Русская линия | Сергей Лебедев | 30.04.2007 |
Уже официально признана гибель одного из русских демонстрантов — 20-летнего гражданина РФ, жившего в городе Мустамяэ Дмитрия Сергеевича Ганина, 1987 года рождения. Возможно, это далеко не единственный погибший в ходе этих событий. Задержано более 800 человек. Российские профессиональные «антифашисты», занятые «борьбой» с неким «русским фашизмом», естественно, хранят полное молчание. Зато европейские официальные представители, в том числе знаменитый Хавьер Солана, бывший генсек НАТО, бомбивший Сербию за «угнетение» косовских албанцев, всегда защищавший «права» различных «меньшинств», публично поддерживает эстонские власти. Правда, видимо, спохватившись, что в случае падения нынешнего эстонского режима Евросоюз окажется слишком уж в неприглядном виде, Солана через какое-то время все же вяло пожурил официальный Таллин за слишком неуклюжие действия. Вот вам и вся европейская демократия, толерантность и защита прав человека. Впрочем, русские Эстонии, слава Богу, в отличие от питерско-московской интеллигенции, не испытывают никакого пиетета перед великими принципами европейской демократии. Русские предпочитают бороться за свои права не только и не столько петициями и обращения в международные органы, а своими кулаками. Власти Эстонской моськи уже признали, что пострадали также и 29 полицейских. И ведь все только начинается…
То, что подобное должно было произойти, было ясно решительно всем, кто понимал, что русские никогда не были и не станут рабами. Удивительно только то, что все это происходит только сейчас.
Борьба за свои права русских в Прибалтике началась еще в конце 80-х гг., одновременно с пресловутым «национальным возрождением» аборигенов Прибалтийских республик СССР. В историю советской «перестройки» навсегда войдет мужественная борьба защищающих права русских республиканских Интерфронтов. Демонстрации, всеобщие забастовки, а в Литве и Латвии также и вооруженная борьба сторонников СССР в рядах рижского и вильнюсского ОМОНов — все это являлось героическим, но почти не известным за пределами маленьких республик событием времен крушения СССР в 1988−91 гг. Однако та борьба не привела к успеху.
Главной причиной поражения русского движения было то обстоятельство, что тогдашние местные русские оставались советскими людьми со всеми их хорошими и плохими сторонами. Например, родившиеся в ходе «лингвистических» забастовок 1988 года Интерфронты всех прибалтийских республик отличались ортодоксально-коммунистической идеологией, что отталкивало от советского движения в Эстонии многих русских. Например, верующие, начинающие предприниматели, молодежь, да и многие представители русской интеллигенции в Эстонии, опасались, что победа интерфронтовских догматиков вновь приведет весь Советский Союз к застою. В результате, эти категории русского населения остались в стороне от политической борьбы за сохранение СССР. Впрочем, даже если бы Интерфронты победили в масштабе республики, то это не изменило бы их поражения в целом, поскольку власть в стране перешла в руки прозападных сил, и сам Кремль, при Горбачеве, и окончательно при Ельцине, просто «сдал» русских Прибалтики местным фашизоидным режимам. Итак, интерфронты надеялись на то, что Москва их поддержит, и не учли того, что именно из Москвы вышла измена.
Нельзя не признать также, что прибалтийские русские с их советским менталитетом на закате советской власти оказались весьма восприимчивы к демократической пропаганде как местных, так и российских СМИ. У многих русских Эстонии два десятилетия назад действительно существовал комплекс вины за то, что они «оккупанты», помешавшие процветанию «маленькой, но гордой нации». Увы, надо также признать, что весьма многие русские Эстонии, охваченные рваческим комплексом, легко клюнули на пропаганду местных националистов, что Эстонию, избавившуюся от «гнета империи», немедленно заживут «по-европейски». «Когда Россия перестанет грабить нас, мы будем жить как Швеции!» — говорил мне тогда один из русских болванов, активистов Народного Фронта Эстонии.
Наконец, роковым образом в русском движении в Эстонии сказались некоторые черты русского менталитета, в частности, столь характерное для державной нации отсутствие этнической солидарности между русскими. Именно поэтому, русские, составляя 40% населения Эстонии, оказались столь анемичными в мобилизации своих сил в противостоянии сплоченным аборигенам.
Итак, в роковых 90-х русские Эстонии не смогли ни сохранить русскую власть, ни вообще защитить свои элементарные права. Они совершенно официально были объявлены «инородцами» (muulased), лишены прав голоса, не могли участвовать в приватизации (при том, что 90% национального продукта Эстонии производили русские рабочие). Наконец, от русских стали требовать забыть собственный язык, введя драконовские меры против говорящих на родном языке.
На что же надеялись эстонские власти, столь вызывающе подавляя русских? Причин тут несколько. Одна из них вполне прозаична — все поведение эстонских лидеров, поддерживаемое многими простыми эстонцами, является обычным проявлением комплексов маленькой нации. Эстонии особенно трудно корчить из себя «государство». У нее нет никакой исторической традиции государственности, — практически всю свою историю Эстония кому-нибудь принадлежала. Сами эстонцы, как и все угро-финны, относятся к уральской языковой семье, то есть к азиатским народам. (И именно поэтому эстонские лидеры к месту и не к месту заявляют о том, что Эстония, оказывается, европейская страна). Само название «Эстония» произошло от исторической безграмотности западных крестоносцев, отвоевавших у Великого Новгорода их данников — племена чудь. У древнеримского автора Тацита крестоносцы вычитали, что за Рейном живут племена германцев, восточнее их — венеды (то есть славяне), а потом еще восточнее — другие племена. По латыни «восточные» и называются estii. Так и называли, не мудрствуя лукаво, завоеватели покоренных туземцев Прибалтики. Сами же эстонцы до XIX века и не знали, что они эстонцы, — себя они называли «мааравехс («тутошние») или «Таллапоэг» («дети земли»). Лишь в 1860-х гг. появился термин «эстонцы», а также «Эстония». Столица республики, Таллин, основанный датскими крестоносцами на территории русского города Колывань, чудские аборигены назвали «Датским городом» (Taani linna). Такое название объяснялось лишь тем, что сами «дети земли», будущие эстонцы, не имели права жить внутри городских стен. Так что многочисленные туристы, восхищающиеся средневековой архитектурой действительно прекрасного Таллина, чаще всего не догадываются, что к этому городу эстонцы имеют отдаленное отношение.
Итак, эстонцы вдруг почувствовали себя народом-господином. Ведут они себя соответственно. Впрочем, как заметил еще один древнеримский поэт, «битый раб, попавший в счастье, непереносим». Вот и эстонцы унижают русских совершенно иррационально, даже когда это не дает никаких выгод.
На деле, конечно, эстонцы вовсе не господа, а просто доверенные лакеи стран Запада. Смешно говорить о независимости прибалтийских республик, если их оперетточные армии подчинены НАТО, экономика, финансы и дипломатия находятся в расположении Евросоюза, а президентами всех трех прибалтийских республик являются иностранцы. В Литве президентствует самый настоящий недобитый фашист, американский пенсионер Адамкус, в Латвии — канадка Вике-Фрейберга, а в Эстонии с октября 2006 года президентом является уроженец Стокгольма, проживший большую часть жизни в США, Т.Х.Ильвес. Вот это и есть прямое управление колониями! Правда, прибалтийские лидеры горячо поддерживают подобный статус, ведь им приятно, что они не рабы, а надзиратели.
Следует заметить, что дискриминации русских планировалась эстонскими коммунистическими лидерами, ставшими внезапно националистами, с самого начала эстонского сепаратистского движения на излете советской эпохи. И в этом также преобладают психологические, а не политические или экономические факторы. Семь веков кряду эстонцы были рабами у немецких баронов, потомков «псов-рыцарей». Немецкое правление — это весьма жесткое, лишенное всяких сантиментов угнетение. Положение эстонцев даже после крушения Ливонского ордена в XVI веке оставалось хуже, чем рабов на карибских плантациях. Лишь с присоединением к России жизнь эстонцев улучшилась, несмотря на то, что немецкие бароны оставались экономическими хозяевами края вплоть до 1918 года. Но и в так называемой «первой Эстонии» 1918−1940 гг. в руках у эстляндских немцев оставались почти все предприятия, из них состояла почти вся буржуазия, рабочий класс и техническая интеллигенция республики. Сталин взял Эстонию голыми руками в основном потому, что по договоренности с Гитлером с сентября 1939 году почти все немцы выехали в Германию. В Эстонии все остановилось, но тут вошла Красная армия, и все заработало вновь. Сами эстонцы на своих хуторах даже не сразу сообразили, что Эстония теперь опять в составе России.
И вот, создавая «вторую Эстонию» в 1991 году, эстонские лидеры с самого начала планировали воссоздать прежнюю ливонскую модель устройства общества, с той лишь разницей, что роль баронов теперь собирались играть эстонцы, а в качестве рабочего скота намечались русские. Так что вовсе не отдельными ошибками некоторых националистических лидеров, и не «революционной целесообразностью» объясняется введение апартеида для русских. Более того, эстонским мини-фюрерам совсем не хочется, чтобы русские уехали из республики. В самом деле, а кто будет работать на грязных производствах, на ком можно отыграться, глядя на кого, можно почувствовать себя «высшей расой»? Так и сложился в Эстонии (как, впрочем, и в соседней Латвии), фашистский режим. Он отличается от «классического» фашистского только тем, что здесь нет фюрера, периодически проходят выборы, и, если игнорировать существование 600 тысяч русских, Эстония может даже показаться демократией. Но это не меняет того, что нынешняя Эстония — это фашизм с человеческим лицом, фашизм с наличием демократических процедур. И понятно, что освободиться русским в такой Эстонии можно только путем ликвидации нынешнего эстонского режима и социально-экономической системы.
Конечно, эстонские власти долго не без успеха, пытались нейтрализовать всякое русское движение. Главный удар наносился на духовной основе русской идентичности — по Православию. Так, эстонскими властями местные православные были в нарушение всех канонических правил объявлены находящимися в составе Константинопольского патриархата, что вызывало серьезный кризис в эстонском Православии. Одновременно среди местных русских стали активно действовать протестантские сектанты всех мастей. Так, в Нарве, где почти все жители являются русскими, только на одной улице в еще 2002 году было 8 сектантских молелен. Показательно, что почти всю свою пропагандистскую литературу в Эстонии сектанты распространяют на русском языке.
И все же, русские Эстонии начинают борьбу. После начала «перестройки» прошло уже два десятилетия, выросло новое поколение русских Эстонии. В отличие от своих родителей, возлагавших все надежды на Москву, новое поколение надеется только на собственные силы. Русская молодежь Эстонии знает, что никаких перспектив у нее в рамках существующей Эстонии нет. Они понимают, что современная РФ не может ссориться с главными покупателями российской нефти, и поэтому Москва может только принимать беззубые резолюции в Госдуме и выступать в духе кота Леопольда в ООН. Молодежь прекрасно знает, что такое Запад, и поэтому не поддается на пышные декларации насчет западных «прав».
И поэтому можно с уверенностью сказать: чем бы ни закончились события, вызванные попыткой осквернения могил героев Великой Отечественной войны, борьба только начинается. Русские в Прибалтике уже не будут прежними. Они почувствовали уважение к самим себе, осознали свою силу. Их дело правое, и победа будет за ними.
Слава русской молодежи, которая на пылающих улицах Таллина ведет борьбу с последними фашистами Европы!
Сергей Викторович ЛЕБЕДЕВ, доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
http://rusk.ru/st.php?idar=104827
Страницы: | 1 | 2 | Следующая >> |