Русская линия
Русская линия Валентин Руденко15.08.2007 

С правом на бессмертие

В издательстве «Алгоритм» готовится к выходу книга «Вячеслав Клыков. Воин Святой Руси». О творчестве и малоизвестных фактах биографии мастера рассказывает писательница Ирина Панова, долгие годы знавшая Вячеслава Михайловича.
Эта книга — настоящий подарок для поклонников творчества великого скульптора и просто для интеллигентных и любознательных людей. Книга о Вячеславе Клыкове в ближайшую неделю поступит в продажу. Но тираж её небольшой — всего 2000 экземпляров. Приобрести книгу можно будет не только в книжных магазинах, но и на стенде F 20 издательства «Алгоритм» на Московской международной книжной выставке-ярмарке, которая пройдёт с 5 по 10 сентября в 57-м павильоне ВВЦ.
Сегодня мы публикуем главу из этой книги.


Обложка книги о В.М.КлыковеКогда уходит из жизни человек — это беда; когда уходит родной — неутешное горе для близких, друзей. А когда умирает человек яркий, крупный, национально-значимый — это несчастье, тяжелая, острая скорбь для народа.

2 июня 2006 года, на рассвете, перестало биться сердце Вячеслава Михайловича Клыкова. Он ушел на 67-ом году жизни, еще так недавно полный великолепных замыслов, неиссякаемой энергии, творческих планов.

Мы многое потеряли с его уходом — потеряли идеолога, заступника русской идеи, вдохновенного художника, доброго, доступного, отзывчивого человека, умевшего бескорыстно и верно дружить.

На отпевание его 4 июня в Сретенский монастырь пришло столько людей — и знакомых с ним лично, и просто веривших ему, любящих его творчество… Многие плакали. Отец Тихон (Шевкунов), игумен монастыря, сказал тогда о Вячеславе Михайловиче:

«Еще много будут говорить о том, что он сделал, как гражданин, как русский человек, как художник. А сейчас необходимо сказать, что он ушел из этой жизни, как христианин. Он страдал тяжелым, неизлечимым недугом, и когда врачам стало ясно, что медицина бессильна, его по просьбе супруги и детей отправили домой. Но сами доктора не решались сообщить Вячеславу Михайловичу, что конец его земной жизни близок. О том, что Вячеславу Михайловичу надо готовиться предстать перед Господом, по долгу своему сказали ему священники.

Он совершенно мужественно, как всё и всегда он делал, воспринял эту весть, хотя до этого у него было множество планов: открытие одного, второго памятников, один из которых он закончил только что, и новые работы. И для Вячеслава Клыкова началась особая сосредоточенная жизнь, сосредоточенное время его бытия последних дней на земле. Он исповедался за всю свою жизнь и раз, и другой, и третий, причастился святых Христовых тайн, соборовался, молился. Несмотря на жестокие страдания, на ту Голгофу, которая выпала на его долю, как выпадает на каждого истинного христианина перед уходом в жизнь вечную, он просил не применять к нему обезболевающих средств, потому что, будучи христианином, воспринимал страдания как искупление от грехов, которыми связан каждый из нас…

Перед самой смертью, как свидетельствуют те, которые были рядом с ним в эти минуты, он очнулся от забытья, лицо его просветлело, потому что почувствовал и увидел что-то непостижимое для нас. Он улыбнулся, потянулся вперед навстречу чему-то, потом упал и умер через минуту. Вот так умирает православный христианин».

Эти рвущие душу слова мог произнести в тот скорбный день лишь человек, искренно любивший Вячеслава Михайловича, преданный его друг. Гроб с телом обнесли Крестным ходом вокруг монастыря. Предали земле в селе Мармыжи Курской области, на малой родине Мастера, возле церкви, которую он построил.

О таких людях, каким был Вячеслав Михайлович, говорят: лидер, глава, вожак, полководец. Он всегда был среди людей, всегда последовательно и убежденно отстаивал свою точку зрения. В период, когда всё рушилось, ломалось старое, и казалось, что анархия и беспредел восторжествуют, такие люди, как Вячеслав Михайлович (их, к сожалению, у нас мало), оказались нашим «золотым запасом», «засадным полком», выступившим за Русскую Правду. Твердая вера Вячеслава Михайловича, его преклонение перед народом, нашими святыми и героями, традициями и культурой — всё это выдвинуло Клыкова в авангард, в народные наставники и любимцы.

Знаете, как его называют в селе Мармыжи Курской области, где он родился и где похоронен? Родимый. О нем вспоминают сейчас очень часто и еще долго будут вспоминать. Так, на Всемирном Русском Народном Соборе (март 2007 года) выступавшие говорили: «Не хватает Клыкова», «Как нужен Клыков"…

Говорить о нем — мало, надо жить так, чтобы сверять свои поступки с ним. Он завещал нам сплотиться, жить сообща, ибо только так мы сможем помочь Родине в трудный период; он хотел видеть нас принципиальными, духовно богатыми, действенными, активными. Сделать хоть шаг по-клыковски — это уже будет преодоление инертности и безразличия.

О скульпторе Клыкове будут, конечно, написаны монографии, где специалисты подробно разберут его стилевые и жанровые особенности, отметят то, что он первым принес в искусство, определят его вклад в сокровищницу русской культуры, возрождение и укрепление Православия, сохранение наших лучших традиций.

Звонницы, храмы-памятники, часовни-памятники, лики святых на барельефах, памятники святым, преподобным, святым воинам — всё это должно войти в искусствоведение вместе с понятием «Клыков». Он словно приблизил нас к Небу, дал возможность дотронуться до святых, оградил нас могучей ратью народных заступников.

Он был первым в очень многих начинаниях. Это легко сказать, но как трудно сделать! Сколько сил, энергии, времени, здоровья потратил Вячеслав Михайлович на то, чтобы пробить свои планы, сломать сопротивление ретроградов, довести до осуществления задуманное! Враги пытались уничтожить его произведения: стреляли в «Пушкина» в Тирасполе, дважды взрывали «Государя Императора Николая II», стреляли в Неугасимую лампаду в постаменте памятника Кириллу и Мефодию. Какую нужно было иметь силу, чтобы вынести всё это?

Характерная особенность явления «Клыков» — гармония исключительного таланта, смелости и воли политика, моральной чистоты и светлой души. Где же рождаются такие люди? А у нас и рождаются, в наших селах и поселках, в глубинке. Вячеслав Михайлович гордился своей малой родиной, любил её до самозабвения, не раз говорил, что оттуда, из курских степей, у него всё: и видение, и любовь к земле, и глазомер, и интуиция, и чувство соразмерности. Он любил свою маму Лидию Тимофеевну, отца Михаила Константиновича, сестру и брата, односельчан. Отсюда вообще любовь к людям. Он умел находить общий язык с самыми разными и по возрасту, и по профессии современниками. Чтил ветеранов, любил молодежь, уважал тружеников.

«Я вот из крестьян, — сказал Вячеслав Михайлович в одном интервью, — у нас род был большой. А советская власть разделила его на трое. Три брата — три деда. Один был коммунист, советскую власть устанавливал, это мой родной дед. Второй — крестьянин-середняк, которого раскулачивал родной брат. А третий стал монахом Киево-Печерской лавры, отец Иоанн, он был причислен к лику святых. А то, что наша земля сейчас пребывает в мерзости запустения, виноваты мы сами…»

Всех, кто знал Вячеслава Михайловича, поражала его эрудированность, глубокие знания в самых разных областях жизни. Он любил поэзию, интересовался многими отраслями науки, глубоко изучал историю. Вот и появлялись его детища, скульптурные образы, продуманные и очень точные: деятели культуры, науки, литературы, ученые и поэты, священнослужители и герои-воины. Его памятники нашим святым и полководцам широко известны. Но вот, если бы не Клыков, поставивший Поклонный крест на Красной Поляне, не узнали бы мы о подвиге русских ратников, победивших ногайскую орду хана Мамая в 1709 году, идущую на помощь Карлу XII в Полтавской битве. Если бы не Клыков, создавший памятники великому князю Киевскому Святославу (Запорожье и Белгородская область), не отметили бы мы 1040-ую годовщину разгрома Хазарского каганата. А его памятники великому патриоту России П.А.Столыпину, адмиралу Колчаку, певице Надежде Плевицкой? Он возродил из небытия фигуру Первого солдата Преображенского полка Сергея Бухвостова, образ Прасковьи Луполовой, сибирской девушки, совершившей великий дочерний подвиг… За каждым именем — русская история, возвращенная нам скульптором.

Работоспособность его поражала. В год — до двадцати памятников! Было такое. Всего его творческий багаж — более 200 монументальных, монументально-декоративных работ и скульптурных портретов. Работать он мог и день, и ночь, то есть буквально: иногда не бросал начатое до утра. Чтобы не упасть, просил, чтобы его привязали к лесам. Попробуйте спускаться и подниматься десятки раз по доскам на высоте нескольких метров! Он всё лепил сам, а ведь это сейчас никто не делает. Рассказывают, что во время создания памятника князю Владимиру (Белгород), он для фигуры в восемь метров пропустил через свои руки за день «набивки» 54 тонны глины, всё время передвигаясь по лесам…

Всё, созданное титаническим трудом Клыкова: вдохновенные поэты, мужественные воины, мудрые священнослужители — всё это составляет обобщенный, собирательный образ России. У него нет «простых» работ, каждая — символ. Монумент на Прохоровском поле — символ Великой Победы нашего народа над фашизмом; «Столыпин» — столп государственности, патриотизм; «Государь Император Николай II» — призыв к покаянию за жестокость предков; «Плевицкая» — пример неисчерпаемой талантливости русских людей… Да и сам Вячеслав Михайлович — такой символ. Если бы нужно было в одном лице дать характерный пример русского человека, то, я уверена, многие сказали бы: «Клыков».

Сколько задумок осталось у Вячеслава Михайловича незавершенными? Об этом мы никогда не узнаем. Но вот судьба памятников, которые он создал, но не успел установить, касается всех нас: эти проекты необходимо довести до завершения. На сороковой день после кончины Мастера в Рязани был открыт памятник его работы — «Святой Георгий Победоносец». Но еще ждут окончательного решения своей участи памятники владыке Иоанну, митрополиту Ладожскому и Петербургскому, греческим просветителям братьям Лихудам…

Я много лет работала в Международном Фонде славянской письменности и культуры, которым руководил Вячеслав Михайлович, застала все этапы становления этой организации, начиная с основания, принимала участие во многих акциях, которые мы осуществляли под руководством нашего президента. У меня хранится альбом, подаренный Клыковым в день его 65-летия. На первой странице летящим клыковским почерком выведено: «Дорогой Ирине Георгиевне с любовью, уважением и благодарностью за нашу многолетнюю дружбу».

Мастерская на Большой Ордынке, принадлежавшая Вячеславу Михайловичу, не опустела: сейчас здесь работает Андрей Вячеславович, сын Клыкова, тоже скульптор, готовится к открытию музей его отца. Когда я была там в последний раз, бросился в глаза памятник художнику Саврасову, над которым работал Мастер. Алексей Кондратьевич сидит на скамье, возле него палитра, кисти; лицо очень русское, крестьянское… До последнего удара сердца Клыков воспевал свой народ.

Его именем назван проспект в Курске, здесь будет установлен памятник «Скульптор В.М. Клыков». Общественность Нови-Сада (Сербия) обратилась к властям с просьбой присвоить его имя одной из улиц города…

http://rusk.ru/st.php?idar=104972

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика