Русская линия
Русская линия16.04.2007 

Казанские трезвенники помянули добрым словом «Русскую Линию»
Увидело свет пятое издание Словаря «Международной независимой ассоциации трезвости»

На прошлой неделе в Казани в издательстве «Хэтер» вышло очередное — пятое по счёту — издание Словаря «Международной независимой ассоциации трезвости» МНАТ), редактором и автором большинства статей которого является председатель этой организации, кандидат исторических наук В.М.Ловчев, передаёт наш собственный корреспондент в столице Татарстана.

По сравнению с предыдущим изданием, Словарь пополнился тридцатью пятью весьма разноплановыми статьями (одна из которых посвящена РЛ), ещё в целый ряд статей были внесены изменения и дополнения. Предваряется пятое издание обращением к читателям главного редактора «Книги Памяти Республики Татарстан» профессора А.А.Иванова, заканчивающегося следующим призывом: «Прочитайте до конца предлагаемую вашему вниманию книгу, содержащаяся здесь информация поможет вам опровергнуть миф об „извечном российском пьянстве“ и помочь оздоровлению нашего Отечества».

Среди новых материалов, в первую очередь, выделяются статьи, в известной мере претендующие на концептуальное осмысление истории социального трезвенничества в России: «Трезвенническое движение» и «Праздник трезвости, история и теория профилактического мероприятия». Особого внимания при этом заслуживает обоснование В.М.Ловчевым в первой из них разницы между собственно трезвенническим движением (ТД), движением анонимных алкоголиков (АА) и трезвенничеством религиозно-запретительного толка. «Сознательность участников ТД, — пишет он, в частности, — проявляется в том, что они сначала предъявляют требования к самим себе (так называемый „сухой закон для себя“) и лишь потом предъявляют требования к государству (лоббируют антиалкогольное законодательство).

„Сухой закон для себя“ сближает ТД с группами самопомощи (АА). Отличием от последних является наличие у ТД социального идеала: трезвого общества. Кроме того, ТД СНГ в „сухой закон для себя“ автоматически включается и отказ от второго опаснейшего легального наркотика — табака. Участникам движения АА потребление табака не возбраняется.

„Сухой закон для себя“ устанавливают и некоторые религиозные конгрегации. В отличие от них, у ТД антиалкогольная деятельность является центральной, смыслообразующей».

Довольно любопытной, хотя и не бесспорной является приводимая В.М.Ловчевым периодизация трезвеннического движения в России, которую он строит следующим образом:

 — 1836 — 1839 гг. — «первое региональное ТД. — Прибалтика»; участники: «Крестьяне-латыши, эстонцы, лютеранские пасторы, часть последних — немцы»);

 — 1858 — 1859 гг. — «Первое общероссийское ТД. — Европейская часть Российской империи»; участники: «Крестьяне-литовцы, белорусы, русские; священники (последние принимали у крестьян присягу в том, чтобы не пить»);

 — 1880-е гг. — 1917 г. — «Второе ТД». — Россия (в границах империи)"; участники: «Крестьяне, священники, учителя (С.А.Рачинский и др.), рабочие, врачи, предприниматели (М.Д.Челышов и др.)»;

 — 1928 — 1930 гг. — «Третье ТД». — СССР"; участники: «Служащие, рабочие»;

 — 1970-е гг. — 1988 г. — «Четвёртое ТД». — СССР. В т.ч.: 1) Первая половина 1970-х гг. — 1981 г. — период «клубной», «внутренней» работы; 2) Декабрь 1981 — 1988 гг. — период открытого народного движения"; участники: «Интеллигенция, рабочие»;

 — 1989 г. — начало XXI в. — «Пятое ТД». — СССР; с конца 1991 г. — Россия, страны СНГ и Балтии"; участники: «Интеллигенция, рабочие, крестьяне, священники».

При этом В.М.Ловчев, вслед за другими авторами, подчёркивает прерывистость отечественного трезвеннического движения, указывая, что разрывы «между всплесками ТД порой оказываются больше, чем этапы самого ТД», чем оно «радикально отличается от западноевропейского и американского ТД».

В статье «Праздник трезвости…» содержится информация о праздничных трезвеннических мероприятиях, проводившихся в Казани в 1914 г. и с 1995 г. В связи с этим следует отметить также, что в. 3 (10) за 2006 г. научно-практического журнала «Антинарк» (Казань) была опубликована статья В.М.Ловчева и Г. А.Ананьевой «Праздник без спиртного и против спиртного» о прошлогоднем — двенадцатом — казанском «Празднике трезвости», в приложении к которой особо упоминается известный рескрипт Императора Николая II от 30 января 1914 г. на имя министра финансов П.Л.Барка, давший мощный импульс развитию трезвеннического движения в стране.

Значительно увеличилось по сравнению с предыдущим изданием количество статей биографического характера, которые хронологически охватывают практически всю историю человечества — от античных времён до начала двадцать первого века. Причём, в Словарь включены новые статьи как о всемирно известных людях — философе Гераклите, поэте Гомере, философе Тите Лукреции Каре, императоре Карле Великом, художнике Питере Пауле Рубенсе, так и о деятелях международного и отечественного трезвеннического движения, имена которых известны только специалистам. В нём можно найти теперь информацию о зарубежных трезвенниках — Шарлоте Грей (1844 — 1912), Алексе Клее, Аке Маркуссоне, Оронхайтеке (1841 — 1901), Бертусе Плугере, Приске Хаузер-Шерер, а также их современных единомышленниках из России — психологе и филологе В.А.Бондаренко (Краснодар), психиатре-наркологе Ю.Е.Гасиловском (Казань), медицинском психологе В.Н.Жилкине, педагоге Е.А.Какуниной (Краснокаменск), частном предпринимателе А.Осипенко (Казань) и историке Р.А.Худяковой (1925 — 2001) (Казань).

Особо следует упомянуть о включении в Словарь статьи В.М.Ловчева об одной из знаковых фигур местного трезвеннического движения — известном учёном-востоковеде, профессоре Н.Ф.Катанове (1862 — 1922), являвшемся в дореволюционное время секретарём «Казанского Общества Трезвости» и товарищем (заместителем) председателя Совета Казанского отдела «Русского Собрания» А.Т.Соловьёва. «Если собрать воедино всё, что написано Катановым о вреде пьянства и борьбе с ним, — утверждается, в частности, в статье, — то получится, пожалуй, своеобразная энциклопедия на эту тему со времён Авиценны до начала XX в.». Статья представляет значительный интерес в плане знакомства с трезвенническим наследием учёного, хотя и грешит некоторыми спорными утверждениями (в частности, о том, что Н.Ф.Катанов с 1896 по 1901 гг. являлся «фактическим редактором» журнала «Деятель»). Не совсем понятно также, почему обойдено вниманием активное участие Н.Ф.Катанова в право-монархическом движении (тогда как упоминание о таковом содержится в статье о его соратнике А.Т.Соловьёве). Ведь православный консерватизм этих выдающихся личностей, равно как С.А.Рачинского, о. И.И.Сергиева (Кронштадтского) и многих других, являлся одним из определяющих мотивов их трезвеннической деятельности.

Помимо этого, в Словаре размещены новые статьи, несущие важную профилактически-просветительную нагрузку, такие, как: «Антикурительные карты», «Водка сильна, но сильнее воля своя», девиз Казанского общества трезвости (конца XIX — начала XX вв.)", «Европейская Хартия по Алкоголю», «Информационно-трудовые акции», «Латинские поговорки, посвящённые образу жизни», «Малые плакаты», «Мы — трезвенники!», серия малых плакатов МНАТ" и «Телефонная методичка, технология лоббирования антинаркотической политики». Достаточно любопытным представляется, в частности, материал об использовании в практике МНАТ латинских крылатых фраз, в том числе — порядком подзабытого средневекового парафраза известной поговорки «In vino veritas» («Истина — в вине») — «In vino feritas» («В вине — дикость»). Особого внимания и изучения требует опыт организации казанскими трезвенниками информационно-трудовых акций (в ходе которых, к примеру, проводились в порядок территории музеев Е.А.Баратынского и Л.Н.Толстого и одновременно велась просветительная работа, а также раздавались методические материалы), использования ими малых плакатов («Так питейный капитал видит мир», «Мы трезвенники» и других) и так называемых «телефонных методичек» (в которых в сжатой форме приводятся обращения к гражданам по поводу той или иной акции, статистика алкогольного и наркотического вырождения, выдержки из действующего законодательства о противодействии алкогольной или табачной рекламе, телефоны органов государственной власти, местного самоуправления и СМИ, по которым следует обращаться по наиболее злободневным вопросам, и прочая полезная информация). Несколько новых материалов ознакомительного характера посвящены деятельности «Интернациональной организации гуманизма и трезвости» (ИОГТ), действительным членом которой с 1993 г. — единственной в странах СНГ — является МНАТ. Среди них — статьи: «Берлинская община ИОГТ „Brandenburg“, „Биографии активистов ИОГТ“ — методическое пособие ИОГТ Германии» и «Вестник ИОГТ», центральный орган ИОГТ с 2003 г.".

Ряд вновь включённых в Словарь материалов касается деятельности средств массовой информации, изданий и произведений, пропагандирующих трезвый образ жизни и использующихся в повседневной работе казанскими трезвенниками. К таковым относятся статьи: «Иппокрена». 1, сборник поэтических материалов Казанского отделения МНАТ", «Русская линия», информационное агентство", «Семья Леся», рассказ В. Стефаника" и «Художественная галерея», журнал". «Традиционно большое место в деятельности РЛ, — говорится, в частности, в статье Л.В.Алексеевой „Русская линия“, — отводится пропаганде трезвого образа жизни и борьбе с наркотизацией и алкоголизацией русского народа и всего населения России, для чего в разделе „Актуальные темы“ создана и постоянно пополняется специальная рубрика „Наркомания, алкоголизм и табакокурение“. За 2005 — 2006 г. на Интернет-сайте РЛ было помещено около десяти материалов о деятельности казанских трезвенников прошлого и настоящего, а также трудах Казанской епархии РПЦ по профилактике и искоренению этого зла». Одновременно отмечается и вклад агентства в освещение жизнедеятельности А.Т.Соловьёва и Н.Ф.Катанова.

Между тем, отдельные статьи представляются в значительной мере «притянутыми» к трезвеннической тематике: например, статья о журнале «Художественная галерея», профилактические достоинства которого, как можно сделать вывод из её прочтения, заключаются лишь в помещении на страницах такового могущих быть использованными в пропаганде здорового образа жизни репродукций различных картин. Впрочем, это вовсе не портит общего положительного впечатления о новом издании Словаря, за дополнительной информации о котором можно обратиться по электронному адресу step@mi.ru к Владимиру Михайловичу Ловчеву. К сожалению, тираж его весьма ограничен — всего двести экземпляров, что весьма характерно для изданий подобного рода, но подвижнический энтузиазм редактора и авторов Словаря позволяют надеяться на плодотворное продолжение просветительно-трезвеннической деятельности МНАТ и единомышленных ему организаций.

http://rusk.ru/st.php?idar=104809

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru