Русская линия
Гудок Михаил Дмитрук14.03.2005 

К возрождению единства

9 и 10 марта 2005 года в Москве прошел IX Всемирный Русский Народный Собор «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом». На этом форуме были убедительно показаны истинные причины нашей победы в самой страшной войне — их знание жизненно необходимо в наше время, когда силы зла бросили новый вызов России и всему человечеству.

Президент Российской Федерации Владимир ПУТИН направил послание форуму:

«Приветствую участников и гостей IX Всемирного Русского Народного Собора, собравшего представителей Русской Православной Церкви и других традиционных религиозных объединений, известных политиков, лидеров общественных организаций.

Девиз вашего форума — „Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом“. У фашизма и терроризма одна природа: отрицание ценности человеческой жизни, насилие, попрание всех прав и свобод. Уроки истории свидетельствуют, что общество должно твердо противостоять любым проявлениям экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости.

Уверен, что столь широкое и представительное обсуждение проблем современности будет служить укреплению мира и согласия в обществе, воспитанию молодого поколения в духе героических ратных и трудовых традиций нашего народа.

Желаю Собору плодотворной работы».

…Безумная мечта о власти над миром, ныне принимающая личины глобального диктата и терроризма, по-прежнему владеет многими умами, подталкивает к новым конфликтам. Что мы — народ-победитель можем противопоставить этому?

Наверное, первое, что надо сделать, — это понять сходство того времени и настоящего, применимость опыта победы над фашизмом к борьбе с современными силами зла. Об этом говорил в своем выступлении заместитель Главы Собора председатель Союза писателей России Валерий ГАНИЧЕВ. Он убежден, что сегодня надо объединяться здоровым силам не только нашей страны, но и всего мира.

Эту мысль продолжил полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Георгий ПОЛТАВЧЕНКО. Он сказал, что «сегодня существует и терроризм в самых жестоких его проявлениях, сегодня существует и фашизм». Поэтому вопросы, которые выносятся на заседание Собора, являются актуальными для очень многих «людей, которым небезразличны такие понятия, как Родина, честь, достоинство, мир, жизнь».

Большое впечатление на собравшихся произвела речь министра иностранных дел Российской Федерации Сергея ЛАВРОВА.

— Не может быть эффективной внешней политики, если она не опирается на поддержку народа, — сказал министр. — В том, что касается фундаментальных интересов страны на международной арене, государство и общество должны выступать с единых позиций, говорить одним голосом.

Сергей Лавров заявил, что в силу своего уникального геополитического положения в Европе и Азии Россия призвана внести вклад в решение важнейшей общемировой задачи эпохи глобализации — укрепление единства и вместе с тем сохранение многообразия человеческой цивилизации.

Министр предупредил, что не следует питать иллюзий: сильная, независимая и уверенная в себе Россия устраивает в мире далеко не всех. Попытки оказывать на нее политическое, пропагандистское и иное давление были и будут. Но это не собьет нас с избранного стратегического курса на отстаивание наших национальных интересов через диалог и сотрудничество, а не через конфронтацию. Такого же ответственного подхода мы ждем и от наших западных партнеров.

Наиболее полно позицию Русской Православной Церкви выразил заместитель Главы Собора Председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ.

— В свете приближающегося праздника невозможно не увидеть, а увидев, промолчать о фактах проявления симпатий к фашизму во многих странах Европы, — сказал владыка. — Всего через полстолетия после Победы в Великой Отечественной войне, давшейся ценой неимоверных усилий и жертв, внуки и правнуки тех, кто одержал победу над нацистами, примеривают на себя символы, из-за которых пролилась кровь их дедов. Это не может расцениваться иначе как трагедия беспамятства. Забывая о великой жертве, принесенной нашими народами в ходе борьбы с фашизмом, эти молодые люди уподобляются тем, кто в свое время, также потеряв историческую память, стремился изничтожить духовный и культурный лик исторической России, во многом предопределив трагедию их народов в XX веке.

Митрополит Кирилл напомнил, что русскому народу, всегда отличавшемуся великодушием и сознанием собственного достоинства, никогда не были свойственны ксенофобия или нетерпимость по национальному признаку. Его всегда отличала, говоря богословским языком, кенотическая жертвенность по отношению к другим народам. Он, подобно Христу, готов был на собственное истощание, кенозис, ради блага других народов. Он всегда был готов заплатить самую дорогую цену, когда речь заходила об освобождении порабощенных народов, как это происходило, например, во время освободительных балканских войн, как это произошло и в Великую Отечественную войну. Только великодушный народ, осознающий свое достоинство, может уважать другие народы. Только тот народ, который укоренен в своих традициях и черпает в них силу, может преодолеть недуг нетерпимости и сделать жизнь народов вокруг себя мирной и радостной.

Для русского народа источником его силы, как сказал владыка, спокойной, мирной и уверенной в себе силой духа является Церковь. Она всегда была и остается началом, объединяющим наш народ, определяющим его идентичность, формирующим и углубляющим его национальное самосознание, дающим ему силу быть благородным и великодушным, — ту силу, которая на протяжении многих столетий привлекала к нему соседние народы.

Церковь может дать ответ и на современные вызовы, стоящие перед нашим обществом. Она прежде всего воздействует на душу человека, способствуя воцарению в ней мира и любви к ближнему. Именно с любви к ближнему начинается миролюбивое отношение к другим народам, а отсутствие мира и любви к конкретному ближнему становится причиной озлобления, которое находит себе выход в проявлениях национальной нетерпимости.

…Среди угроз, которые бросают сегодня вызов мирной жизни людей, большую опасность представляют воинственные идеи, основанные на искаженном прочтении ислама. Народам и цивилизациям, не разделяющим его постулатов, объявляется тотальная война на уничтожение. Террористические акты не только угрожают жизни людей. Они нацелены на разрушение межнациональных и межрелигиозных отношений, на общественную и политическую дестабилизацию. Перед серьезным вызовом оказалась уникальная цивилизация, образовавшаяся не только в России, но и в странах Закавказья и Средней Азии. Ее уникальность состоит в наличии высокого уровня взаимодействия и сотрудничества между христианской и исламской общинами в этих странах. Поэтому наши усилия должны быть направлены не только на повышение безопасности людей, но и на сохранение и развитие уникальных отношений, сложившихся между традиционными религиозными общинами в России и других странах СНГ.

Сегодня требуется распространение положительного образа основных конфессий среди граждан России. Представители исламской общины должны видеть в христианском большинстве доброжелателей и надежных соседей. И такое же представление должно быть у христиан в отношении ислама.

Митрополит Кирилл заявил, что государство и общество должны серьезно поддерживать добровольное религиозное просвещение народов России. От этого зависит, какие знания получат о своей религии русские, татары, чеченцы и другие. Часто именно религиозное невежество наших граждан делает их отзывчивыми на проповедь экстремизма. По мнению владыки, изучение основ своей религии помогло бы людям выработать противоядие к экстремистской деятельности.

— Одним из основных уроков, которые надлежит вынести из Второй мировой войны, а также и из послевоенной истории, — сказал митрополит Кирилл, — должно быть убеждение в том, что силой невозможно заставить народы подчиняться чужой воле, отказаться от своей самобытности и стать частью «иного мира». История свидетельствует: попытки построить монополярный мир, основанный на силе, оборачиваются трагедией. Будущее устроение мира должно стать результатом усилий государств и народов, направленных на творческое согласование и гармонизацию присущих им ценностей. Совершенно очевидно, что время такого диалога настало.

12.03.2005

http://www.gudok.ru/index.php/23 589


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика