Русская линия
Русская линия Леонид Болотин06.06.2007 

Духовный подвиг Святителя Иова, Старицкого, Московского и всея Руси Чудотворца

От редакции: В нынешнем марте исполнилось 400 лет проведения Покаянного Всероссийского Земского Собора 1607 года, созванного Царем Василием Шуйским при участии Святителя Иова и Священномученика Ермогена, Патриархов Московских и всея Руси. Этому событию была посвящена церковно-общественная научная конференция в городе Старица — на родине Святителя Иова. Конференция проходила в городском Русском культурном центре под покровительством игумена Ермогена, настоятеля Старицкого Свято-Успенского монастыря. В подготовке и проведении конференции принимали участие отец Ермоген, иеромонах Ефрем (Красовский), доктор филологических наук, профессор Александр Михайлович Камчатнов, ведущий радио «Радонеж», иконописец Виктор Александрович Саулкин, историк Павел Геннадиевич Петин, журналист Леонид Евгеньевич Болотин, писатель Андрей Юрьевич Хвалин. Некоторые участники конференции предоставили свои выступления для эксклюзивной публикации на «Русской Линии».

Леонид Евгеньевич Болотин
Леонид Евгеньевич Болотин
Всечестные отцы, братья и сестры, благословите!
Уроженец города Старица и воспитанник Старицкого Свято-Успенского монастыря Иоанн, ставший 26 Января 1589 года Первым Патриархом Московским и всея Руси Иовом, был из гнезда птенцов Грозного Царя. Именно прозорливый по Милости БОЖИЕЙ Государь Иоанн Васильевич усмотрел в юном певчем Старицкого монастырского хора задатки и глубокого молитвенника, и талантливого церковного писателя, и одаренного церковного администратора, и мудрого державного мыслителя, и большого знатока церковного права, и Всероссийского Святителя.
У Святителя Иова много заслуг и перед Россией, и перед Русской Православной Церковью, и перед Вселенским Православием. В связи со Всенародным Державно-Церковным Покаянным Собором 1607 года, 400 годовщину которого мы отмечаем в эти дни, а завтра 20 Февраля/5 Марта будем чествовать день совершения Покаянного Чина, я бы хотел обратить Ваше внимание на такую проблему Соборной Прощальной Грамоты:
— В каком же, собственно, главном прегрешении призвал Святитель Иов каяться перед ИИСУСОМ ХРИСТОМ Русский БОЖИЙ Народ?
Дело в том, что именно Святителю Иову и Его помощникам принадлежит заслуга составления первого Соборного документа, в котором была сформулирована и выражена идея Русского Православного Царского Самодержавия. И поскольку этот документ предназначался для соборного утверждения и был единодушно принят на вечные времена на Всероссийском Державно-Церковном Соборе 1598 года, он имеет самое прямое отношение и к нам. Чуть ниже объясню почему.
Идея и сам институт Православного Царского Самодержавия вынашивались русскими церковными и державными властями с незапамятных времен. Её начатки мы обнаруживаем и у Святого Благоверного Великого Князя Владимира Мономаха, и у Святого Благоверного Великого Князя-Мученика Андрея Боголюбского, и у Святителей Петра и Алексия Московских, и у Святого Благоверного Великого Князя Димитрия Донского. Но все это были только подходы к Самодержавию, попытки усвоить его на родной почве. Конечно же, наиболее последовательно идея Самодержавия, Автократии в те поры осмысливалась и формулировалась в Царьграде. Но с падением его под ударами мусульман в середине XV столетие Православное Великодержавное Наследие начало духовно осваиваться в России.
Преподобный Иосиф Волоцкий, Преподобный Филофей Спасо-Елиазаровский, Преподобный Максим Грек, Святители Даниил, Макарий, Афанасий Московские, и, наконец, Святой Благоверный Царь Иоанн Васильевич Грозный — вот главные церковные мыслители XVI века, чье наследие впервые собрал воедино и осмыслил как цельное церковное учение о БОЖЕСТВЕННОМ Самодержавии Святитель Иов, Патриарх Московский и всея Руси. Это были хотя и духовно авторитетные, но все же личностные свидетельства о БОЖЕСТВЕННОЙ природе Самодержавия. В 1598 году Самодержавие, как образ БОЖИЯ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬСТВА, было признано в России соборно, всенародно.
На основании Церковно-Державного наследия Святитель Иов составил Уложенную Грамоту для Собора 1598 года, поставившего 17 Февраля 1598 года на Русский Самодержавный Престол свойственную Рюрикову Дому, но кровно новую Династию Годуновых, которая дала России двух Царей — Бориса Феодоровича (1552 — +13 Апреля 1605) и Феодора Борисовича (+10 Июня 1605). Династия пресеклась, но идея всенародной верности Самодержавию, выраженная в Уложенной Соборной Грамоте, имеет непреходящее духовное значение и по сей день, и до скончания века.
В историографической литературе, начиная с 1547 года (иногда с 1549 года), различные важные совещательные государственные мероприятия, которые проводились с участием Царской Думы, Освященного Собора Русских Архиереев и соборных старцев, принято называть Земскими Соборами. Но надо отметить, что в документах этих совещаний и в летописных статьях, посвященных этим собраниям, термин «Собор» по отношению ко всему собранию отсутствует. Первый полноценный Государственно-Церковный Собор, который и сам мыслит себя таковым Собором, и в своих документах называет себя так, является Собор 1598 года.
