Парламентская газета | Анна Дымковец | 10.03.2005 |
«Свершилось! В Москве начинается биеннале современного искусства», — с крайней степенью оживлённости заявил в преддверии события заморского происхождения руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил ШВЫДКОЙ.
Ради этого беспрецедентного в России смотра из Центрального музея Ленина убрали все реликвии вождя революции. «Наконец мы вытащим современное искусство из подвалов и покажем его широкой публике, причем в местах дислокации Ленина — в Музее революции, на Воробьевых горах. Забавно, не правда ли? Ленин запрещал современное искусство, а оно на время, а может, и навсегда, поселится в его обиталищах», — продолжал радоваться удачному исходу дел Швыдкой.
В Музее Ленина, Третьяковке, Центральном доме художника, Музее архитектуры и еще в десяти-двадцати местах прошли первые дни выставки. В мировой прессе одобрительные отзывы: «Наконец Россия либерально и демократично относится к современному искусству», — гласят подзаголовки. И никому нет дела до того, что в дни открытия перед Музеем Ленина собирались митингующие и протестующие.
Когда в 1915 году Малевич выставил «Черный квадрат», Бенуа сказал: «Черный квадрат» Малевича — икона, которую предлагают взамен мадонн и которая приведет к гибели". Так вот, первая Московская международная биеннале современного искусства — антология доказательств того, что слова Бенуа актуальны и по сей день.
В общем, знакомьтесь — в Музее Ленина молодое и актуальное искусство, претендующее на мировой уровень. Немудреная абракадабра в исполнении вездесущей российской группы «Синие носы» представляла собой несколько ящиков. В каждом — запрятано видео с аудиосопровождением — визгами и безудержным хохотом, под которые в центральном ящике, как в гробу, переворачивался пролетарский вождь. Чудесная находка!
Дерзкое свободомыслие продолжила австрийская группа художников «Желатин»: деревянный клозет с замерзшей мочой, свисающей в виде желтой сосульки почти до земли, — это их видение сегодняшней жизни. «Донорами» для изготовления остроумной идеи были посетители, из любопытства выстраивающиеся в очередь к дощатому дачному сортиру.
Самая невинная работа в этом «творческом» хаосе — бомбы от Давида Тер-Оганяна — две полуторалитровые бутылки кока-колы, перевязанные скотчем и с часовым механизмом посередине. Картонные обрезки, вяло свисающие с потолков, зигзагообразные металлические конструкции и прочие предметы, отражающие «мироощущения» творцов, даже не стоят упоминания об их авторах.
А вот экспозиция «Россия-2» Марата Гельмана, представленная в ЦДХ на Крымском Валу, по степени цинизма переплюнула все мочегонные сосульки и бомбы. Какой же ему видится Россия? Оказывается, с гербом в виде чучела двуглавого орла и с пресловутыми полочками, на которых возлежат экскременты. Другая выдумка Гельмана шокировала не только атеиста: на лик Иисуса спроецирован видеоэкран, на котором то и дело мелькали рекламные персонажи. Рядом предлагали наушники, чтобы прослушать поздравление Президента с Новым годом… А из репродукторов доносилось гостеприимное: «Пошли все на…» с известным трехбуквенным выражением. Ну и финал экспозиции — на полу видеоизображение молящегося человека с субтитрами «Отче наш, иже еси на небесех». По молитве и человеку шаркают десятки ног. Каково?!
О «России-2» промолчали центральные телеканалы. Лишь программа «Русский взгляд» с Иваном Демидовым «Третий канал» уделила этому сюжету немного времени. Бывший сценарист и актер, а ныне священник Иван Охлобыстин сказал, что визуализировать образ Христа нельзя — это эстетизация зла. Православные верующие тут же подали на Гельмана в суд за осквернение образа Спаса (говорят, Гельман обрадовался, только этого и ждал).
К ним присоединилась и думская фракция «Родина». Депутаты просят Генпрокуратуру привлечь к уголовной ответственности организаторов выставки современного искусства «Россия-2». Об этом говорится в заявлении, подготовленном по инициативе члена фракции «Родина» Александра Чуева. Депутаты выдвинули требование «положить конец действиям радикальных экстремистов от псевдоискусства».
Кстати, возвращаясь к пресс-конференции накануне биеннале, напомню слова Михаила Швыдкого: «Любая идея может быть представлена зрителю, но не любая — за государственный счет». Да будет известно, что эта самая «официальная» биеннале «съела» немалую часть денег, выделенных на культуру.
Пока заслуженные оркестры мытарствуют по подвалам, дома культуры закрывают под казино, у мастеров документального жанра нет доступа на телеканалы, киностудии распродаются с молотка, «гельманы» и прочие демонстранты убогой фантазии готовят фуршет по поводу презентации своей очередной мерзопакости.