Русская линия | Владимир Букарский | 12.01.2008 |
Конфликт вокруг деятельности т.н. «Бессарабской митрополии», самочинно созданной Румынской Церковью на канонической территории Московского Патриархата, длящийся на протяжении более 15 лет, разгорелся в течение нескольких последних месяцев, после того как Румынский Патриархат определил создание в составе «Бессарабской митрополии» четырёх новых епархий, одна из которых должна располагаться на территории Приднестровья. О возможной автокефалии Молдавской Церкви как способе решения конфликта впервые высказалось молдавское информационное агентство ИНФОТАГ в своём редакционном комментарии. Причём, согласно комментарию агентства, эту идею давно вынашивает президент Молдовы Владимир Воронин и ряд иерархов Молдавской Церкви. Никаких подтверждений или опровержений этой информации со стороны самого президента или его администрации не последовало.
Затем на сайте Moldovatoday.Net появились две публикации молдавского политолога Олеся Стана на одну и ту же тему: «Путь к преодолению раскола — автокефальная Православная Церковь Молдовы»: «Эту борьбу, я считаю, надо немедленно прекратить. В противном случае церковный раскол может стать последним ударом по единству молдавской нации и прекратить ее и без того шаткое существование. А для этого Молдавская Православная Церковь, по сути, уже автономная, должна стать истинно национальной молдавской церковью, получить самостоятельность и полное самоуправление, то есть добиться статуса автокефальной церкви, как в свое время, в конце 19-го века, этого добилась румынская церковь».
По мнению Олеся Стана, «независимая и самостоятельная Молдавская Православная Церковь, если таковая состоится, сможет стать мощным консолидирующим институтом для молдавской нации, который защитит духовную сферу нашего народа от притязаний как Румынии, так и России». Сегодня, полагает автор, Молдавская Православная Церковь «стала достаточно взрослой, чтобы выйти из-под материнской опеки РПЦ и продолжить самостоятельное развитие». При этом аппетиты сторонников молдавской автокефалии распространяются и на каноническую территорию Украинской Православной Церкви: «Кстати, и о распространении своего духовного влияния на исконно молдавские земли Южной Бессарабии и Северной Буковины, на которые претендует Румынский патриархат, тогда можно будет подумать».
Наконец, в бой за автокефалию МПЦ включились действующие молдавские политики. Лидер Христианской партии гуманистов Молдовы профессор Ион Мереуцэ, недавно с треском проигравший выборы мэра Кишинёва, заявил 11 декабря на пресс-конференции в «Интерфаксе», что возглавляемая им партия выступает за независимость от Московского и Румынского патриархатов. Это, по его мнению, «позволит разрешить конфликт, который длится многие годы между митрополией Молдовы и „Бессарабской митрополией“ Румынского патриархата»: «Все мы христиане, у нас один и тот же Бог — зачем же нужно ненавидеть друг друга!».
В действительности, автономия Молдавской Православной Церкви тождественна отрыву живой ветви от материнского древа. Молдавская Православная Церковь возникла в 1992 году на основе Кишинёвской митрополии Русской Православной Церкви и получила автономный статус в составе Московского Патриархата. История МПЦ началась в 1813 году, когда, после присоединения Бессарабского края к России, все приходы в Бессарабии решением Синода Русской Православной Церкви были объединены в единую епархию «со статусом митрополии и экзархии». В 2002 году указом президента Молдовы Владимира Воронина была создана правительственная комиссия по празднованию 190-летия митрополии Кишинёвской и всея Молдавии, но стараниями политиков-румынистов это празднование было позорнейшим образом сорвано.
По словам молдавского историка Василия Стати, «Святейший Синод Русской Православной Церкви объединил все приходы, захваченные части молдавской духовной территории к востоку от Прута, воссоздав и укрепив Православную Церковь Всея Молдовы; организационно восстановил, усовершенствовал и утвердил иерархические структуры Молдавской Православной Церкви, создавая Митрополию Кишиневскую и Хотинскую. Чего нельзя сказать о Запрутской Молдове, оставшейся на произвол турок, фанариотов, австро-венгров, греческих церковников. В 1813 году, впервые после 1484 года, историческая, политико-административная, духовная территория Пруто-Днестровской Молдовы вновь составила одно целое (за исключением Буковины), образуя единую православную паству, пасомую одним пастырем».
Но ещё большим свидетельством живой, неразрывной связи Молдавской митрополии с матерью — Русской Церковью является ратный труд тех великих пастырей, которые её возглавляли, которые трудились на различных епархиальных должностях, и чьи имена навсегда вписаны в историю как Русской, так и Молдавской Церквей. По крайней мере трое из них — митрополит Петроградский Серафим (Чичагов), митрополит Ташкентский Арсений (Стадницкий) и архиепископ Костромской Никодим (Кротков) — были причислены к лику Святых Новомучеников и Исповедников Российских. Надлежит упомянуть и подвижническую деятельность уроженца Молдавии, архиепископа Екатеринбургского Викентия (Мораря), трудами которого создан первый в России православный спутниковый телеканал «Союз».
В 1992 году, несмотря на усиленные действия прорумынских националистов, в том числе и в среде священноначалия (все они впоследствии стали соучастниками «Бессарабского раскола»), подавляющее большинство духовенства Кишинёвско-Молдавской митрополии высказалось за сохранение Молдавской Церкви под омофором московского Патриархата. В 2000 году митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир (Кантарян) стал постоянным членом Синода Русской Православной Церкви.
Откол Молдавской Церкви от матери — Русской Православной Церкви будет ударом ножом по живому, по единой истории русского и молдавского народов, по судьбам миллионов людей. Когда-то независимости Православной Церкви в Америке от Русской Православной Церкви предшествовала деятельность церковных «обновленцев», а затем — раскольничья деятельность Платона (Рождественского). История повторяется. Попытка раскола в Молдавской Православной Церкви и её последующей автокефалии, как и участившиеся попытки создания «поместной украинской церкви», представляют собой часть плана по разрушению матричного кода единой православной цивилизации. Российская православная общественность должна отнестись к попыткам нового молдавского раскола со всей серьёзностью и сделать всё максимально возможное для поддержки тех иерархов Молдавской Церкви, которые занимают свою последовательную и непримиримую позицию по отношению к церковному расколу. Таким, в частности, является епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, неоднократно заявлявший, что Тираспольская епархия останется в составе Русской Православной Церкви «при любом раскладе».
http://rusk.ru/st.php?idar=105103
Страницы: | 1 | |