Русская линия | Игумен Иоанн (Ермаков) | 15.08.2007 |
— Если подразумевать, что являюсь одним из активных сторонников ОПК, то, конечно же, — да…
— Помнится, 26 мая этого года состоялся митинг в защиту ОПК на Славянской площади в Москве. Вы выступили, и довольно эмоционально. В частности, упомянули об оскорбительных словах в адрес Русской Православной Церкви, миллионов православных верующих, сказанных публично академиком, лауреатом Нобелевской премии Гинзбургом…
— Главной темой митинга был законопроект, подготовленный Минобразования РФ, в соответствии с которым ликвидируется региональный образовательный компонент, что, в свою очередь, грозит уничтожением предмета «Основы православной культуры» как такового. Но говорили мы и о нападках на Православие, которые участились в последнее время.
— А в начале июня Вы обратились к руководству Движения «Народный Собор», (цитирую) «как православный священник, как христианин и гражданин своего родного Отечества с предложением о создании оперативного штаба по защите школьного предмета „Основы православной культуры“ в светских школах Российской Федерации». Почему — именно к «Народному Собору»?
— Это православно-патриотическое движение знаю давно и с самой лучшей стороны. Достаточно сказать, что «Народный Собор» на протяжении вот уже длительного времени борется за возвращение нашему Подворью Патриарха Московского и всея Руси Храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках собственности, путем махинаций и подлогов незаконно отторгнутой у Церкви группой мошенников. Знаю, что в последовательном и упорном отстаивании интересов православных верующих, традиционных наших ценностей «Народному Собору» большие задачи по плечу.
— «Народный Собор» и на этот раз действовал решительно…
— В обращении к патриотам я писал, что промедление в этом деле — смерти подобно! Свое первое заявление Оперативный штаб по защите ОПК, в который вошли представители многих известных патриотических организаций, распространил уже 12 июня. Затем были другие акции, мероприятия, публикации.
Так, 22 июня Алла Бородина, автор учебного пособия и курса «Основы православной культуры», опубликовала от своего имени открытое письмо Президенту РФ, в котором подвергла резкой критике Министерство образования и науки РФ и его главу А. Фурсенко (Алла Валентиновна является одним из координаторов «Народного Собора», вошла также и в Оперативный штаб по защите ОПК).
Общими усилиями атака безбожников, хотя и на время, была отбита. В начале июля законопроект, уничтожающий региональный образовательный компонент и, соответственно, «Основы православной культуры», Совет Госдумы решил направить на рассмотрение в законодательные собрания регионов. А ведь что наши «оппоненты» хотели? Летом, когда многие в отпусках и внимание к общественной жизни приглушено, тихой сапой протащить через Госдуму убийственный закон, а там, когда черное дело уже свершено, — ищи правого и виноватого!
Разумеется, недруги на этом не успокоились. Задействовали, что называется, тяжелую артиллерию — именитых российских академиков, и в конце июля появилось их открытое «письмо десяти» на имя Президента РФ. Они обвинили Русскую Православную Церковь в, якобы, «ползучей клерикализации» нашего государства и общества, в том, что мы, по выражению академика Гинзбурга, хотим «заманить души детей».
— Значит, Вы считаете, что «письмо десяти» — это спланированная акция?
— А как еще относиться к письму, очень похожему на донос из достопамятных советских времен?
Обратиться к Президенту «подписанты» могли и раньше, сразу по окончании последнего ХI Всемирного Русского Народного Собора, на итоги работы которого «с возмущением» ссылаются.
Собор состоялся в начале марта этого года, в его решениях было предложение к российским властям о внесении теологии в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии, а также о признании культурологической значимости преподавания основ православной культуры и этики во всех школах России. ОПК предлагалось включить в федеральный образовательный стандарт.
Дискуссия, которая в связи с «письмом десяти» идет в нашем обществе, показала полную несостоятельность его авторов.
Скажем, богоборцы протестуют против теологии в наших ВУЗах, навешивая ей ярлык лженауки, в то время как во всех уважающих себя университетских центрах мира ее изучают, защищают по ее многоообразным темам кандидатские и докторские диссертации. Без теологии нельзя понять развитие не только религиозной, но и, к примеру, философской мысли, осознать культурно-исторический процесс в целом.
Авторы «письма десяти» отказывают нашим детям, народу в праве на знание об элементарных основах родной культуры… Что греха таить: для многих наших сограждан названия таких исконно русских праздников, как Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение, довольно часто лишь пустой звук. К прискорбию, граждане России нередко даже не подозревают, какую роль сыграла Церковь в становлении Руси, а затем государства Российского! Что первое печатное издание было у нас религиозного содержания — «Апостол», выпущенный первопечатником Иваном Федоровым. Что большинство войн на Руси имели религиозную подоплеку, и не случайно Церковью к лику святых были причислены князья-полководцы Александр Невский и Дмитрий Донской…
Или такой пример. Прочитает ребенок в книжке известное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Птичка»:
«В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!»
Без самых необходимых знаний и пояснений что ребенок из этого стихотворения вынесет? Да только то, что: «Птичку жалко…», вот поэт весной ее на волю и выпустил. А то, что Бога поэт поминает, так это всего лишь разговорный оборот, под Богом, дескать, понимается судьба, или, как модно сегодня говорить, карма человека… И редкий учитель на уроке литературы станет ученику объяснять, что птичек на Руси покупали и выпускали на волю по весне (существовал такой обычай) в один из самых любимых христианских праздников — Благовещения Пресвятой Богородицы! И что классик русской литературы не просто так в своих произведениях к Господу Богу обращается, а как человек глубоко верующий…
Я уж и не говорю о том, что с текстами Библии, вне зависимости от того, веруешь ты или нет, должен быть знаком каждый мало-мальски образованный человек. А если не знаком, то образованным вряд ли может считаться! «Избиение младенцев», «отделить зерна от плевел», «Фома неверующий», «геена огненная», «блудный сын», «каяться» и так далее, и так далее — бесчисленное число словоформ, образов, понятий и символов «пропитали» нас, стали нашей неотъёмной духовной частью, придя к нам их Христианства, а конкретно — из Библии…
В итоге, не знает народ банальных, в общем-то, вещей, а академики полагают, что — и знать не надо! И даже не полагают, а навязывают нам свое мнение, словно истину последней инстанции!
— Уполномоченный по правам человека в РФ В. Лукин предложил «подписантам» и представителям Русской Православной Церкви сесть «за стол переговоров», начать диалог…
— Диалогу этому уже многие десятки, если не сотни лет. Начался он с тех пор, как привнесенный в Россию извне червь атеистического сомнения стал разъедать души нашей так называемой элиты, интеллигенции, прежде всего. И вот что характерно: диалог этот ровным счетом ни к чему не ведет. Вернее, ведет, но к тому, что со временем безбожники становятся все более воинственными, все более усиливаются нападки, притеснения, а то и гонения на Христианство, Церковь, православных верующих, исповедуемые нами духовно-нравственные ценности…
При всем при этом, для диалога мы открыты. Однако начинаем разговор, и всякий раз выясняется, что собеседники к очевидным нашим аргументам «глухи» и «слепы».
Мы говорим: «Основы православной культуры» — это светский, в чистом виде культурологический предмет. Нам отвечают: «Не-ет, вместо ОПК будет фактически Закон Божий!» И добавляют: «Служителям культа нечего делать в школах! Церковь по Конституции отделена от государства!» Мы возражаем: «От государства отделена, но не от общества. Кроме того, ОПК призваны преподавать обычные школьные учителя, а никак не священнослужители». На наше возражение не обращают никакого внимания, атакуя дальше: «Почему речь идет только об основах православной культуры? Почему мы обижаем представителей других конфессий?» Мы говорим: «Никто не против, чтобы изучались основы культуры других традиционных для России конфессий, например, „Основы мусульманской культуры“». Тогда нас ввергают в спор о том, что мы понимаем под традиционными конфессиями. А мы понимаем то, что и все: ведь «традиционные конфессии» — это же светский и научный термин. И тут начинаются стенания по поводу: «А как же католики, адвентисты, кришнаиты и прочая, прочая?! Почему их притесняем?» Начинается подмена понятий: обществу навязывается новый термин — «укоренившиеся религии». А у нас за последние пятнадцать лет либеральной вольницы много кто «укоренился»!.. И так далее, и тому подобное…
Спор, таким образом, — до бесконечности. Но ясно, что противоположная сторона не желает уступить и «пяди», к компромиссам «не готова». Ясно и то, что главная ее мишень — Православие!
Всё это смешно и нелепо на фоне практик, в законном порядке установившихся во многих так называемых цивилизованных странах Запада в отношении традиционных вероисповеданий.
Например, в средних учебных заведениях православных Греции и Болгарии, католической Польши в обязательном порядке изучается… нет, не основы их национальных культур, но, представьте себе, Закон Божий! В Бельгии плюрализм: здесь в школах преподают по желанию родителей и учеников и в зависимости от их конфессиональной принадлежности, и преподают тоже священнослужители (урок состоится, даже если в школе всего двое-трое мусульман или православных). Кстати говоря, и в израильских школах в обязательном порядке изучают Тору, не говоря уже о мусульманских странах…
— Так что же — судиться теперь с безбожниками, рядиться? Вот академик Гинзбург позволил себе выражение «…эти, мягко говоря, сволочи церковные…», и «Народный Собор» обратился с заявлением в прокуратуру, обвиняя академика в разжигании религиозной вражды. Кстати говоря, как Вы относитесь к этому шагу «Народного Собора»?
— Судиться-рядиться с безбожниками, будь они хоть трижды академиками и лауреатами Нобелевской премии, Церкви, конечно же, не пристало. К тому же, для нас это — комариный укус. Бывали времена и другие, когда повсеместно разграблялись и рушились православные храмы, а священнослужителей «в плановом порядке» вели под расстрел. Однако «Народный Собор» — светская организация, ее руководители, люди православные, воцерковленные, имеют на подобные заявления в прокуратуру юридическое и моральное право. В конце концов, слова академика для православного, да и любого верующего — действительно, оскорбительны!
— Отец Иоанн, парадоксально, но мнения против преподавания «Основ православной культуры» в школах высказываются и в среде православных священнослужителей. Говорится, например, о том, что некому ОПК в школах преподавать — нет квалифицированных кадров. Следовательно, нужно подождать: как бы не дискредитировать саму идею, то есть получить прямо противоположный результат….
— Таких мнений единицы, и эти опасения имеют под собой основу. В то же время позволительно спросить: а первые апостолы — ученики Христа имели должную «квалификацию»? Были они простые люди, как говорят, из народа — рыбаки, плотники, в массе своей не знали даже грамоты. И, тем не менее, несли Слово Божие, в том числе грамотным, высококультурным (по тем временам) грекам-язычникам!
Чтобы преподавать «Основы православной культуры», нужно прежде всего иметь чистое и доброе сердце, а педагогов с такими качествами, насколько знаю, в наших школах, слава Богу, хватает.
Кроме того, с методической точки зрения не такой уж это и сложный предмет. Ознакомьтесь с учебниками по ОПК А. Бородиной: смею вас заверить, что всё в них очень умно, логично и в то же время просто (а язык великолепный какой!), они по праву считаются лучшими учебными пособиями такого рода на сегодня. Разработала Алла Валентиновна и программу, и сам курс — имеются пособия не только для учеников, но и для учителей.
А ждать нам, братья и сестры, нечего. Повторяю: ситуация в обществе серьезна настолько, мера нравственного, духовного упадка столь велика, что промедление смерти подобно!
Вспомним слова Господа нашего Иисуса Христа: «не мир, но меч Я пришел принести». И ничего иного нам более не остается, как бороться — за будущее России! За души наших детей!
Беседовал С. Васильев
http://rusk.ru/st.php?idar=104973
|