Русская линия | Дмитрий Терехов | 24.05.2008 |
В этой связи, слегка отвлекаясь от главной темы нашего обзора, хотелось бы заметить, что было бы неправильно отвергать походя всё современное или авангардное искусство, так сказать, скопом. Это неправильно уже хотя бы потому, что традиционная классическая живопись уже давно находится в перманентном кризисе, не зная, куда дальше ей развиваться. И в принципе, по крайней мере, часть того, что принято называть современным искусством представляет собой попытку преодолеть этот кризис.
Впрочем, также неправильно было бы обожествлять всё современное искусство и объявлять всех, кто сомневается в его ценности ретроградами и мракобесами. Дело в том, что современное искусство по самой своей природе просто предрасположено к налипанию на него всякого рода проходимцев от искусства и просто бездарностей, откровенно просто НЕ УМЕЮЩИХ ничего изобразить или придумать, но при этом мечтающих об известности и добивающихся таковой разного рода провокациями не имеющими к искусству вообще никакого отношения. Ибо при уходе от классических канонов исчезают и критерии того, что считать профессионально состоятельным, творческим и креативным, а что просто бредом больного самолюбия. Кстати, на выставке лично присутствовал некто Кулик, который добился таки какой-никакой известности благодаря своим «творческим» экспериментам с хождением в голом виде на цепочке, имитируя собаку, чем данный «мэтр» баловался в 90-ые годы и один из данных шедевров был представлен в экспозиции.
Впрочем, вернёмся к главной теме нашего обзора, ибо проблема современного искусства вообще слишком обширна и требует отдельного очень масштабного разговора.
Говоря о выставке в целом можно было явно отметить весьма значительное количество «творений» преследующих цель вставить шпильку или булавку «злодейскому путинскому режиму». Хотя, справедливости ради, надо отметить, что у эстетствующей публики подобное творчество особой ответной реакции не вызывало.
Ещё одной явной тенденцией, которая отмечалась на выставке, было обилие «творений» носящих подчёркнуто антихристианский характер. Впрочем, что характерно, организаторы воздержались от показа таких «произведений», которые могли вызвать, так сказать, ответную «креативную» реакцию части традиционалистской и православной публики в стиле приснопамятной выставки «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство-2007». Так что подобное «творчество», усилиями православной общественности всё-таки удалось вытеснить из стен т.н. «приличных» галерей на задворки, типа известного «Сахарного» центра. В этом смысле, мы с вами не зря трудились, митингуя у Сахарного центра, публикуя статьи и обращения общественности и подавая в суд на Самодурова и компанию, а кое-кто — предпринимая и акции «прямого действия». Кое-чему научили всё-таки скотов!
Отметим также, что большая часть антихристианских «творений» теперь продолжает выставлять только галерея Марата Гельмана и связанные с ним структуры. Остальные остерегаются…
Ну вот, мы как раз подошли к главной теме статьи. Речь идёт о представлении как раз под эгидой галереи Марата Гельмана т.н. «Евангельского проекта» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой, который без преувеличения можно назвать стержневым на всей выставке «Арт Москва». Речь идёт о серии гигантских полотен иллюстрирующих Евангелие, но сами иллюстрации построены на документальных фотосъёмках из современной жизни, предоставленных в основном агентством «Рейтер».
Должен сказать, что сам подход показался мне весьма интересным, ибо он подводит зрителя к мысли, что Евангелие ничуть не устарело в современном мире и евангельские сюжеты и евангельские тексты можно в той или иной форме лицезреть в разных частях света каждодневно и ежечасно. В этом «Евангельском проекте» я не усмотрел стремления авторов поглумиться над христианскими и православными ценностями, а напротив, увидел робкую попытку осмыслить христианские идеи на каком-то новом уровне. Некоторые полотна, с моей точки зрения, могут быть признаны спорными по трактовке, но в целом, если не придираться к деталям, «Евангельский проект» произвёл на меня весьма позитивное впечатление.
Например, я смотрел на полотно изображающее хохочущих юных беспризорников-наркоманов с выбитыми передними зубами, под которой пересказ евангельских слов: «… и кто примет одно такое дитя во имя Моё, тот Меня принимает…» и думал, что хотя это явно далёкое от православных канонов творчество, но его нельзя назвать антиправославным, ибо оно православное ПО ДУХУ.
Не берусь я судить и о чисто художественной ценности данных полотен, поскольку по сути оно напоминает раскраску увеличенных фотографий, взятых из архива агентства «Рейтер» и других источников, но всё-таки повторюсь, подобный подход имеет право на существование.
Но Марат Гельман не был бы Гельманом, если бы не попытался и здесь впрыснуть ушат помоев. Коль даже в таком современном искусстве можно усмотреть позитивный аспект, что делать в такой ситуации? Как развернуть её в традиционное антихристианское русло? Правильно, надо поместить перед входом в зал соответствующий комментарий, который бы настраивал зрителей на нужный именно организаторам лад. И организаторы вешают перед входом плакат с небольшой статьёй некоего Бориса Гройса со следующим текстом, который мы не поленимся привести полностью, а уже затем прокомментируем. Итак, любуйтесь… Выделения наши.
«В течение достаточно долгого времени основным занятием художников являлось иллюстрирование Священного писания. Средневековые иллюминированные манускрипты до сих пор восхищают нас художественным совершенством, с которым были исполнены иллюстрации к ветхозаветным и евангельским текстам. В новое время искусство захотело стать автономным и начало борьбу с иллюстративностью. На вопрос о том, насколько успешной оказалась эта борьба, ответить нелегко. Во всяком случае, можно только приветствовать заметное возрождение иллюстративности в современном искусстве. Ярким примером тому служит серия иллюстраций к евангельским текстам, созданная Дмитрием Врубелем и Викторией Тимофеевой.
Разумеется, художники, работающие в наше время, используют другую технику иллюстрирования, нежели ту, которую практиковали средневековые мастера. Это, естественно, техника реди-мейда. Точность рисунка заменяется здесь точностью выбора иллюстративного материала. Для иллюстрирования евангельского текста Врубель и Тимофеева используют визуальный материал, поставляемый международными агентствами для современных средств массовой информации. Решение это вполне обоснованно, ведь слово Евангелие обозначает „благая весть“, или, если выражаться более современно, „хорошая новость“. В этом смысле Евангелие можно считать прообразом современных медиа: Евангелие было прессой и телевидением своего времени — средством распространения сообщений о сенсационных событиях, происходивших в тогдашней Палестине. Именно с Евангелия начинается все то, что характеризует также культуру нашего времени: культ нового, требование следить за новостями, чтобы не пропустить знамения и предвещания грядущих событий, призыв отбросить старое и следовать духу времени, господство моды и дизайна, глобализация, ориентация на медиальных звезд (в виде апостолов и мучеников, прилюдно страдавших на аренах, услужливо предоставленных им для этой цели римлянами) и т. д.
Но главная новость, которую Евангелие сообщило миру, и которая породила современные средства массовой информации, — это новость о природе самой новости. А именно: это новость о том, что только плохая новость — хорошая новость. Действительно, Евангелие, будучи „хорошей новостью“, не сообщает читателю ничего хорошего. Бог умер, его апостолы замучены, общая картина мира не просто печальна, а совершенно ужасна, пред-апокалиптична. Откуда же берется евангельский оптимизм? Очевидно, что он относится не к содержанию новости, а к ней самой, к самому факту того, что она есть новость и что эта новость нова. Евангельская хорошая новость состоит в том, что даже ужасное новое лучше привычного старого — просто потому что это новое ново.
Мы живем сегодня в мире, который однажды поверил этой новости и верит в нее до сих пор. Работы Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой прекрасно иллюстрируют эту структуру современной веры. Иллюстрации, которые они используют, фиксируют большей частью мрачные, ужасные или по меньшей мере безрадостные факты действительности. И в то же время от всей работы в целом веет поистине евангельским оптимизмом. Плохое, когда оно становится новостью, становится хорошим. На этом парадоксе веры — веры в Евангелие и веры в современные медиа — основано все современное сознание. Работа Врубеля и Тимофеевой очень точно выявляет этот парадокс современной веры. Врубель и Тимофеева вообще относятся к тем художникам, которые обладают способностью, как говорится, попадать в точку. Об этом еще раз свидетельствует и их евангельская серия».
Ну как, вчитались в поток сознания Бориса Гройса (кстати, на выставке есть произведение, которое так и называется — «Поток сознания», представляющее собой фанерную фигуру роденовского мыслителя, изо рта которого бьёт струя в стоящее перед ним ведро, имитируя блевоту). Как вам мысли представленные здесь?
Оказывается Евангелие было прообразом современных СМИ, т.к. распространяло тогдашние сенсации, вроде того, как «Московский комсомолец» рассказывает нам о том как Борис Моисеев очередной раз имитировал совокупление однополых особей на сцене. Именно с Евангелия (по Гройсу) началась культура нашего времени — требование следить за новостями (например за новостями о том же Борисе Моисееве), господство моды, глобализация, ориентация на медийных звёзд и т. д. Но главная новость Евангелия оказывается заключается в том, что плохая новость — это хорошая новость! Ибо действительно, что хорошего в Евангелие может найти для себя Гройс? Он же не будет, как мы, радоваться какому-то Воскресенью Божьему. Для него оптимизм Евангелия заключается просто в том, что новость нова! И для него самое ужасное новое лучше привычного старого, просто потому, что новое — ново. Видимо именно из этих соображений они учинили перестройку, посадили нам на шею сначала Горбачёва, потом Ельцина, для этого они разрушают нашу Веру, просто потому, что для них самое ужасное новое лучше привычного старого.
Я читал сентенции этого самого Гройса, тёр глаза и сначала злился: дескать, как можно выплёскивать такие идеологические помои на зрителя. Уж лучше бы показали своих любимых «Целующихся милиционеров». Это ведь меньшее оскорбление чувств зрителя, чем этот текст.
А потом я подумал: а ведь это саморазоблачение! Ну не все же, кто прочтёт этот мерзкий текст полные идиоты. Должно быть немало людей, до которых должен дойти смысл этой мерзоты (другого слова не подберёшь). А если он дойдёт, до сознания, то что может быть лучшим разоблачением разрушительной античеловеческой, антибожественной сущности этой горстки ублюдков, которые ещё и претендуют на то, чтобы быть духовными поводырями нашего народа. Можно написать сотню статей, где ругать их самыми последними словами, но все эти статьи менее убедительны, чем всего два абзаца Гройса.
Иногда, думаешь: как найти подходящие слова для характеристики этого направления мысли? Кажется, нет таких слов. Но Гройс нашёл… Спасибо ему за это…
Так что ходите на их выставки, господа! Там есть много полезного и познавательного!
http://rusk.ru/st.php?idar=105261
Страницы: | 1 | |