Таким образом, можно прямо сказать, что Святителю Иову принадлежит и идея, и сам прецедент созыва первого на Руси Державно-Церковного Собора. Строго говоря, таковых полноценных Государственно-Церковных Соборов в нашей истории было немного. Помимо Собора 1598 года, это Покаянный Собор 1607 года, это восстановительный Собор 1613 года, это принявший Законодательный Свод России — Соборное Уложение — Собор 1648−1649 годов и это Собор 1652−1653 годов, утвердивший воссоединение Московского Царства с Малороссией. Другие совещательные мероприятия государственно-церковного характера, коих в XVI—XVII вв.еках было более 50-ти, в своих документах не усваивали себе статуса Соборов. Поэтому само создание на Руси института Государственно-Церковной Соборности по праву принадлежит Святителю Иову, Вашему прославленному земляку.
Менее чем двухмесячное Царствование Государя Феодора Борисовича, завершившееся Его мученической кончиной, все же было Царствованием. Он взошел на Отцовский Престол, и Государю была принесена присяга, хотя Царь-Мученик Феодор и не успел Венчаться в Успенском соборе на Царство. Вопреки этому, в историографической литературе и после смерти Царя Бориса Государя Феодора чаще принято называть Царевичем. Тем самым Династию Годуновых ошибочно сводится только к одному Царю — Борису. Это принципиально неверно. Во-первых, умаляется духовное, иерархическое значение подвига Святого Царя-Мученика Феодора Борисовича. Во-вторых, затушевывается грех цареубийства. Конечно же, такого лукавого умолчания нет в документах Державно-Церковного Покаянного Собора 1607 года.
Вот Вам и ответ на вопрос:
— В каком же, собственно, главном прегрешении Святитель Иов призвал каяться перед ИИСУСОМ ХРИСТОМ Русский БОЖИЙ Народ?
Каяться в убийстве Помазанника БОЖИЯ Царя-Мученика Феодора Борисовича и в нарушении всенародной клятвы верности Православному Русскому Царскому Самодержавию, которая содержалась в Утвержденной Грамоте Державно-Церковного Собора 1598 года.
Несмотря на то, что эта Утвержденная грамота текстуально известна только довольно узкому кругу специалистов, её духовно-мистическое содержание довольно широко доступно современному церковному народу России. Дело в том, что её содержание легло в основу Утвержденной Грамоты Государственно-Церковного Собора 1613 года. Фактически эта грамота списана с Утвержденной Грамоты 1598 года, честь составления которой принадлежит Святителю Иову, первому Патриарху Московскому и всея Руси. Тем самым Собор 1613 года признал непреходящее значение этого духовного подвига Святейшего Патриарха.
Конечно, в 1613 году могли бы попытаться создать и новый текст. Но Святитель Иов, составлял свой Соборный документ, опирался на большую предварительную собирательную работу, которую проделал созданный им аппарат Патриархии. Таких технических возможностей после пережитой многолетней Смуты не было у Русских Архиереев 1613 года. Да и по самому духовному смыслу Собор 1613 года, который также можно назвать и Покаянным Собором, вернулся к тому, от чего народ России отступил в 1605 году. Единственным существенным отличием Утвержденных Грамот 1598 и 1613 годов было в том, что Собор 1613 года, с учетом всенародного предательства и развращения в пору Смуты, усилил духовные прещения, связанные с отступлением от принципа Православного Самодержавия и от верности новой Царской Династии Романовых. И еще одно различие Соборных Грамот. Естественно, историческая часть Грамоты 1613 года содержит описание Смуты, которого не было в Грамоте 1598 года.
Приуготовляя себя к новому Всенародному Покаянию в связи с грехом отступления наших предков от Православного Самодержавия в Феврале 1917 года (вовсе не призыв «Долой Монархию!», но именно призыв «Долой Самодержавие!» был главным лозунгом Февральской революции) и с грехом попущения цареубийства в Июле 1918 года, мы должны помнить о духовном опыте подобного Всенародного Соборного Покаяния в 1607 и 1613 годах. А посему молитвенно обращение к памяти Святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, должно нам помочь в наших покаянных трудах.
Церковно-Державное наследие Святителя Иова — одно из Его чудотворений, которое всем нам ещё предстоит разгадать и усвоить. Для нас, православных исследователей, общественных деятелей, для православных пастырей необходимо не только усилить разъяснительную работу о смысле нового Всенародного Покаяния, но и глубже изучить наше Церковно-Державное наследие по этому вопросу, внимательно изучить духовные труды Святителя Иова и сделать их доступными для широких кругов Народа БОЖИЯ, Церковного.
Я счастлив, что мне именно сегодня — в славную годовщину Покаянного Собора — довелось поклониться гробнице Святителя Иова, помолиться БОГУ у Святых Мощей Его Сестры — Преподобномученицы Пелагеи, познакомится с настоятелем Свято-Успенского Старицкого монастыря отцом Ермогеном, глубоким чтителем и Святителя Иова, и Благоверного Царя Иоанна Грозного, встретиться с Вами — земляками великого Чудотворца и Святителя Русской Земли.
Благодарю Вас за внимание.
Леонид Болотин, журналист
Старица, 4 Марта 2007 года по Р.Х.

http://rusk.ru/st.php?idar=104869

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Skymen    07.06.2007 22:23
Материалы П.Г.Петина и Л.Е.Болотина о Земском Соборе 1607 года представляют собою определенный интерес. Но это все авторские трактовки. Полагаем, что читателям «Русской Линии» было бы чрезвычайно интересно познакомиться с текстом самого Покаянного Чина Святейших Патриархов Иова и Ермогена. Может быть, у данных авторов или в редакции агентства РЛ он имеется в наличии? Были бы премного благодарны, если бы Вы сделали его достоянием современно православной общественности России. Да поможет Вам Господь!

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика