Русская линия | Артем Маркелов | 14.07.2007 |
До этого отец Иоанн был в Вятке в 1904 году — с 16 июня [1] до вечера 18 июня,[2] когда отбыл в Сарапул через Пермь.[3] Повседневная жизнь в городе тогда остановилась — в 6 час. вечера 16 июня 138 торговцев закрыли свои магазины и лавки. Торговля возобновилась только на следующий день в полдень [4] (то есть после окончания литургии).
На обратном пути о. Иоанн снова остановился в Вятке. Он приехал в воскресенье 27 июня в полвосьмого утра[5] и утром 28 июня отбыл в Котлас.[6]
Все дни пребывания в главном вятском городе отец Иоанн посвятил проведению служб, молебнов, посещению благотворительных учреждений, беседам на духовные темы.
Именно в этот приезд Батюшка исцелил умирающую от болезни печени маму будущего митрополита Нестора (Анисимова). Раба Божия Антонина прожила потом более трех десятков лет.[7]
Подробнее о поездке 1904 года будет посвящена специальная главка «Очерков истории Вятской епархии», которые должны выйти в конце этого года.
Теперь что касается приезда в 1907 году. На этот раз отец Иоанн приезжал в село Вознесенко-Вахрушевское (современное село Вахруши). Это село находится примерно в 25 километрах от Вятки. Надо отметить, что первые кожевенные заводы поставил здесь в 1854 году крестьянин Тимофей Вахрушев. К 1890 году был создан «Торговый дом. Илья Вахрушев с сыновьями».[8]
В Вознесенско-Вахрушевское и пригласили Батюшку сыновья Ильи Тимофеевича Вахрушева, чтобы помолиться на могиле отца и попросить благословение на дальнейшее дело[9] (также предполагалась поездка о. Иоанна в Слободской,[10] но, видимо, она не осуществилась).
1 июня (по старому стилю) в полпервого дня отца Иоанна встретили на вокзале г. Вятки.[11] Каков же был подъем, когда о. Иоанн показался в дверях вагона! Пока он шел до кареты, ему несколько раз приходилось останавливаться, чтобы благословить окружающих. Со всех сторон ему подавали письма, поминальные записки, много пожертвований (деньги Батюшка тут же раздавал). По дороге в Вознесенское-Вахрушево о. Иоанну приходилось несколько раз останавливаться, чтобы благословить толпы крестьян, которые собрались с окрестных деревень.
В самом Вахрушево собралось много людей — причем, не только из Слободского, но, например, из более дальнего Котельничского уезда. Один 10-летний мальчик, живший в Вятке, не смог пробиться через людскую массу и получить желаемое благословение. Но, видимо, так жаждало этого его сердечко, что он пристроился на дрогах одной из повозок и таким образом добрался до с. Вознесенско-Вахрушево. Измученного и голодного, его поместили в доме Вахрушевых, где мальчик наконец-то смог получить благословение почитаемого им праведника.[12]
В Вахрушах о. Иоанна встретил колокольный звон и длинные ряды почитателей по обеим сторонам улицы, а также духовенство во главе с благочинным г. Слободского прот.А.Замятиным. За трапезою о. Иоанн говорил о различных вопросах, в том числе о печальных событиях в духовных школах: «Тяжело видеть, как гибнет ныне учащаяся молодежь. Но ещё тяжелее видеть, что < > в духовной школе царит теперь настроение, ничего общего не имеющее со служением Церкви Божией… прискорбно, что и ваша Вятская семинария тоже поддалась разлагающему влиянию гибельных, чуждых духу Христову учения, вожделений…».[13]
Здесь нужно пояснить, что Вятскую семинарию в 1905 — 1907 гг. захлестнул бунтарский революционный дух. Один из вятских семинаристов стал председателем ЦК общсеминаристского союза, а сам ЦК был перенесен из Владимира в Вятку. Именно на май 1907 года пришелся апогей бойкота, перешедшего в открытый бунт — в результате семинария была закрыта.[14]
Сохранились и другие бесценные свидетельства, которые звучали в вятском селе из уст о. Иоанна: «Прежние духовные журналы — „Христианское чтение“, „Православное обозрение“ и другие — давали богатую пищу для ума и сердца верующих христиан; ныне нет уже таких журналов; на смену им появились новые издания, преследующие чисто житейские цели. Появляются, правда, и ныне статьи дышащие искренним чувством св. веры, — но их мало, это лишь отдельные голоса нескольких лиц.
Чтобы не оставаться без любимого мною чтения, — продолжал о. Иоанн, — я всегда имею при себе походную библиотечку, в которой собраны книги, отвечающие моему настроению; благодаря этому я всегда имею возможность почитать, что мне нравится и не тратить бесполезно времени на чтение такие газет и журналов, в которых пишут много лишнего, вредного для души».[15]
Вечером 1 июня о. Иоанн совершил, на квартире где остановился, общую исповедь.
2 июня о. Иоанн служил литургию в местном храме в сослужении священников (из Вахрушей, Слободского, Бобино, Совье и Вятки). После службы он объехал многие дома вахрушевцев, где совершал молебны.
Также о. Иоанн принял в доме П.А.Вахрушева делегацию Вятской народной монархической партии. Батюшка встретил пришедших словами «Мир вам», пригласил к совместной молитве, а потом в беседе подбодрил вятчан: «Душой я с вами».[16]
3 июня Батюшка отслужил ещё одну литургию. После неё о. Иоанн отправился в Вятку,[17] откуда в 3 час. 17 мин. выехал на поезде в Котлас. На Петербургском вокзале станции «Вятка 1-я» проводить любимого пастыря собралась масса народа.[18]
В память посещения кронштадтским пастырем села жители Вознесенско-Вахрушево единогласно постановили приобрести для храма образ св. Иоанна Рыльского, небесного покровителя о.Иоанна.[19]
Надо отметить, что и сегодня основанные Вахрушевыми заводы являются известным кожевенным центром не только Вятской земли, но и всей России, пережив и революционную смуту, и экономический коллапс 1990-х годов. И нет никакого сомнения, что произошло это в том числе и по молитвам Батюшки Иоанна Кронштадтского.
Артем Владимирович Маркелов, г. Киров (Вятка)
СНОСКИ:
1. Пребывание о. Иоанна Ильича Сергиева в Вятке // Вятские епархиальные ведомости (далее — ВЕВ). 1904. № 13. 1 июля: Отд. неофиц. С. 807.
2. Хроника // Приложение к Вятским губернским ведомостям (далее — ВГВ). 1904. № 73. 19 июня. С. 1.
3. Пребывание о. Иоанна Ильича Сергиева в Вятке… С. 807.
4. Закрытие торговли // Приложение к ВГВ. 1904. № 73. 19 июня. С. 1.
5. Хроника // Приложение к ВГВ. 1904. № 77. 29 июня. С. 2.
6. Там же. С.2; Пребывание о. Иоанна Ильича Сергиева в Вятке… С. 808.
7. Нестор (Анисимов), митр. Мои воспоминания. М., 1995. С. 21 — 23.
8. Энциклопедия земли Вятской. Киров, 1996. Т.6: Знатные люди. С. 78.
9. Свидетель. О. Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) в селе Вознесенско-Вахрушеве Слободского уезда // ВЕВ. 1907. № 23 (7 июня). (Отд. неофиц.). С. 589.
10. Проезд через г. Вятку о.Иоанна Кронштадтского // Вятский вестник. 1907. № 115. 3 июня. С. 3.
11. Свидетель. Указ. соч. С. 589.
12. Там же. С. 590.
13. Там же. С. 591.
14. Котряхова Н. Студенческое движение в Вятской духовной семинарии в 1900 — 1907 гг. // Религия и Церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера (К 450-летию преподобного Трифона, вятского чудотворца). Материалы Международной научной конференции. Киров, 1996. Т.1. С. 312.
15. Свидетель. Указ. соч. С. 591 — 592.
16. Иванов. К приезду о. Иоанна Кронштадтского // Вятский вестник. 1907. № 118. 7 июня. С. 3.
17. Свидетель. Указ. соч. С. 592 — 593.
18. Отъезд о. Иоанна Кронштадтского // Вятский вестник. 1907. № 113. 31 мая. С. 3.
19. Свидетель. Указ. соч. С. 593.
http://rusk.ru/st.php?idar=104935
|