанту» назвал это ни более, ни менее как «главным событием заседания Св. Синода». «Главным итогом нынешнего Синода можно считать то, что РПЦ не откликнулась на призыв осетин и абхазов об объединении, в очередной раз продекларировав незыблемость канонических территориальных границ», — заявил он, комментируя решение Синода. Более того отец Андрей подчеркнул, что позиция Русской Церкви в этом вопросе фактически «разошлась с кремлевской», а вопрос о духовном окормлении республик оказался политическим. Позицию Священноначалия диакон объяснил тем, что РПЦ не выгодно ссориться с Грузинской Православной Церковью.

Газета приводит также слова руководителя пресс-службы Московской Патриархии священника Владимира Вигилянского, что Патриарх Алексий II «всегда подтверждал целостность Грузинской Церкви». «Речи о включении Осетинской и Абхазской Церквей в состав РПЦ быть не может», — подчеркнул отец Владимир.

Как известно, на сегодняшний день Южная Осетия и Абхазия являются канонической территорией Грузинской Православной Церкви. Представители Сухумо-Абхазской и Аланской епархий, находящихся на территории республик, неоднократно просили Московский Патриархат взять их под свой омофор. В частности, в начале сентября временно управляющий Сухумо-Абхазской епархией священник Виссарион Аплиа заявил, что возглавляемая им епархия желает быть самоуправляемой в составе Московского Патриархата. Он отметил, что с таким предложением православные Абхазии обращались в Московский Патриархат «неоднократно и ранее, но непризнанность республики являлась главным препятствием для решения этого вопроса». «Теперь, когда независимость Абхазии признана Россией, мы вновь намерены обратиться с просьбой о решении этого вопроса», — сказал отец Виссарион.

Южная ОсетияНа окормлении Абхазии и Южной Осетии Русской Церковью настаивают и миряне, не желающие далее находиться в лоне Грузинской Православной Церкви. 25 июля сего года с открытым письмом Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II обратилось несколько молодежных организаций Южной Осетии. В документе отмечается, что «осетинский народ, являясь носителем древнейшей культуры, никогда не терял духовных ценностей и веры в Господа. Аланская Епархия, которую мы вновь обрели с Божией помощью, не нуждается в опеке шовинистической Грузинской Церкви. Мы, молодежь Южной Осетии, на протяжении 18 лет испытываем на себе „заботу“ правительства и духовенства Грузии, мы свидетели того, как появляются свежие могилы наших сверстников — православных христиан». «Молодежь Южной Осетии уповает на Ваше Святейшество и надеется, что в будущем Русская Православная Церковь будет с большим вниманием следить за ходом событий в Южной Осетии, население которой в подавляющем большинстве исповедует Православие, и давать объективную оценку действиям грузинского духовенства и правительства», — говорится в заключении обращения.

Напомним также, что в конце августа директор первого общественного православного телеканала «СПАС» Александр Батанов опубликовал на сайте телеканала открытое обращение, в котором попросил священноначалие РПЦ принять «под омофор Московского Патриархата Сухумо-Абхазскую и Аланскую (Южно-Осетинскую) епархии».

Позицию Русской Праославной Церкви в этом вопросе уже озвучивали официальные представители Московского Патриархата. Так заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Всеволод Чаплин, говоря о признании Россией независимости республик, заявил, что «политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами». Точно такое же мнение высказал в интервью «Русской линии» секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов. «Политические решения не имеют прямого действия в области церковно-юрисдикционных отношений. Данный вопрос является темой для диалога между Русской и Грузинской Православными Церквами», — считает отец Николай. В начале сентября сего года в радиоэфире «Русской службы новостей» он заявил, что вопрос о духовном окормлении Абхазии и Южной Осетии не должен решаться верующим населением республик. «Их воля, конечно, выразить свое желание, — это у них никто отнять не может, а вот, что касается решение этого вопроса, он, конечно, должен решаться в диалоге между нашими Церквами. Он не может быть решен Русской Церковью в одностороннем порядке», — выразил уверенность священник.

Однако на сей счет прозвучало и другое мнение. В интервью «Русской линии» его высказал наш авторитетный богослов профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Ильич Осипов. Профессор Осипов, в отличие от протоиерея Николая Балашова, считает, что именно в случае Южной Осетии и Абхазии «все будет зависеть, прежде всего, от желания самих верующих». «Какие-то приходы, может быть, захотят остаться в Грузинской Православной Церкви, как это и было, другие, может быть, не пожелают этого, а захотят перейти в Русскую Православную Церковь», — полагает Алексей Осипов. В качестве положительного примера ученый-богослов привел Америку, «где есть Американская Автокефальная Церковь, есть Греческая Церковь, подчиненная Константинополю, есть Церковь, подчиненная Александрии, Румынии и т. д. Все эти Церкви находятся на территории Соединенных Штатов или Канады, то есть одни приходы принадлежат одной Церкви, другие — другой».

Очевидно, что вопрос о каноническом устройстве Абхазской и Юго-Осетинской (Аланской) епархий не имеет простого решения. С одной стороны, вполне законны требования верующих абхазов и осетин обеспечить им нормальные условия для церковной жизни. С другой стороны, нарушения канонического принципа с нашей стороны чревато не только разрывом отношений с Грузинской Православной Церковью, с которой у нас много общих позиций в вопросах межцерковного сотрудничества, но и сложностями в наших отношениях с греческими Церквами. Тем не менее, замалчивание этого вопроса — не лучший выход из ситуации. Ее нужно обсуждать, избегая политизации проблемы, избегая конфликтов с государственной властью. Хотя сегодня реальным может быть только какое-то временное компромиссное решение.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика