Седмицa.Ru | Наталья Лобанова | 14.03.2005 |
Для православного христианина, русского и болгарина, возвращение святыни, подобной храму на Шипке, это торжество Истины. Храм — символ славной победы единоверных братьев — пережил эпохи и режимы, натиск атеизма и превращение в музей, чтобы снова стать домом молитвы.
Храм Рождества Христова на Шипке является одной из самых известных достопримечательностей Болгарии. Он знаменует собой победу в русско-турецкой войне и скорбь о погибших в судьбоносных боях. На месте, на котором он стоит, в августе — декабре 1877 г. проходила оборона Шипкинского перевала, ставшего символом стойкости и героизма русских войск и болгарского ополчения. Именно отсюда было обеспечено успешное наступление на Константинополь.
Идея храма, его замысел принадлежит Ольге Николаевне Скобелевой, матери прославленного генерала. Величественный замысел стал всенародным делом, средства на его реализацию стекались от гражданских и военных организаций, многочисленных жертвователей, обыкновенных граждан России. Комитет по строительству возглавил граф Николай Павлович Игнатьев [1]. Воля дарителей священна: храм создан для молитвенного поминовения воинов-освободителей, поэтому, как и собор блгв. кн. Александра Невского в Софии, он получил наименование храма-памятника. Позже, в 1902 г., в речи графа Н.П.Игнатьева прозвучит призыв к созданию музея при монастырском комплексе Рождества Христова.
Архитектором А. Томишко был выбран стиль русских церквей XVII в. Внутри храма и на стенах открытых галерей установлены мемориальные плиты с названиями войсковых частей, участвовавших в боях за Шипку, а также именами офицеров, павших при обороне перевала. Останки героев покоятся в 17 саркофагах в крипте храма. Колокола отлиты в России, на их производство российское военное ведомство выделило около 30 тонн стреляных гильз. Самый большой колокол весит 11 тонн и является личным подарком императора Николая II.
К 25-й годовщине освобождения Болгарии были завершены работы по возведению монастырского комплекса на Шипке, который включал в себя храм, братский корпус, паломнический дом, здания для приюта и Духовной семинарии. Чин освящения 15 сентября 1902 г. совершил митрополит Старо-Загорский Мефодий [2]. В приветственном слове митр. Мефодий назвал создание монастырского ансамбля на Шипке великим торжеством, событием мирового значения в жизни болгарского народа. Тогда же было оглашено решение Святейшего Синода о духовном окормлении шипкинского монастыря русскими монахами, и уже в октябре игуменом был назначен иером. Геннадий из Александро-Невской лавры. В апреле 1904 г. его сменил иером. Ферапонт, послушник Троице-Сергиевой лавры. После его кончины, ок. 1915 г. игуменом стал иером. Киево-Печерской лавры Максим. В 1920 г. послушник монастыря Николай Чернов принял монашеский постриг с именем Сергий, и до конца жизни, до мая 1961 г., исполнял игуменское послушание. С 1961 по 1968 г. настоятелем храма и экономом монастыря был протоиерей Иосиф Гордеев. После него закончилась завещанная основателями преемственность.
До 1934 г. храм-памятник на Шипке вместе с прилежащими землями и постройками являлся экстерриториальной собственностью России. 23 июля 1934 г. в Стамбуле, при подписании дипломатического протокола полпредом СССР в Болгарии Федором Раскольниковым [3] храм был передан в собственность болгарской нации. МИД Болгарии в 1935 г. переводит храм в «ведомство и управление» Святого Синода Болгарской Православной Церкви с предписанием управляющему русскими приходами в Болгарии архиеп. Богучаровскому Серафиму (Соболеву) [4] составить акт о передаче недвижимости. В 1944 г. Московский Патриархат признал полномочия архиеп. Серафима по управлению русскими православными общинами в Болгарии, с чем выразило согласие и Священноначалие Болгарской Православной Церкви. Позже, своим определением от 8 ноября 1952 г. Священный Синод Русской Православной Церкви упразднил русское благочиние и передал все русские церковные общины, включая и храм-памятник на Шипке, в юрисдикцию Болгарской Церкви. Но в период атеистического режима право собственности на храм перешло к Министерству обороны (!), а затем к Министерству культуры. Здание церкви Рождества Христова было включено в единый парково-музейный комплекс «Шипка-Бузлуджа», вход в него осуществлялся по билетам. Предпринимались также попытки проведения в нем концертов «в соответствии с европейскими культурными традициями и с целью приобщения молодежи к христианским ценностям».
К 125-летию освобождения Болгарии от турецкого ига Балтийская Строительная Компания провела ремонтно-восстановительные работы, и к 3 марта 2003 г., когда храм-памятник посетили Президент России Владимир Путин и Президент Болгарии Георгий Пырванов, храм предстал в своей первозданной красе и величии, оставаясь, тем не менее, музеем.
Митр. Старозагорский Галактион [5] неоднократно поднимал вопрос о статусе храма и, не найдя надлежащей поддержки, летом 2003 г. перешел к протестным действиям в виде отказа от богослужений в «музее».
Изменения в общественно-политической ситуации в Болгарии после избрания в 2001 г. на пост премьер-министра преемника Болгарского престола Симеона Сакс-Кобург-Готского [6] и принятие в декабре 2002 г. нового Закона о вероисповеданиях, закрепившего статус и авторитет Болгарской Православной Церкви, дали Церкви возможность решить наболевшие проблемы.
Судьба храма-памятника решалась еще в течении года. По мнению чиновников Министерства культуры, объект национального значения не мог быть закреплен за Церковью, потому что храм «никогда не был действующим и приходским», «в 1934 г. храм подарен болгарскому народу» (здесь народ отождествляется с государством) и также потому, что у Церкви недостаточно средств для его содержания.
Решением N 1034 Совета Министров Болгарии от 27.12.2004 г. храм-памятник Рождества Христова на Шипке все же был передан в собственность Болгарской Православной Церкви вместе с прилежащими землями и постройками.
9 февраля 2005 г. состоялась торжественная церемония подписания документа о передаче храма Рождества Христова на Шипке в ведение Старо-Загорской митрополии. От имени администрации области документ был подписан губернатором М. Нейковой, Дирекцию по вероисповеданиям представлял зам. директора по финансовым вопросам г-н Э.Велинов. По приглашению митр. Старо-Загорского в церемонии принял участие настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии прот. Александр Карягин.
По окончании церемонии, на пресс-конференции при ответе на вопрос, каким же образом произошло возвращение храма Рождества Христова на Шипке, митр. Старо-Загорский Галактион напомнил слова архиепископа Истринского Арсения, сказанные им при посещении Шипки в апреле 2004 г.: «…Храм есть дом молитвы. Следует принимать со смирением то сложное положение, в котором он находится, но, сказано в Писании, просите и получите, стучите и отверзнется!…» И добавил: «Мы молились, и Господь услышал наши молитвы!»
Митр. Галактиону были также заданы вопросы, которые в основном касались изменений, связанных с возвращением статуса храма и его финансированием, с возможностью посещения памятника туристическими группами и совершения церковных обрядов.
Отвечая на вопросы, владыка Галактион подчеркнул, что, прежде всего, радостен сам факт возвращения храма, таким образом выполняется воля дарителей — храм создан для молитвенного поминовения воинов, погибших в освободительной русско-турецкой войне. Вход в храм будет открыт для всех, кто ищет общение с Богом, осуществление треб будет совершаться новым настоятелем. «Что касается предстоящих расходов, то, — сказал Владыка, — Господь поддержал нас в наших молитвах. Ему было угодно, чтобы так произошло, и Господь не оставит нас и в дальнейшем!»
В разговорах с настоятелем Русского подворья прот. Александром митр. Галактион неоднократно подчеркивал, что программа по приведению в действие всего комплекса, здания церкви Рождества Христова, прилежащих построек и территории в целом, должна быть идейно и духовно связана с историей братских отношений с русским народом и Русской Православной Церковью. Тема совместного возрождения Шипкинского монастыря станет основной на переговорах с иерархами Русской Церкви во время планируемого на начало весны визита митр. Галактиона в Москву.
3 марта 2005 г. храм-памятник Рождества Христова на Шипке стал главным местом проведения Национального праздника чествования 127-й годовщины освобождения Болгарии от турецкого ига.
Накануне торжеств, 2 марта 2005 г. митр. Галактион совершил вечернее богослужение с чинопоследованием освящения храма и монашеский постриг новоназначенного игумена восстанавливаемого Шипкинского монастыря с именем Сергий (как продолжателя иером. Сергия (Чернова)) иерея Н.Шапкова.
Утром 3 марта 2005 г. митр. Галактион возглавил Божественную литургию в сослужении митрополитов Видинского Дометиана и Врачанского Калинника, еп. Левкийского Павла, настоятеля Подворья Русской Православной Церкви в Софии прот. Александра и местного духовенства. За богослужением молились премьер-министр Болгарии Симеон Сакс-Кобург-Готский с супругой, посол России А.В.Потапов, губернатор М. Нейкова, представители областной и городской администрации, зав. финансовым отделом Дирекции по вероисповеданиям Э. Велинов, общественные деятели, многочисленные прихожане. На малом входе иером. Сергий (Шапков) был возведен в сан архимандрита.
По окончании литургии митр. Галактион обратился к присутствующим с речью, в которой поблагодарил премьер-министра Болгарии за «благословенное решение о возвращении храма Рождества Христова Болгарской Православной Церкви, с тем, чтобы храм опять стал истинным и действующим, в соответствии со своим великим предназначением». Владыка процитировал слова князя Фердинанда [7], сказавшего при освящении храма, что звон его колоколов будет напоминанием о славных днях на Шипке и о великодушии и истинной христианской любви русского народа.
В знак признательности и, выражая уважение к царскому происхождению, митр. Старозагорский провел Симеона Сакскобургготского через Царские врата. Затем в дар храму от Совета Министров был подарены потир и дискос, от администрации области икону Рождества Христова поднесла губернатор М. Нейкова, от Русского подворья в Софии икону прп. Серафима Саровского передал его настоятель прот. Александр Карягин.
Православная связь Болгарии и России особенно сильно чувствуется 3 марта, в день национального праздника освобождения Болгарии от турецкого владычества. Символом освобождения и вечным памятником величественно возвышается храм Рождества Христова на Шипке, где уже более века с признательностью возносятся к Богу молитвы благодарности за обретенную свободу и за упокой единоверных братьев, не пожалевших «живота своего за други своя».
Примечания:
[1] Игнатьев Н. П. (17.01.1832−20.06.1908), рус. дипломат. В 1861—1864 гг. руководил Азиатским департаментом Министерства иностранных дел, с 1864 по 1877 г. посол России в Стамбуле. В февр.-марте 1877 г. руководил русской делегации при подписании Санстефанского мирного договора, был представителем России на Берлинском конгрессе.
[2] Мефодий (Кусев; ок. 1838−1922), митр. Старо-Загорский с 1896 по 1922 гг.
[3] Раскольников Федор Федорович (1892−1939), сов. гос. и воен. деятель. В 1930—1938 гг. полпред в Эстонии, Дании и Болгарии. В 1938 г. отозван, но остался за рубежом.
[4] Серафим (Соболев, 1.12.1881−26.02.1950), архиеп. Богучаровский. 1 окт. 1920 г. хиротонисан в еп. Лубенского, викария Полтавской епархии. В кон. 1920 г. эмигрировал за рубеж. В 1921 г. указом патриарха Тихона назначен управляющим русскими приходами в Болгарии. впоследствии подчинялся РПЦЗ. В 1934 г. возведен в сан архиепископа с титулом Богучаровский. В 1944 г. воссоединился с Московским Патриархатом.
[5] Галактион (Табаков, род. 26.02.1949), митр. Стара-Загорский, на кафедре с 27 февр. 2000 г.
[6] Симеон II Сакскобургготский (род. 16.06.1937), сын царя Бориса III, болг. царь с 1943 г. В 2001 г. избран Премьер-министром Республики Болгария.
[7] Фердинанд (26.02.1861−10.09.1948), с 1887 г. болг. князь, с 1908 г. болг. царь. В 1918 г. отрекся от престола в пользу сына Бориса III.