Русская линия | Владимир Букарский | 28.01.2008 |
В комментарии отмечается: Москва неоднократно заявляла, что необходимой основой разрешения конфликта на Днестре должна стать договоренность двух сторон — Тирасполя и Кишинева. На этом фоне разговоры о том, что российская власть готова навязать Приднестровью какой-то секретный план, разработанный без его непосредственного участия, выглядят просто абсурдом.
Согласно комментарию МИД ПМР, «для того, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки, прежние подходы в духе „давайте присоединим ПМР к Молдове“ уже не жизнеспособны, прежде всего потому, что такое механическое объединение не приведет к стабильности». Разговор, по мнению внешнеполитического ведомства самоопределившейся республики, должен идти о нормализации отношений двух самостоятельных субъектов международной политики — Молдавии и Приднестровья. Сегодня позиции Тирасполя, «который готовился к этому разговору более 17 лет», выглядят «намного сильнее и убедительней, чем в истории с тем же балканским Косово».
«Уже 17 лет Приднестровье живет как самостоятельное государство. Сегодня это экономически самодостаточная страна, — отмечается в комментарии. — За все годы развития республики она не получила ни цента кредитов от международных финансовых структур (МВФ, ЕБРР) — в то время как экономика соседней Молдавии держится на постоянных западных вливаниях. Приднестровье вынуждено развиваться в постоянных экономических, банковских, таможенных и транспортных блокадах. Несомненно, это довольно сильно сказывается на уровне жизни людей. Но при этом есть и обратная сторона медали: будучи постоянно в экстремальных условиях, Тирасполь научился эффективно управлять народно-хозяйственным комплексом, консолидировав кадровый, технический, интеллектуальный потенциал вокруг главной цели — обеспечить стабильную работу предприятий и выполнение социальных программ. Республике удается даже в этих сложных условиях обеспечивать более высокий уровень жизни людей, чем в соседней Молдавии». С последним утверждением аналитиков МИД ПМР можно поспорить: уровень жизни большинства населения на обоих берегах Днестра мало чем отличается и находится на стабильно низком уровне.
Еще один важный показатель, на который ссылаемся приднестровский МИД — устойчивая структура власти: «На фоне постоянных потрясений, происходящих в соседних республиках, Тирасполю удалось сохранить социальную и политическую стабильность в обществе. Сегодня в стране действует более 10 политических партий. Учитывая размеры республики и количество населения, это довольно много. Они, естественно, критикуют и власть, и друг друга, и у них есть существенные различия в программах. Но все они едины в одном — видят ПМР только независимым государством».
Кроме того, Приднестровью «удалось сохранить единство общества и достаточно высокую степень доверия людей к власти». Об этом, как отмечает аналитическая служба МИД ПМР, свидетельствует высокая активность приднестровского населения на выборах и референдумах.
Однако, по мнению экспертов министерства иностранных дел ПМР, существует еще один аргумент, «о котором в самой республике как-то не принято говорить, что не снижает его значения»: «Приднестровье — страна-победитель в войне с соседней Молдовой. Созданной в буквальном смысле с нуля приднестровской армии удалось в 92-м остановить агрессию более оснащенных войск страны-„метрополии“. Во всём мире это — серьезнейший аргумент в пользу независимости».
Тем не менее, отмечается в комментарии, в Тирасполе хорошо понимают, что регион — заложник большой геополитической игры, жертва двойных стандартов: «Здесь уже успели убедиться, что для Запада важно не урегулирование на Днестре, а вытеснение из региона России. Если бы сегодня в Приднестровье начали требовать вывода российских войск и миротворцев, как это делает Молдова, республику признали бы раньше Косово. Но у Тирасполя другой выбор и другой вектор — российский. Поэтому для Запада все в Приднестровье плохо — и демократии нет, и режим плохой, и контрабанда расцветает, и выборы незаконные и несвободные. Власти в Тирасполе понимают: они никогда не будут достаточно хороши для Запада, потому что исповедует иные, российские ценности».
Аналитики МИД ПМР ссылаются на объективную трудность приднестровского руководства донести свою позицию до широкой общественности: «Молдова, являясь членом многих международных организаций (ОБСЕ, ООН, ПАСЕ), использует свое членство для дискредитации Приднестровья, представляя с различных высоких трибун непокорную республику как некую „черную дыру“ и угрозу Европе. И хотя эти мифы исчезают в ходе определенных визитов европейских представителей или мониторинга какой-либо ситуации, молдавских чиновников это не смущает».
В качестве яркого примера приводится работа европейской миссии по контролю молдавско-украинской и приднестровско-украинской границы: «До этого многие годы официальный Кишинев кричал о контрабанде оружия, наркотиков, живого товара из Приднестровья. Президент Воронин называл даже суммы контрабанды — 2 млрд. долларов в год. Сейчас европейцы стоят на границе. Заподозрить их в симпатиях к „сепаратистам“ уже никак нельзя. Но ни в одном докладе миссии ЕС эти кишиневские обвинения не подтвердились. До сих пор никто в Кишиневе за всю свою клевету так и не извинился и не понес никакой ответственности. Более того, тема „приднестровской контрабанды“ остается для молдавских властей приоритетной».
Комментарий МИД ПМР утверждает, что Приднестровье обладает гораздо большим числом аргументов для признания, чем Косово: «Приднестровье давно живет как самодостаточная республика, в то время в Косово Запад еще не начал формировать те государственные институты, которые здесь есть и успешно действуют». Но вместе с тем, по мнению приднестровского МИД, признание независимости Косово «усилит значение той нормы международного права, которая определяет право народов на самоопределение», и это должно стать «правоприменительной средой ко всем самоопределившимся государствам».
В МИД Приднестровья убеждены: «Представителям международных организаций, любым архитекторам двойных стандартов придется признать, что ПМР создана по воле народа. - В 1990 году ее жители провели референдум о создании своего государства. - На референдуме была принята приднестровская Конституция. - На референдуме население республики высказалось за сохранение российского военного присутствия. - И в 2006 году на референдуме приднестровцы подтвердили свой курс на независимость и развитие вместе с Россией».
Однако, как отмечают аналитики приднестровского МИД, «в Тирасполе, конечно, живут реалисты, которые понимают, что Россия будет испытывать большое давление западных стран и в первую очередь США»: «Ведь в случае признания Приднестровья республика остается единственным звеном, из-за которого Запад не сможет замкнуть цепь так называемой санитарной дуги вокруг России. Украина демонстрирует намерение вступить в НАТО, Румыния уже член Альянса. Нейтральный статус Молдовы не имеет стабильной основы. Остается Приднестровье». Поэтому, отмечается в комментарии МИД ПМР, «несмотря ни на что Россия должна первой признать республику, увеличить здесь свое экономическое и военное присутствие». Это, по мнению аналитиков приднестровского МИД, «обеспечит не только защиту российских соотечественников, но и укрепит безопасность самой России».
В комментарии акцентируется внимание и ещё на одно принципиальное различие между Приднестровьем и Косово: «Признание Косово может привести к дестабилизации всей Европы. Признание же Приднестровья, напротив, позволит решить застарелый конфликт на европейских границах и в конечном итоге обеспечить стабильность в этом регионе. Таким образом, признание объективно выгодно и Европейскому Союзу, и России».
Важный фактор, который, по мнению экспертов МИД ПМР, неизменно влияет на развитие ситуации в регионе — это постоянное дыхание войны 92-го: «Кишиневское вторжение в Приднестровье тогда удалось остановить, но угроза по-прежнему существует. До сих пор не названы и не наказаны виновники молдавской агрессии, больше того — современные власти Молдовы возвели участников боевых действий с молдавской стороны в ранг героев. Им возводят памятники в РМ и призывают действующую молдавскую армию учиться их „подвигу“ 92-го».
Именно поэтому, указывается в комментарии, Приднестровье стремится укрепить свои вооруженные силы: «Несмотря на сложное экономическое положение, Тирасполь содержит армию, обеспечивает ее всем необходимым для поддержания высокой боеготовности. Проводятся сборы и учения с резервом, обеспечивается ежегодный призыв новобранцев». Мощным фактором стабильности приднестровский МИД считает российских миротворцев: «В республике искренне признательны и благодарны России за столь эффективную и важную миссию».
В то же время, полагает приднестровский МИД, события последних лет подтверждают, что руководство Молдовы готово пойти на силовое решение проблемы: «Участились провокации в Зоне безопасности на Днестре. Некоторые столкновения правоохранительных органов завершались применением слезоточивого газа молдавскими полицейскими, что говорит о подготовке провокаций. Во всех случаях конфликт „тушили“ российские миротворцы и объединенное военное командование миротворческих сил. Вот почему усилились требования Кишинева о выводе миротворческих сил и оперативной группы российских войск из Приднестровья».
Впрочем, в МИД ПМР не исключают, что и в случае присутствия здесь миротворцев России военные действия могут быть искусственно спровоцированы: «Все будет зависеть от того, насколько западным режиссерам Кишинева нужно будет скомпрометировать российских солдат и усилить давление на Москву. Ведь даже вину за войну 1992 года молдавские политики до сих пор пытаются взвалить на Россию». Ответ на эту угрозу, по мнению аналитиков МИД, у Приднестровья один: «Республика должна быть в военном плане готова к отражению агрессии. Российское военное присутствие в регионе должно быть гарантировано и увеличено. В регионе убеждены — Россия обязана защитить более 100 тысяч российских граждан, которые здесь живут».
Похоже, что эту обеспокоенность Приднестровья разделяют и в Москве, отмечается в комментарии: «Как сообщил глава молдавской дипломатии Андрей Стратан, информируя зарубежных послов об итогах встречи Путина и Воронина, на саммите было подчеркнута необходимость закрепления для Молдовы статуса нейтрального государства. Очевидно, в Кремле хорошо сознают, что простая запись о нейтралитете в молдавской Конституции — это слабая и недостаточная гарантия, которая не стала препятствием для прозападного курса Кишинева и его активной интеграции в структуры Североатлантического Альянса».
Позиция, высказанная в комментарии приднестровского МИД, разделяется подавляющим большинством населения Приднестровья. Кишинёвские политики за последние 17 лет столько раз меняли свою позицию, нарушая ранее подписанные соглашения и прибегая к открытому экономическому давлению на регион, что в Тирасполе перестали верить в их искренность. Для того, чтобы между двумя берегами Днестра было восстановлено доверие, потребуется поистине титаническая работа.
Владимир Букарский, специально для Русской Линии
http://rusk.ru/st.php?idar=105133
|