Общенациональный Русский Журнал | Валентин Руденко | 27.07.2007 |
НЕ САМОЛЁТ, А ЛЕТАЕТ. НЕ КОРАБЛЬ, А ПЛАВАЕТ
Да, экранопланы успешно летают как над морем, так и над относительно ровной сушей. Но при необходимости они могут набирать высоту в сотни метров и даже километров. Существуют экранопланы, способные подниматься на 3000 метров. Они именуются экранолётами, и это скорее аэропланы, а не корабли.
Экранопланы практически не имеют ограничений в размерах. Со временем могут появиться аппараты, соизмеримые с современными океанскими лайнерами.
В настоящее время габариты экранопланов ограничиваются главным образом тягой двигателей. По этой причине сейчас в России возможна постройка экранопланов весом до 600 тонн. С перспективными двигателями масса возрастёт до 2500 тонн. Любой вид транспорта оценивается, как известно, по скорости, дальности, грузоподъёмности, зависимости от баз и погоды. Экраноплан унаследовал от кораблей большую грузоподъёмность, вместимость и комфортабельность, а от самолётов — скорость и дальность. Самые быстроходные суда, как известно, имеют скорость 30 — 35 узлов (55 — 65 км/ч), а современные экранопланы — до 400 км/ч. Перспективные будут выполнять полёты на скоростях до 900 км/ч. По сравнению с самыми экономичными самолётами транспортная эффективность экранопланов в полтора-два раза выше.
В дополнение к вышеперечисленным достоинствам подчеркну, что экранопланам не нужны аэродромы, они мало зависят от погодных условий, не подвержены морской качке, как корабли, и не проваливаются в воздушные ямы, как самолёты. Поэтому наиболее привлекательна идея использования экранопланов в районах мирового океана, которые изобилуют большим количеством островов, не имеющих хороших аэродромов. В первую очередь это Азиатско-Тихоокеанский регион, где год от года растёт объём грузопассажирских перевозок морским и воздушным транспортом. Экранопланы с их превосходными амфибийными качествами обеспечат бесперебойную круглогодичную навигацию, что вдохнёт жизнь в самые удалённые уголки планеты. По прогнозам специалистов, уже в ближайшие десятилетия экранопланы серьёзно потеснят на рынке грузовых перевозок, особенно трансконтинентальных, все типы морской и авиационной техники.
В России проектированием, серийным производством и продвижением на мировой рынок этих во многом пока экзотических летательных аппаратов занимаются конструкторские бюро и заводы, входящие в финансово-промышленную группу «Скоростной флот», а также ряд других научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро военного профиля. Всего, начиная с 1957 года, отечественными предприятиями построено более 30 экранопланов. Первоначально они создавались в интересах обороны как ударные комплексы.
Отцом российских экранопланов является замечательный конструктор, разработчик многочисленного семейства судов на подводных крыльях Ростислав Евгеньевич Алексеев. Благодаря его таланту и энергии в Советском Союзе строились, испытывались и успешно эксплуатировались боевые экранопланы-гиганты.
БОЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ, МОЩНЕЕ…
Примечательно, что в первом полёте за штурвалом «КМ» сидел сам главный конструктор. Выполнив почти 50-минутный полёт на высоте 3 — 4 метра, он успешно приводнился. Машина была настолько устойчива, что Алексеев иногда отпускал управление и даже временно выключал двигатели. При этом машина продолжала уверенно держать курс. В 1973 году экраноплан «КМ» выполнил рекордный полёт с взлётным весом 544 тонны (до 1989 года в мире не было летательного аппарата такой грузоподъёмности). При этом экраноплан развил скорость 600 км/ч!
В Советском Союзе экранопланы были приняты на вооружение и выпускались серийно. В первую очередь следует назвать транспортно-десантную машину «Орлёнок» (другое название «Дракон»). Она предназначалась для доставки морских десантов. Выпуск серии «Орлят» был налажен на заводе «Волга». Всего было построено пять таких экранопланов. Все они вошли в состав авиации ВМФ, на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа. «Орлёнку», в отличие от обычных десантных кораблей, не страшны заграждения и минные поля. Он имеет неоспоримые преимущества по скорости, возможностям оперативной переброски личного состава и техники в район боевых действий. Государственной программой предусматривалось строительство 24 экранопланов «Орлёнок». Но этим планам не суждено было сбыться.
Наряду с десантным «Орлёнком» разрабатывался и противокорабельный экраноплан «Лунь» (проект 903, по классификации НАТО Utka). Его вооружение — шесть ракет «Москит». Первый полёт ударный экраноплан-ракетоносец совершил в 1987 году. После успешного завершения государственных испытаний «Лунь» в 1990 году был передан в опытную эксплуатацию. Однако после распада Советского Союза финансирование военных экранопланов прекратилось, а 11-я авиагруппа была расформирована. В связи с этим было принято решение второй «Лунь» переделать в спасательный вариант.
Строящийся в Нижнем Новгороде экраноплан «Спасатель» предназначен для поиска и спасения людей с терпящих бедствие кораблей и самолётов, тушения пожаров, снятия с мели судов с усилием до 100 тонн, борьбы с разливами нефти и решения многих других задач. Подобных «Спасателю» машин в мире нет.
Экраноплан массой около 400 тонн способен развивать скорость до 550 км/ч, летать на дальность до 4000 км. Крейсерская высота полёта — 1 — 4 метра, поисковая — от 100 до 300 метров, перегонная — до 3000 метров. Штатная вместимость — 150 человек, на всех свободных площадях — 500 человек, в варианте плавучего госпиталя — 80 человек.
На борту «Спасателя» расположен госпиталь, включающий в себя операционную, реанимационную, послеоперационную палату, перевязочную, палату на 18 человек и другие медицинские помещения. Время готовности экраноплана к вылету не превышает 15 минут. «Спасатель» может стать основой глобальной системы спасения. Если бы такая система была создана, многих страшных трагедий на море удалось бы избежать. Но застрявший на нижегородском судостроительном заводе «Волга» гигантский экраноплан постепенно превращается в своеобразный памятник долгострою. Заложенный почти двадцать лет назад, он, несмотря на 90-процентную готовность, застыл на стапеле без всякой надежды встать на крыло. Впору спасать экраноплан, предназначенный для спасения людей.
КТО ПОДДЕРЖИТ ЭКРАНОПЛАН?
Осенью прошлого года в Нижнем Новгороде состоялось выездное заседание Морской коллегии. Первый вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов охарактеризовал состояние отечественного скоростного водного транспорта, который когда-то был лучшим в мире, как критическое.
«В настоящее время у нас остались лишь отдельные устаревшие суда, работающие эпизодически на коротких внутренних линиях, а новые суда практически не строятся. Позиции России на рынке высокоскоростных судов утрачены», — заявил он. Из более чем 1600, построенных после 1957 года, в настоящее время эксплуатируется не более 200 судов на подводных крыльях. Необходимо возродить российский скоростной флот, возродить и экранопланы. Подчеркну, интерес к экранопланам огромен. Вполне возможно, что в мире назревает бум экранопланостроения, и такие машины станут важной частью мировой транспортной системы. Ряд государств уже проявляет интерес к приобретению коммерческих экранопланов. Вопрос только в том, сможет ли Россия вновь строить эти летательные аппараты, обладая законным приоритетом? Разработки, которые сегодня ведутся по экранопланной тематике, вселяют надежду. Но финансируются все эти проекты по остаточному принципу, и здесь мы находимся в неравных условиях с западными конкурентами, которые в последнее время развернули активные работы по экранопланам. Необходима федеральная программа, проще говоря, госзаказ. Иначе приоритет будет окончательно утрачен.
Валентин Руденко, «Интерфакс-АВН», специально для «Русского журнала»
Общенациональный Русский Журнал, 2007, .7−8.