Русская линия | Людмила Ильюнина | 09.07.2007 |
Три с половиной года назад я стала прихожанкой Тихвинского храма в поселке Сиверский. Переехав на новое место жительства, я по совету своего далекого духовника, присматривалась к разным храмам в округе, благо у нас их здесь немало (в радиусе нескольких километров 7 храмов). В каждый из этих храмов мы поездили на службу, познакомились со священниками. Но душа особенно прикипела к одному — храму в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Здесь царил очень деятельный, молодой дух, и чувствовалось, что люди собраны вместе не только за богослужением, но и живут общей жизнью, общими бедами и радостями. Потом я узнала историю этого храма, и выяснилось, что семейственность заложена была в его основание. А вскоре пришла беда, которая подтвердила верность прихожан своему храму. Но об этом — впереди, а сейчас об истории.
Храм был основан в 1897 году Обществом вспомоществования бедным. Инициатором строительства был настоятель храма Покрова Божией Материи в Коломне протоиерей Василий Акимов. Храм первоначально был домовым — существовал при летнем приюте девочек-сирот с ослабленным здоровьем (в Сиверской особенный целебный климат). Здесь они жили единой семьей, здесь им было особенно привольно на природе, среди целебных сосен по соседству с речкой Оредеж после каменного и нездорового Петербурга.
Храм был заложен двухэтажным. На первом этаже располагались, спальни и трапезная, на втором — учебные комнаты и храм. Специально для храма были написаны чудные иконы, чувствуется рука одного художника, петербургской академической школы. Тогда же была написана и Тихвинская икона Божией Матери, которая впоследствии прославилась чудотворениями. Интерьер храма продуман до мелочей, — в резьбе иконостаса, киотов, в цветных витражах на стеклах, в белом из некрашеных досок поле содержится секрет особого уюта, семейственности Тихвинской церкви.
Здесь служило много замечательных священников, храм никогда не закрывался, в него были снесены святыни из закрытого в 1930 -е годы сиверского Троицкого храма.
Бог даровал нам не только доброго пастыря, но и друга — настоятеля нынешнего Сиверского храма — иерея Алексея Терентьева. Батюшка сразу же привлек к себе живой верой, кипучей энергией и жизнерадостностью. Эта дружба нам открыла, что такое — быть настоятелем. Это значит — быть не только пастырем духовным, но и прорабом, строителем, грузчиком, бухгалтером, садовником, электриком, кочегаром… и т. д. Так как за все в храме отвечает настоятель — и за то, чтобы храм и территория вокруг были ухожены, и за то, как поет хор, и за то, чтобы светло и тепло было, и чтобы мир царил на приходе. А, если настоятель еще и живет прямо в церкви, то для людей ты доступен и днем (а иногда и ночью). Всяких приходилось встречать «странников», которые находили приют и ночлег в домке батюшки Алексея.
Когда я увидела, как любят и по-настоящему почитают батюшку прихожане, большинству из которых он годится в сыновья, а иногда и во внуки, то невольно возник вопрос: откуда в таком молодом возрасте появилась духовная и житейская опытность? А все оказалось очень просто — отец Алексей Терентьев из тех, кто «жизнь учил не по учебникам». Уже в 16 лет он стал активным прихожанином восстанавливающегося храма на окраине Питера. Вот тогда бывший рок-музыкант, домашний городской мальчик стал всему учиться, — стал разнорабочим и плотником, и строителем, и прорабом за три года. И помощницу верную Господь тогда ему послал — матушку Нину, которая и сейчас несет на своих хрупких плечах немалую часть настоятельской ноши. Уже в 19 лет Алексей стал дьяконом. Некоторое время служил в Иоанновском монастыре на Карповке. А вскоре после рукоположения во священники стал настоятелем храма в Сиверской.
Когда батюшка приехал в знаменитую «дачную столицу Санкт-Петербурга», то оказалось, что храм, в который его назначили, находится в аварийном состоянии, буквально на грани обрушения. Были серьезные протечки внутри храма, храм перекосило по всему периметру, а когда вскрыли крыльцо, то оказалось, что бревна венца прогнили, — в подвале под самые своды была накидана земля, не было вентиляции. Еще немного — и храм мог бы рухнуть. Пришлось срочно домкратить свод. Вставлять новые бревна, прошивать стены металлическими скрепами, а потом — делать полный ремонт первого этажа. Ремонт затянулся на несколько лет. Все это стало возможно благодаря тому, что прихожане очень полюбили батюшку и его семью и активно стали помогать. Кроме того, хозяева местных строительных баз давали материал в кредит, и сразу большие суммы выплачивать не приходилось.
И вот наконец-то и стал виден конец работам. Батюшка купил колокола на звонницу, начал собирать деньги на большой колокол, но тут случилась беда.
Два месяца назад в храме произошел пожар. Сгорела кровля, колокольня, пламя было таким сильным, что расплавились колокола.
На самом деле произошло чудо — можно сказать, что Божия Матерь остановила огонь. Услышав набат, к храму сбежались прихожане — жители ближних домов — выставили оконные рамы и стали выбрасывать из храма и жилого помещения первого этажа (где живет отец настоятель вместе с семьей) все, что только можно.
После того, как огонь удалось потушить, один из пожарников сказал в потрясении: «Теперь я буду верить в Бога! Все должно было сгореть!»
Но чудо явилось не только свыше, но и от людей. По набату к храму сбежались дети-подростки. С этого момента и все последующие дни (благо они были каникулярными) ребята стали самыми активными участниками работ по разгребанию пожарища. На помощь погорельцам пришла и местная военная часть — привезли походную кухню и большую военную палатку для вещей, прислали солдат для разгрузки вещей.
Конечно же, на пожарище работали и все свободные от основных работ (многие специально отпросились) прихожане: мужчины разбирали обгоревшие бревна и железо с крыши, а женщины собирали воду, которой был залит весь храм и первый этаж, где живет отец настоятель с семьей.
Ни матушка, ни батюшка, ни их дети в эти тяжелые дни не проявили и тени уныния, а тем более отчаяния или ропота. А ведь они остались без крова. Как я уже написала, первый этаж, где со времен построения храма (с конца XIX века) жил настоятель, тоже пострадал — все вещи были выброшены на улицу, а помещение залито водой. Трем девочкам и матушке пришлось поселиться у разных прихожан, батюшка остался в храме — встречаются они теперь только на стройке.
Но потом стройку пришлось остановить. После испытания огнем, Бог послал испытание водой. Вместо прогоревшей крыши сделали временную конструкцию — деревянные перекрытия, обтянутые полиэтиленом, но пошли сильные дожди, и эта «крыша» оказалась ненадежной защитой. На храм обрушились потоки воды. Каждый сильный дождь вызывал протечку не только в самом храме, но и в жилых комнатах настоятеля.
А потом пришло еще одно испытание — когда решили поднять промокшие половые доски в помещении храма, то оказалось, что под ними по старой технологии был положен большой слой глины, вся они промокла, стала парить, покрылась плесенью, перекрытия и так уже ветхие от времени, начали гнить.
Таким образом, оказалось, что на восстановление храма нужны уже не сотни тысяч, а миллионы рублей. А все, что собрали прихожане, батюшка (еще до того, как начались проливные дожди, и выяснялась аварийная ситуация) уже использовал на закупку стройматериалов и долгожданных колоколов. Вот и стоят они теперь на улице перед храмом, а когда-то зазвонят? Когда займут свое место на восстановленной колокольне?
Статью я эту пишу в надежде, что кто-нибудь откликнется и поможет нашему храму, и нашему батюшке. Надеюсь, что найдутся люди, которые откликнутся на призыв о помощи и вспомнят народное присловье «Церкви послужить — Богу угодить», вспомнят, как раньше наши предки всем миром строили храмы, отдавали иногда последнее для того, чтобы сияли красотой наши «дома Божии».
Адрес храма: 188 330, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, п. Сиверский, ул. Колхозная, д. 2. Храм Иконы Тихвинской Божией Матери. Иерею Алексею Терентьеву. Звонить по телефонам: 8 813 71 47 594 храм и 8−921−758−02−21 (о.Алексей) 8 921 758 02 27 м. Нина
http://rusk.ru/st.php?idar=104923
|