Независимая газета | Вячеслав Самошкин | 14.03.2005 |
Мирон Игнат представляет в парламенте Общину русских-липован Румынии (ОРЛР), или старообрядцев. По официальной статистике, община насчитывает 37 тысяч человек. А согласно церковным книгам самих липован — около 100 тысяч. Живут они компактно, в основном в селах, прилегающих к дельте Дуная и на севере, на Буковине: Русская Слава, Журиловка, Соколинцы, Мануиловка, Камень, Сарикёй… Но немало их и в больших городах: Тульче, Констанце, Бухаресте.
Липованами зовутся по селу Липова на Буковине, а может, потому, что когда-то часть из них, поповцы, последовали за митрополитом Филиппом («филиппоне» — «липоване»). При царизме их преследовали, потому они и бежали сюда, на край Оттоманской и Австрийской империй, притеснял и режим фашистского диктатора Антонеску, считая их пятой колонной большевиков. А когда в 1944 году пришла Красная Армия, то, услышав русскую речь, записала их чуть ли не во власовцев и белогвардейцев. Советская власть их не очень-то привечала…
Эта изолированность способствовала тому, что липоване стремились не столько отстаивать свои права, как другие нацменьшинства, сколько как можно лучше интегрироваться в румынскую среду. Так, родители никогда не хотели, чтобы у их детей были русские школы. Этим пользовались: при переписях населения липован убеждали записываться румынами, потому и такие расхождения статистики с жизнью. Все это, конечно, не способствовало сохранению традиций и родного языка. Ситуация изменилась после декабрьской революции 1989 года, когда они создали свою общину.
Мирон Игнат избирается депутатом уже второй срок подряд. В прошлом году он впервые возглавил и общину. Ему 63 года. Родился в русском селе Гиндэрешти (Новенькое) на Дунае, окончил Экономическую академию в Бухаресте, специализировался в банковском деле, занимал руководящие должности в этой сфере и даже был председателем Народного банка в Тульче.
«Община собрала нас воедино, — говорит Мирон Игнат. — Мы стали передавать друг другу песни и традиции. В городке Рэдэуци, на севере, создали музей нашего старообрядчества. Там есть старые книги, образцы старой одежды, домашняя утварь, сундуки, лавки, сиделки… Добились возвращения селам старых русских названий, которые были переделаны на румынский лад при Чаушеску. Помогли церквям: в некоторых деревнях построили новые, в других — отремонтировали старые. Восстановили памятник героям Рязанского полка, погибшим при форсировании Дуная, под Мэчином, в самом начале Русско-турецкой войны 1877−1878 годов». Липоване хотят поставить еще два памятника — в честь первых переселенцев, один на юге Румынии, а другой на севере.
Община издает на русском языке газету «Зори» и журнал «Китеж-град» — каждое издание по пять тысяч экземпляров. В них пишут и о проблемах липован, и о России. В последние годы удалось издать и немало книг. В этом году намечено издать 12 книг: церковный календарь, сборник «Как смотрели румыны на русских прежде», «Краткую энциклопедию русских писателей», включая писателей-староверов, альбом о липованских селах, об убранстве их домов и традициях.
В отличие от других общин — греков, евреев, армян, поляков, сербов — липоване оказались без недвижимости. По закону о возвращении собственности сейчас все возвращают себе здания, постройки, а у липован такой собственности, особенно в городах, не было. Поэтому приходится выбивать у правительства дополнительные средства на приобретение или постройку зданий. Сейчас общине выделяют 13,5 миллиарда лей в год, что равно примерно 450 тысячам долларов.
Одна из главных проблем для липован — сохранение родного языка. Одних лишь книг недостаточно. А проблема с российским телевидением начала решаться лишь в последнее время. Липованам долго приходилось забрасывать письмами посольство и «Останкино». Говорят, что турецкой общине хватило одного письма от правительства Турции, чтобы начать получать программы турецкого телевидения.
«Для сохранения русского языка нужно, чтобы у наших детей была мотивация изучать его. — говорит Мирон. — Ребенок изучает русский язык в детском саду один раз в неделю. В начальной школе — 3−4 часа в неделю. Некоторые поступают в лицеи, но там русского почти нет. Необходимо, чтобы ребенок знал, что по окончании школы или института он будет работать в России или в российской фирме, действующей в Румынии. Пока такой уверенности нет».
Что касается социальных проблем, то главная из них — безработица. Традиционный промысел липован — рыболовство. Но возвращение капитализма и резкое сокращение рыбных запасов крепко ударило по их интересам. Выгоднее стало заниматься агротуризмом, особенно в дельте Дуная. Весной, летом и ранней осенью здесь большой спрос на жилье, особенно в хороших хозяйствах.
Многие выезжают на заработки за границу. По официальным данным, за границей работают 2,5 миллиона румын. Среди них доля липованского населения — примерно 20−25%. Работают в основном в Италии и Испании. А почему липоване не подаются на работу на историческую родину? Оказывается, они не имеют представления о возможностях работы в России.
«Русское население в дельте в последние десять лет очень сократилось, — рассказывает Мирон. — Нет перспектив для молодежи. Вот, например, Свиштовка. После войны там было больше тысячи семей. Сейчас около 60, такая же картина в Периправе. Парни еще как-то приспосабливаются, ловят рыбу. А девушки? После окончания школы уезжают в лицеи в города, родители помогают, там они и остаются. Рождаемость падает. Раньше в семьях было по пять-шесть детей. А сейчас не более трех. Такие времена».