Русская линия | Лидия Бобылева | 02.04.2007 |
О том, что не о всех крымско-татарских самозахватах земель и земельных дележах по национальному признаку становится известно общественности крымчане поняли давно. Центральная украинская пресса старательно предпочитает избегать скользкой земельной темы. Главным образом по причине «политкорректности» к потомкам депортированных крымских татар. И напрасно: ситуация с крымско-татарскими земельными самозахватами медленно, но верно выходит из-под контроля. Многие искренне не верят, что пора звонить во все колокола.
Земельные самозахваты не есть результат спонтанных противоправных действий нуждающихся в земле репатриантов. Самозахваты являются хорошо спланированными акциями. Это легко доказать на истории крымскотатарских самозахватов в Автономной республике Крым за последние два года. Для земельных самозахватов тщательно планируется время и обязательно учитывается политический расклад в Киеве.
Например, перед президентскими выборами в 2004 г. начались масштабные самозахваты крымских татар. В борьбе за электорат репатриантов для национальной элиты были выделены земельные участки в поселке Лазурном под г. Алуштой на Южном берегу Крыма. Будущими владельцами бесплатно выданных и также приватизированных в частную собственность земельных участков стали два десятка молодых и пожилых крымских татар. Репатриантов других национальностей не было. Под новый «поселок» с участком с учетом разных подходов коммуникационных ушло 3 гектара земли (30 000 кв. м) [1].
На каждого «обездоленного» крымского татарина отведено по 10 соток драгоценной земли. Рыночная стоимость 1 сотки в этом районе колеблется в пределах 2−2,5 тысяч долларов. Ужас всей этой ситуации заключается даже не в том, что эти потомки депортированных лиц имеют жилье и прописку в других регионах автономии и что государство щедро дарит еще раз земельку только стоимостью 20−25 тысяч долларов. И даже не в том, что владельцы земельных наделов являются ближайшими родственниками. Так, участки получили три дочери Илиянура Меметова (участки. 17, 22, 25), отец Казим Сейтжелиев и его две дочери (участки. 12, 13, 14) и так далее. Не исключено, что часть из владельцев участков — подставные лица. Территория, которую они будут занимать в поселке Лазурном — это нераскорчеванное виноградное поле. А ведь сельскохозяйственные земли ЮБК и его виноградники, согласно украинскому законодательству, являются особо ценным и не подлежат застройке.
Виноградное поле принадлежит совхозу-заводу «Таврида», являющемуся собственностью национального производственно-аграрного объединения «Массандра», производящего всемирно известные вина. В составе «Массандры» находится 9 виноградарско-винодельческих предприятий, специализирующихся на производстве винограда, виноматериалов и вина, в основном, десертного. Последние два года чистая прибыль НПАО «Массандра» составляла 1,4−2 млн. долларов. Стоимость самой «Массандры» сопоставляется экспертами с коллекцией российского «Эрмитажа».
Выдавать для строительства индивидуальных домов ценнейшие виноградные земли кощунственно, да и на обустройство репатриантов идут деньги всех украинских налогоплательщиков. Кем из должностных лиц была выделена земля и кто ответит за нарушение Земельного кодекса остается неизвестным до сих пор.
В разгар острой политической борьбы президентского т.н. 3-го тура в декабре 2004 г., когда Украине чудом удалось избежать кровопролития и раскола, крымские репатрианты решали проблемы своего обустройства. Они захватили ценные земли в Тихой бухте (Коктебель, Большая Феодосия).
Новая волна масштабных земельных самозахватов пришлась на парламентские выборы, которые состоялись в марте 2006 г. Напоследок политического сезона крымские народные депутаты решили не связываться с незаконной организацией крымско-татарского национального движения Меджлис и возжелали бросить репатриантам крымско-татарского происхождения кусок ценных земель на южном побережье Крыма.
Формулировка предоставления земельных участков потрясла даже крымчан. Адский проект постановления назывался «О согласовании материалов места расположения индивидуального дачного строительства» и был рассмотрен на сессии Верховного Совета АР Крым в феврале 2006 г. В нем, в нарушение конституционных прав остальных жителей Крыма, предусматривалось отведение 130 крымским татарам (граждан Украины других национальностей в списке не значилось) по 8 соток земли в Лучистовском сельском совете в Алуште.
В списке счастливых обладателей земли также встречаются фамилии родственников, напротив каждого из них указано количество предполагаемых выделяемых им земельных наделов. Например, отец семейства Салединов Сейран и его дочь — Венира (участки .42, 43), сестра и брат Люмановы, Ленур и Лилие (участки .47, 48) и так далее. Будущие владельцы земли преимущественно девушки 20−25 лет. Неплохое приданное, правда? Земли, согласно данному проекту постановления в нарушение Земельного кодекса Украины и других законодательных актов страны изымаются из состава государственного предприятия «Совхоз-завод «Алушта ««. Да так спешили с раздачей земли, что в проекте постановления указали введение его в действе с момента принятия. Но странно, крымские депутаты его не отклонили, а отправили на доработку [2].
Зачем же нужно было проводить постановлением Верховного Совета то, что уже фактически поделено? С 2005 г. меджлис требовал земли для дачного строительства. Для жителей Крыма давно стало ясно, что земельные самозахваты крымских татар вызваны не насущными их потребностями в жилье, а циничным желанием заработать на перепродаже земельных участков. Об этом уже стали вслух говорить крымские власти. В начале 2005 г. секретарь Ялтинского городского совета А. Чабанов так комментировал заявления лидеров меджлиса крымско-татарского народа о том, что им не предоставляют земли на территории Большой Ялты: «Столько земель, сколько выделила Ялта, я думаю, не многие выделяли, грех жаловаться» [3]. По его словам, президенту В. Ющенко лидеры меджлиса постоянно внушают, что крымским татарам не дают землю, а имеет место нерациональное использование земельных участков, уже выделенных крымским татарам, часть из которых не осваивается, часть перепродается на вторичном рынке [3]. Заметим, что рыночная стоимость 1 сотки земли колеблется 8−25 тысяч долларов.
Даже премьер-министр автономной республики В. Плакида вынужден был признать чудовищный масштаб неосвоенных земельных участков. В конце 2006 г. он, в частности, сообщил, что в Крыму 39 тысяч оформленных, но не выданных госактов на земельные участки. Крымчане не торопятся не только оформлять (!), но и обрабатывать земельные наделы, предоставляемые им для нужд сельскохозяйственного производства, что, в основном, по его данным, касается ранее депортированных граждан [4]. Странно, если учесть, что депортированных крымских татар проживает в автономии 243, 4 тысячи человек, а коэффициент численности средней крымскотатрской семьи — 4,2 человек.
Так вот, предполагая, что «шаровой дерибан» крымских ценных земель может закончиться, меджлис обосновал необходимость бесплатной выдачи земель крымским татарам для дачного строительства и ведения национального бизнеса исключительно на южнобережье. Поэтому меджлису этот проект постановления нужен был для создания прецедента по статусу депортированных.
У крымских татар уже сложилась определенная стратегия по выбиванию земель из органов власти любого уровня. В общем виде она выглядит так. В столице крымской автономии как минимум 2 незакрытых земельных самозахвата по ул. Балаклавской и на территории Крымской аграрной академии. Земли подобраны неслучайно: у них уже есть законные собственники, русские труженики и учебное заведение. Так через СМИ и ТВ крымско-татарский пиар-ход преследует две цели. Во-первых, искусственно поддерживается миф об обездоленных репатриантах, которые уже 16 лет никак не могут обстроиться. Во-вторых, создается бесконечный повод наделения землей потомков депортированных.
Следующий шаг — демонстрация игры мускулами, которая происходит с завидным постоянством. Запугивания и угрозы одинаковы: «массовые неповиновения» и «массовые беспорядки», «будем стоять насмерть» и так далее. Репатрианты возмущаются руководителями местных советов, которые якобы медленно идут им на встречу. Обязательно составляется обращения к президенту Украины с просьбами о выделении им земли по признаку обездоленности.
После этого, как правило, крымские власти, активно обещают земельные участки и предоставляют их. При этом, выделяемый под земли район и факт выделения участков, если речь идет о ценных землях, как правило, скрывают от общественности. Отчасти, чтобы ее не злить. В структуре исполкомов местных советов особые подразделения по отдельному учету земельных участков, выдаваемых крымским татарам. Диспропорция земельного дележа властей между крымскими татарами и остальными жителями Крыма, которые по 10 лет и более не могут решить этот вопрос, огромна. Отчасти еще и потому, что только органы исполнительной власти по встречным заявлениям (отдельно крымских татар и других жителей автономии) проводят переоформление земельных участков до получения госактов на землю. Естественно, что из-за сделок по купле-продаже объектов недвижимости баснословные средства минуют бюджеты.
В стратегии управляемого земельного хаоса, создаваемого крымскими татарами, можно убедиться после парламентских выборов в марте 206 г. Тогда на несколько месяцев затянулось формирование парламентской коалиции в стенах верховного Совета Украины. Задержка политического торга депутатов нового созыва объяснялась просто: Украина с 1 января 2006 г. стала парламентско-прзидентской республикой. Реакция крымских властей на земельные самозахваты в Крыму последовала быстро. В начале августа спикер автономии пообещал 1600 земельных участков для репатриантов в престижном районе — рядом со столицей автономии. Не прошло и месяца как у стен ВС вырос палаточный городок крымских татар, которые в письменной форме обратились к президенту с требованием выделить им землю. Теперь было подано 6 тысяч заявлений от «нуждающихся». Из подписавшихся лиц потомков депортированных 2600 не проживали на территории крымской столицы. По словам пикетчиков, ждать обещанных спикером республики А. Гриценко земельных участков они не хотели. При этом несанкционированная акция протеста не разгонялась правоохранительными органами.
В этот же день в Симферопольском районе группа крымских татар заняла поле площадью 160 гектаров. По словам сельского головы, на захваченной земле на 8-м километре автотрассы Симферополь-Феодосия 400 крымских татар самовольно начали разбивку поля на участки под индивидуальную застройку. Пришедшие на место пайщики, имеющие госакты, подтверждающие права собственности, ничего не смогли изменить.
К слову, выше упомянута малая часть крымско-татарских земельных самозахватов. Остаются открытыми вопросы по земельным самозахватам крымских татар по Никите (ЮБК, 2 самозахвата), Гурзуфу (ЮБК), Симеизу (ЮБК, в последнем захвачено здание т.н. «Виллы «Ксения»» — бывшего корпуса санатория Минздрава Украины), в селах Чистенькое и Строгановка Симферопольского района и так далее.
Крымские татары тщательно выбирают места для будущих самозахватов. Почему-то нет случаев захватов частных владений новой украинской буржуазии и тех, кто еще находится во власти. Зато земли тех, кто пониже, занимать безнаказанно можно.
Как правило, ситуацию по земле крымские татары «пробивают» через госчиновников своей национальности, представленных во всех уровнях крымской власти. Причем количественное представительство репатриантов во властных структурах с лихвой компенсируется ключевыми постами. Скажем, министр культуры и искусств автономии русский, имеет 1 зама крымского татарина, а также начальника отдела и главного специалиста из крымских татар. Совсем недавно был освобожден от занимаемой должности советник нынешнего председателя республиканского парламента крымский татарин за открытые призывы своих соплеменников к акциям неповиновения во время самозахватов в г. Симферополе в 2007 г.
Участие крымско-татарских чиновников в земельных самозахватах своих этнических братьев косвенно подтвердил городской глава Феодосии В. Шайдеров, крымский татарин по национальности. На решение крымского парламента в июне 2005 г. об объявлении заповедной зоной Тихой бухты (Большая Феодосия), где имели место крымско-татарские самозахваты, крымские татары с лозунгами «Нет Тихой бухты — нет курортного сезона» устроили большой пикет. На аппаратном совещании в Феодосийском исполкоме Шайдеров так прокомментировал эти события: «Люди задают вопрос: почему в Тихой бухте нельзя строить дома, а в Двуякорной можно? И я их понимаю. Если бы в декабре 2004 г. людям сказали, что эта земля в аренде, то все было бы по-другому. А людей долго обманывали: они ждали, когда начнут выделять землю» [5].
Земельные самозахваты в Крыму носят чудовищный характер — цинично захватываются сельскохозяйственные угодья и заповедные зоны. Даже после получения охранного свидетельства на заповедник Тихая бухта, поселковый голова А. Булыга сообщал, что крымские татары проводит пикеты на территории заповедника, требуя бесплатно отдать заповедные зоны (!).
Сможет ли украинские власти справиться с ситуацией земельных самозахватов? Увы, следует ожидать, что при новом витке борьбы за власть между президентом и парламентом крымские татары опять будут вылавливать крупную рыбу.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Подробнее см. в статье В. Сергеева в «Крымской правде» за 2004.
2.Подробнее: Родивилов О. «Дачи для «обездоленных»?!» // «Крымская правда». — 2006. — Март.
3.Цит. по «Контекст-Медиа».
4.Плакида В. «Правительство рассчитывает на доверие» // «Крымская правда». — 2006. — Окт.
5.Цит. по: Смирнова М. «Наглость законом не перешибешь» // «Крымский обозреватель». — 2005. — Июнь,. 24 (99).
http://rusk.ru/st.php?idar=104794
Страницы: | 1 | |