Перу литературного классика принадлежит фраза, способная обидеть, наверное, немалое количество наших соотечественников: русский человек без Бога — дрянь… «Широк русский человек, я бы его сузил», — говорит Фёдор Михайлович Достоевский устами своего героя. Действительно широк, быть может, особенно в сравнении с человеком западным, которому выработанный столетиями культурный стандарт, манера поведения — не позволяют опуститься до уровня совсем уж явного скотства. Впрочем, как и подняться до высот святости. Всё, конечно, относительно, но общие тенденции здесь просматриваются.
Человек, в общем и целом, — существо зависимое, в том числе, в информационном и идеологическом плане. Существует любопытная социологическая статистика. Если ей верить, то оказывается, что только 10 проц. наших современников способно критически оценивать предлагаемый им информационный продукт. Остальные 90 проц. потребляют его, так сказать, не пережёвывая. Собственно этот факт, если учитывать качество поставляемой информации, — самое простое объяснение окружающего безобразия. Оно становиться вопиющим, когда при потере нравственных ориентиров остаётся один безнравственный — «бери от жизни всё"… Очевидно, в реальной жизни практическое осуществление этого принципа невозможно — природа всякой страсти такова, что неуёмное стремление её удовлетворить порождаёт только большую жажду и невозможность удовлетворения. Самое естественное следствие навязываемого несоответствия — агрессия. Согласно той же статистике количество преднамеренных убийств на 100 тыс. человек в России превышает соответствующие показатели в США в три раза, в любой европейской стране — в десять раз. И это притом, что покупка огнестрельного оружия в Америке — дело свободного выбора любого желающего. Наверное, подобная практика в России давно бы привела к гражданской войне. Впрочем, на бытовом уровне она уже идёт…
Дифференциация, разделение в России продолжается. И не только имущественное, интеллектуальное, национальное. Главный камень преткновения по-прежнему — Бог. Именно здесь русского человека разводит в разные стороны во всей его широте. И чем решительнее развод, тем больше той самой «дряни», «бесов» по-Достоевскому, которые никогда не смирятся с самим фактом существования своих духовных антиподов. Земное противостояние в основе своей имеет духовную подоплёку. В принципе, ничего не меняется и тогда, когда выбор жизненной цели интуитивно бессознателен. Человек, у которого цель существования — материальный прибыток, оптимальная тактика поведения — умение соблазнять, кумир — телевизионная, так называемая, «звезда», в своей жизни уже определился. Его всегда будет раздражать то, что у кого-то Бог — главное мерило человеческой жизни. Мир, как человеческое общество, основанное без Христа и против Христа, на атеистических или языческих началах, всегда ненавидит ему не принадлежащее, свидетельствующее об этой непринадлежности и о самих делах мира.
Существует мнение, что невозможно придти к Богу, не увидев человека, в лице которого отражался бы свет вечной жизни. Очевидно, таких людей не осталось или почти не осталось. Но, что бы там ни было, во всяком случае, в контексте всеобщей неразберихи слово о Боге должно быть внятным и нелицеприятным. К сожалению, в общедоступном информационном пространстве оно таковым не является, за редким исключением. Кажется, одно из них — фильм наместника московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийские уроки». Несмотря на, может быть, недостаточную историчность и пропагандистский посыл, на фоне бесконечных кривляющихся КВНов, петросянов, якубовичей, имитирующих глубокомыслие познеров, он как будто из другого мира. В духовном же измерении, действительно — из другого. Поэтому отнюдь не случайна истерическая реакция на него тех, кто относится к дебилизации населения как своему профессиональному долгу. «Поле чудес», произрастающее вполне осязаемыми материальными дивидендами, перестаёт быть таковым, когда оказывается в «стране не дураков».
Примечательно, что ситуация в сфере оболванивания населения может измениться кардинально и за весьма незначительный срок — достаточно одного проявления политической воли. В конце концов, здесь не увеличение ВВП в два раза. К тому же оно может и не понадобиться. Существует реальная опасность довести себя до такого состояния, позволить себе опуститься настолько, что повышать его будет не для кого и не для чего. Конечно, быть не вполне демократом по нынешним временам небезопасно, но, всё-таки, оставаться в рамках естественного человеческого приличия, исходя хотя бы из инстинкта самосохранения, — необходимо. Во всяком случае, не стоит в либеральном порыве утверждать вседозволенность как норму общественного поведения. Такое дело — сродни самоубийству. Запад, кстати, отменив моду на распущенность, это уже понял.
У нас ситуация осложняется ещё и тем, что, к сожалению или к счастью, без общенациональной объединяющей идеи русский человек жить не научился. Даже насквозь лживая коммунистическая до поры до времени удерживала от хаоса и разрухи. Благополучно от неё избавившись, новую идею так и не изобрели. Вместо неё — официальные приоритеты — семья, здоровье… Что, конечно, хорошо, но, кажется, слишком мелко.
Вера же просто толерантно допускается. Пока и как частное дело… Она, в общем-то, и есть дело индивидуальное, ибо Христос пришёл спасти не страну, не цивилизацию, а человека, прежде всего. Но, если вера истинная, она, так или иначе, касается окружающих и окружающего. Верующий человек в мире, в той или иной степени, не может не быть изгоем, ибо ненависти ко Христу в мире никак не стало меньше. Изменились только формы её проявления. Если раньше «московские комсомольцы» убивали физически, то теперь духовно. Последнее — хуже. Абсолютно.
Один из плодов деятельности их и им подобных — общенациональная апатия, создающая объективные условия для деградации, самоуничтожения народа, утрата геополитической целостности страны. В современных условиях она особенно опасна — вопреки официальным уверениям о, якобы, уже состоявшейся всеохватывающей и необратимой стабилизации, неумолимая статистика заявляет: 95 проц. жителей России (по данным профессора Михаила Горшкова) находятся близко к уровню физического выживания. Того не подозревая и абсолютно не подготовившись к возможному экстремальному сценарию развития событий по византийскому или югославскому образцу. Между тем, чего только стоят как бы между прочим сказанные слова уходящего российского президента: удержание страны от развала — результат ежедневного каторжного труда… Увы, к такому труду мало кто предрасположен. Тогда тем более очевидно, — специфика настоящего времени настоятельно предполагает личную веру трансформировать, в том числе, в дела общественные и даже государственные.
Фильм наместника Сретенского монастыря — подтверждение этого понимания. Понятна оголтелая реакция на него записных либералов; не вполне понятна — воинственная риторика некоторых наших «сугубо православных», усмотревших в пропагандисткой окраске фильма чуть ли не нарушение церковных канонов. Если внимательно присмотреться, то оказывается, что здесь — не столько пропаганда, сколько желание докричаться до «эллинов» и «иудеев» на понятном им языке. Наверное, негоже человеку церковному заниматься политикой слишком уж плотно. Но существует реальная опасность, что полное её игнорирование — побудительное условие к тому, что она займется нами… Кроме того, есть же грань, где просто политика соприкасается с политикой церковной. Не надо придираться — отец Тихон эту грань не переходит. Может быть, стоит напомнить, что дело воссоединения с зарубежной частью Русской Православной Церкви — во многом плод деятельности отца Архимандрита как духовника действующего российского президента. Тогда, собственно, чего ради «вставляются палки в колёса» человека, который чуть ли не один в «поле воин»?
Положение в будущем, в вечности, как известно, определяется в настоящем. Каждым на своём месте и в своей мере. Но когда речь идёт о самом факте национального существования, вера требует целенаправленных и согласованных усилий. Из них самое универсальное — молитва. Для тех, кто может большего — большее…