Русская линия | Священник Михаил Сторонкин, Сергей Чесноков | 23.06.2007 |
— Отец Михаил, как благочинный округа, чего вы ожидаете от предстоящих торжеств?
— Проведение торжеств не самоцель. Имя преподобного Варнавы Ветлужского, святого древнего, святого всероссийского и особенно почитаемого на Руси до революционных преобразований сейчас забыто. Мы хотим напомнить о том святом, который поистине является небесным покровителем, объединяющим звеном всего Поветлужья, в том числе Кировской (бывшей Вятской губернии), Нижегородской, Костомской областей, республики Марий Эл.
— А что такое, на ваш взгляд, покровитель земли?
— Это тот человек, который святостью своей жизни угодил Богу и сегодня невидимо таинственным образом предстоит перед Престолом Божиим и ходатайствует о той земле, которую он возлюбил во время своей земной жизни и просит у Бога благодатных даров и помощи всем тем людям, которые здесь живут и трудятся.
— А зачем нужно почитание этих людей? Не пустое ли это занятие?
— Священное Писание заповедует нам не забывать о святых ради того, чтобы мы, взирая на их подвиги, подражали их жизни. Память о разных государственных деятелях нашего Отечества полезна. То же касается и деятелей церкви. В нашем случае преподобный явил образ жизни отшельнической, миссионерской, сопряженной со множеством невзгод. Мы говорим о преподобном, как о части вселенской церкви.
— То есть через почитание преподобного Варнавы происходит возрождение на этом месте христианской жизни вообще?
— Преподобный Варнава как миссионер первым вступил на эту землю и 28 лет сеял здесь семя веры Христовой местному народу — черемисам. Обитель была основана на границах с ханством. Это было решение еще и стратегической задачи — обороны восточных рубежей государства.
— Чем же знаменит преподобный?
— Житие его крайне скудное. Особенно о начале его жизни. Кто были его родители неизвестно. Родом он был с Великого Устюга и по некоторым данным из-за набега черемисов покинул Устюжские пределы и поплыл вниз по Ветлуге, где выбрал место по своему сердцу на изгибе реки на правом берегу. Там на Красной горе основал пустынь. Эти земли тогда в радиусе 50 верст были необитаемы, но весть о преподобном стала распространяться. К нему приходили за наставлениями и земледельцы, и рыболовы. Появились ученики, которые после его смерти основали Троице-Варнавину пустынь. Над гробом преподобного был построен Никольский храм. Позже пустынь была преобразована в монастырь, который был упразднен Екатериной в последние годы ее царствования и преобразован в уездный город Варнавин.
По преданию сам Макарий Желтоводский перед тем как основать монастырь на Унже приходил к Варнаве Ветлужскому за благословением.
— А кто был наставником самого преподобного Варнавы?
— Неизвестно. Известно, что он был приходским священником, иереем, в одном из храмов Великого Устюга и очевидно после кончины своей супруги принял монашество. Народ любил Варнаву. Особенно торжественно проходили дни памяти преподобного до революции. По свидетельствам очевидцев собирались тысячные толпы богомольцев в день «годины» Варнавиной 11(24) июня. Они стекались в Варнавино со всех уголков России, наипаче же из Нижегородской, Костромской и Вятской губерний, проводили всю ночь в храме, где в этот день из года в год читалось житие преподобного.
— А что же там могло так долго читаться, если сведений сохранилось мало?
— Читалось краткое житие и многочисленные чудеса, совершавшиеся над гробом преподобного, слава о которых дошла в свое время до самого Патриарха Иосифа, прославившего Варнаву в лике святых.
— Как это по-русски. Посмертных чудес больше чем биографических сведений. Смиренного подвижника прославляет сам Господь.
— Особенно помогал преподобный в болезнях глаз и ног. Причем исцеления случались не только при гробе, но и по пути в обитель. Даже по одному лишь обету сходить пешком в Варнавину пустынь!
— А где сейчас мощи преподобного?
— Участь осквернения святынь не обошла и Варнавино. Под эгидой сбора пожертвований голодающим Поволжья власти провели акцию по изъятию церковных ценностей. Это исключительный случай в истории церкви, когда вопрос о вскрытии и изъятии мощей решался на столь высоком уровне, на Политбюро под председательством Ленина. И тем не менее были люди, которые утверждали, что имели возможность поклониться преподобному еще перед войной. И что последний варнавинский священник Павел Мегалинский якобы в предвидении своего ареста и поругания мощей по преданию спрятал их ночью где-то на сельском кладбище. Доказательств тому нет. Но и мощей тоже.
— Некая тайна.
— Впрочем, люди грамотные говорят, что сих пор существуют такие запасники в музее атеизма, куда даже у сотрудников руки не доходят и там-то мощи и находятся. Я тоже склоняюсь к этой версии, потому что раз была директива такого уровня, то не могли мощи остаться не изъятыми. Впрочем, есть еще одна версия, а точнее слух, что когда вскрывали мощи, косточки там оказались не человеческие. Мощи были вовремя подменены, чтобы не произошло осквернения. Не хочется варнавинцев упрекать и обижать, но сказалось наверное и то, что каждый в те времена руку приложил. Каждый потрудился над этим кощунством. Сохранились фотографии о безбожном субботнике, свидетельствующие о том, что это было деяние массовое — всем миром.
Конечно, люди пострадали от этого. Болеют. Прекращается род.
— То есть дело возвращения памяти о преподобном Варнаве это искупление того греха, который тяготеет над всеми варнавинцами, это акт некоего общественного покаяния?
