Русская линия
Русская линия Лариса Алексеева17.04.2008 

«Верьте в Россию, любите её, и она будет вам матерью»
В эти дни отмечается 160-летие выдающегося чувашского просветителя, переводчика Библии на чувашский язык И.Я.Яковлева

Иван Яковлевич ЯковлевВ целом ряде регионов России началось проведение мероприятий, посвящённых 160-летию со дня рождения выдающегося чувашского просветителя, создателя современной чувашской письменности на основе русского алфавита, известного православного миссионера, педагога и писателя Ивана Яковлевича Яковлева (1848 — 1930).

Значение И.Я.Яковлева в жизни чувашского народа настолько заметно, что измеряется сегодня исключительно эпитетами и званиями «великий», «духовный отец», «апостол», «пророк», «патриарх». Поэтому во всех местах с наиболее многочисленной чувашской диаспорой запланированы яковлевские торжества. Начались они в селе Кошки-Новотимбаево Тетюшского района Татарстана (до революции — Буинского уезда Симбирской губернии), где 13 (25) апреля 1848 г. родился будущий просветитель. Здесь состоялся Межрегиональный семинар-совещание библиотечных работников, обслуживающих чувашскую диаспору: «Яковлев и духовный мир современного многонационального общества». Мероприятия различного уровня проходят в городах Санкт-Петербург, Москва, Чебоксары, Тюмень, Казань, Белебей, Оренбург, Ульяновск, селе Кошки-Новотимбаево (Татарстан) и в Грачёвском районе Оренбургской области.

15 апреля в Литературном музее им. К.В.Иванова в Чебоксарах открылась выставка «И.Я.Яковлев. Личность и эпоха», а 17 апреля в Чувашском государственном институте гуманитарных наук начала работу Межрегиональная научно-практическая конференция «И.Я.Яковлев — выдающийся просветитель народов Поволжья и Приуралья». 18 апреля в селе Кошки-Новотимбаево будет открыт памятник И.Я.Яковлеву, а 22 апреля в Казани пройдёт научно-практическая конференция «Жизнь сверяя по Яковлеву» (такая же конференция откроется 26 апреля и в Ульяновске).

Кульминацией торжеств обещают стать мероприятия, которые пройдут в столице Чувашии Чебоксарах 24 — 25 апреля: торжественные собрания, научно-практическая конференция «И.Я.Яковлев: жизнь, деятельность, наследие» и праздничный митинг — непосредственно в сто шестидесятый день рождения просветителя, отмечаемый с 1992 г. в республике как День чувашского языка. Завершатся торжества 26 апреля в Москве митингом и возложением цветов на могилу И.Я.Яковлева на Ваганьковском кладбище.

Роль И.Я.Яковлева в духовном просвещении своего народа поистине огромна. В 1868 г., будучи ещё учащимся Симбирской классической гимназии, он основал Симбирскую чувашскую школу, которая, благодаря поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И.Н.Ульянова, была принята на государственное содержание и превратилась в центр чувашской культуры и образования. В 1871 г. он завершил составление первого варианта нового чувашского алфавита, а уже в следующем году увидел свет подготовленный И.Я.Яковлевым первый чувашский букварь (в 1892 г. был также издан его «Первоначальный учебник русского языка для чуваш»). В 1875 г. И.Я.Яковлев был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. В этой должности он активно содействовал открытию сельских школ и возведению в чувашских населённых пунктах православных храмов. И.Я.Яковлев оказал определяющее влияние на формирование чувашского литературного языка и воспитание национальной интеллигенции в духе православного христианства и тесного единения с русским народом, за что чувашские эсеры и националисты не раз объявляли его «русификатором» и «врагом чувашского народа». Одновременно И.Я.Яковлеву доставалось и от сторонников насильственной русификации чуваш, которые усматривали в его деятельности исключительно «национально-сепаратистские» мотивы.

И.Я.Яковлев считается также одним из последователей и продолжателей дела выдающегося православного миссионера Н.И.Ильминского, с которым он состоял в близком родстве, будучи женатым на его приёмной дочери Е.А.Бобровниковой. Именно благодаря И.Я.Яковлеву было положено начало перевода на чувашский язык Библии. Эта кропотливая работа, продолжавшаяся с начала 1870-х годов, заняла многие десятилетия. Причём, как подчёркивал сам И.Я.Яковлев, он всегда старался делать перевод так, «чтобы книги Священного писания были понятны везде и всем и в то же время были бы правильны и точны со славянским и греческим текстами». Благодаря И.Я.Яковлеву и его многочисленным помощникам, до 1906 года были переведены на чувашский язык и изданы: Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяния святых Апостолов и Откровение Иоанна Богослова. Затем И.Я.Яковлев приступил к переводу и изданию книг Ветхого Завета, но закончить это богоугодное дело, к сожалению, так и не успел.

В советское время имя И.Я.Яковлева и его начинания, благодаря заступничеству за него самого В.И.Ленина (с отцом которого у чувашского просветителя были дружеские отношения), не были преданы забвению, а самого переводчика Библии со временем возвели даже в ранг «педагога-демократа». В 1958 г. его имя было присвоено Чувашскому педагогическому институту, а в 1968 г. в Чебоксарах открылись памятник и мемориальный музей И.Я.Яковлева. При этом, всё то, что касалось религиозно-просветительной направленности его деятельности, старательно замалчивалось и «ретушировалось».

Сегодня православные чуваши открывают для себя наследие своего духовного патриарха во всей его полноте. Учитывая, что в настоящее время существует 76 чувашских национально-культурных объединений, действующих в двадцати девяти российских субъектах и шести зарубежных странах, масштаб проведения яковлевских торжеств представляется весьма существенным. Не может не радовать тот факт, что большинство современных чуваш остаются верными заветам И.Я.Яковлева, изложенным в его известном «Духовном завещании чувашскому народу», которое со временем не только не утратило своего значения, но и приобрело ещё более актуальное звучание как для самих чуваш, так и для других населяющих Россию народов. Обращаясь к своим соплеменникам, И.Я.Яковлев писал:

«Во имя Отца и Сына и Святого духа!
Обращаюсь к вам первым, друзья и родичи мои чуваши. О вас болел я душой, к вам в этот час обращается мысль моя, и вам первым хочу сказать мои последние пожелания.
Крепче всего берегите величайшую святыню — веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет её в счастье и удаче. С верой в Бога не страшны жизненные испытания; без веры в Него холодно и мрачно на земле. Веруйте, что есть Высший мздовоздатель за добро и за зло, что есть Высшая правда, есть Божий суд, грозный и праведный.

Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев, не обидел и не унизил вас. Ведомый Провидением к великим, нам незримым целям, народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горестей и несчастий встретил он на своём долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания. Да будут его радости вашими радостями, его горести вашими горестями, и вы приобщитесь к его светлому будущему, грядущему величию. Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним. На всяком поле есть плевелы, но мой долгий опыт да будет порукой тому, что среди русского народа вы всегда встретите добрых и умных людей, которые помогут вашему правому делу. Русский народ выстрадал свою правду, и, нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите её, и она будет вам матерью. Залогом и путеводной звездой да послужит бессмертное имя учителя моего Николая Ивановича Ильминского, олицетворяющего для меня всё величие и всю красоту русского народного характера.

Обращаюсь к тем из вас, кому выпало счастье получить образование. Помните, что вы сами должны помогать своим бедным и обездоленным сородичам, не надеясь на то, что помощь к ним придёт откуда-нибудь со стороны. Помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит, прежде всего, на вас, на людях, которые вышли из их же среды. Возвращайтесь же к своим соплеменникам с сокровищами научного знания, насаждайте среди них понятия гражданственности, учите их закону и праву: заботу об этом должны взять на себя вы, выходцы из народа. Не гнушайтесь бедности, слабости и невежества своих сородичей: из них вы вышли, и для них вы должны поработать, чтобы заплатить ваш долг за полученное за счёт народа образование. Любовь народная вознаградит вас за то, что вы не забудете вашего долга перед своими младшими братьями. Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного. В обращении к родному языку нет измены русскому делу: служить великому русскому отечеству можно, не забывая родного языка, воспринятого от матерей ваших. Доделайте то, что, может быть, не удастся закончить мне: дайте чувашскому народу Священное писание, полностью завершив перевод Ветхого Завета. Послужите делу христианского просвещения, распространяя свет Евангелия среди многочисленных народностей, населяющих русский Восток: по языку и духу вы ближе к этим народностям, чем сами русские. Работой на этой обширной ниве вы заплатите русскому народу часть того великого долга, которым вы обязаны ему, получив из его рук свет веры Христовой.

Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье — защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережёте семью, обережёте детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда.

Будьте дружны между собой, избегайте мелких счётов и распрей, помните о великом завете Спасителя: любите и ненавидящих вас, и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения.

Верьте в силу мирного труда и любите его. Делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью, не ропщите на размеры жизненной задачи. Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением небрежным и нерадивым. Счастье и успех придут ко всякому мирно и с любовью совершаемому делу. Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигаемые нечистыми средствами, — успехи непрочные и временные.

Вот всё, что я хочу сказать вам, готовясь предстать перед Высшим Судиёй. Если в ком есть память о вольной или невольной обиде, мною причинённой, прошу простить меня и помолиться обо мне. Сердечно благодарю за тепло и ласку, которыми не по заслугам моим дарили меня вы, мои соплеменники, и многие, многие русские люди, приходившие с открытым сердцем на помощь моему делу. Горячую благодарность приношу всем товарищам и сотрудникам моим по работе: без их бескорыстного усердия был бы невозможен и мой труд. Шлю привет непосредственным ученикам моим. Учебные часы, среди них проведённые, были отрадными часами моей жизни. Да сохранит и да обережёт вас Бог в жизненных путях ваших».

http://rusk.ru/st.php?idar=105220

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru