Русская линия
Русская линия17.09.2007 

Птенцы гнезда Серафимова: Мотовилов и Мантуров

Обложка книги В.И.МельникаНедавно в московском издательстве «Даръ» вышла книга Владимира Мельника «Птенцы гнезда Серафимова. Мотовилов и Мантуров» (194 с.). Она представляет собою очерки о жизни двух истинных учеников преподобного Серафима Саровского: Михаила Мантурова и Николая Мотовилова. Впервые биография Мантурова представлена не в виде отдельных эпизодов, а в строгой хронологической последовательности. В итоге яснее становится его личность и степень близости к преподобному Серафиму. Биография Николая Мотовилова представлена неизвестными и наиболее интересными эпизодами его жизни: на основании архивных материалов даны сведения о родословной Мотовилова, о его жизни в Симбирске, о столкновении с симбирскими масонами, о предполагаемой женитьбе на сестре поэта Николая Языкова, о дружбе с воронежским святителем Антонием (Смирницким), о детях Мотовилова. Использованы архивные и иные новые материалы. Книга снабжена справочным аппаратом.

Книга В. И. Мельника вторгается в тот спор, который сегодня возник вокруг имен дивеевских подвижников. Представление о книге дает авторское вступление:

«Когда сегодня мы размышляем о жизни Дивеевской обители, мы, по своему маловерию и суетливости ХХ1 века, забываем о главном, о том, о чем постоянно твердил и просил не забывать преподобный Серафим: об участии в жизни Дивеевской обители Божией Матери, пожелавшей создать здесь Свой Четвертый Удел. Ее святая воля, Ее присутствие и сегодня ощутимы в Дивеевском монастыре, жизнь и история которого порою нашему сегодняшнему сухо-рациональному сознанию кажутся как-то слишком мифологичными, слишком сказочными, слишком легендарными.

Вокруг личности Николая Александровича Мотовилова, да и вообще вокруг Дивеевского предания, в последнее время развернулись дискуссии. Прежде всего подвергается ревизии «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» св. священномученика Серафима Чичагова как не выдерживающая исторической критики. В ряду работ, которые подвергают сомнению Дивеевское предание, следует назвать прежде всего книгу О. В. Буковой «Женские обители преподобного Серафима Саровского», а также ее статью «Правда и вымыслы о жизни схиигумена Серафима. По книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Здесь же можно указать на статью доктора исторических наук Сергея Бычкова «Преподобный Серафим и его первый биограф». Работа О. В. Буковой чрезвычайно полезна во многих отношениях, ибо в цельном виде и с опорой на массу источников, в том числе архивных, представляет роль преподобного Серафима в развитии ряда женских монастырей Нижегородской епархии. Однако у автора попутно появилась еще две задачи, которые акцентированно представлены в тексте ее книги. О. В.Букова поставила своей задачей реабилитировать личность схиигумена Серафима, чей образ столь негативно представлен в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» св. священномученика Серафима Чичагова. Поэтому появилась еще одна задача: критически пересмотреть эту чичаговскую «Летопись». Подобные задачи требуют, конечно, особой любви к преподобному Серафиму и ко всему, что до него относится. Тогда возможен спокойный обстоятельный анализ, не вредящий ни истине, ни духовному состоянию тех, для кого предпринят труд: современных православных христиан.

К сожалению, в книге О. В.Буковой мы не находим вытекающего из любви к предпринятому делу спокойствия. В ней наряду с фактами постоянно присутствует оценка, и оценка раздраженная. Чем же раздражена автор монографии о Дивеевском и других нижегородских монастырях? Всем, что мешает утвердить позитивный облик отца Иоасафа. Именно его личность является главенствующей в книге и определяет все основные оценки автора. Сразу встает вопрос: является ли отец Иоасаф той универсальной «точкой опоры», которая позволяет с известной высоты взглянуть на проблему достоверности чичаговской «Летописи»? Не слишком ли это частный момент в череде произошедших с памятью преподобного Серафима событий? В своем увлечении автор книги не щадит никого. В статье «Правда и вымыслы о жизни схиигумена Серафима» она избирает совершенно недопустимый тон в отношении личности священномученика Серафима Чичагова. «Имел ли он моральное право, будучи только лишь новоначальным священником, столь резко отзываться» об о. Иоасафе? «Да и был ли безошибочным его жизненный путь»? «Что знал гвардейский офицер Чичагов»? Затем автор сравнивает священномученика Серафима с… магом Кашпировским. Достается и многим другим: игумену Исайе II («Исайя рвался занять должность саровского игумена, прибегая к самым разным методам»), игумену Нифонту («сегодня мы вправе усомниться в правильности действий игумена Нифонта»), да и всем, кто так или иначе неблагоприятно столкнулся на жизненном пути с отцом Иоасафом.

Еще два «легендарных» человека попали в категорию этих разоблачаемых (с позиций Иоасафа) личностей. «Служка Божией Матери и Серафимов» Николай Александрович Мотовилов и кроткий брат преподобной Елены — Михаил Васильевич Мантуров. Их автор в своей книге не зовет иначе, как «эти господа». В книге нет ни малейшей попытки серьезного анализа мотивов, которыми руководствовались оба подвижника в их столкновении с отцом Иоасафом. Болеее того, абсолютно проигнорированы все неблагоприятные для отца Иоасафа факты, всплывшие при разборе в начале 1860-х годов «Дивеевской смуты». Такое выборочное отношение к историческим источникам, конечно, сразу снижает ценность книги О. В. Буковой, написанной субъективно и агрессивно, с позиций одного лишь отца Иоасафа. Думается, что реабилитация отца Иоасафа, если она имеет основание в исторических фактах, должна пройти гораздо более спокойно и уж никак не может привести к ниспровержению других утвердившихся в Церкви авторитетов: священномученика Серафима (Чичагова), саровских игуменов и монахов, мирских помощников, избранных на Божие служение преподобным Серафимом.

Особенно хотелось бы сказать о тех, на кого падает едва ли не главный удар О. В.Буковой, — о Николае Александровиче Мотовилове, чьи записки послужили одним из главных источников для «Летописи» священномученика Серафима Чичагова, и о Михаиле Васильевиче Мантурове. Николай Александрович Мотовилов (1809 — 1879) известен ныне всему православному народу как «Служка Божией Матери и преподобного Серафима». Чем более возрастает по всему миру слава преподобного Серафима, тем более интереса вызывает и фигура Мотовилова. Ни одна книга о преподобном Серафиме не обходится без свидетельств Мотовилова. Совершенно необычна судьба этого подвижника, горячего ревнителя и исповедника православной веры. Заслуга Мотовилова неоценима: он был сотаинником преподобного Серафима, духовным собеседником святителя Антония Воронежского. Из многих тысяч людей, приходивших к преподобному Серафиму Саровскому Мотовилов удостоился, по особому Божьему внушению, наибольшего доверия: ему единственному была передана из уст в уста беседа «О цели христианской жизни». Через него передал преподобный Серафим письмо для царя, который «его прославит». Духовно общаясь с преподобным батюшкой Серафимом, он сохранил для нас мельчайшие подробности его светоносной жизни. Самой Божией Матерью наставлен Мотовилов на служение Дивеевской обители. Именно через Мотовилова узнали мы учение преподобного Серафима о стяжании благодати Святаго Духа как цели христианской жизни. Его тетради послужили и составлению жития первоначальницы Дивеевской обители — преподобной Александры. Он обладал замечательным литературным даром. Его записки, обильно цитируемые духовным писателем С. Нилусом, а ныне найденные и изданные отдельно, читаются с напряженным интересом. Мотовилов прошел через нравственное мученичество и во враждебной среде богоборческой русской интеллигенции Х1Х века, и среди своих же, православных. Неуклонно в течение своей жизни воплощая завет преподобного Серафима о сохранении заведенных Самой Божией Матерью порядков в девической обители батюшки Серафима, Мотовилов многократно подвергался несправедливым нападкам и клевете. Еще при жизни своей он был объявлен безумным, больным человеком. Однако по слову святого апостола Павла, «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает сие безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2, 14).Даже сегодня, когда прошло уже более 100 лет со дня смерти «Серафимова служки», споры о его личности не утихают, вспыхивают с новой силой, — и это, на наш взгляд лишь подтверждает то, что в Мотовилове было истинное юродство во Христе, что его христианская жизнь, многими и ныне непонятая, состоялась несомненно. Мотовилов оказался в окружении святых людей. Мало того, что он был сотаинником преподобного Серафима. По Божиему Промыслу он женился на Елене Ивановне Милюковой, тетка которой, схимонахиня Марфа, прославлена церковью как святая. Святая преподобная Пелагея (Паша Саровская) называла его «таким же юродивым», как и она сама. Характерно, что известный старец Псково-Печерского монастыря Иоанн Крестьянкин в своей проповеди «Слово в Неделю о Страшном Суде. Есть ли адские муки?» приводил в пример уже всем известный эпизод о жизни Мотовилова. Заканчивает свой рассказ о Мотовилове отец Иоанн так: «Будучи в земной жизни рядом с преподобным Серафимом, Мотовилов по любви к нему жаждал и в вечности не разлучаться с ним. И вот ценой таких страданий, терпения и слез последовал за преподобным, за его славой в вечности мирской человек». В житии преподобного Серафима 1913 года сказано: «Мотовилов, как умел, служил памяти Серафима. Его любовь к Серафиму и к вере проявлялась часто чрезвычайно странно, но сердце его было преданное и бескорыстное… Что знаем мы о сокровищах тех душ, которые собрал Серафим в Дивееве, — души горячего и несчастного Мантурова, безумного и нелепого в проявлении своей веры Мотовилова, простых, еле грамотных мельничных сестер…? Это за пределами нашего разумения. Серафим знал их силу, провидел будущее».

Теперь как никогда требуется разобраться в судьбе Мотовилова, попытаться восполнить пробелы его биографии, осмыслить его жизнь в целом. Еще менее известна нам жизнь Михаила Васильевича Мантурова. До сих пор, к великому сожалению, нет ни одного связного жизнеописания Мантурова. Разрозненные сведения о нем мы находим лишь в «Летописи» свт. Серафима Чичагова. Жизнь Николая Александровича Мотовилова рассматривается в нашей книге по возможности в раме исторических и церковных событий того времени. Автор выражает признательность Людмиле Александровне Куликовой за любезно предоставленные архивные материалы, а также монахине Серафимо-Дивеевского монастыря Елене за сообщение некоторых важных, ранее не известных подробностей, относящихся к житию Н. А. Мотовилова».

Книга продается в московских магазинах «Библио-Глобус», «Москва», в крупных церковных магазинах Москвы, в Интернет-магазинах.

http://rusk.ru/st.php?idar=104988

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  М.Яблоков    13.09.2009 22:36
Весьма странные эти личности – Мотовилов и Мантуров…
  Г.Кремнев    13.09.2009 21:53
Уважаемая Татьяна Александровна!
О Мантуровых Вы найдете подробнейшую информацию в книгу свщмч. Серафима (Чичагова) "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря":
(http://www.sedmitza.ru/text/440100.html
напр., глава 7: http://www.sedmitza.ru/text/440125.html)
  Скрипина Татьяна Александровна    13.09.2009 21:16
Здравствуйте! Меня зовут Скрипина Татьяна. Мне мои родственники по папиной линии сказали, что наш род происходит от Михаила Мантурова. Знаем, что благодаря его сестре, Елене Мантуровой – наш род спасется. Хотели бы узнать об этом более подробную информацию, т.к. мне очень стыдно, но мы больше ни чего не знаем об этом. Подскажите пожалуйста, как узнать более подробно о нашем роде, как мы связаны по генеалогическому древу с Михаилом Мантуровым. Я очень хочу заказать книгу Владимира Мельника "Птенцы гнезда Серафимова. Мотовилов и Мантуров", подскажите пожалуйста, как мне можно это сделать, мы живем в г. Ульяновске. Спасибо Вам за Все. Храни Вас Господь.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru