Русская линия | Глеб Вольский | 14.01.2008 |
Как на пример, «Филарет» сослался на недавнее воссоединение двух частей единой Русской Церкви — Московского Патриархата и Русской Православной Церкви за рубежом, взаимные отношения которых долго напоминали отношения между канонической УПЦ и раскольнической «УПЦ-КП»: «Вот, ведь, они тоже были, как и мы, „неканоническими“, а теперь стали законными» — талдычит расстрига, рассчитывая поймать на крючок «объединения» с ядовитой приманкой добычу в «море» многочисленного, но молодого украинского епископата.
Однако, по всей видимости, филаретовского юридического «троянского коня» в церковную «Трою», т. е. в ограду канонической УПЦ, епископат УПЦ не пропустит, поскольку «юридическая» лжеэклезиология «киевского патриархата» основана на лжи.
Начнём с того, что Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ) никогда не отделяла себя от Полноты Русской Православной Церкви.
Находясь после большевистской революции в изгнании, иерархия РПЦЗ за рубежом постоянно осознавала себя частью Русской Православной Церкви в Отечестве и всегда надеялась на воссоединение с ней, считая состояние своего отдаления от неё временным явлением. РПЦЗ всегда находилась в общении с каноническим Сербским Патриархатом, а через него мистически пребывала в церковном общении со всей Полнотой Православной Церкви. Тем более, что Иерархия РПЦ никогда не разрывала евхаристического и канонического общения с братской Сербской Церковью.
Также обстоит дело и с УПЦ. В новой редакции Устава об управлении УПЦ, принятом на последнем Архиерейском Соборе УПЦ чётко прописано, что УПЦ есть самоуправляемая часть Русской Православной Церкви, что она находится в молитвенно-евхаристическом общении со всеми Поместными Православными Церквами через Русскую Православную Церковь. А в Обращении отцов декабрьского Архиерейского Собора 2007 года декларируется, что епископат УПЦ бережно хранит своё единство с Московским Патриархатом.
Иными словами, соборное церковное самосознание епископата УПЦ никогда не отделяло и не отделяет себя от материнского благодатного лона Русской Православной Церкви и чуждается всяческой ненависти к Матери Русской Церкви.
А что мы видим у «Филарета»? У него всё не так, как в Русской Зарубежной Церкви или в канонической УПЦ.
Во-первых, «Филарет» без согласия вселенских Патриархов провозгласил себя главой самочинного, не признанного мировым Православием, т.н. «автокефального киевского патриархата».
Во-вторых, «Филарет» сознательно порвал с УПЦ, находящейся в молитвенно-евхаристическом единстве и общении с Полнотой Русской Православной Церкви, а через неё и с Полнотой Вселенской Церкви Христовой, то есть порвал связь и с благодатной Полнотой Православных Поместных Автокефальных Церквей.
В-третьих, как следствие разрыва со Вселенской Церковью, «Филарета» не признаёт в качестве архиерея ни одна законная Поместная Православная Церковь.
В-четвёртых, в списках (диптихах) мирового Православия нет т.н. «УПЦ-КП», а с «духовенством УПЦ-КП» не молится ни один иерарх или священник из 16-ти канонических Поместных Православных Церквей. «Священнодействия» раскольников не действительны во всей Церкви Христовой.
И, наконец, речи «Филарета» и документы, выходящие из канцелярии главы «УПЦ-КП», до сих пор полны ненависти, мстительности и хулы на богозданную Иерархию и на Священноначалие РПЦ и УПЦ (достаточно вспомнить его агонизирующий истерический пасквиль, т.н. «Историко-каноническую декларацию УПЦ-КП»).
При этом «святые клирики УПЦ-КП», как янычары, кощунственно захватывают храмы УПЦ, избивают священников и мирян УПЦ, награждают их титулами «промосковских изменников».
Таким образом, совершенно ясно, что самосознание «иерархии УПЦ-КП» — антикафолично и идиоматично: она не считает себя канонической частью УПЦ, позиционирует себя самодостаточной «национальной поместной Церковью Украины», игнорируя незыблемый догмат единства Вселенской Церкви и древние диптихи Православной Церкви.
Между «УПЦ-КП» и УПЦ, как канонической областью Русской Церкви, по вине расколоучителей, разверзлась пропасть отчуждения.
О пропасти отступления «киевского патриархата» от Православной Полноты и повреждения еклезиологического сознания свидетельствует ЕДИНОДУШНАЯ ВСЕПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВЕННО-ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ ИЗОЛЯЦИЯ «ИЕРАРХИИ УПЦ-КП».
Почему так? Потому, что богословски и церковно-юридически «Киевский патриархат» — это не только самочинное церковно-юридическое образование, но и глубочайший онтологический, сущностный отрыв, отпадение от евхаристического Тела Христова, которое по св. апостолу Павлу, и есть Церковь Божия.
«Киевский патриархат», как отломившаяся от ствола Единого Церковного Древа ветвь, лишена присутствия и действия божественной благодати, которая, по учению святых, может пребывать и спасать находящихся только в лоне Единой Святой, евхаристической Семье канонических Православных Поместных Автокефальных Церквей.
Пытаясь оправдаться, «Филарет» пошёл на хитрость: он, анафематствованный Церковью за учинение раскола, за кражу церковной казны, имущества и за личные прегрешения, стал публично пропагандировать еретическую «двуцерковную» модель устройства единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, доказывая, что внутри её якобы могут существовать две «самодостаточные семьи православных церквей»: одна Семья — это православные исторические Поместные Церкви (в том числе и Русская), а вторая — это «семья», состоящая из группы международных новейших раскольнических «церквей», надо полагать, под началом самого ересиарха-двуцерковника «Филарета» Денисенко.
Таким образом, главой «УПЦ-КП» «Филаретом» Денисенко был подвергнут ревизии основной догмат о Церкви Христовой: учение о её онтологическом единстве, основанном на единстве и действительности Святой Евхаристии во всех Поместных Православных Церквах, на общении в Таинствах Церкви единой богозданной Иерархии и на единой православной вере всего Народа Божьего: как есть один Бог на Небе, так есть только одна Церковь Христова на земле — Единая, Святая, Соборная и Апостольская, собранная видимо в канонических границах Православных Поместных Атокефальных Церквей.
Новейшую двуцерковную ересь пана Михаила Денисенко — «патриарха УПЦ-КП», в своё время дважды анафематствовал архиепископ Ионафан (Елецких), ныне правящий архиерей Тульчинской епархии УПЦ.
Анафематизмы иерарха двуцерковной филаретовской ереси, давно опубликованные в Интернете, до сих пор не оспорил ни один архиерей Русской Православной Церкви, в том числе и УПЦ.
Иными словами, произошла молчаливая рецепция, принятие соборным церковным сознанием акта отторжения новейшей онтологической двуцерковной ереси, зародившейся в недрах «киевского патриархата».
Прискорбно, но «УПЦ-КП» и её «иерархия» пребывает в состояния глубочайшего онтологического разрыва с благодатной Полнотой Вселенского Православия. Единственный канонический путь восстановления утраченного благодатного общения с Церковью Христовой — это путь смиренного личного покаяния в грехе пребывания в раскольническом сообществе.
Условия, на которых УПЦ может принять в своё лоно раскаявшихся раскольников «Филарету» давно известны. Они были изложены в известном письме Священного Синода УПЦ Президенту и Правительству Украины в ноябре 2007 года. Все пункты документа были единогласно одобрены Полнотой Архиерейского Собора УПЦ и предложены в качестве фундаментальных для дальнейшего развития внутри- и внешнецерковной политики УПЦ.
Что же тогда стоит за новогодним обращением «Филарета» к епископату УПЦ?
Без всякого сомнения, своим, т.н. «юридическим», но богословски безграмотным проектом объединения с УПЦ, «Филарет» Денисенко попытался лукаво прикрыть, как фиговым листом Евы, раскольническую онтологическую природу «киевского патриархата», «оправдать» своё пребывание в греховном расколе и в который раз жестоко обмануть «иерархию», «клир» и простых верующих «УПЦ-КП». А, попутно, как бес под Рождество, пошире расставить сети раскола для малосведущих в каноническом праве и догматике украинских светских политиков и национально озабоченных неофитов.
Правильно, что Архиерейский Собор УПЦ не стал рассматривать филаретовское «писание», а передал его «вниз» — на суждение богословско-канонической комиссии Священного Синода УПЦ, которая и даст официальную оценку последнему филаретовскому искушению — предложению вступить в «юридический» блудный брак с «УПЦ-КП».
Это суждение синодальной комиссии, без сомнения, будет достойным ответом и ересиарху «Филарету», и всем соавторам хитросплетённого убийственного дара — «троянского коня» для благодатного бытия УПЦ.
Но, в любом случае, отказ от филаретовской двуцерковной ереси уже может стать богословским условием возвращения в лоно истинной Церкви Христовой самосвятских «иерархов» автокефального раскола на Украине.
Глеб Вольский, кандидат богословия, Киев, Украина
http://rusk.ru/st.php?idar=105106
|