— Акт покаяния и возвращения к истокам. И много еще предстоит потрудиться. На источнике до сих пор подчас срамота. Бутылки, пакеты, окурки, стаканчики.
— Когда приедут люди из других городов, не окажется ли, что местные жители Варнавой не очень-то и интересуются?
— Не исключено, ведь то же самое сегодня имеет место даже в таком святом месте как Дивеево. Туда едут люди со всего мира, покупают квартиры. А основная масса людей коренных жителей? Уверовала ли она? Также и в Варнавино.
Но можно и другую связь уловить. Было почитание Варнавы — все было. Был Варнавин городом. Конечно, уже до революции не стало монастыря, но был собор, была часовенка, вокруг которой росло 12 лип. По преданию преподобный здесь основал крест или первую часовню срубил. Наконец, в 1912 г. были прославлены мощи. Город расцветал. Зажиточные были люди. Ветлуга тогда была живой водной артерией, там как и в Макарьеве проводились ежегодные ярмарки. Уезд был обширный, в него входила часть нынешнего Семеновского района Нижегородской области и очень обширная территория Костромской губернии.
— А сейчас?
— Сейчас это вымирающий район, который то присоединяют, то упраздняют. По-моему не пять ли раз его уже упраздняли?
— Вот вы к концу беседы и ответили на заданный в самом начале вопрос — зачем нужны все эти торжества… Было почитание в Варнавино преподобного Варнавы — все было. Не стало почитания — ничего не стало. Под вопросом вообще жизнь в этой местности стала. Демография, пьянство, отъезд работоспособной молодежив город — такая ситуация имела место по всей России, но если проследить внимательно истоки этих бед, то они будут общими — потеря веры.
— Возрождение рабочего поселка Варнавина и возвращение ему статуса города, возрождение святынь Варнавинских, а это могила преподобного, в этом месте многие люди получали исцеления, это источник — вот цель торжеств. Нужно поставить указатели на дорогах, чтобы было проще добраться к обители.
— А Варнавино названо в честь преподобного?
— Конечно. Хотя с названием при упразднении монастыря в годы Екатерины вышла небольшая путаница. На гербе в верхнем поле изображается галера (это герб Костромы). А в нижнем поле рука, держащая камень. Екатерина и ее советники, присваивавшие городам гербы, решили, что Варнавин в честь апостола Варнавы, который был побит камнями. Как видим, с одной стороны путаница, а, с другой стороны, ведь преподобный Варнава как раз и носил имя этого апостола, да и память преподобному совершается не когда-нибудь, а в день его именин.
На основании этого у нас появилась идея связаться братскими узами с греческим островом Кипром, где почитается память апостола Варнавы, которого православные киприоты считают своим небесным покровителем.
— Получается, что, перестав прославлять имя преподобного, варнавинцы потеряли уважение и к собственному имени, и подрубили сук, на котором сидели?
— Вот мы и пытаемся возродить духовную жизнь на этой земле. Может быть не в том величии, но хотя бы духовный минимум. У нас еще есть образ чтимый — преподобного Варнавы Ветлужского. Он ровесник прославления — конец XVII века. Были храмы, часовни.
Варнавинский монастырь — это один из ручейков той живительной благодатной влаги, которая питает всю корневую систему нашего многострадального Отечества.
Записал Сергей ЧЕСНОКОВ
СПРАВКА
В 2007 году Русская Православная Церковь отмечает 590-летие с того дня, когда на Ветлуге поселился преподобный Варнава и начал свою проповедь Православия черемисам. Его память Православная Церковь отмечает 24 июня в день памяти тезоименитого ему апостола от 70-ти Варнавы, называемого в Писании Нового Завета «мужем добрым и исполненным Духа Святаго и веры» (Деян. 11, 24).
Оргкомитет по подготовке к празднованию юбилея преподобного Варнавы Ветлужского принял решение развивать Варнавино как культурно-духовный центр Поветлужья. Такое решение предполагает привлечение паломников к варнавинским святыням — святому источнику, чудотворной иконе, находящейся в храме преподобного Варнавы Ветлужского, и могиле преподобного. Также планируется возрождение Свято-Троицкого Варнавинского монастыря, который был основан самим преподобным Варнавой.
В преддверии юбилея, 4 июня, в день переноса мощей преподобного Варнавы, в рабочем поселке Варнавино был совершен крестный ход, в котором приняли участие священники Варнавинского, Краснобаковского и Семеновского благочиний Нижегородской епархии, а также представители местного самоуправления. Такой крестный ход проводился в поселке впервые, и жители Варнавина надеются, что это станет доброй традицией.
Еще одним нововведением стали первые Варнавинские краеведческие чтения, которые прошли 8 июня. В них приняли участие школьники Варнавинского района, которые читали доклады о храмах и святынях благочиния.
К 24 июня на месте разрушенного Троицкого собора Варнавинской обители планируется установить поклонный крест. Рядом с крестом будет установлен стенд, на котором будет размещаться информация о соборе и о преподобном Варнаве. К самому юбилею будет приурочено открытие в Варнавине нового исторического музея Поветлужья. В новом музее будет представлена обширная экспозиция по всему Ветлужскому краю.
Варнавинские торжества 24 июня начнутся с архиерейской службы, которая произойдет прямо под открытым небом на том месте, где некогда был Варнавинский монастырь.
http://rusk.ru/st.php?idar=104891
Страницы: | 1 | |