Русская линия
Русская линия Игорь Алексеев17.01.2008 

О Николае Федоровиче Катанове

Николай Федорович КатановВ 2007 году исполняется 145 лет со дня рождения и 85 лет со дня кончины выдающегося российского учёного-востоковеда и известного общественного деятеля Николая Фёдоровича Катанова, вторая, наиболее плодотворная, половина жизни которого была непосредственным образом связана с Казанью. Желая внести свой посильный вклад в изучение биографии Н.Ф.Катанова и популяризацию его богатого и разностороннего наследия, наш журнал начинает публикацию тематических подборок статей и заметок учёного.

Николай Фёдорович Катанов родился 6 мая 1862 года в степной местности Изюм (Узюм) около села Аскиз улуса Турахов (ныне — Аскизский район Республики Хакасия) в православной хакасской семье (отец — сагаец, мать — качинка). В своей «Автобиографии» он впоследствии писал: «Меня зовут Николай Фёдорович, а по-татарски Пора, сын Хызыла…». После окончания в 1876 году Аскизского училища Н.Ф.Катанов поступил в классическую гимназию в городе Красноярске, из которой был выпущен в 1884 году с золотой медалью. В 1884—1888 годах он учился на арабо-персидско-турецко-татарском разряде факультета восточных языков Императорского Санкт-Петербургского Университета. В 1888—1892 годы в составе научной экспедиции Академии Наук Н.Ф.Катанов посетил Сибирь, Монголию, Китайский Туркестан, где изучал обычаи, быт, язык, фольклор местных тюркских народов. В конце 1893 года, сдав экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности, он был назначен в Императорский Казанский Университет экстраординарным профессором по кафедре турецко-татарских наречий.

Обладая незаурядными способностями, Н.Ф.Катанов за неполные шестьдесят лет жизни в значительной мере обогатил отечественную ориенталистику (и особенно — тюрковедение), войдя в историю в качестве первого хакасского учёного. Богатейшее наследие Н.Ф. Катанова (использовавшего, по подсчётам его библиографов, данные ста четырнадцати языков и состоявшего членом многочисленных научных обществ) ещё в значительной мере ждёт своего исследователя. Заметное место в его научной деятельности занимало изучение казанских татар и башкир. Так, например, на рубеже XIX—XX вв.еков Н.Ф.Катановым была составлена «Азбука для башкирского языка» на основе русской графики. В 1903 году он защитил лекторскую диссертацию «Опыт исследования урянхайского языка», вошедшую в золотой фонд мировой тюркологии (вторую лекторскую степень ему в 1907 году без защиты диссертации присудил Императорский Казанский Университет). В 1911 году он перешёл на работу в Казанскую Духовную Академию, в которой преподавал до 1917 года, после чего вновь вернулся на прежнее место работы. Профессор Н.Ф.Катанов являлся также членом образованного в конце 1906 года «Казанского Временного Комитета по делам печати», в котором занимался рассмотрением, переводом и цензурой книг на татарском и других языках.

Помимо научной работы, освещённой в многочисленных биографических исследованиях, Н.Ф.Катанов вёл активную общественную деятельность. Особое значение для него имело участие в местном трезвенническом движении, бескорыстным адептом которого он оставался до последних дней своей жизни. Будучи глубоко верующим православным человеком и убеждённым монархистом, Н.Ф.Катанов в разное время состоял действительным и почётным членом «Казанского Общества Трезвости», а также членом его Комитета и секретарём, много публиковался в журнале «Деятель» (который, по сути дела, долгое время соредактировал), являясь в них своего рода «правой рукой» бессменного руководителя общества и редактора журнала А.Т.Соловьёва. После создания под председательством последнего Казанского отдела «Русского Собрания» Н.Ф.Катанов также включился в деятельность этой право-монархической организации. 4 февраля 1909 года он был избран товарищем (заместителем) председателя Совета Казанского отдела «Русского Собрания». Кроме этого, Н.Ф.Катанов являлся старостой Храма во Имя Всемилостивого Спаса, действовавшего при «Казанском Обществе Трезвости».

После революций 1917 г. Н.Ф.Катанову удалось избежать преследований со стороны новых властей. Он по-прежнему жил и работал в Казани, где безвременно скончался, по уточнённым казанским историком А.М.Елдашевым сведениям, 9 марта 1922 г. в возрасте 59 лет. Погребён Н.Ф.Катанов был на кладбище, располагавшемся на территории Казанского Кремля Спасо-Преображенского монастыря, которое впоследствии было уничтожено. Как пишет А.М.Елдашев, «по официально утвердившейся версии в начале 1970-х годов его прах был перезахоронен на Арском кладбище», однако «существует и другая точка зрения», что останки Н.Ф.Катанова «потревожены не были, да их в 70-е годы из-за утраты памятника найти уже было невозможно».

После создания в 1994 году Хакасского государственного университета ему было присвоено имя Н.Ф.Катанова. Особо почитаемым имя Н.Ф.Катанова, что вполне понятно, является сейчас в Хакассии. Что же касается нашей республики, то отношение к его имени и научному наследию долгие годы трудно было признать достойным. Между тем, в последнее время и у нас ситуация начала меняться к лучшему. Так, благодаря активной позиции «Международной Независимой Ассоциации Трезвости», возглавляемой казанским историком В.М.Ловчевым, в июле 2005 года постановлением главы администрации города Казани Школьный переулок, в котором долгое время жил учёный, был переименован в Катановский (до революции он уже носил в народе это название).

Заметное внимание (особенно со стороны мусульманской общественности) начинают привлекать к себе также собранные и переведённые Н.Ф.Катановым, в числе прочих, на русский язык в конце XIX-начале XX веков письменные источники и устные предания о жизни, быте и верованиях казанских татар-мусульман. Особое место занимают в них поучения о вреде пьянства и борьбе татарской общественности с такими социально опасными явлениями, как алкоголизм, табакокурение и наркомания, получившими здесь в начале прошлого века заметное распространение. «Видя, что пьянство среди татарского населения с каждым годом делает всё большие и большие успехи, — писал, в частности, Н.Ф. Катанов в 1908 году в заметке „Новые приёмы лечения пьяниц у татар“, — издатели за последние годы обратили серьёзное внимание на этот порок и стали печатать против него даже монографии. В 1907 году были выпушены следующие издания против пьянства: 1) наследники Шамсуддина Хусейнова из типо-литографии Университета в 2400 экз[емплярах] выпустили книжку в 15 стран[иц] […] под заглавием „Айык бул! (Бер адамнын исерткеч эчеу-белян мобтяля булган туганына жазган хатты“ — „Будь трезв! (Письмо одного человека, писанное родственнику, подверженному пьянству)“; 2) братья Ахмадуллины из той же типо-литографии выпустили книжку с 2 картинами „Аракы — агыу, я — ход аракы — ажял“ — „Вино — яд, или вино смерть“, на 24 стран[ицах] […] на татар[ском] яз[ыке] - 2 издания: 7-ое в 4800 и 2-ое в 6000 экземплярах], и на киргизском] яз[ыке] 1 издание в 3600 экземплярах на 23 стран[ицах] […]. В 1908 году татары обратились уже к посредству популярных изданий, в которых помешаются разные общеполезные сведения, основанные на научных данных и заимствованных, по-видимому, из русских книг».

Приводимые ниже статьи и заметки Н.Ф.Катанова из журнала «Деятель», излагающие татарско-мусульманские предания о вреде пьянства, табакокурения и наркомании, не только являются свидетельством прошлого, но и по-прежнему имеют важное профилактическое звучание.
Игорь Евгеньевич АЛЕКСЕЕВ, кандидат исторических наук (Казань)

Впервые опубликовано на сайте Ассоциации национально-культурных объединений Республики Татарстан

http://rusk.ru/st.php?idar=105114

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Владимир Трипольский    17.06.2009 17:14
Радуюсь двум обстоятельствам: первое, что живу в 90 км-х от места рождения Николая Фёдоровича; второе, о нём пишет именно русское издание, что лишний раз благо имперских амбиций русского народа.
  И.Е.Алексеев    17.01.2008 22:33
Большое спасибо, Анатолий Дмитриевич, что перепечатали на РЛ мою заметку о Н.Ф.Катанове. Это, действительно, был выдающийся учёный и общественный деятель, чьё богатое наследие ещё ждёт своего исследователя. Хакас с православной душой, в котором очевидная русскость удивительным образом сочеталась с глубоким уважением к своему народу и тюркским традициям. Н.Ф.Катанов – это один из многочисленных примеров того, что «русский человек» понятие достаточно сложное и «многослойное», не определяющееся одними лишь анкетными данными.
И Казань, в которой за многие века основательно перемешались и переплелись судьбы многих народов, даёт в этом смысле множество поводов для размышления. Взять, к примеру, столпов местного правого монархизма начала прошлого века В.Ф.Залеского и А.Т.Соловьёва: у первого – отец поляк-католик, мать – казачка, у второго – мать – турчанка. Н.Ф.Катанов – чистокровный хакас (со специфической «инородческой» внешностью). Но при этом все они до мозга костей были русскими, православными людьми. Недавно на РЛ был помещён материал о другом известном православном русском человеке – писателе Е.Л.Шварце, который был сыном студента-медика Императорского Казанского Университета крещёного еврея Л.Б.Шварца и казачки М.Ф.Шелковой. Он, кстати сказать, тоже родился в Казани.
Думаю, тут есть над чем задуматься тем нынешним горе-«патриотам», которые меряют русскость лишь «благозвучностью» фамилии, разрезом глаз, цветом волос и оттенком кожи. Это – гибельный, чуждый России путь, который способен завести русское национальное движение в тупик. Перед правыми монархистами начала прошлого века таких «проблем», судя по всему, не стояло, и, в том числе, и поэтому их влияние в обществе было куда как значительнее.
Касаемо же Н.Ф.Катанова рад сообщить, что в прошлом году ему было установлено целых два памятника: 27 июня – в Аскизе и 26 октября – в Абакане. При этом в церемонии открытия последнего участвовали председатель Правительства Хакасии А.И.Лебедь и представители православного духовенства. Известный учёный и поэт Б.Я.Бедюров – секретарь Исполкома Международного сообщества писательских союзов, председатель Правления Союза писателей Республики Алтай (чью проницательную в своей простоте статью, размещённую на РЛ по адресу: http://www.rusk.ru/st.php?idar=20800 я бы советовал прочесть всем русским патриотам) сказал: «Наконец, Катанов, которого в революционные годы официальная наука до конца не признавала, вернулся на родину. Я считаю, что, например, в Кызыле, столице Тувы, тоже мог бы стоять памятник Катанову. Ведь именно Николай Фёдорович создал первый монографический уникальный труд по урянхайскому, ныне – тувинскому, языку и ввёл его в оборот. Заслуги Катанова огромны не только для Хакасии, но и для других сибирских регионов, в частности. Алтая и Кузбасса, и России в целом».
Думаю, Казань тоже могла бы раскошелиться на такой памятник, тем более что именно здесь Н.Ф.Катанов обрёл своё вечное упокоение. Не мешало бы, впрочем, вспомнить и о Е.Л.Шварце. Тоже ведь, как-никак, земляк.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru