Русская линия
Русская линия20.02.2007 

Последняя надежда кряшен
Руководители кряшенского движения северо-восточных районов Татарстана призывают созвать Всероссийский съезд кряшен

КряшеныОргкомитет по подготовке всероссийского съезда кряшен возобновляет свою работу, — объявил его председатель Виталий Абрамов на состоявшейся на днях встрече с активистами кряшенского этнокультурного движения северо-восточных районов Татарстана, сообщает Кряшинформ.

Решение о проведении съезда было принято 13 октября 2001 года республиканской конференцией кряшен. Оно было продиктовано обострением кряшенского вопроса накануне переписи населения России, необходимостью этно-конфессионального самоопределения и реабилитации кряшен в статусе самостоятельного этноса, выработки путей их национального возрождения и развития в условиях формирования гражданского общества и создания правового государства. В частности, в предварительных сообщениях того времени указывалось на целесообразность рассмотрения на съезде принципов самоидентификации кряшен, определения стратегии и тактики взаимодействия их общественных организаций с государственными и муниципальными органами к связи с переписью населения, принятия концепции социально-культурного развития на 2002 — 2007 годы и консолидации движения на основе самобытных этно-исторических традиций и православия.

Идею созыва съезда поддержали республиканские национально-культурные центры кряшен Башкортостана и Удмуртии, общественная организация нагайбаков Челябинской области. Была согласована и дата его проведения — 21 сентября 2002 года.

Но этим намерениям не суждено было сбыться. Положенные в основу переписи общепризнанные демократические принципы самоидентификации этносов не устраивали радикальные так называемые титульные правящие элиты, стремящиеся всеми мерами сохранить свое привилегированное положение в многонациональных административно-территориальных образованиях. Они развернули беспрецедентную кампанию по шельмованию народов, вставших на путь национального возрождения и выступающих за свою реабилитацию. Особенно изощренно в этом направлении действовали татарские националисты, объединившие в едином порыве высшее чиновничество, включая первых лиц республики (всех, как один, принадлежащих, кстати сказать, к титульной национальности), учёных доморощенной Академии наук республики, деятелей национальных творческих союзов, лидеров и активистов татарских национальных движений и общественных организаций. При этом они не гнушались использовать самые грязные методы давления, вплоть до преследования инакомыслящих и оскорбления целых народов, обвинения их в предательстве, вероотступничестве и прочих грехах.

Но ожидаемых результатов эта кампания не дала. И тогда был предпринят циничный по своей сущности маневр. Президент республики М.Ш.Шаймиев, будучи искушенным политиком, на встрече 11 апреля 2002 года посулами и уговорами склонил тогдашних лидеров межрегионального и республиканского кряшенского движения приостановить действия оргкомитета и отложить на неопределенный срок созыв готовящегося съезда. Он предложил им принять участие в работе предстоящего всемирного конгресса татар, озвучить на нём кряшенские проблемы, чтобы совместными усилиями найти пути их решения. Со своей стороны он обещал государственную поддержку кряшенской общественности в решении социальных, культурных и религиозных вопросов. Что и было протокольно оформлено в качестве поручений главы республики руководителям государственных органов, научных и учебных учреждений, республиканских ведомств и муниципальных властей.

КряшеныДальнейшие события подтвердили самые худшие опасения. На конгрессе татар пи лидерам, ни представителям кряшенского движения слова не дали. Выступил, якобы от имени кряшенского населения республики, подставной оратор, ректор Альметьевского нефтяного института Александр Емикеев, человек, предавший забвению свое кряшенское происхождение и с трибуны всемирного форума призвавший к добровольному самоуничтожению кряшен и слиянию с татарами, надо полагать, мусульманами. Потому что конгресс, начиная со своего первого созыва, последовательно идентифицирует первых вторыми — и только! Нарушив свои обещания, устроители конгресса вытерли о кряшенских делегатов ноги. То же произошло с поручениями М.Ш.Шаймиева. Несмотря на то, что последним сроком выполнения зафиксированных в протоколе 19 пунктов значился сентябрь 2002 года, ни один из них в полном объёме или в подлинном смысле не исполнен.

Зато очень эффективно сработал административный ресурс. По команде из казанского кремля, продублированной главами местных властей, переписчики категорически отказывали фиксировать людей кряшенами. Только самым строптивым, и то, как правило, после обращения в различные инстанции, вплоть до Полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе, удалось отстоять свое конституционное право на этническую самоидентификацию. В итоге вместо 300 — 320 тысяч кряшен (прогноз Института этнологии и антропологии Российской академии наук) их оказалось 18 760! При всех издержках (обрусение, отатаривание, нежелание принадлежать к дискриминируемой национальности и т. п.) такое маловероятно.

Ревизия итогов переписи 2002 года невозможна. Но грядёт новая перепись. Власти Татарстана не отказались от политики геноцида кряшенского населения. Их цель — отатарить, а точнее омусульманить кряшен, то есть довести до конца вожделенное повеление «отца всех народов» по поводу слияния их с татарами. И чтобы это выглядело благопристойно, слияние предполагается провести под эгидой самих кряшен. Для чего, с одной стороны, предпринимаются попытки внедрить в кряшенское движение людей, не причастных к нему, отщепенцев и штрейкбрехеров с намерением привести их в дальнейшем к руководству этим движением. С другой стороны, форсированными темпами, силами административных работников и их приспешников создаются параллельные общественные структуры: сельские, районные, городские и республиканская кряшенские организации, — единственным назначением которых являются подмена и выдавливание из общественной жизни существующих самодеятельных образований, созданных демократическим путем. Оценка этих действий дана в недавнем Заявлении совета республиканского национально-культурного центра кряшен Татарстана, размещенном в сети Интернет. Но власти этой суверенной в национальном беспределе республики нежелательные для себя выступления общественности, как всегда, игнорируют.

Чтобы уже во втором десятилетии наступившего века не оказаться в числе «мёртвых» народов, лидеры кряшенского движения России не видят иного противоядия, как создание единого фронта, окончательное оформление которого должно произойти па всероссийском съезде кряшенского народа. Без такого фронта в создавшихся условиях невозможно противостоять зловещей политике татарстанских властей по отношению к кряшенам.

Трагично, что федеральные власти России за густым лесом политической ауры Татарстана, не видят срубленных деревьев, и отнюдь не частный вопрос российской национальной политики вопрос о сохранности и обеспечении цивилизованной жизнедеятельности одного из своих коренных православных народов — отдают на откуп региональной национальной элите. Это чревато негативными последствиями и для самой федерации.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика